В соответствии с Положением о Федеральной службе по тарифам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 332, Правилами рассмотрения в досудебном порядке споров, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2007 N 669, рассмотрев заявление о досудебном рассмотрении спора между ОАО "Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания" (далее - ОАО "Северо-Кавказская ППК" и Региональной службой по тарифам Ростовской области (вх. N ФСТ-4608-29 от 24.02.2014), а также представленные сторонами дополнительные материалы, установлено следующее.
Региональная служба по тарифам Ростовской области (далее - РСТ Ростовской области) постановлением от 27.12.2013 г. N 73/1 "Об установлении экономически обоснованного тарифа на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении" установила экономически обоснованный тариф на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Ростовской области, осуществляемую ОАО "Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания", в размере 12,97 рубля за одну тарифную зону (учтено освобождение от НДС).
По мнению ОАО "Северо-Кавказская ППК" при установлении тарифа регулирующим органом необоснованно исключены экономически обоснованные расходы и дополнительные доходы ОАО "Северо-Кавказская ППК".
ОАО "Северо-Кавказская ППК" просит ФСТ России:
- дать оценку правомерности действиям Региональной службы по тарифам Ростовской области по исключению из суммы подлежащих возмещению ОАО "Северо-Кавказская ППК" компенсаций межтарифной разницы за 2012 год, суммы экономически необоснованных расходов за предшествующие периоды.
- дать оценку правомерности действиям Региональной службы по тарифам Ростовской области по исполнению Приказа ФСТ России от 31.10.2013 г. N 1354-Д и по подходу к учету дополнительно выпадающих доходов за 2012 год, возникшие в результате применения в расчетах некорректной величины средней дальности поездки, отличной от 4,5 зон.
- признать подлежащими к возмещению выпадающие доходы, образовавшиеся в период с 01.01.2012 года до 31.12.2012 года вследствие некорректного расчета в размере 72 003,0 тысяч рублей.
В соответствии с п. 14 Методики расчета экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации, утвержденной приказом ФСТ России от 28.09.2010 N 235-т/1 (далее - Методика), в случае, если по итогам периода регулирования на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности и иных материалов выявлены необоснованные затраты субъектов регулирования за счет поступлений от регулируемой деятельности, регулирующий орган принимает решение об исключении этих затрат из суммы затрат, учитываемых при формировании тарифов на следующий период регулирования.
РСТ Ростовской области при расчете экономически обоснованных расходов и утверждении экономически обоснованного тарифа на услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении для ОАО "Северо-Кавказская ППК" на 2014 год (постановление РСТ Ростовской области от 27.12.2013 N 73/1) исключил экономически необоснованные расходы по статье "Расходы на оплату труда за 2013 год" в сумме 7 497,1 тыс. руб.
На момент установления вышеуказанного тарифа для ОАО "Северо-Кавказская ППК" (27.12.2013) РСТ Ростовской области не обладала и не могла обладать статистической и бухгалтерской отчетностью за 2013 год, на основании которой расходы могли быть признаны экономически необоснованными.
На основании вышеизложенного, ФСТ России считает, что требования ОАО "Северо-Кавказская ППК" в части неправомерного исключения РСТ Ростовской области расходов на оплату труда за 2013 год в сумме 7 497,1 тыс. руб. подлежат удовлетворению.
Согласно п. 5 Положения о государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 N 643, Государственное регулирование тарифов, сборов и платы основывается на следующих принципах:
а) формирование тарифов, сборов и платы с учетом данных раздельного учета расходов, доходов и финансовых результатов по видам деятельности, тарифным составляющим, укрупненным видам работ (услуг), сегментам деятельности (естественно-монопольный, конкурентный) субъектов регулирования;
б) установление тарифов, сборов и платы с учетом себестоимости и уровня рентабельности с целью обеспечения безубыточности деятельности субъектов регулирования;
в) применение на всей территории Российской Федерации единых принципов регулирования тарифов, сборов и платы.
В соответствии с п. 3 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации.
РСТ Ростовской области при расчете экономически обоснованных расходов и утверждении экономически обоснованного тарифа на услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении для ОАО "Северо-Кавказская ППК" на 2014 год исключила дополнительно полученные ОАО "Северо-Кавказская ППК" доходы от осуществления регулируемой деятельности за 2012 год, определенные расчетным путем, а не на основании анализа выручки, за счет отклонения (увеличения) количества отправленных пассажиров (план - 14 376 тыс. чел., факт - 17 052,04 тыс. чел.) в сумме 44 220,7 тыс. руб.
ФСТ России отмечает, что фактический пассажирооборот ОАО "Северо- Кавказская ППК" за 2012 год составил 653 370,967 тыс. пасс.-км (при населенности вагона 38 чел./ваг.), что меньше планового пассажирооборота, учтенного РСТ Ростовской области, - 676 791,4 тыс. руб. (при населенности вагона - 41,7 чел./ваг.). Таким образом, применяя установленные тарифы, ОАО "Северо-Кавказская ППК" в условиях снижения пассажирооборота дополнительно не мог получить сверхдоход в сумме 44 220,7 тыс. руб.
На основании вышеизложенного, ФСТ России считает, что РСТ Ростовской области в нарушение норм Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ и постановления Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 N 643 исключил из экономически обоснованных расходов переполученные доходы за 2012 год за счет увеличения отправленных пассажиров в сумме 44 220,7 тыс. руб.
РСТ Ростовской области при расчете экономически обоснованных расходов и утверждении экономически обоснованного тарифа на услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении для ОАО "Северо-Кавказская ППК" на 2014 год исключил дополнительно полученные ОАО "Северо-Кавказская ППК" доходы от осуществления регулируемой деятельности за 2012 год за счет применения для расчета повышенных тарифов, которые не были утверждены для ОАО "Северо-Кавказская ППК" в установленном законодательством Российской Федерации порядке (скорые поезда 7000-й нумерации) в сумме 19 969,1 тыс. руб.
РСТ Ростовской области произвел расчет дополнительно полученных доходов от применения повышенных тарифов следующим образом:
25 325,1 - 5356,0 = 19 969,1 тыс. руб., где
25 325,1 тыс. руб. - фактические доходы за 2012 год от перевозки пассажиров скорыми поездами согласно форме статистической отчетности N ЦО-22;
5 356,0 тыс. руб. - расчетные доходы от перевозки пассажиров скорыми поездами по экономически обоснованному тарифу, установленному РСТ Ростовской области на 2012 год.
На основании вышеизложенного, ФСТ России считает, что РСТ Ростовской области в соответствии с нормами Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ и постановления Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 N 643 правомерно исключила из экономически обоснованных расходов переполученные доходы за 2012 год за счет применения повышенных тарифов в сумме 19 969,1 тыс. руб.
Таким образом, требования ОАО "Северо-Кавказская ППК" в части неправомерного исключения доходов за 2012 год подлежат частичному удовлетворению. Дополнительному учету подлежат неправомерно исключенные доходы в сумме 44 220,7 тыс. руб.
Учитывая результаты анализа материалов по существу спора, а также результаты рассмотрения данного спора на заседании Контрольной комиссии ФСТ России (протокол от 17.03.2015 N 11-Д), приказываю:
1. Частично удовлетворить требования, указанные в заявлении ОАО "Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания" о досудебном рассмотрении спора с Региональной службой по тарифам Ростовской области.
2. Признать экономически обоснованными и подлежащими учету при расчете экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги ОАО "Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания" в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в Ростовской области на 2014 год, расходы по статьям: "Необоснованные расходы, учтенные в необходимой валовой выручке на 2013 год" в сумме 0 тыс. руб. (дополнительному учету подлежат экономически обоснованные расходы, неправомерно исключенные Региональной службой по тарифам Ростовской области, в сумме 7 497,1 тыс. руб.), "Необоснованные доходы от регулируемой деятельности, не учтенные в необходимой валовой выручке при расчете тарифа на 2012 год" в сумме - 19 969,1 тыс. руб. (дополнительному учету подлежат экономически обоснованные расходы, неправомерно исключенные Региональной службой по тарифам Ростовской области, в сумме 44 220,7 тыс. руб.).
3. Органу исполнительной власти Ростовской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере железнодорожных перевозок в срок до 01.07.2015 г.:
- произвести расчет экономически обоснованных доходов ОАО "Северо- Кавказская пригородная пассажирская компания" в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в Ростовской области по фактическим данным о перевозке за 2012 год. В случае выявления превышения указанных доходов над плановыми, учесть дополнительно полученные доходы при формировании цен (тарифов) на услуги ОАО "Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания" в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в Ростовской области на 2015 год;
- при расчете экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги ОАО "Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания" в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в Ростовской области на 2015 год дополнительно учесть экономически обоснованные затраты, указанные в п. 2 настоящего приказа.
4. Об исполнении настоящего приказа органу исполнительной власти Ростовской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере железнодорожных перевозок в течение 10 рабочих дней с даты принятия указанных в пункте 3 настоящего приказа решений проинформировать Федеральную службу по тарифам, представив в Контрольно-ревизионное управление ФСТ России надлежащим образом заверенные копии:
- решений органа исполнительной власти Ростовской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере железнодорожных перевозок, принятие которых предписано пунктом 3 настоящего приказа;
- протоколов заседаний правления органа исполнительной власти Ростовской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере железнодорожных перевозок, на которых принимались вышеуказанные решения.
5. Отказать в удовлетворении остальной части требований, указанных в заявлении о досудебном рассмотрении спора ОАО "Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания".
Руководитель Федеральной |
С. Новиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной службы по тарифам от 24 марта 2015 г. N 484-д "О частичном удовлетворении требований, указанных в заявлении ОАО "Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания" о досудебном рассмотрении спора с Региональной службой по тарифам Ростовской области"
Текст приказа опубликован в Информационном бюллетене Федеральной службы по тарифам от 24 апреля 2015 г. N 15