Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Федеральной таможенной службы
от 13 марта 2015 г. N 423
Положение
по организации процессов жизненного цикла информационно-программных средств в таможенных органах
8 июля 2016 г.
I. Общие положения
Приказом ФТС России от 8 июля 2016 г. N 1356 в пункт 1.1 внесены изменения
1.1. Положение по организации процессов жизненного цикла информационно-программных средств в таможенных органах (далее - Положение) разработано в целях осуществления в таможенных органах Российской Федерации (далее - таможенные органы), учреждениях, находящихся в ведении ФТС России (далее - учреждения ФТС России), единого подхода в вопросах создания, внедрения, модернизации, эксплуатации, сопровождения и вывода из эксплуатации информационно-программных средств (далее - ИПС), предназначенных для реализации информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в составе Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (далее - ЕАИС ТО), а также в других информационных системах таможенных органов или автономно.
1.2. В целях применения Положения под ИПС понимаются:
Приказом ФТС России от 8 июля 2016 г. N 1356 в подпункт 1 внесены изменения
1) программы для средств вычислительной техники (далее - СВТ) и базы данных (далее - БД) созданные централизованно по заказу ФТС России или децентрализовано по заказу учреждения ФТС России (далее - Заказчик), на которые ФТС России имеет исключительное право;
2) программы для СВТ и БД, на которые ФТС России имеет неисключительное право, конфигурация и настройки которых произведены в соответствии с требованиями Заказчика.
1.3. Положение предназначено для:
1) структурных подразделений таможенных органов, деятельность которых в соответствии с возложенными задачами и функциями связана с внедрением, использованием и развитием ИКТ;
Приказом ФТС России от 8 июля 2016 г. N 1356 в подпункт 2 внесены изменения
2) должностных лиц и работников таможенных органов, учреждений ФТС России, должностные регламенты (должностные инструкции) которых предусматривают участие в решении вопросов создания, внедрения, эксплуатации, модернизации и (или) сопровождения ИПС, развития ИКТ.
1.4. Положение определяет:
1) последовательность, содержание и организацию процессов жизненного цикла (далее - ЖЦ) ИПС;
2) участие Главного управления информационных технологий ФТС России, структурных подразделений ФТС России, Центрального информационно-технического таможенного управления, таможенных органов и входящих в их состав информационно-технических служб (далее - ИТС), информационно-технических подразделений (далее - ИТП) в реализации процессов ЖЦ ИПС;
3) типовые требования по безопасности информации, предъявляемые к информационно-программным средствам (приложение N 1 к Положению);
4) типовое описание информационно-программного средства и предъявляемых к нему функциональных требований (приложение N 2 к Положению), отражаемых в заявке на проведение работ по созданию, модернизации или внесению изменений в ИПС;
5) обязанности и общий порядок работы приемочной комиссии (приложение N 3 к Положению);
6) образец протокола испытаний информационно-программных средств (приложение N 4 к Положению);
7) типовой порядок организации подготовки и проведения испытаний информационно-программных средств (приложение N 5 к Положению);
8) образец акта сдачи-приемки работ (приложение N 6 к Положению);
9) типовой регламент распространения в таможенные органы информационно-программных средств Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов и их установки на объектах эксплуатации (приложение N 7 к Положению).
II. Процессы ЖЦ ИПС, мероприятия по их организации
2.1. Государственные стандарты, определяющие ЖЦ программных средств, требования к работам и содержанию документов
2.1.1. Жизненный цикл ИПС состоит из совокупности взаимосвязанных процессов, к которым относятся: формирование заказа на создание ИПС; создание ИПС; эксплуатация и сопровождение ИПС; модернизация (изменение функциональных возможностей) ИПС; вывод из эксплуатации и списание ИПС.
2.1.2. Каждый процесс ЖЦ ИПС представляет собой упорядоченную во времени последовательность работ, объединенных в этапы и стадии. Стадии и этапы процесса выделяются в целях рациональной организации работ для достижения заданного результата и осуществления контроля за ходом исполнения процесса.
2.1.3. Состав и содержание описанных в Положении процессов ЖЦ ИПС (стадий, этапов, работ) определены с учетом положений следующих стандартов:
1) Единая система программной документации (класс стандартов ГОСТ 19);
2) Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы (класс стандартов ГОСТ 34);
3) ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-99. Информационная технология. Процессы жизненного цикла программных средств;
4) ГОСТ Р ИСО/МЭК 14764-2002. Информационная технология. Сопровождение программных средств;
5) ГОСТ Р ИСО/МЭК ТО 15271-2002. Информационная технология. Руководство по применению ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207 (Процессы жизненного цикла программных средств);
6) ГОСТ Р ИСО/МЭК 15288-2005. Информационная технология. Системная инженерия. Процессы жизненного цикла систем.
2.1.4. Требования к качеству ИПС, составу и содержанию испытаний ИПС, проектным, программным, отчетным и организационно-распорядительным документам отражены в следующих государственных стандартах и руководящих документах по стандартизации:
1) Единая система программной документации (класс стандартов ГОСТ 19);
2) Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы (класс стандартов ГОСТ 34);
3) РД 50-34.698-90. Методические указания. Информационная технология. Автоматизированные системы. Требования к содержанию документов;
4) ГОСТ 16504-81. Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения;
5) ГОСТ 28195-89. Оценка качества программных средств. Общие положения;
6) ГОСТ 28806-90. Качество программных средств. Термины и определения;
7) ГОСТ Р ИСО 9004-2010. Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества;
8) ГОСТ ISO 9000-2011. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь;
9) ГОСТ Р ИСО/МЭК 9126-93. Информационная технология. Оценка программной продукции. Характеристики качества и руководство по их применению;
10) ГОСТ 7.32-2001. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления;
11) ГОСТ Р ИСО/МЭК ТО 12182-2002. Информационная технология. Классификация программных средств;
12) ГОСТ Р ИСО/МЭК 15026-2002. Информационная технология. Уровни целостности систем и программных средств;
13) ГОСТ 2.051-2013. Единая система конструкторской документации. Электронные документы. Общие положения.
2.2. Основные мероприятия по организации процессов ЖЦ ИПС
2.2.1. Организация процессов ЖЦ ИПС включает планирование и проведение комплекса организационных и организационно-технических мероприятий, к которым относятся:
1) определение и обоснование потребностей в развитии ИКТ и ИПС, предназначенных для реализации этих технологий;
2) планирование и обоснование закупок:
а) научно-исследовательских работ (далее - НИР);
б) опытно-конструкторских работ (далее - ОКР);
в) работ по внедрению, сопровождению и модернизации ИПС;
г) услуг по подготовке должностных лиц и работников к работе с ИПС;
3) подготовка документации об осуществлении закупки работ, услуг, в том числе проект государственного контракта (далее - контракт), содержащего техническое задание (далее - ТЗ) по тематике закупаемых работ, услуг:
а) на выполнение НИР;
б) на выполнение ОКР по созданию ИПС;
в) на модернизацию ИПС;
г) на внедрение и (или) сопровождение ИПС;
4) мероприятия по определению исполнителя работ, услуг;
5) заключение контракта с участником закупки, признанным победителем закупки по результатам определения исполнителя (далее - Исполнитель);
6) подготовка правовых актов ФТС России (таможенных органов), устанавливающих и (или) регламентирующих:
а) состав комиссии для приемки результатов работ, услуг, выполненных по контракту (далее - приемочная комиссия), контроль исполнения контракта, приемку результатов работ, услуг;
б) внедрение, эксплуатацию, модернизацию, сопровождение ИПС;
в) вывод из эксплуатации ИПС, не используемых по назначению, и ИПС, дальнейшее использование которых не планируется в связи с отсутствием необходимости;
г) подготовку должностных лиц и работников к работе с ИПС;
7) контроль исполнения контракта, приемка результатов работ, услуг, выполненных в соответствии с условиями контракта;
8) регистрация новых ИПС в информационной системе (далее - ИС) фонда алгоритмов и программ (далее - ФАП) ФТС России (далее - "ИС ФАП ФТС России"), проведение мероприятий по государственной регистрации ИПС;
9) подготовка должностных лиц и работников к работе с ИПС в качестве пользователей или администраторов ИПС;
10) представление, сбор, анализ и обобщение заявок на выполнение работ, услуг, замечаний по работе ИПС, предложений по усовершенствованию ИПС в целях изменения функциональности, интерфейса, сервисов ИПС, устранения ошибок (дефектов), возникающих в процессе эксплуатации ИПС;
11) контроль за эксплуатацией ИПС, а также за выполнением должностными лицами и работниками требований руководящих документов (приказов, распоряжений ФТС России (таможенных органов), инструкций, документов на ИПС) в части, касающейся процессов ЖЦ ИПС.
2.2.2. Планирование и обоснование закупок, подготовка документации об осуществлении закупки, содержащей описание объекта закупки и предъявляемых к нему требований, а также определение исполнителя осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок), в том числе Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон).
IV. Формирование заказа на создание ИПС
4.1. Создание ИПС связано с разработкой новых или развитием действующих ИКТ, используемых структурными подразделениями ФТС России, таможенными органами в своей деятельности.
4.2. Основанием для организации работ по созданию ИПС являются:
1) международные договоры Российской Федерации о сотрудничестве в сфере таможенного дела;
2) нормативные правовые акты Российской Федерации;
3) целевые программы развития таможенной службы Российской Федерации;
4) межведомственные соглашения ФТС России по вопросам сотрудничества и взаимодействия;
5) решения коллегии ФТС России, НТС ФТС России, руководства ФТС России;
6) решения Объединенной коллегии таможенных органов государств-членов Таможенного союза, Коллегии Евразийской экономической комиссии (далее - ЕЭК);
7) предложения (заявки) структурных подразделений ФТС России по совершенствованию ИС и созданию ИКТ.
4.3. Процесс формирования заказа на создание ИПС включает следующие этапы:
1) определение и обоснование потребностей в ИПС для создания и реализации ИКТ;
2) планирование закупок НИР и ОКР;
3) подготовка документации об осуществлении закупок;
4) определение исполнителя работ, завершающееся заключением контракта с Исполнителем.
4.4. Таможенные органы в случае необходимости создания или модернизации ИПС для обеспечения реализации новой или существующей ИКТ представляют обоснованные предложения в структурное подразделение ФТС России, к компетенции которого относится эта технология (ИКТ).
4.5. Структурные подразделения ФТС России в соответствии с возложенными на них функциями, решаемыми задачами и потребностями в ИКТ, представляют в Главное управление информационных технологий ФТС России обоснованные заявки на выполнение (закупку) работ, связанных с созданием ИПС:
1) на очередной календарный (финансовый) год и плановый период - до 1 марта текущего года;
2) уточненная заявка на очередной календарный (финансовый) год - до 1 октября текущего года (при необходимости).
На основании решений коллегии ФТС России, Коллегии ЕЭК, НТС ФТС России, руководства ФТС России может представляться дополнительная заявка.
4.6. К заявке на выполнение НИР прилагается технико-экономическое обоснование работ, в котором должны быть отражены:
1) актуальность проведения работ с кратким описанием проблемы;
2) цель, задачи и сроки выполнения работ;
3) ожидаемые результаты и направления их реализации (внедрения);
4) стоимость этапов работ и работы в целом.
К заявке на выполнение ОКР прилагается описание требований к создаваемому ИПС в соответствии с приложением N 2 к Положению.
4.7. Главное управление информационных технологий ФТС России в соответствии с задачами, стоящими перед ФТС России, с учетом заявок структурных подразделений ФТС России осуществляет:
1) до 1 апреля текущего года - формирование проекта плана НИОКР на очередной календарный (финансовый) год и перечня НИР, ОКР на плановый период;
2) в течение десяти рабочих дней после получения объема прав в денежном выражении на выполнение работ - уточнение проекта плана НИОКР на очередной календарный год.
4.8. Проект плана НИОКР рассматривается на НТС ФТС России. План НИОКР утверждается приказом ФТС России.
Дополнения и (или) изменения в план НИОКР могут вноситься в соответствии с заявкой структурного подразделения ФТС России в целях реализации положений законодательных актов Российской Федерации, решений коллегии ФТС России, НТС ФТС России, руководства ФТС России, а также в иных необходимых случаях.
4.9. Главное управление информационных технологий ФТС России в соответствии с планом НИОКР представляет в Главное управление тылового обеспечения ФТС России заявку о включении тем НИР и ОКР в план закупок ФТС России на очередной финансовый год.
4.10. Подготовку документации об осуществлении закупки, заключение контракта с Исполнителем, контроль исполнения обязательств по контракту Исполнителем, организацию приемки результатов работ осуществляет:
1) по НИР - структурное подразделение ФТС России, по заявке которого выполняется работа;
2) по ОКР - Главное управление информационных технологий ФТС России.
4.11. После заключения контракта с Исполнителем на выполнение НИР структурное подразделение ФТС России, по заявке которого выполняется работа, осуществляет подготовку и издание приказа ФТС России о создании комиссии для приемки результатов НИР.
В состав комиссии включаются должностные лица структурного подразделения ФТС России, Главного управления информационных технологий ФТС России, Центрального информационно-технического таможенного управления (при необходимости). Председатель комиссии - заместитель начальника структурного подразделения ФТС России.
4.12. Результатом НИР является научно-технический отчет по НИР (далее - отчет). Если исследования касались вопросов создания ИПС, то в приложении к отчету должен быть проект ТЗ на создание ИПС.
4.13. В проекте ТЗ на создание ИПС, а также в ТЗ на выполнение ОКР по созданию ИПС (в случае, если НИР не проводилась) в описании объекта закупки должны быть отражены требования:
1) к функциональности ИПС (составу и содержанию выполняемых функций);
2) к взаимодействию создаваемого ИПС с другими ИПС и информационными ресурсами ЕАИС ТО (при использовании ИПС в составе ЕАИС ТО);
3) к техническим характеристикам оборудования, с использованием которого должна осуществляться эксплуатация ИПС;
4) к эксплуатационным характеристикам ИПС, предусматривающим:
Приказом ФТС России от 8 июля 2016 г. N 1356 в подпункт "а" внесены изменения
а) наличие встроенных средств полнофункционального администрирования, предусматривающих возможность разграничения прав доступа должностных лиц, работников к ИПС или функциям ИПС (при необходимости);
б) наличие встроенных средств диагностики и контроля доступности, а также производительности ИПС;
в) централизованный мониторинг работы ИПС в автоматизированной системе контроля за бесперебойным функционированием ИПС ЕАИС ТО;
5) к контролю качества ИПС;
6) к порядку внедрения ИПС;
7) к составу проектных, технических и программных документов на ИПС.
4.14. В целях контроля за ходом исполнения работ, проверки работоспособности созданного ИПС, соответствия функциональных возможностей и других характеристик ИПС установленным требованиям, а также выполнением работ по контракту в ТЗ должны быть отражены:
1) виды испытаний (предварительные, опытная эксплуатация, приемочные) и состав участников испытаний ИПС;
2) место проведения, начало и продолжительность испытаний ИПС;
3) требования к Исполнителю:
а) по проведению обследования деятельности Заказчика, для автоматизации которой предназначено ИПС, и детализации функциональных требований к ИПС в соответствии с результатами обследования;
б) по разработке, согласованию с Заказчиком дополнения к ТЗ;
в) по разработке программы и методики проведения испытаний (далее - ПМИ) ИПС и сроку ее согласования с Заказчиком;
г) по действиям в процессе проведения испытаний, сдаче-приемке выполненных работ;
д) по установлению, обоснованию и отражению в документах на ИПС срока полезного использования ИПС;
е) по проведению регистрации ИПС и передаче результатов ОКР в ФАП ФТС России;
ж) по гарантийным обязательствам и их обеспечению.
4.15. Определение Исполнителя осуществляется в соответствии законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, в том числе Федеральным законом.
V. Создание ИПС
5.1. Организация работ по созданию ИПС
5.1.1. Процесс создания ИПС начинается после заключения контракта с Исполнителем на выполнение ОКР и включает:
1) подготовку и издание приказа (распоряжения) ФТС России об организации работ по контракту;
2) проведение работ, испытаний в соответствии с условиями контракта;
3) приемку работ от Исполнителя.
5.1.2. Главное управление информационных технологий ФТС России в целях своевременного и полного исполнения обязательств ФТС России по контракту осуществляет разработку и издание приказа ФТС России об организации работ по контракту и приемке выполненных работ.
5.1.3. Приказом назначается приемочная комиссия, в состав которой включаются должностные лица Главного управления информационных технологий ФТС России, Центрального информационно-технического таможенного управления и структурного подразделения ФТС России, по заявке которого выполняются работы (далее - инициатор заказа) по созданию ИПС.
Обязанности и общий порядок работы приемочной комиссии приведен в приложении N 3 к Положению.
5.2. Проведение работ и испытаний ИПС
5.2.1. В ходе исполнения работ по контракту с участием представителей Исполнителя и членов приемочной комиссии Заказчика проводятся:
1) консультации:
а) по технологии, реализацию которой обеспечивает ИПС;
б) по взаимодействию ИПС с другими ИПС ЕАИС ТО;
в) по содержанию документов на ИПС;
2) рассмотрение и согласование документов, разработка которых предусмотрена условиями контракта;
3) испытания ИПС;
4) совещания по проблемным вопросам, возникающим в процессе выполнения работ, по подготовке и проведению испытаний ИПС.
5.2.2. Этапы проведения работ по созданию ИПС заканчиваются проведением испытаний ИПС в соответствии с ПМИ, разработанной Исполнителем и согласованной с Заказчиком.
5.2.3. Предварительные испытания ИПС проводятся на специализированном стенде (далее - стенд) Центрального информационно-технического таможенного управления. При необходимости проверки взаимодействия ИПС со средствами криптографической защиты информации (далее - СКЗИ) на стенде устанавливаются соответствующие СКЗИ.
5.2.4. Опытная эксплуатация (далее - ОЭ) как вид испытаний ИПС может проводиться в структурных подразделениях ФТС России, таможенных органах, для обеспечения деятельности которых предназначено ИПС (далее - объекты опытной зоны), или на стенде Центрального информационно-технического таможенного управления.
5.2.5. Проведение ОЭ на объектах опытной зоны осуществляется в соответствии с приказом ФТС России о проведении опытной эксплуатации. Разработку и издание приказа осуществляет Главное управление информационных технологий ФТС России с учетом предложений инициатора заказа работ и Центрального информационно-технического таможенного управления.
5.2.6. Приемочные испытания проводятся после устранения Исполнителем всех замечаний, выявленных при проведении ОЭ (при их наличии). При устранении Исполнителем замечаний в процессе ОЭ приемочные испытания могут осуществляться при завершении ОЭ.
5.2.7. Приемочная комиссия принимает участие в предварительных, приемочных испытаниях, а также в ОЭ, если она проводится в структурном подразделении (подразделениях) ФТС России, и осуществляет контроль и анализ результатов проведения ОЭ в таможенных органах.
Для участия в испытаниях могут привлекаться (при необходимости) должностные лица Центрального информационно-технического таможенного управления, объектов опытной зоны.
5.2.8. Итоги каждого вида испытаний приемочная комиссия оформляет актом проведения испытаний с соответствующим заключением по результатам испытаний: о допуске ИПС к очередному виду испытаний; о повторном проведении испытаний ИПС; о приемке ИПС.
5.2.9. К акту проведения испытаний прилагается протокол испытаний ИПС или протоколы испытаний ИПС на объектах опытной зоны. Результаты испытаний ИПС на объектах опытной зоны могут обобщаться в едином протоколе испытаний. Образец протокола испытаний ИПС приведен в приложении N 4 к Положению.
5.2.10. Типовой порядок организации подготовки и проведения испытаний ИПС (далее - Типовой порядок) приведен в приложении N 5 к Положению.
Отдельные положения Типового порядка в зависимости от условий контракта (объем выполняемых работ, виды испытаний и прочее), проведения испытаний, технического и программного обеспечения испытаний уточняются, конкретизируются, дополняются или не применяются в процессе испытаний ИПС.
5.3. Приемка работ (этапов работ) по созданию ИПС
5.3.1. Результатом ОКР является научно-техническая продукция (далее - НТП), разработанная Исполнителем в соответствии с условиями контракта, к которой относятся:
1) ИПС на электронном носителе (носителях) информации;
2) проектные, технические и программные документы (в том числе эксплуатационные документы) на ИПС (далее - документы на ИПС).
5.3.2. Рассмотрение вопроса о приемке результатов работ, выполненных по контракту, осуществляется на заседании приемочной комиссии. Принятие решения приемочной комиссией производится по результатам испытаний ИПС, проверки состава и содержания документов на ИПС, их соответствия требованиям ТЗ.
5.3.3. Результаты приемки оформляются актом сдачи-приемки работ, выполненных по контракту (далее - акт сдачи-приемки работ), подтверждающим выполнение Исполнителем своих обязательств по контракту. В акте сдачи-приемки отражается также срок полезного использования ИПС.
Акт сдачи-приемки работ подписывается членами комиссии только после устранения Исполнителем всех замечаний и недостатков, выявленных в процессе приемочных испытаний, и утверждается Заказчиком и Исполнителем. Образец акта сдачи-приемки работ приведен в приложении N 6 к Положению. К акту сдачи-приемки работ прилагается перечень НТП, передаваемой в ФАП ФТС России.
5.3.4. Главное управление информационных технологий ФТС России осуществляет:
1) регистрацию ИПС в "ИС ФАП ФТС России" (до сдачи-приемки работ);
2) представление в Главное финансово-экономическое управление ФТС России акта сдачи-приемки работ с отметкой ФАП ФТС России о приемке НТП в ФАП ФТС России;
3) проведение мероприятий по государственной регистрации ИПС.
5.3.5. Центральное информационно-техническое таможенное управление на основании утвержденного акта сдачи-приемки работ производит приемку НТП в ФАП ФТС России и внесение в ИС "ФАП ФТС России" данных о составе НТП.
5.3.6. Постановка ИПС на баланс ФТС России производится в соответствии с законодательством Российской Федерации по бухгалтерскому учету.
VI. Эксплуатация и сопровождение ИПС
6.1. Организация ввода в эксплуатацию и сопровождения ИПС
6.1.1. Эксплуатация и сопровождение ИПС является процессом ЖЦ ИПС, который начинается с внедрения ИПС на объекты эксплуатации и завершается с изданием приказа ФТС России о выводе ИПС из эксплуатации.
6.1.2. Процесс эксплуатации и сопровождения ИПС включает две стадии организационно-технических мероприятий и работ, выполняемых параллельно при эксплуатации ИПС (стадия эксплуатации ИПС) и при сопровождении ИПС (стадия сопровождения ИПС).
6.1.3. Стадия эксплуатации ИПС включает этапы:
1) внедрения ИПС;
2) использования ИПС должностными лицами и работниками таможенных органов в своей деятельности (далее - пользователи ИПС).
6.1.4. Центральное информационно-техническое таможенное управление в соответствии с планом внедрения и сопровождения ИПС, планом закупок и планом-графиком закупок осуществляет действия, описанные в подпунктах 4, 5 и подпунктах "а", "б" подпункта 6 пункта 3.2.1 Положения, а также размещает на Портале ФТС России:
1) ТЗ на сопровождение ИПС;
2) информацию о реквизитах и режимах работы "горячей линии" приема заявок, обращений по функционированию ИПС ЕАИС ТО.
6.1.5. Главное управление информационных технологий ФТС России в целях внедрения и сопровождения ИПС осуществляет:
1) подготовку и издание приказа ФТС России об эксплуатации ИПС в соответствии с предложениями Центрального информационно-технического таможенного управления и структурного подразделения ФТС России, по заявке которого проводились работы по созданию ИПС;
2) информирование таможенных органов письмом ФТС России о контракте и содержании работ по контракту на внедрение ИПС;
3) контроль за внедрением ИПС.
6.1.6. Эксплуатация ИПС в таможенных органах осуществляется на основании приказа ФТС России об эксплуатации ИПС, в котором определяются:
1) объекты для эксплуатации ИПС;
2) основные мероприятия по внедрению ИПС, срок выполнения, ответственные исполнители;
3) дата начала эксплуатации ИПС;
4) задачи:
а) структурного подразделения ФТС России, к компетенции которого относится ИПС;
б) Главного управления информационных технологий ФТС России;
в) Центрального информационно-технического таможенного управления;
г) таможенных органов;
5) срок полезного использования ИПС.
6.1.7. Приказ ФТС России об эксплуатации ИПС издается в сроки:
1) установленные решениями коллегии ФТС России, НТС ФТС России, поручениями руководства ФТС России или в сроки, согласованные с руководством ФТС России;
2) после приемки ИПС, документации на ИПС от Исполнителя ОКР:
а) не позднее двух недель, если в условиях контракта на выполнение ОКР предусмотрен этап выполнения работ по внедрению ИПС на объектах эксплуатации;
б) не позднее трех недель, если в условиях контракта на выполнение ОКР не предусмотрен этап выполнения работ по внедрению ИПС на объектах эксплуатации, а для внедрения ИПС не требуется проведение централизованной (децентрализованной) закупки и поставки СВТ и (или) других средств, необходимых для использования ИПС, на объекты эксплуатации;
3) не позднее двух недель после централизованной поставки или децентрализованной закупки и подготовки к эксплуатации СВТ и (или) других средств, необходимых для эксплуатации ИПС.
6.1.8. Приемку результатов работ, выполненных в соответствии с условиями контракта, осуществляет приемочная комиссия.
6.1.9. В каждом таможенном органе, включенном в перечень объектов для эксплуатации ИПС, в соответствии с приказом ФТС России издается приказ (распоряжение) об эксплуатации ИПС.
6.2. Внедрение ИПС
6.2.1. Внедрение ИПС осуществляется в целях подготовки таможенных органов к использованию ИПС в своей деятельности.
6.2.2. Внедрение ИПС включает выполнение следующих работ, услуг:
1) распространение ИПС, документации на ИПС, методических материалов в таможенные органы;
2) установку, настройку ИПС на объектах эксплуатации, разграничение прав доступа пользователей ИПС;
3) проверку функционирования (тестирование) ИПС, установленного на объектах эксплуатации;
4) подготовку должностных лиц и работников к работе с ИПС.
6.2.3. Распространение ИПС на объекты эксплуатации, установка, настройка и проверка функционирования ИПС на объектах осуществляется в соответствии с разделом VIII Положения.
6.2.4. Подготовка пользователей ИПС проводится в целях обеспечения непрерывного функционирования созданного ИПС, а также других ИПС при их взаимодействии, умелого использования ИПС в процессе выполнения обязанностей, определенных должностной инструкцией (должностным регламентом).
6.2.5. Организацию подготовки пользователей ИПС к работе с ИПС, осуществляют:
1) на базе Центрального информационно-технического таможенного управления - Главное управление информационных технологий ФТС России или структурное подразделение ФТС России, инициирующее заказ на создание ИПС;
2) на базе учебного центра РТУ - структурное подразделение РТУ, к компетенции которого относится ИПС;
3) в таможне - структурное подразделение, к компетенции которого относится ИПС.
Техническое и программное обеспечение подготовки пользователей ИПС осуществляют Центральное информационно-техническое таможенное управление, ИТС (ИТП) таможенных органов соответственно.
Сроки и место проведения подготовки, состав участников определяются в приказе ФТС России (таможенного органа) об эксплуатации ИПС.
6.2.6. Подготовка должностных лиц и работников к работе с ИПС осуществляется Исполнителем работ, если это отражено в условиях контракта.
6.2.7. О готовности к эксплуатации ИПС руководители таможенных органов, включенных в перечень объектов внедрения и эксплуатации ИПС, информируют Главное управление информационных технологий ФТС России, Центральное информационно-техническое таможенное управление и структурное подразделение ФТС России, к компетенции которого относится ИПС.
6.3. Сопровождение ИПС
6.3.1. Сопровождение ИПС осуществляется в целях сохранения исходного состояния и функциональных возможностей ИПС, поддержания их работоспособности в процессе эксплуатации, а также актуализации информации, формируемой ИПС, в соответствии с изменениями нормативной правовой базы путем внесения изменений в ИПС.
6.3.2. Организация сопровождения осуществляется в отношении ИПС, фактически находящихся в эксплуатации.
6.3.3. К работам, услугам по сопровождению ИПС относятся:
1) оказание консультационной и технической помощи пользователям ИПС, администраторам ИПС в процессе выполнения ими должностных обязанностей;
2) восстановление информации и работоспособности ИПС после отказов и сбоев в работе ИПС, СВТ, на которых установлены ИПС;
3) выявление и устранение ошибок (дефектов) в функционировании ИПС;
4) оптимизация функционирования ИПС без внесения изменений или с внесением изменений в программные коды;
Приказом ФТС России от 8 июля 2016 г. N 1356 в подпункт 5 внесены изменения
5) совершенствование характеристик, интерфейса, структуры баз данных, информационных и программных компонентов (модулей) ИПС, не приводящее к изменению состава функций, определенных ТЗ на создание (модернизацию) ИПС;
6) установка и настройка ИПС (версий ИПС) на СВТ;
7) сохранение (интеграция) баз данных ИПС при реорганизации таможенных органов без внесения изменений или с внесением изменений в программные коды;
8) периодические проверки и оценки:
а) работоспособности ИПС и отдельных его компонентов (модулей);
б) целостности и непротиворечивости информации ИПС;
9) разработка рекомендаций по предотвращению отказов и сбоев в функционировании ИПС, по организации подготовки пользователей ИПС;
10) внесение изменений в документы на ИПС.
6.3.4. В ТЗ на сопровождение ИПС должны быть отражены:
1) объекты эксплуатации, на которых осуществляется сопровождение ИПС;
2) состав и требования к работам по сопровождению ИПС, этапы работ;
3) вид испытаний новой версии ИПС и место их проведения;
4) требования к Исполнителю:
а) по выполнению работ и проведению испытаний версии ИПС;
б) по организации приемки заявок, обращений от представителей Заказчика;
в) по разработке и представлению Заказчику дополнения к ТЗ на ИПС, дополнений к документам на ИПС в соответствии с заявками Заказчика на внесение изменений в ИПС;
г) по разработке ПМИ, сроке согласования ПМИ с Заказчиком;
д) по передаче версии ИПС, а также документации на ИПС с внесенными изменениями (на электронных носителях) в ФАП ФТС России;
ж) по гарантийным обязательствам и их обеспечению;
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
6) состав документов, материалов, представляемых Исполнителем для проведения приемочных испытаний версии ИПС и при сдаче-приемке результатов выполненных работ (этапа работ) по контракту;
7) состав документов, отражающих результаты испытаний, результаты сдачи-приемки работ, выполненных в соответствии с условиями контракта.
6.3.5. Выполнение работ, услуг по сопровождению ИПС осуществляется Исполнителем в соответствии с условиями контракта, заключенного:
1) Центральным информационно-техническим таможенным управлением - в интересах структурных подразделений ФТС России, РТУ (в том числе специализированные РТУ), ТНП ФТС России, учреждений ФТС России;
2) РТУ - в интересах структурных подразделений РТУ, таможенных органов, подчиненных РТУ.
6.3.6. РТУ планируют закупку работ, услуг по сопровождению ИПС на очередной календарный (финансовый) год в соответствии с перечнем ИПС N 2.
6.3.7. ТНП ФТС России осуществляют организацию сопровождения ИПС на очередной календарный (финансовый) год только по согласованию с Главным управлением информационных технологий ФТС России, Центральным информационно-техническим таможенным управлением и в соответствии с Федеральным законом.
6.3.8. Оказание консультационной и технической помощи пользователям ИПС, администраторам ИПС в процессе выполнения ими должностных обязанностей может осуществляться с использованием средств связи (телефон, электронная почта, факс) или непосредственно на объектах эксплуатации.
Центральное информационно-техническое таможенное управление (РТУ) размещает на Портале ФТС России (РТУ) информацию о телефонах и адресах электронной почты консультационной помощи.
Приказом ФТС России от 8 июля 2016 г. N 1356 в подпункт 6.3.9 внесены изменения
6.3.9. В рамках контрактов, заключенных РТУ (ТНП ФТС России, учреждением ФТС России), допускается выполнение работ, указанных в подпунктах 1, 2, 4 (без внесения изменений в программные коды), 6, 7 и 8 пункта 6.3.3 Положения.
Работы должны осуществляться представителями Исполнителя только на объектах эксплуатации ИПС.
Приказом ФТС России от 8 июля 2016 г. N 1356 в подпункт 6.3.10 внесены изменения
6.3.10. В целях осуществления контроля за ходом исполнения контракта, проведения приемочных испытаний ИПС с внесенными изменениями, а также для приемки работ (этапа работ), выполненных в соответствии с условиями контракта, приказом Центрального информационно-технического таможенного управления назначается приемочная комиссия.
В состав приемочной комиссии включаются представители Центрального информационно-технического таможенного управления, Главного управления информационных технологий ФТС России и структурных подразделений ФТС России, к компетенции которых относятся ИПС.
Обязанности и общий порядок работы приемочной комиссии приведен в приложении N 3 к Положению.
6.3.11. Приемка результатов работ осуществляется:
1) новой версии ИПС, этапа работ по внесению изменений в ИПС по заявкам Заказчика - приемочной комиссией;
2) этапа работ по оказанию консультационной и технической помощи пользователям (администраторам) ИПС, а также по внедрению ИПС - уполномоченным представителем Заказчика.
6.3.12. Результаты приемки выполненных работ оформляются:
1) по внесению изменений в ИПС по заявке Заказчика (приемка новой версии ИПС) - актом сдачи-приемки версии ИПС в эксплуатацию;
2) по каждому этапу работ по внесению изменений в ИПС, внедрению ИПС - актом сдачи-приемки работ.
6.3.13. Распространение ИПС, измененных в процессе сопровождения, выполняется в соответствии с разделом VIII Положения.
VII. Модернизация ИПС
7.1. Модернизация ИПС проводится в целях изменения функциональных возможностей ИПС. Результатом мероприятий и работ, составляющих этот процесс ЖЦ ИПС, является новая версия ИПС, обеспечивающая деятельность таможенных органов.
7.2. Основанием для организации и проведения работ по модернизации ИПС являются:
1) международные договоры Российской Федерации о сотрудничестве в области таможенного дела;
2) нормативные правовые акты Российской Федерации;
3) целевые программы развития таможенной службы Российской Федерации;
4) межведомственные соглашения ФТС России по вопросам сотрудничества и взаимодействия;
5) решения коллегии, НТС, руководства ФТС России;
6) решения Объединенной коллегии таможенных органов государств-членов Таможенного союза, Коллегии ЕЭК;
7) заявки структурных подразделений ФТС России.
7.3. Организация работ по модернизации ИПС должна осуществляться с учетом сроков модернизации взаимодействующих с ним других ИПС ЕАИС ТО.
7.4. Процесс модернизации ИПС начинается с определения и обоснования необходимости модернизации и включает следующие стадии:
1) формирование заказа на модернизацию ИПС;
2) создание новой версии ИПС, дополнений к документации на ИПС;
3) испытания и приемка версии ИПС.
7.5. План модернизации ИПС согласовывает Главное управление информационных технологий ФТС России и утверждает заместитель руководителя ФТС России, курирующий Центральное информационно-техническое таможенное управление.
К плану модернизации ИПС прилагается пояснительная записка, в которой отражаются цели и содержание модернизации по каждому ИПС, приоритет ИПС в проведении модернизации.
7.6. Центральное информационно-техническое таможенное управление в целях модернизации ИПС в соответствии с планом модернизации ИПС, планом закупок, планом-графиком закупок осуществляет действия, описанные в подпунктах 4, 5, подпунктах "а" и "б" подпункта 6, подпункте 7 пункта 3.2.1 Положения, и размещает на Портале ФТС России ТЗ на модернизацию ИПС.
7.7. В ТЗ на модернизацию ИПС в описании объекта закупки должны быть отражены требования:
1) к составу и содержанию новых функций ИПС;
2) к взаимодействию модернизированного ИПС с другими ИПС и информационными ресурсами ЕАИС ТО (при использовании ИПС в составе ЕАИС ТО);
3) к эксплуатационным характеристикам ИПС (в случае необходимости), предусматривающим:
Приказом ФТС России от 8 июля 2016 г. N 1356 в подпункт "а" внесены изменения
а) наличие встроенных средств полнофункционального администрирования, предусматривающих возможность разграничения прав доступа должностных лиц, работников к ИПС;
б) наличие встроенных средств диагностики и контроля доступности, а также производительности ИПС;
в) централизованный мониторинг работы ИПС в автоматизированной системе контроля за бесперебойным функционированием ИПС ЕАИС ТО;
4) к контролю качества новой версии ИПС;
5) к составу и содержанию документов на ИПС.
7.8. В ТЗ также должны быть отражены:
1) виды испытаний (предварительные, опытная эксплуатация, приемочные) и участники в каждом виде испытаний ИПС;
2) место, сроки проведения и продолжительность испытаний ИПС;
3) сроки разработки Исполнителем ПМИ и ее согласования с заказчиком;
4) состав документов на ИПС, разрабатываемых и представляемых Исполнителем для проведения испытаний, при сдаче-приемке работ;
5) передача НТП в ФАП ФТС России.
7.9. Утратил силу.
См. текст пункта 7.9
7.10. Контроль за ходом исполнения работ по контракту, проведение испытаний, приемку НТП осуществляет приемочная комиссия, назначенная приказом Центрального информационно-технического таможенного управления.
Типовой порядок организации подготовки и проведения испытаний ИПС приведен в приложении N 5 к Положению.
7.11. Распространение новой версии ИПС и эксплуатационных документов на ИПС, переданных Исполнителем в ФАП ФТС России, производится в соответствии с разделом VIII Положения.
7.12. Установка новой версии ИПС на объекте эксплуатации может производиться путем:
1) обновления версии, находящейся в эксплуатации, в результате которого она приобретает новое качество (функциональные возможности), соответствующее новой версии ИПС;
2) удаления старой и установки новой версии ИПС на СВТ, если ее установку невозможно осуществить путем обновления версии ИПС, находящейся в эксплуатации.
7.13. Структурное подразделение ФТС России при подготовке проекта приказа ФТС России, в котором дается поручение Центральному информационно-техническому таможенному управлению и Главному управлению информационных технологий ФТС России о проведении модернизации или внесении изменений в ИПС, согласовывает его с указанными управлениями.
VIII. Распространение и установка ИПС
8.1. Распространение ИПС (новых ИПС, версий ИПС, обновлений ИПС) на объекты эксплуатации осуществляется в целях обеспечения таможенных органов ИПС, необходимых:
1) для проведения опытной эксплуатации (вида испытаний ИПС) созданных (модернизированных) ИПС;
2) для внедрения ИПС на объектах эксплуатации и использования таможенными органами в процессе деятельности;
3) для обновления версии ИПС, в процессе эксплуатации которой выявлены ошибки и имеются замечания по работе.
8.2. Центральное информационно-техническое таможенное управление обеспечивает распространение ИПС, эксплуатационных документов и методических материалов по использованию ИПС (далее - пакеты рассылки) в структурные подразделения ФТС России, РТУ, ТНП ФТС России, а также учет пакетов рассылки.
8.3. Распространение пакетов рассылки с уровня РТУ, таможни, подчиненной РТУ, ТНП ФТС России в подчиненные таможенные органы обеспечивает ИТС (ИТП) РТУ (таможни).
8.4. В зависимости от архитектурно-программной реализации ИПС распространение ИПС может производиться:
Приказом ФТС России от 8 июля 2016 г. N 1356 в подпункт 1 внесены изменения
1) путем размещения пакетов рассылки в централизованном вычислительном ресурсе (вычислительных ресурсах РТУ, ТНП ФТС России, таможни, подчиненной РТУ);
2) на электронных носителях информации, сопровождаемых письмом Центрального информационно-технического таможенного управления (далее - сопроводительный документ);
3) рассылкой электронных архивов пакетов рассылки средствами Ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети (далее - ВИТС) ФТС России.
Информирование РТУ, ТНП ФТС России о размещении пакета рассылки в централизованном вычислительном ресурсе или рассылке его средствами ВИТС ФТС России производится письмом Центрального информационно-технического таможенного управления.
Информирование таможен, подчиненных РТУ, о размещении пакета рассылки в вычислительном ресурсе РТУ или рассылке его средствами регионального фрагмента ВИТС ФТС России производится письмом РТУ.
8.5. После поступления пакетов рассылки на объекты эксплуатации должностные лица ИТС (ИТП) таможенных органов осуществляют:
1) проверку полученных пакетов рассылки на соответствие сведениям, указанным в сопроводительном документе;
2) проверку архивов на целостность и на отсутствие в них вредоносных программ (вирусов);
3) установку, настройку, проверку работоспособности ИПС в соответствии с эксплуатационными документами и методическими рекомендациями.
8.6. При нарушении целостности архивных файлов, несоответствии состава пакета рассылки сведениям, указанным в сопроводительном документе и других замечаниях по пакетам рассылки, должностные лица ИТС (ИТП) информируют Центральное информационно-техническое таможенное управление и Главное управление информационных технологий ФТС России.
8.7. Установка и настройка ИПС включает:
1) установку ИПС на серверное оборудование объекта эксплуатации и рабочие станции пользователей ИПС (при наличии клиентской части ИПС);
2) создание необходимых для функционирования ИПС баз данных (БД) и их первичную инициализацию;
3) настройку параметров ИПС и БД в соответствии с методическими рекомендациями и требованиями эксплуатационных документов;
4) настройку серверного оборудования и рабочих станций пользователей ИПС, разграничение прав доступа.
8.8. Серверное оборудование для установки ИПС определяет начальник ИТС (ИТП) таможенного органа, состав рабочих станций - должностное лицо таможенного органа, ответственное за использование ИПС.
8.9. Проверка работоспособности ИПС включает:
1) выполнение контрольных примеров, предусмотренных эксплуатационными документами на ИПС, составом пакета рассылки или контрольных примеров, используемых на объекте эксплуатации;
2) заключение о работоспособности и функционировании ИПС по результатам выполнения контрольных примеров;
3) принятие мер по устранению выявленных ошибок, допущенных при установке и настройке ИПС, в том числе путем выполнения повторной установки и (или) настройки ИПС.
Приказом ФТС России от 8 июля 2016 г. N 1356 пункт 8.10 изложен в новой редакции
8.10. Установка, настройка и проверка работоспособности ИПС должностными лицами ИТС (ИТП) таможенного органа, Исполнителем (если это предусмотрено условиями контракта) производится:
а) на серверном оборудовании таможенного органа - в часы минимального объема информационного обмена в функциональной информационной системе, который обеспечивает серверное оборудование;
б) на рабочих станциях (при необходимости) - в рабочее время в присутствии пользователей ИПС.
8.11. Пакеты рассылки являются обязательными для незамедлительного применения, если иное не оговорено в сопроводительных документах.
Приказом ФТС России от 8 июля 2016 г. N 1356 в пункт 8.12 внесены изменения
8.12. В целях организации работ по подготовке ИПС к использованию на объектах эксплуатации ИТС РТУ (ТНП ФТС России) разрабатывает Регламент распространения в таможенные органы РТУ (ТНП ФТС России) и установки ИПС на объектах эксплуатации (далее - Регламент).
Разработка Регламента осуществляется с учетом структуры и фактической численности ИТС РТУ (ТНП ФТС России), специфики и режима работы таможенных органов, подчиненных РТУ (ТНП ФТС России), наличия контракта с Исполнителем на сопровождение ИПС, а также пункта 8.10 Положения.
Типовой Регламент приведен в приложении N 7 к Положению.
8.13. РТУ, ТНП ФТС России представляют в Центральное информационно-техническое таможенное управление информацию об установке новых версий ИПС на объектах эксплуатации не позднее очередного рабочего дня после дня завершения работ.
Информация представляется по электронной почте (без уведомления на бумажном носителе) файлом в формате MS Excel по форме, приведенной в приложении N 8 к Положению.
Адрес электронной почты должностного лица, ответственного за прием информации, доводится до РТУ и ТНП ФТС России письмом Центрального информационно-технического таможенного управления.
IX. Вывод из эксплуатации и списание ИПС
9.1. С вводом в эксплуатацию ИПС, обеспечивающих реализацию новых ИКТ или функций нескольких ранее используемых ИПС, дальнейшее использовании ИПС, обеспечивающих реализацию ранее используемых ИКТ, а также части функций существующих ИКТ, нецелесообразно (далее - ИПС, утратившие актуальность).
9.2. Структурные подразделения ФТС России представляют в Главное управление информационных технологий ФТС России и Центральное информационно-техническое таможенное управление сведения и предложения о выводе из эксплуатации ИПС, утративших актуальность.
9.3. Вывод из эксплуатации ИПС производится на основании и в соответствии с приказом ФТС России. Необходимые данные о выводе из эксплуатации ИПС, утративших актуальность, могут быть отражены в приказе ФТС России о вводе в эксплуатацию нового ИПС.
9.4. Главное управление информационных технологий ФТС России осуществляет:
Приказом ФТС России от 8 июля 2016 г. N 1356 в подпункт 1 внесены изменения
1) подготовку и представление заместителю руководителя ФТС России, осуществляющему координацию и контроль деятельности главного управления, предложений о выводе из эксплуатации ИПС, утративших актуальность, согласованных с Центральным информационно-техническим таможенным управлением;
2) подготовку проекта приказа ФТС России о выводе из эксплуатации ИПС, утративших актуальность.
9.5. В приказе ФТС России о выводе из эксплуатации ИПС или в приказе ФТС России о вводе в эксплуатацию нового ИПС в части, касающейся ИПС, утративших актуальность, отражаются:
1) наименование и шифр ИПС, выводимого из эксплуатации;
2) последовательность вывода из эксплуатации ИПС, установленного на объектах эксплуатации, с указанием срока вывода;
3) наименование и шифр ИПС, используемого взамен ИПС, выводимого из эксплуатации (при необходимости);
4) обеспечение доступности данных (информационных ресурсов), созданных в процессе использования ИПС, выводимого из эксплуатации, и их дальнейшее использование (срок хранения);
5) состав комиссии по выводу из эксплуатации ИПС, перечень и порядок представления документов, фиксирующих факт вывода из эксплуатации ИПС;
6) решение о приказе ФТС России, в соответствии с которым ИПС введено в эксплуатацию.
9.6. Версии ИПС, потерявшие свою актуальность в результате работ по модернизации ИПС, подлежат выводу из эксплуатации (за исключением случая замены ИПС на новую версию ИПС путем обновления).
Все версии ИПС хранятся в ФАП ФТС России и в архивах информационных ресурсов таможенных органов.
9.7. Перед завершением срока полезного использования ИПС структурное подразделение ФТС России, к компетенции которого относится ИПС, совместно с Главным управлением информационных технологий ФТС России и Центральным информационно-техническим таможенным управлением производит обоснование необходимости закупки ОКР по созданию нового ИПС с учетом современных (перспективных) технологий и средств (систем) программирования, технических средств ИКТ.
9.8. Работы по созданию ИПС включаются в перечень ОКР на плановый период. После создания и ввода в эксплуатацию новых ИПС, ИПС, утратившие актуальность, подлежат выводу из эксплуатации и списанию.
9.9. Списание ИПС производится в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Начальник Главного |
Д.В. Данилин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.