В целях повышения эффективности внутреннего аудита в отношении территориальных налоговых органов Российской Федерации приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития внутреннего аудита налоговых органов Российской Федерации (далее - Концепция).
2. Начальникам (исполняющим обязанности начальника) структурных подразделений центрального аппарата ФНС России, начальникам (исполняющим обязанности начальника) межрегиональных инспекций ФНС России, руководителям (исполняющим обязанности руководителя) управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации организовать ознакомление сотрудников налоговых органов и обеспечить исполнение настоящей Концепции.
3. Руководителям (исполняющим обязанности руководителя) управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации довести настоящий приказ до нижестоящих налоговых органов.
4. Признать утратившим силу приказ ФНС России от 29.12.2011 N ММВ-7-10/999@ "Об утверждении Концепции модернизации процессов проведения внутреннего аудита налоговых органов".
5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы С.Н. Андрющенко.
Руководитель Федеральной |
М.В. Мишустин |
Концепция
развития внутреннего аудита налоговых органов Российской Федерации
(утв. утв. приказом Федеральной налоговой службы от 16 апреля 2015 г. N ММВ-7-16/156@)
1. Общие положения
1.1. Настоящая Концепция определяет цели, задачи и основные направления развития и совершенствования внутреннего аудита налоговых органов Российской Федерации на период 2015 - 2018 гг.
1.2. Концепция направлена на повышение качества и эффективности контроля за деятельностью налоговых органов, осуществляемого на основании Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506.
1.3. Основная цель Концепции - определение путей и способов обеспечения в среднесрочной перспективе перехода на риск-ориентированный механизм планирования и проведения мероприятий внутреннего аудита для достижения оптимальных результатов при одновременном снижении трудовых, материальных и финансовых затрат.
1.4. Стандарты, программы и планы, касающиеся различных аспектов внутреннего аудита налоговых органов, необходимо разрабатывать с учетом положений настоящей Концепции.
2. Предпосылки для изменения подхода к внутреннему аудиту налоговых органов
2.1. Целью внутреннего аудита в Федеральной налоговой службе является повышение эффективности деятельности налоговых органов посредством выявления и предотвращения нарушений, недостатков и рисков их совершения (образования), а также устранения их причин и минимизации негативных последствий.
Анализ итогов внутреннего аудита в динамике показал, что, несмотря на стопроцентный охват налоговых органов комплексными аудиторскими проверками, проводимыми с периодичностью раз в два-три года, по результатам последующих проверок в управлениях и инспекциях вновь выявляются нарушения, аналогичные ранее установленным.
По результатам проведения аудиторских проверок, назначаемых по принципу периодичности и охватывающих все направления деятельности проверяемых налоговых органов, не обеспечивается в полной мере выявление самых рискоемких направлений деятельности проверяемых налоговых органов, установление наиболее существенных нарушений, оказывающих влияние на эффективность налогового администрирования, а также основных причин и условий их возникновения, что, в конечном счете, влечет повторяемость значимых и системных нарушений в дальнейшей деятельности налоговых органов.
Уменьшению количества повторяемых нарушений будет способствовать анализ рисков в деятельности налоговых органов на стадии планирования аудиторских проверок с дальнейшим проведением углубленного предпроверочного анализа и формирования на его основе программ аудиторских проверок, учитывающих особенности и риски в деятельности проверяемых налоговых органов.
Концентрация усилий проверяющих на наиболее рискоемких участках деятельности проверяемых налоговых органов позволит оптимизировать затраты на внутренний аудит и повысить его эффективность и результативность.
Для своевременного и эффективного корректирующего воздействия на ключевые технологические процессы ФНС России и риски, присущие этим процессам, необходима оценка надежности системы внутреннего контроля налоговых органов, организованной на всех уровнях управления, для чего требуется разработка критериев оценки надежности системы внутреннего контроля налоговых органов и придание этим критериям официального статуса.
Под внутренним контролем в ФНС России в целях настоящей концепции понимается процесс, осуществляемый непрерывно на всех уровнях управления, во всех подразделениях налоговых органов для обеспечения:
- соблюдения налоговыми органами, организациями, находящимися в ведении ФНС России, а также их должностными лицами требований законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также правовых актов ФНС России;
- эффективности и результативности деятельности налоговых органов;
- своевременного выявления и анализа рисков в деятельности налоговых органов;
- полноты и достоверности данных информационных ресурсов и показателей отчетности налоговых органов.
Помимо оценки полноты и правильности соблюдения законодательных, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и правовых актов ФНС России необходимо развитие аудита эффективности деятельности налоговых органов.
Под аудитом эффективности в ФНС России в целях настоящей концепции понимается определение эффективности использования ресурсов, полученных объектами аудита для осуществления возложенных на них функций.
3. Основные направления развития системы внутреннего аудита
Настоящей Концепцией определяются следующие основные направления развития системы внутреннего аудита:
- создание механизма идентификации, классификации и оценки рисков неэффективной деятельности налоговых органов;
- максимальная автоматизация процедур внутреннего аудита налоговых органов в программных продуктах, используемых Службой;
- расширение аналитической составляющей мероприятий внутреннего аудита, в том числе проведение углубленного комплексного анализа причин неэффективной работы налоговых органов в разрезе наиболее рискоемких направлений деятельности;
- проведение в ходе аудиторских проверок оценки надежности системы внутреннего контроля, организованной в проверяемых налоговых органах;
- разработка и внедрение системы контроля качества внутреннего аудита налоговых органов.
4. Мероприятия по развитию системы внутреннего аудита налоговых органов на среднесрочную перспективу (2015-2018 гг.)
4.1. Создание механизма оценки рисков неэффективной деятельности налоговых органов для отбора объектов внутреннего аудита, в том числе:
определение основных показателей организации работы налоговых органов, характеризующих наличие рисков неэффективной деятельности, порядка их расчета и критериев существенности;
разработка методики проведения сравнительного анализа полученных показателей для формирования предложений, необходимых для принятия управленческих решений.
Для осуществления объективного и системного риск-анализа деятельности налоговых органов необходима автоматизация процессов расчета показателей и их сравнительного анализа.
4.2. Совершенствование механизмов проведения и анализа результатов аудиторских проверок, в том числе:
стандартизация выявляемых нарушений по оценке их последствий для бюджета, значимости для эффективного функционирования налогового органа и возможности их устранения или минимизации негативных последствий;
разработка методики и форм отчетности по оценке эффективности внутреннего аудита.
4.3. Разработка критериев оценки надежности системы внутреннего контроля, организованной в проверяемых налоговых органах.
4.4. Дальнейшее совершенствование дистанционных форм внутреннего контроля и внутреннего аудита, обусловленное усилением контроля за полнотой и достоверностью данных информационных ресурсов и показателей отчетности налоговых органов.
4.5. Развитие механизмов постпроверочного контроля, в том числе:
определение приоритетов в организации постпроверочного контроля с учетом размера ущерба для бюджета и возможности его возмещения;
создание методики по формированию предложений, направленных на устранение системных нарушений, и контроль их исполнения.
4.6. Разработка новых, актуализация и доработка действующих методических документов и программного обеспечения, используемых при проведении внутреннего аудита.
4.7. Повышение квалификации работников подразделений внутреннего аудита налоговых органов, в том числе их подготовка, переподготовка и специализация по конкретным проверяемым направлениям деятельности налоговых органов.
5. Обеспечение мероприятий, предусмотренных Концепцией
5.1. Организационно-методологическое обеспечение и контроль за ходом реализации Концепции осуществляет Управление контроля налоговых органов ФНС России, в том числе:
- осуществляет разработку методологии внутреннего аудита с использованием риск-ориентированного подхода к планированию и проведению аудиторских проверок;
- взаимодействует со структурными подразделениями центрального аппарата ФНС России, ФГУП ГНИВЦ ФНС России, территориальными налоговыми органами при разработке и внедрении новых методик, регламентирующих документов и информационных ресурсов, относящихся к внутреннему аудиту;
- организует и обеспечивает проведение "пилотных" проектов по внедрению новых методов внутреннего аудита, включая проекты по автоматизации риск-анализа неэффективной деятельности налоговых органов;
- сопровождает эксплуатацию создаваемых в ФНС России информационных ресурсов и программного обеспечения по вопросам внутреннего аудита;
- анализирует и обобщает передовой опыт в области внутреннего аудита для выработки предложений по дальнейшему развитию и совершенствованию деятельности;
- организует совещания и семинары по вопросам внутреннего аудита.
5.2. Финансовое обеспечение мероприятий по совершенствованию системы внутреннего аудита осуществляется в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций ФНС России на соответствующий период.
6. Ожидаемые результаты и их значимость
Реализация мероприятий, предусмотренных настоящей Концепцией позволит:
- минимизировать риски нарушений и недостатков в деятельности налоговых органов, в том числе приводящих к бюджетным потерям;
- повысить надежность системы внутреннего контроля налоговых органов;
- оптимизировать затраты на внутренний аудит, в том числе за счет дистанционного взаимодействия с проверяемыми налоговыми органами, а также предварительной оценки целесообразности проведения выездных аудиторских проверок.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной налоговой службы от 16 апреля 2015 г. N ММВ-7-16/156@ "Об утверждении Концепции развития внутреннего аудита налоговых органов Российской Федерации"
Текст приказа официально опубликован не был