Приказ Федерального агентства железнодорожного транспорта от 2 марта 2015 г. N 59
"Об утверждении новой редакции Временного порядка разработки сертификационного базиса"
Настоящий приказ фактически прекратил действие
См. Временный порядок разработки сертификационного базиса, утвержденный приказом Росжелдора от 28 июня 2017 г. N 233
В связи с вступлением в действие технических регламентов Таможенного союза (далее - ТР ТС) "О безопасности железнодорожного подвижного состава", "О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта" и "О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта", в целях установления порядка разработки, согласования и утверждения сертификационного базиса для целей обязательного подтверждения соответствия инновационной продукции, продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, требования безопасности к которой не оформлены стандартами, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований ТР ТС и/или стандартами, содержащими правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения ТР ТС, а также продукции, применительно к которой заявителем установлена целесообразность применения для целей оценки соответствия иных документов, отличных от межгосударственных, национальных и отраслевых стандартов, Норм безопасности на железнодорожном транспорте (НБ ЖТ), типовых методик сертификационных испытаний (СТ ССФЖТ), приказываю:
1. Утвердить прилагаемую новую редакцию Временного порядка разработки сертификационного базиса.
2. Приказы Федерального агентства железнодорожного транспорта: от 25 сентября 2009 г. N 404 "Об утверждении Временного порядка разработки сертификационного базиса", от 24 января 2014 г. N 25 "О внесении изменений во Временный порядок разработки сертификационного базиса" считать утратившими силу.
И.о. руководителя |
В.Ю. Чепец |
Временный порядок разработки сертификационного базиса
(утв. приказом Федерального агентства железнодорожного транспорта от 2 марта 2015 г. N 59)
1. Область применения
Настоящий документ устанавливает порядок и процедуры разработки, согласования и утверждения сертификационного базиса в развитие положений технических регламентов Таможенного союза (далее - ТР ТС):
- пунктов 5, 18, 19 статьи 6 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности железнодорожного подвижного состава" (ТР ТС 001/2011),
- пунктов 9, 21, 22 статьи 6 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта" (ТР ТС 002/2011),
- пунктов 9, 21, 22 статьи 6 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта" (ТР ТС 003/2011),
при обязательном подтверждении соответствия технических средств железнодорожного транспорта (далее - ТСЖТ) в Российской Федерации.
Настоящие правила обязательны для органа по сертификации ФБУ "PC ФЖТ", экспертных центров по сертификации (далее - ЭЦС), испытательных центров (лабораторий) (далее - ИЦ), заявителей и иных организаций при проведении работ по обязательному подтверждению соответствия ТСЖТ в Российской Федерации.
2. Нормативные ссылки
При разработке настоящего временного порядка использованы следующие нормативные документы:
- Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.,
- Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании",
- Технический регламент Таможенного союза "О безопасности железнодорожного подвижного состава" (далее - ТР ТС 001/2011),
- Технический регламент Таможенного союза "О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта" (далее - ТР ТС 002/2011),
- Технический регламент Таможенного союза "О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта" (далее - ТР ТС 003/2011).
3. Определения
Инновационные технические средства железнодорожного транспорта (далее - ИТСЖТ) - ТСЖТ, технологические характеристики (функциональные признаки, конструктивное выполнение, дополнительные операции, а также состав применяемых материалов и компонентов) либо предполагаемое использование которых являются принципиально новыми или существенно отличаются от аналогичной ранее производимой продукции.
Сертификационный базис - стандарт, устанавливающий требования безопасности ТСЖТ (в том числе ИТСЖТ) и обеспечивающий состояние продукции, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни и здоровью граждан, животных и растений, окружающей среде и имуществу физических и юридических лиц.
Сертификационный базис оформляется на каждый вид (тип) продукции. Допускается оформлять один базис на целый комплекс (например, поезд) в случае, если на сертификацию представлена изготовленная партия комплексов и отсутствуют отдельно поставленные для подтверждения соответствия комплектующие, подлежащие обязательному подтверждению соответствия.
Сертификационный базис может применяться органом по сертификации в качестве иного документа для оценки соответствия продукции требованиям ТР ТС (в соответствии с пунктами 5, 18 ТР ТС001/2011, пунктами 9, 21 ТР ТС002/2011, пунктами 9, 21 ТР ТС 003/2011).
Сертификационный базис предполагает включение/исключение/изменение установленных показателей, их числовых значений, способов подтверждения соответствия, методов проверки/контроля и испытаний.
Сертификационный базис распространяется на ограниченную партию продукции одного изготовителя.
Ремонт - комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности технических средств железнодорожного транспорта.
4. Общие положения
4.1. Сертификационный базис может быть оформлен при сертификации:
1) инновационных технических средств железнодорожного транспорта (ИТСЖТ);
2) ТСЖТ (в том числе импортируемых), подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Российской Федерации, применительно к которым отсутствуют стандарты, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований ТР ТС и/или стандарты, содержащие правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения ТР ТС;
3) ТСЖТ, применительно к которым заявителем установлена целесообразность применения для целей оценки соответствия иных документов, отличных от межгосударственных, национальных и отраслевых стандартов, Норм безопасности на железнодорожном транспорте (далее - НБ ЖТ), типовых методик сертификационных испытаний (далее - СТ ССФЖТ);
4) подвижного состава (далее - ПС), прошедшего ремонт (капитальный ремонт, капитально-восстановительный ремонт, модернизацию и т.д.), в результате которого продлевается (назначается новый) срок службы ПС, в случае, когда отдельные требования ТР ТС или пункты стандартов не применимы к данному ПС, были определены законодательно или конструктивно задолго до утверждения действующих требований и при капитальном ремонте не могут быть изменены без нарушения конструкции объекта, и (или) по показателям экономической целесообразности.
4.2. Основанием для разработки сертификационного базиса могут быть обстоятельства, обусловленные:
- разработкой и внедрением принципиально новой конструкции ИТСЖТ или элементов конструкции (новые материалы, электронная система управления, электрооборудование нового поколения, нанотехнологии и т.п.), к которым невозможно применить отдельные требования ТР ТС и/или показатели, установленные стандартами, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований ТР ТС;
- наличием новых или модернизированных составных частей или комплектующих (подлежащих обязательной сертификации) с иными новыми свойствами;
- отсутствием требований к продукции, установленных стандартами, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований ТР ТС, иными межгосударственными, национальными и отраслевыми стандартами, НБ ЖТ;
- отсутствием методов испытаний, установленных стандартами, содержащими правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, иными межгосударственными, национальными и отраслевыми стандартами, НБ ЖТ, СТ ССФЖТ;
- целесообразностью применения документов, отличных от межгосударственных, национальных и отраслевых стандартов, НБ ЖТ, СТ ССФЖТ, для целей оценки соответствия.
5. Требования к сертификационному базису
Сертификационный базис (далее - СБ) должен содержать сведения о его разработчике.
Основные разделы, которые должен содержать сертификационный базис:
- основание для разработки СБ (необходимость создания) с описанием (для ИТСЖТ) принципиальной новизны продукции;
- область применения;
- основные положения;
- технические средства железнодорожного транспорта, подлежащие сертификации по СБ с указанием количества единиц ТСЖТ (ИТСЖТ);
- требования по сертификации в соответствии с требованиями ТР ТС или с отклонениями (изменениями, дополнениями, исключениями) от требований ТР ТС; сертификационные показатели и связанные с ними документы по стандартизации, устанавливающие требования к продукции (требования по сертификации должны оформляться по форме таблицы 1);
Таблица 1
Требование безопасности в соответствии с ТР ТС |
Нормативный документ (НД) (при наличии), устанавливающий сертификационный показатель (СП) (с указанием раздела, пункта) в соответствии со стандартом, в результате применения которого на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований ТР ТС |
Наименование СП по НД |
Нормативное значение СП по НД |
НД, устанавливающий СП (с указанием раздела, пункта) в соответствии с настоящим СБ |
Наименование СП по настоящему СБ |
Нормативное значение СП по настоящему СБ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
|
|
|
|
|
|
- метод проверки сертификационных показателей (контроля, испытаний) и/или способ подтверждения соответствия, отличающийся от указанных в стандартах, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов (указанные сведения и ссылки на нормативные документы, приводятся в таблице 2).
Таблица 2
Требование безопасности в соответствии с ТР ТС |
Наименование СП по НД или по настоящему СБ |
(НД) (при наличии), устанавливающий методы испытаний (с указанием раздела, пункта) в соответствии со стандартом, содержащим правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов |
Регламентируемый способ подтверждения соответствия по НД |
Нормативный документ, устанавливающий методы испытаний (с указанием раздела, пункта) по настоящему СБ |
Регламентируемый способ подтверждения соответствия по настоящему СБ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
|
|
|
|
Сведения о нормативной документации, на которую даются ссылки в таблицах 1 и 2, приводятся в приложении 1 к СБ.
Сведения об использованных источниках, на которые даются ссылки в таблицах 1 и 2, приводятся в приложении 2 к СБ.
6. Порядок разработки, согласования и утверждения сертификационного базиса
6.1. В случае принятия заявителем решения об оформлении СБ в соответствии с п. 4 настоящего порядка, заявителем или компетентной организацией, по поручению заявителя, разрабатывается проект СБ.
6.2. После наступления даты приказа (распоряжения) руководства ИЦ о начале сертификационных испытаний проект сертификационного базиса не принимается к рассмотрению на заседании Рабочей группы по подготовке нормативных актов в области технического регулирования на железнодорожном транспорте (далее - Рабочая группа).
6.3. Сертификация (декларирование) ТСЖТ на соответствие требованиям ТР ТС с учетом утвержденного и зарегистрированного в органе по сертификации СБ осуществляется в соответствии с порядком подтверждения соответствия, установленного в статье 6 ТР ТС 001/2011, ТР ТС 002/2011, ТР ТС 003/2011.
6.4. Проект сертификационного базиса должен быть согласован:
- с компетентной организацией, имеющей в области деятельности (аккредитации) показатели, по которым оформлен СБ;
- с владельцем (изготовителем) подвижного состава (при необходимости);
- с владельцем инфраструктуры, берущим на себя ответственность за подконтрольную эксплуатацию;
- с органом по сертификации - ФБУ "PC ФЖТ".
6.5. С целью проведения анализа рисков компетентной организацией в соответствии с ГОСТ Р 54504-2011 разрабатывается доказательство безопасности (при декларировании разрабатывается - "обоснование безопасности" в соответствии с ГОСТ Р 54122-2014).
Компетентность организации, осуществляющей разработку доказательства (обоснования) безопасности в данной области должна быть подтверждена наличием аттестата аккредитации (экспертного, испытательного центра, органа инспекции) с областью аккредитации, которая распространяется на данную область, или перечня завершенных, опубликованных, внедренных работ (научно-исследовательская организация) либо иным способом.
Доказательство (обоснование) безопасности приводится в приложении 3 к СБ.
6.6. Заявитель направляет согласованный проект сертификационного базиса вместе с доказательством (обоснованием) безопасности в федеральный орган исполнительной власти, в функции которого входит организация работ по подтверждению соответствия в сфере железнодорожного транспорта (Росжелдор) для рассмотрения. Документы представляются в бумажном и электронном виде. Подлинный бумажный экземпляр базиса должен быть прошит и опечатан установленным порядком. Рабочая группа по подготовке нормативных актов в области технического регулирования на железнодорожном транспорте (далее - Рабочая группа) принимает решение об утверждении (или отклонении) СБ.
6.7. По решению Рабочей группы могут быть назначены дополнительные экспертизы, запрошены протоколы испытаний, даны предложения по согласованию.
6.8. Вместе с проектом сертификационного базиса на заседание Рабочей группы заявитель представляет для утверждения согласованный с владельцем инфраструктуры и ФБУ "PC ФЖТ" проект методики подконтрольной эксплуатации, которая должна содержать:
- наименование объекта подконтрольной эксплуатации с указанием изготовителя, количества штук продукции, предназначенных для подконтрольной эксплуатации, и/или заводских номеров (при наличии);
- название и местоположение полигона (участка железной дороги), где будет проводиться подконтрольная эксплуатация;
- срок подконтрольной эксплуатации (как правило, не превышающий один год);
- список нормативных документов (при наличии), в соответствии с которыми будет проводиться подконтрольная эксплуатация;
- наименование организации, подразделения, должности лиц, которые будут осуществлять подконтрольную эксплуатацию;
- перечень контролируемых параметров;
- периодичность контроля параметров - проведения осмотров, опросов, измерений, освидетельствований - в период подконтрольной эксплуатации (как правило, не реже одного раза в месяц);
- методы контроля и необходимые средства измерений и испытательное оборудование;
- особые условия (при необходимости) подконтрольной эксплуатации;
- формы отчетных материалов (бланков, журналов, таблиц и пр.), оформляемых в процессе подконтрольной эксплуатации;
- перечень организаций, в которые необходимо направлять периодические отчеты о подконтрольной эксплуатации;
- методы окончательной обработки результатов периодического контроля параметров для составления отчета о результатах подконтрольной эксплуатации;
- форма отчета о результатах подконтрольной эксплуатации.
Изготовитель обязан уведомить Росжелдор и орган по сертификации, выдавший сертификат соответствия, о начале подконтрольной эксплуатации объекта и представлять им периодические отчеты. В случае непредставления отчетов о подконтрольной эксплуатации орган по сертификации вправе информировать Ространснадзор о нарушении правил эксплуатации сертифицированного объекта.
В срок не позднее одного месяца от даты завершения подконтрольной эксплуатации держатель сертификата (изготовитель) направляет в Росжелдор отчет о результатах подконтрольной эксплуатации. По результатам подконтрольной эксплуатации Рабочая группа принимает решение о целесообразности внесения изменений в стандарты, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований ТР ТС; стандарты, содержащие правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, или тексты самих ТР ТС. В соответствии с протоколом заседания Рабочей группы изготовитель инициирует внесение изменений в соответствующие нормативные документы в установленном законодательством порядке.
В случае непредставления результатов подконтрольной эксплуатации в течение трех месяцев после установленного методикой срока ее завершения, Росжелдор вправе информировать Ространснадзор о нарушении правил эксплуатации сертифицированного объекта.
6.9. Для продукции, изготавливаемой по лицензионному договору (о передаче права пользования конструкторской документации), на которую владельцем КД (лицензиаром) ранее был получен сертификат соответствия с учетом утвержденного СБ, применяется упрощенный порядок оформления СБ.
Заявитель (лицензиат) самостоятельно или, по его поручению, компетентная организация разрабатывает проект сертификационного базиса.
Согласование его требуется с владельцем подвижного состава (при необходимости), с владельцем инфраструктуры, берущим на себя ответственность за подконтрольную эксплуатацию, и органом по сертификации.
Доказательство безопасности (обоснование безопасности), представленное лицензиаром, по решению Рабочей группы принимается в зачет. Для этого заявителем представляется заключение компетентной организации об отсутствии в конструкции существенных изменений, способных повлиять на соответствие сертификационных показателей, подтвержденных при сертификации. При отсутствии таких изменений предоставление экспертного заключения не требуется.
Утвержденную ранее методику подконтрольной эксплуатации применяют для подконтрольной эксплуатации продукции лицензиата с оформлением извещения об изменении в части дополнения изготовителей, сроков проведения, количества образцов, полигонов курсирования и ответственных за ее проведение при условии единого владельца инфраструктуры и согласования с ним извещения об изменении.
Установить следующий порядок проведения подконтрольной эксплуатации:
- каждый завод-изготовитель (лицензиат) после получения сертификата соответствия организует проведение подконтрольной эксплуатации по утвержденной ранее методике;
- в случае получения отрицательных результатов при подконтрольной эксплуатации одного из лицензиатов, включая лицензиара, подконтрольная эксплуатация данного изготовителя прекращается до выяснения причин получения отрицательного результата;
- в случае если причинами отрицательных результатов установлены недостатки технологии или качества продукции одного изготовителя, подконтрольная эксплуатация продолжается, за исключением продукции данного изготовителя;
- в случае если причиной отказа установлен недостаток конструкции, то подконтрольная эксплуатация продукции всех изготовителей (как лицензиара, так и лицензиатов) прекращается. Решение о внесении изменений в конструкцию и дальнейшем действии сертификатов соответствия принимается установленным законодательством порядком.
По окончании подконтрольной эксплуатации лицензиара после одобрения Рабочей группой результатов и принятия решения о необходимости внесения изменений в нормативные документы подконтрольная эксплуатация лицензиатов досрочно завершается с представлением результатов в орган по сертификации и Росжелдор.
В случае если лицензиат сертифицировал свою продукцию с учетом СБ, оформленного в соответствии с главой 6 настоящего Порядка, до лицензиара, и подконтрольная эксплуатация его продукции не закончена, то его порядок действий аналогичен действиям лицензиара по пункту 6.9, а порядок действий лицензиара и остальных лицензиатов в таком случае устанавливается в соответствии с п. 6.9 как для лицензиатов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федерального агентства железнодорожного транспорта от 2 марта 2015 г. N 59 "Об утверждении новой редакции Временного порядка разработки сертификационного базиса"
Текст приказа официально опубликован не был
Настоящий приказ фактически прекратил действие
См. Временный порядок разработки сертификационного базиса, утвержденный приказом Росжелдора от 28 июня 2017 г. N 233