Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 3. Превентивные мероприятия по предупреждению паводка и смягчению возможных последствий в период прохождения весеннего половодья
Своевременное выполнение противопаводковых мероприятий позволяет существенно снизить размеры вредного воздействия паводковых вод.
Предупредительные меры, направленные на эти цели, могут быть разделены на три группы:
1 группа - меры прогнозно-аналитического характера;
2 группа - меры организационно-оперативного характера;
3 группа - инженерно-технические и другие профилактические мероприятия.
К мероприятиям 1 группы относятся: гидрологическое прогнозирование видов (типов) и масштабов затопления, анализ обстановки, выявление источников и возможных сроков затопления, оповещение органов управления и населения об угрозе затопления;
организация проведения плановых и внеплановых мероприятий по надзору ГТС и водохозяйственных объектов, находящихся на территории субъектов РФ, с участием представителей органов Минприроды России, Ростехнадзора, Росводоресурсов, территориальных органов МЧС России и собственников объектов, с составлением актов оценки готовности ГТС к безаварийному прохождению паводков; осуществление контроля режимов их работы в предпаводковый период и в период прохождения паводков;
организация проведения обследования зон возможного затопления в паводковых районах, подготовка паспортов гидрологической безопасности по каждому населенному пункту;
осуществление контроля за соблюдением процедур, установленных законодательством о градостроительной деятельности для подготовки и утверждения документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории, градостроительных планов земельных участков с учетом зон затопления, подтопления;
обеспечение страховой защиты инженерных сооружений, объектов дорожного и жилищного хозяйства, подвергаемых повышенному риску затопления, подтопления на паводкоопасных территориях в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68 "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
доведение до органов местного самоуправления информации о существующих ограничениях использования территории на землях, подверженных затоплению;
организация формирования банка данных участков водных объектов с опасными эрозионными процессами и зонами периодического затопления;
обмен информацией с территориальными органами МЧС России, Ростехнадзора, Росгидромета, Росводресурсов;
планирование мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод, осуществление ремонтных работ на ГТС;
планирование и организация строительства систем и сооружений инженерной защиты паводкоопасных районов;
определение прав собственности муниципальных и сельских образований на бесхозяйные ГТС, что позволит привести в порядок документацию по эксплуатации ГТС, а также организация служб эксплуатации ГТС и/или ликвидация сооружений, утративших хозяйственную значимость;
создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
назначение ответственных за каждый пруд до наступления паводка:
формирование дежурных бригад;
составление графиков их работы;
проведение инструктажей по технике безопасности;
проверка наличия зафиксированных отметок нормального, форсированного и предельно-допустимого горизонтов воды у сооружений;
ведение журнала пропуска паводка для каждого из прудов, в котором должны быть отражены схематический план пруда, сооружений и их описание с указанием местоположения в каскаде прудов на водотоке; результаты обследования; рекомендации противопаводковой комиссии; составы и графики работы дежурных бригад, их должностные обязанности; обеспечение инструментами, приспособлениями и механизмами; сведения о выполнении ремонтно-эксплуатационных работ, времени начала пика и спада уровней воды и их количественные показатели; сведения об экстренных мероприятиях, выполняемых бригадами в случаях возникновения аварийных ситуаций при согласовании с противопаводковыми комиссиями.
К мероприятиям 2 группы относятся:
заблаговременная подготовка проектов распорядительных документов для принятия должностными лицами органов исполнительной власти субъектов, органов местного самоуправления, организаций и объектов решений на проведение предупредительных мероприятий и ликвидацию последствий наводнения (о порядке эвакуации, охране имущества граждан, привлечении населения к работам, порядке движения транспорта, санитарно-эпидемических мероприятиях и т.д.);
планирование конкретных предупредительных инженерно-технических мероприятий, мер защиты и других профилактических работ, организация их выполнения;
уточнение планов в части действий органов управления и сил при наводнении (планы мероприятий по смягчению и реагированию на чрезвычайные ситуации в паводкоопасном периоде на территории субъекта Российской Федерации и муниципальных образований на год);
корректировка существующих генеральных планов, правил землепользования и застройки поселений и документации по планировке территорий с учетом зон затопления, подтопления с соответствующим нанесением границ зон затопления, подтопления территории 1% и 10% обеспеченности в соответствии с постановлением Правительства Российской федерации от 18.04.2014 N 360 "Об определении границ зон затопления, подтопления" с учетом инвентаризации объектов недвижимости в этих зонах;
разработка, ежегодная корректировка совместно с территориальными органами Ростехнадзора, Росводоресурсов и Росгидромета, органами местного самоуправления и утверждение решением КЧС и ОПБ субъекта реестра рисков затопления населенных пунктов, попадающих в зону затопления, подтопления, вызванных различными гидрологическими и гидродинамическими явлениями и процессами;
постановка задач органам управления, службам и силам ТП РСЧС, приведение их, в случае необходимости, в готовность;
уточнение конкретного порядка взаимодействия органов управления ТП РСЧС с органами военного командования, предприятиями, учреждениями, общественными организациями и средствами массовой информации;
проведение проверок готовности сил и средств ТП РСЧС;
проведение необходимых инструктажей и тренировок органов управления и аварийно-спасательных формирований ТП РСЧС;
подготовка системы связи и оповещения, организация взаимодействия со средствами массовой информации по оповещению населения по радио и телевидению, разработка текстов сообщений на случай наводнения;
постоянное уточнение количества плавсредств, других материально-технических ресурсов, пригодных для использования при осуществлении предупредительных мер и проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ;
частичное ограничение или прекращение функционирования предприятий, учебных заведений, других организаций, расположенных в зонах возможного затопления при возникновении угрозы затопления;
материально-техническое обеспечение предупредительных мероприятий;
организационная подготовка к использованию материальных резервов на случай чрезвычайных ситуаций;
информирование граждан о прогнозе наводнения и проведение разъяснительной работы по действиям населения в предвидении и ходе половодья (паводка).
Мероприятия 3 группы базируются в основном на типовых способах снижения последствий наводнений, к которым следует отнести:
уменьшение максимального расхода воды в реке путем перераспределения стока во времени;
своевременное закрытие и ослабление (разрушение) ледовых переправ силами и средствами эксплуатирующих организаций, органов местного самоуправления, в зависимости от форм собственности, в особенности при наличии затороопасных участков ниже по течению водного объекта;
подготовка ливневой канализации, оборудование водоотводных канав, расчистка существующих дорожных водоотводных сооружений и увеличение их пропускной способности;
устройство дамб, обвалований;
искусственное повышение поверхности территории;
спрямление и углубление русел, их расчистка, заключение в коллектор;
подсыпка территорий;
проведение берегоукрепительных и дноуглубительных работ;
регулирование русел и стока малых рек;
регулирование стока и отвод поверхностных и подземных вод;
регулирование спуска льда на участок водотока, к которому примыкают затапливаемые территории;
дренажные системы и отдельные дренажи;
устройство дренажных прорезей для обеспечения связи "верховодки" и техногенного горизонта, имеющего хорошие условия разгрузки;
применение комбинированного способа профилактических мероприятий (устройств постоянных и временных водостоков и дорог с водотоками и т.д.).
Часть практических мероприятий, реализующих перечисленные способы, может проводиться только на долговременной основе, часть в оперативном порядке в предвидении конкретного наводнения, часть и оперативно и долговременно. Кроме мероприятий, соответствующих типовым способам, существует ряд других мер, направленных на снижение потерь и ущерба от наводнений.
К общему составу предупредительных мероприятий могут быть отнесены следующие активные и пассивные меры:
посадка лесозащитных полос в бассейнах рек;
распашка земли поперек склонов;
сохранение древесной и кустарниковой растительности в пределах прибрежных защитных полос и водоохранных зон;
террасирование склонов;
строительство прудов и других искусственных водоемов в логах, балках и оврагах для перехвата талых и дождевых вод;
перевод систематически затопляемых пашен в луга и пастбища;
создание запасных летних лагерей для скота и мобильных доильных установок;
сооружение или ремонт ограждающих дамб, сплошного и поучасткового обвалования;
закладка в проекты гидроузлов резервных объемов создаваемых водохранилищ;
организация и проведение срезки максимума половодья (паводка) за счет частичного сброса воды через напорный гидроузел в нижний бьеф и одновременного затопления резервной емкости водохранилища;
проведение, в случае необходимости, заблаговременной эвакуации населения, сельскохозяйственных животных, материальных и культурных ценностей из потенциально затапливаемых зон;
оперативное возведение простейших защитных сооружений (дамб) и принятие других мер для предохранения от затопления незащищенных объектов жизнеобеспечения, потенциально опасных объектов (объектов здравоохранения, энергетики, водоснабжения, теплоснабжения, канализации, очистных, пищевой промышленности, содержащих АХОВ и др.), а также объектов, имеющих высокую материальную и культурную ценность;
заблаговременная эвакуация населения, сельскохозяйственных животных, материальных и культурных ценностей из потенциально затапливаемых районов;
частичное ограничение или прекращение функционирования предприятий, организаций и учреждений, расположенных в зонах возможного затопления;
санитарная очистка предполагаемых районов затопления;
техническая подготовка выявленных заранее плавсредств для использования при аварийно-спасательных и других неотложных работах во время наводнения;
оборудование объездных маршрутов для автотранспорта;
очистка дренажных дорожных труб, водостоков;
расширенная продажа населению водозащитной одежды и обуви и др.
Накопленный опыт проведения мероприятий по уменьшению последствий наводнений свидетельствует, что наименьшие материальные затраты и более надежная защита пойменных территорий от затопления достигается лишь при использовании комплексного сочетания активных мер защиты (регулирование водостока и др.) с пассивными мерами (обвалование, руслоуглубление и т.п.), когда они проводятся оперативно и своевременно.
Рассмотренные выше меры представляют собой содержание работы органов управления, служб и сил территориальных подсистем РСЧС и в своей совокупности являются типовым комплексом мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, связанных с наводнениями.
3.1. Особенности подготовки и организации проведения предупредительных мероприятий при угрозе катастрофического затопления
При катастрофическом затоплении угрозу жизни и здоровью людей, помимо непосредственного воздействия волны прорыва, представляют аспирация воды, пребывание в холодной воде, нервно-психологическое перенапряжение, а также затопление (разрушение) систем, обеспечивающих жизнедеятельность населения.
Последствия катастрофического затопления могут усугубляться авариями на потенциально-опасных и других объектах экономики, попадающих в зону затопления.
В случае угрозы катастрофического наводнения необходимо провести следующие мероприятия:
привести органы управления, силы и средства ТП РСЧС субъекта РФ в готовность к применению по предназначению в условиях ЧС;
незамедлительно оповестить население об угрозе катастрофического затопления и принять необходимые меры защиты;
принять меры по самостоятельному выходу населения из зоны возможного катастрофического затопления до прихода волны прорыва;
организовать эвакуацию населения в безопасные районы за пределы зоны возможного катастрофического затопления до прихода волны прорыва;
уточнить наличие пунктов временного проживания и питания, организовать размещение и обеспечение пострадавших граждан;
организовать мероприятия по проведению первоочередных работ в целях обеспечения жизнедеятельности пострадавшего населения;
проверка планирующей документации, уточнение состава сил и средств ТП РСЧС, проверка запасов материальных и технических средств.
При возможном воздействии вторичных поражающих факторов, возникающих при разрушении потенциально опасных объектов, попадающих в зону затопления, перечень основных мероприятий увеличивается за счет мероприятий, определяемых спецификой этих факторов.
Жители зон регулярно повторяющихся наводнений должны быть заранее проинформированы об этой опасности, обучены и подготовлены к действиям при угрозе и во время наводнения.
3.2. Особенности подготовки и организации взрывных работ по предупреждению и ликвидации заторов льда
К особенностям подготовки и организации взрывных работ по предупреждению и ликвидации заторов льда следует отнести следующее:
дополнительная подготовка технических карт взрывных работ (BP) и другой проектной документации о проведении взрывных работ на затороопасных участках рек;
подготовка проектной документации о проведении взрывных работ, обрабатываемая в ходе ликвидации ледовых заторов, простота ее использования (паспорта взрывных работ, схемы взрывных работ), проведение расчетов опытными специалистами;
разработка проектов (паспорта, схемы) взрывных работ, согласование с администрацией региона и утверждение руководителем производства взрывных работ;
доведение информации установленным порядком о месте, времени и характере взрывных работ до территориальных органов Ростехнадзора.
Основная опасность затора льда заключается в значительном подъеме уровня воды в реке, при котором вода выходит из берегов и затопляет прилегающую местность. При отсутствии возможности ликвидации заторов необходимо их ослабить или переместить в другое место. Организация постоянного регулирования стока ледового материала.
Также необходимо применять на практике (особенно для защиты мостов) предварительного ослабление ледового покрова.
Производство предварительного ослабления ледового покрова путем взрывов за 10-15 дней до вскрытия реки применяется довольно часто. Наибольший эффект достигается при закладке зарядов на некоторую глубину под ледяным покровом - тем большую, чем толще ледяной покров. При толщине льда 0,5; 1,0; 1,5 м значение глубины закладки зарядов находится соответственно в диапазонах 1,0-1,5; 2,0-2,5; 3,0-3,5 м.
Затор на широких реках разрушают, дробя его постепенно снизу вверх по течению. Разрушение затора следует начинать с подрыва ледяных полей ниже затора. Подрыв льда начинают вдоль берегов. Ледяные поля раскалывают взрывами подводных зарядов, проводя взрывы сериями против течения.
На узких и средних реках лед подрывают сверху вниз по течению или одновременно по длине затора.
Химический способ разрушения льда основан на понижении температуры плавления льда за счет распределения соли по его поверхности. Расход соли при этом для ориентировочных расчетов принимается в 7-10 раз меньше массы протаиваемого льда. Применяют хлориды кальция, натрия, аммония, калия, а также сульфид натрия, фторид натрия и бикарбонат калия.
В некоторых случаях в момент устойчивого перехода дневной температуры через 0°С лед посыпают шлаком с добавкой соли продольными полосами шириной 5-10 м в местах будущих трещин и прежде всего у берегов. Мероприятие проводится за 15-25 дней до вскрытия реки. Нормы расхода зачерняющего материала как правило составляют 1-3 т/га. Однако желаемый эффект достигается лишь при солнечной погоде.
Бомбометание, как средство разрушения ледяного покрова и заторных масс, малоэффективно вследствие трудностей прицельного попадания и заглубления боеприпаса - бомба пробивает лед и взрывается не у дна, а подо льдом, способствуя иногда еще большему уплотнению заторных масс. Также малоэффективно разрушение затора посредством артиллерийского обстрела.
Применение ледоколов и ледокольных средств может оказаться эффективным на судоходных реках. Ледяные поля разрушаются за счет создания с помощью ледоколов зигзагообразного канала в теле затора снизу вверх по руслу реки. Взламывание льда возможно в пределах судоходных глубин и толщин льда, не превышающих ледопроходимость ледоколов. К речным ледоколам относят рейдовые буксиры ледокольного типа, ледоколы-буксиры и линейные ледоколы. Суда на воздушной подушке могут применяться для разрушения ледового покрова небольшой толщины.
Необходимо контролировать уровень водохранилищ в верхнем бьефе и управлять расходом воды с помощью ГЭС. Маневрирование расхода воды через ГЭС весьма эффективная мера борьбы с заторами льда на зарегулированных реках. Попуски ГЭС способствуют разрушению ледяного покрова и заторных масс вследствие увеличения скоростей течения и уровней воды. Эффективность этого метода зависит от мощности затора, объема и продолжительности пропуска, ледовой обстановки и погодных условий.
Следует провести комплекс мероприятий по вскрытию водных объектов от ледяного покрова, помимо перечисленных взрывных, ледокольных и других работ, путём простого удаления снега с ледяного покрова и бороздованием льда ледорезными машинами и стругами. Задержание сроков вскрытия можно получить за счет увеличения толщины снега на поверхности льда, искусственным намораживанием толщи льда, применением термоизоляционных материалов (опилки, песок и т.п.). Для задержания ледового материала можно применять такие меры, как создание искусственных заторов, создание полузапруд, зарегулирование русел рек.
Для сбора в короткие сроки достоверных данных, необходимых для выработки обоснованных решений на применение взрывных работ, следует проводить общую и инженерную разведку во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти и МЧС России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.