Минобрнауки России во исполнение пункта 2 Протокола совещания у первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалова от 16 марта 2015 г. N ИШ-П9-25пр и в целях оказания методической помощи образовательным организациям по реализации образовательных программ профессионального обучения водителей транспортных средств, направляет Методические рекомендации по дополнению учебных планов и программ подготовки водителей положениями, касающимися обучения применению порядка упрощенного оформления дорожно-транспортных происшествий, и организации обучения по данной теме.
Рекомендуем прилагаемые Методические рекомендации довести до сведения организаций, которые реализуют программы профессионального обучения водителей транспортных средств, осуществляющих образовательную деятельность, на территории субъекта Российской Федерации.
Приложение: на 16 л. в 1 экз.
|
А.А. Климов |
Методические рекомендации
по дополнению учебных планов и программ подготовки водителей положениями, касающимися обучения применению порядка упрощенного оформления дорожно-транспортных происшествий, и организации обучения по данной теме
Введение
Минобрнауки России разработаны Примерные программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий (далее - Примерные программы, Приказ N 1408), которые утверждены приказом Минобрнауки России от 26 декабря 2013 г. N 1408 (зарегистрировано в Минюсте России 9 июля 2014 г., регистрационный N 33026).
Раздел II Примерных программ подготовки водителей транспортных средств для всех категорий и подкатегорий предусматривает наличие в учебном плане предмета базового цикла "Основы законодательства в сфере дорожного движения". Разделом "Законодательство в сфере дорожного движения" учебного предмета "Основы законодательства в сфере дорожного движения" предусматривается 3 часа на изучение законодательства, устанавливающего ответственность за нарушения в сфере дорожного движения, в рамках которого производится обучение применению порядка упрощенного оформления дорожно-транспортных происшествий.
В рамках данного раздела рекомендуем 1 час учебного времени отвести на изучение темы по применению порядка упрощенного оформления дорожно-транспортных происшествий, из которых 0,5 часа отвести на изучение теории по заполнению документов о дорожно-транспортном происшествии без уполномоченных сотрудников Госавтоинспекции и 0,5 часа на коллективное заполнение модельного документа (см. Таблицу).
Таблица. - Распределение учебных часов по разделам и темам
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
||
Всего |
В том числе |
||
Теоретические занятия |
Практические занятия |
||
Законодательство в сфере дорожного движения | |||
Законодательство, определяющее правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения и регулирующее отношения в сфере взаимодействия общества и природы |
1 |
1 |
- |
Законодательство, устанавливающее ответственность за нарушения в сфере дорожного движения: |
3 |
3 |
- |
из них применение упрощенного оформления дорожно-транспортных происшествий |
1 |
1 |
- |
Итого по разделу |
4 |
4 |
- |
Настоящие методические рекомендации разработаны для организаций, реализующих программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, которые могут быть использованы при организации обучения по теме "Применение порядка упрощенного оформления дорожно-транспортных происшествий" раздела "Законодательство в сфере дорожного движения" образовательных программ профессиональной подготовки водителей транспортных средств.
Методические рекомендации содержат учебный материал по оформлению документов о дорожно-транспортном происшествии (далее - ДТП) без участия уполномоченных сотрудников Госавтоинспекции и предназначен для проведения занятий с обучающимися по базовому циклу образовательных программ профессиональной подготовки водителей транспортных средств (далее - ТС).
I. Оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных сотрудников Госавтоинспекции
Оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных сотрудников Госавтоинспекции осуществляется в порядке, установленном Банком России, в случае наличия одновременно следующих обстоятельств:
1. В результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только транспортным средствам, указанным в пункте "2";
2. Дорожно-транспортное происшествие произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии Федеральным законом от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Федеральный закон "Об ОСАГО").
При этом следует учесть, что отсутствие водителя в числе лиц, указанных в полисе ОСАГО как допущенные к управлению, не означает, что его ответственность не застрахована. Если одно из ТС зарегистрировано в иностранном государстве и ответственность его владельца застрахована в соответствии с международной системой "Зеленая карта", то документы по данному событию могут быть оформлены без участия уполномоченных на то сотрудников полиции.
3. Обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия и зафиксированы в извещении о дорожно-транспортном происшествии, бланк которого заполнен водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств в соответствии с правилами обязательного страхования.
В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии, заполненный в двух экземплярах водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств, направляется этими водителями страховщикам, застраховавшим их гражданскую ответственность, в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия. Потерпевший направляет страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, свой экземпляр совместно заполненного бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии вместе с заявлением о прямом возмещении убытков.
В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции владельцы транспортных средств, причастных к дорожно-транспортному происшествию, по требованию страховщиков обязаны представить указанные транспортные средства для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы в течение пяти рабочих дней со дня получения такого требования.
Для обеспечения возможности осмотра и (или) независимой технической экспертизы транспортных средств, участвовавших в дорожно-транспортном происшествии, в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции владельцы указанных транспортных средств без наличия согласия в письменной форме страховщиков не должны приступать к их ремонту или утилизации до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня дорожно-транспортного происшествия.
В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции размер страховой выплаты, причитающейся потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного его транспортному средству, не может превышать 50 тысяч рублей. Пункт применяется к отношениям, возникшим в связи с дорожно-транспортным происшествием, гражданская ответственность обоих участников которого застрахована по договорам ОСАГО, заключенным после 2 августа 2014 года, и действует до 30 сентября 2019 года включительно. Если договор ОСАГО хотя бы одного из участников ДТП заключен до 2 августа 2014 года, то страховщик осуществляет возмещение ущерба в пределах 25 тысяч рублей.
В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии, произошедшем на территориях городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Московской области, Ленинградской области, без участия уполномоченных на то сотрудников полиции ограничение по размеру страховой выплаты не применяется и страховая выплата осуществляется потерпевшему в пределах страховой суммы, установленной подпунктом "б" статьи 7 Федерального закона "Об ОСАГО" (в части возмещения вреда, причиненного имуществу каждого потерпевшего, 400 тысяч рублей), при условии представления страховщику данных об обстоятельствах причинения вреда транспортному средству в результате дорожно-транспортного происшествия, которые зафиксированы с помощью технических средств контроля, обеспечивающих некорректируемую регистрацию информации (фото- или видеосъемка транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия, а также данные, зафиксированные с применением средств навигации, функционирующих с использованием технологий системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС совместно с иными глобальными спутниковыми навигационными системами). Пункт применяется к отношениям, возникшим в связи с дорожно-транспортным происшествием, гражданская ответственность обоих участников которого застрахована по договорам ОСАГО, заключенным после 1 октября 2014 года, и действует до 30 сентября 2019 года включительно.
В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции страховщику должны быть представлены данные об обстоятельствах причинения вреда транспортному средству в результате дорожно-транспортного происшествия, которые зафиксированы с помощью технических средств контроля, обеспечивающих некорректируемую регистрацию информации (фото- или видеосъемка транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия, а также данные, зафиксированные с применением средств навигации, функционирующих с использованием технологий системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС совместно с иными глобальными спутниковыми навигационными системами). Вступает в силу с 1 октября 2019 года.
Требования к техническим средствам контроля, составу информации о дорожно-транспортном происшествии и порядок представления такой информации страховщику, обеспечивающий получение страховщиком некорректируемой информации о дорожно-транспортном происшествии, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Потерпевший, получивший страховую выплату на основании настоящей статьи, не вправе предъявлять страховщику дополнительные требования о возмещении вреда, причиненного его транспортному средству в результате дорожно-транспортного происшествия, документы о котором оформлены в соответствии с настоящей статьей. Потерпевший имеет право обратиться к страховщику, который застраховал гражданскую ответственность лица, причинившего вред, с требованием о возмещении вреда, который причинен жизни или здоровью, возник после предъявления требования о страховой выплате и о котором потерпевший не знал на момент предъявления требования о возмещении вреда, причиненного его транспортному средству.
Если все указанные выше условия выполняются, то Вы можете оформлять ДТП без участия уполномоченных сотрудников Госавтоинспекции. В этом случае Вам необходимо зафиксировать обстоятельства происшествия, а также совместно с другим участником ДТП преступить к заполнению Извещения о ДТП (см. далее),
Если не соблюдается хотя бы одно условие, то Вам необходимо вызвать сотрудников Госавтоинспекции на место происшествия.
Если все условия для возможности упрощенного оформления ДТП выполнены и водители приняли решение о самостоятельном оформлении ДТП без участия Госавтоинспекции, то водители вправе покинуть место ДТП, заполнив Извещение о ДТП в соответствий с требованиями, установленными Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденными положением Банка России от 19 сентября 2014 г. N 431-П. Это допускается пунктом 2.6.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090. Соответственно, наличие у водителя, оставившего место ДТП, Извещения о ДТП, полностью оформленного в строгом соответствии с установленными требованиями, не может рассматриваться как невыполнение обязанностей в связи с ДТП, ответственность за которое предусмотрена статья 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ.
ВНИМАНИЕ!
Если сотрудник Госавтоинспекции, видя наличие повреждений на Вашем транспортном средстве, остановит Вас и потребует предъявить документы, подтверждающие, что ДТП было оформлено надлежащим образом, следует предъявить заполненное Извещение о ДТП. Именно для этих целей следует всегда иметь с собой этот документ либо, после сдачи бланка в страховую компанию - копию этого Извещения о ДТП, заверенную страховщиком (желательно).
Рекомендуем подробно зафиксировать всю информацию, касающуюся произошедшего страхового случая.
1. Сфотографируйте место ДТП и поврежденные ТС.
Рекомендации по фотографированию:
сфотографируйте общий план места происшествия так, чтобы можно было идентифицировать тип места нахождения ТС (например, проезжая часть в городе, во дворе дома, пригородная дорога, парковка);
сфотографируйте на проезжей части следы торможения, обломки деталей, место осыпи разбитых элементов ТС (стекол, накладок бамперов и т. д.);
сфотографируйте оба ТС крупным планом спереди, сзади и с боковых сторон (в случае их повреждения). На фотографиях должны просматриваться номера машин;
сфотографируйте все поврежденные детали ТС так, чтобы на фотографии был виден характер повреждения.
2. При наличии свидетелей зафиксируйте их фамилии, имена и отчества, контактные телефоны и адреса. Если свидетели готовы дать письменные показания об обстоятельства ДТП, зафиксируйте эти обстоятельства и попросите свидетелей подписать их. При написании обстоятельств попросите в обязательном порядке указать место, дату и время происшествия.
Не настаивайте, если другой участник ДТП возражает против фотографирования его ТС, или если свидетель отказывается давать показания и свои контактные данные.
Если транспортное средство оборудовано системой видеорегистрации, то сохраните зафиксированную этой системой картину событий на дороге во время ДТП. Копия этой видеозаписи может быть использована при отстаивании позиции в спорах, которые могут возникнуть в ходе урегулирования страхового случая.
II. Памятка водителю по заполнению Извещения о ДТП
Заполнение и подписание Извещения о ДТП не является актом, признающим виновность или невиновность водителя - участника ДТП. Тем не менее, правильно заполненный бланк Извещения о ДТП, если Вы хотите воспользоваться своим правом на урегулирование страхового случая в упрощенном порядке, ускорит работу страховой компании и позволит Вам сократить сроки получения страхового возмещения.
Внимательно и добросовестно отнеситесь к заполнению всех позиций на бланке Извещения о ДТП, учитывайте всю информацию о произошедшем ДТП, о его участниках и свидетелях.
Следует отметить, что при заключении договора ОСАГО автовладельцам выдается по два комплекта бланков, каждый из которых состоит из двух скрепленных двусторонних бланков Извещений о ДТП. Если по каким-либо причинам, у Вас отсутствует чистый бланк Извещения о ДТП, обратитесь к своему страховщику за его получением и храните его в своей машине.
Приступая к заполнению, обратите внимание, что Извещение о ДТП состоит из лицевой (самокопирующейся) части и оборотной стороны. При этом вся внесенная Вами информация на верхней (лицевой) части Извещения о ДТП должна четко отпечатываться на нижнем листке. Поэтому рекомендуем использовать шариковую ручку, поскольку записи, сделанные гелиевой ручкой или чернилами, легко размажутся при попадании влаги, а нанесенные карандашом пометки легко стереть или подделать.
Законодательство предусматривает, что водители двух транспортных средств, причастных к ДТП, заполняют один бланк Извещения о ДТП. При этом и лицевая, и оборотная стороны Извещения о ДТП должны быть заполнены. Кроме того, не имеет значения, кто из участников ДТП предоставит комплект бланков Извещения о ДТП.
Вы должны заполнить лицевую часть Извещения о ДТП совместно с другим водителем-участником ДТП на месте происшествия. При заполнении каждый из водителей выбирает любую из колонок ("А" или "В") и вносит информацию по своему ТС именно в свою колонку.
Лицевая часть Извещения о ДТП содержит поля и графы, в которых указываются место, дата, время ДТП, сведения об участниках дорожно-транспортного происшествия, о свидетелях, о страховщиках, о характере и перечне видимых поврежденных деталей и элементов, обстоятельствах ДТП и другая необходимая информация.
Будьте особо внимательны при заполнении пункта 14 Извещения о ДТП. В данном разделе указываются характер и перечень всех видимых повреждений деталей и элементов транспортного средства, полученных в результате произошедшего ДТП. Постарайтесь описать их максимально точно и кратко. При этом проследите, чтобы другие водители не добавили в указанный пункт иных, не относящихся к данному ДТП повреждений деталей и элементов. При указании характера повреждений автомобиля, в зависимости от степени повреждения выберите одно из: царапина, вмятина (деформация), разрыв (трещина).
Невидимые (скрытые) повреждения будут выявлены и описаны при осмотре Вашего транспортного средства экспертами.
В пункте 16 на соответствующей стороне Извещения о ДТП водителями ТС отмечаются обстоятельства ДТП, а в клетках укрупненного формата, расположенных внизу, заполняется итоговое количество отмеченных подпунктов. Кроме того необходимо правильно отразить маневры Вашего транспортного средства, учитывая, что:
стоянка - это не остановка. Если Ваш автомобиль остановился, например, на красный сигнал светофора, ошибочно отмечать позицию 1 "На стоянке". В данном случае необходимо отметить позицию 22 "Остановился (стоял) на запрещающий сигнал светофора";
если одно транспортное средство обгоняло другое, перестраиваясь с одной полосы на другую, нужно отметить позицию 12 "Менял полосу" и позицию 13 "Обгонял";
В пункте 17 Извещения о ДТП составляется схема ДТП. На схеме обозначаются контуры проезжей части с указанием названий улиц (дорог и т.д.), а также направление движения, конечное положение ТС "А" и ТС "В", дорожные знаки, указатели, светофоры, дорожная разметка, предметы, которые имеют отношение к данному ДТП.
В пункте 15 Извещения о ДТП "Замечания" при необходимости Вы можете дополнительно привести сведения о том, что не указано в пункте 16 Извещения о ДТП "Обстоятельства ДТП".
При этом в подтверждение достоверности изложенной на лицевой стороне Извещения о ДТП информации и соответствие схемы ДТП реальной ситуации водителями ТС "А" и ТС "В" проставляются подписи в пункте 18 Извещения о ДТП.
После заполнения лицевой стороны участники ДТП отделяют и подписывают листки. Важно проследить, чтобы каждый водитель подписал оба листа Извещения о ДТП с лицевой стороны, а не только экземпляр, который остается у него.
Затем участники ДТП приступают к заполнению оборотной стороны Извещения о ДТП, которую каждый водитель оформляет самостоятельно. Оборотная сторона Извещения о ДТП содержит поля и графы, в которых указываются дополнительные сведения о ДТП и транспортных средствах.
В случае если на оборотной стороне Извещения о ДТП Вам не хватает места, чтобы изложить всю информацию, сделайте необходимые дополнения на чистом листе бумаги, приложив его к основному бланку. При этом на основном бланке Извещения следует сделать отметку "с приложением", а также не забыть указать, к чему это приложение и кем оно составлено.
Кроме того, в случае если Ваш автомобиль оборудован системой видеорегистрации, рекомендуем Вам сделать об этом соответствующие пометки в пункте 7 оборотной стороны Извещения о ДТП, и при возможности предоставить данную видеозапись в страховую компанию в качестве дополнительного доказательства факта и обстоятельств ДТП.
Имейте ввиду, что если в Извещении о ДТП Вы не указали какие-либо сведения или записи внесены неразборчиво, страховщик будет вынужден сам собирать недостающие данные. А это, в свою очередь, может повлияет как на срок осуществления выплаты по договору страхования, так и на возможность признания заявленного Вами случая страховым событием. Поэтому Извещения о ДТП следует заполнять четким почерком, желательно печатными буквами и без ошибок. Нужные ячейки лучше отмечать крестиком или галочкой. В графах, в которых отсутствуют какие-либо сведения, целесообразно нарисовать длинный прочерк, либо большую букву Z, или записать "нет... (свидетелей, замечаний, примечаний и т. д.)".
Если бланк Извещения о ДТП порван, испорчен или трудно читаем, его нужно переписать.
Внимание! После подписания и разъединения бланков не допускается никаких изменений, исправлений или дополнений.
Если второй водитель отказывается подписывать Извещение о ДТП или совместно его заполнить, то это означает, что требуемого Федеральным законом "Об ОСАГО" согласия обоих участников ДТП в оценке обстоятельств причинения вреда, характера и перечня видимых повреждений транспортных средств достигнуть невозможно, и документы по данному ДТП не могут быть оформлены в упрощенном порядке. В этом случае необходимо вызывать сотрудников Госавтоинспекции на место ДТП.
Если Вы намерены обратиться с заявлением о страховой выплате, то приложите к заявлению Ваш экземпляр Извещения о ДТП, у которого заполнены лицевая и оборотная стороны. Если Вы считаете, что оснований для возмещения нанесенного Вам вреда не имеется, то просто отправьте заполненное Извещения о ДТП (с дополнениями, если они есть) своему страховщику ОСАГО.
Внимание!
Согласно требованиям законодательства при упрощенном оформлении документов о ДТП участники ДТП обязаны в течение пяти рабочих дней со дня происшествия направить заполненные бланки Извещения о ДТП страховщикам, застраховавшим их гражданскую ответственность.
В случае невыполнения данного требования страховщик вправе предъявить регрессное требование лицу, причинившему вред в ДТП.
1. Все исправления или дополнения, вносимые в Извещение о ДТП, должны заверяться подписями обоих водителей - участников ДТП;
2. Не оставляйте не заполненных граф;
3. Если есть свидетели ДТП и они согласны в случае необходимости подтвердить указанные обстоятельства - обязательно зафиксируйте эту информацию;
4. Максимально корректно с помощью комбинации выбранных подпунктов пункта 16 Извещения о ДТП опишите обстоятельства ДТП. Обратите особое внимание на заполнение этого раздела и на отсутствие противоречий в указанных каждым водителем обстоятельствах (условие упрощённого оформления документов о ДТП в соответствии с Федеральным законом "Об ОСАГО");
5. Не забудьте указать общее количество заполненных клеток. Без этого обстоятельства ДТП считаются незафиксированными;
6. Укажите только место первоначального удара, а не детали, которые повреждены;
7. Тщательно нарисуйте схему ДТП. Укажите название улиц, направление движения транспортных средств, положение транспортных средств во время столкновения и их конечное положение, расположение светофоров, дорожные знаки и их расположение, линии дорожной разметки (разделительные полосы, белую линию, запрещённое движение и т. п.), а по возможности - расположение и конфигурацию осыпей грязи, осколков, отломков, следов торможения, следов заноса и т. п. Старайтесь избегать противоречий между сведениями, указанными в подпунктах пункта 16 Извещения о ДТП, и схемой ДТП. При наличии таких противоречий приоритет имеют сведения, указанные в пункте 16 Извещения о ДТП. Однако наличие существенных противоречий может послужить основанием для отказа в страховой выплате;
8. При характеристике повреждений элементов автомобиля в зависимости от степени повреждения выберите одно из: царапина, вмятина (деформация), разрыв (трещина);
9. He забудьте указать буквенное обозначение Вашего ТС, которое зафиксировано на лицевой стороне;
10. Максимально полно опишите обстоятельства ДТП от первого лица;
11. Все пустые графы заполните прочерком;
12. Важно! Не забудьте подписать Извещение о ДТП с лицевой и обратной сторон. Также обязательно подпишите в пункте 18 Извещения о ДТП, подтверждая тем самым отсутствие разногласий водителей по указанным обстоятельствам ДТП! Без этой подписи (при наличии незаполненной графы) возможен отказ в страховой выплате.
Заместитель директора |
Т.В. Рябко
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 13 апреля 2015 г. N АК-1041/06 "О направлении методических рекомендаций"
Текст письма официально опубликован не был