Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 18 марта 2015 г. N 83-АПГ15-2
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Абакумовой И.Д. и Александрова В.Н.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Наумцева С.В. об оспаривании постановления администрации Брянской области от 30 ноября 2012 г. N 1112 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов" в части пункта 4 со дня его принятия по апелляционной жалобе правительства Брянской области на решение Брянского областного суда от 15 декабря 2014 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения представителя правительства Брянской области Зубареву К.В., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя Наумцева С.В. - Козлова С.В., просившего оставить решение суда без изменения, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
администрацией Брянской области принято постановление от 30 ноября 2012 г. N 1112-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов" (далее - Постановление N 1112-п). Согласно пункту 4 Постановления N 1112-п оно вступает в силу с 1 января 2013 г.
Названный нормативный правовой акт опубликован 10 января 2013 г. в информационном бюллетене "Официальная Брянщина", N 1.
Наумцев С.В. обратился в суд с заявлением, в котором с учетом уточненных требований просил признать противоречащим статье 5 Налогового кодекса Российской Федерации Постановление N 1112-п в части пункта 4 со дня принятия и недействующим в той мере, в какой оно по смыслу, придаваемому налоговым органами, применяется для расчета земельного налога за 2013 год.
В обоснование заявленных требований Наумцев С.В. указал, что оспариваемому нормативному правовому акту придана обратная сила, что противоречит порядку вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах и нарушает права заявителя как плательщика земельного налога.
К участию в деле привлечено правительство Брянской области, являющееся правопреемником администрации Брянской области.
Решением Брянского областного суда от 15 декабря 2014 г. заявление удовлетворено частично. Пункт 4 Постановления N 1112-п признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу в той мере, в какой он применяется для целей налогообложения на 2013 год.
В апелляционной жалобе правительство Брянской области, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение суда отменить. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на то, что оспариваемый нормативный правовой акт не относится к актам законодательства о налогах и сборах, порядок его действия во времени установлен в соответствии с действующим законодательством.
Наумцевым С.В. и прокуратурой Брянской области поданы возражения на апелляционную жалобу.
В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации изучила доводы апелляционной жалобы и возражений на апелляционную жалобу, оценила материалы дела и, проверив законность оспариваемого судебного акта, пришла к следующим выводам.
Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Под государственной кадастровой оценкой, в соответствии со статьей 24.11 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об оценочной деятельности") понимается совокупность действий, включающих в себя в том числе принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки, определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости, а также утверждение результатов определения кадастровой стоимости.
Решение о проведении государственной кадастровой оценки принимает исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, который является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости (статья 24.12 Федерального закона "Об оценочной деятельности").
Согласно статье 24.17 Федерального закона "Об оценочной деятельности" заказчик работ принимает акт об утверждении содержащихся в отчете кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов недвижимости для кадастрового квартала, населенного пункта, муниципального района, городского округа, субъекта Российской Федерации (далее - нормативный правовой акт об утверждении кадастровой стоимости объектов недвижимости), который вступает в силу после даты его официального опубликования (обнародования).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Постановление N 1112-п принято уполномоченным органом в пределах его компетенции, опубликовано в установленном законом порядке и по этим основаниям не обжалуется.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление, пришел к обоснованному выводу, что пункт 4 оспариваемого нормативного правового акта противоречит положениям статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающим порядок вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах, и правомерно отклонил довод заявителя о том, что Постановление N 1112-п является актом земельного законодательства и вступает в силу с указанной в нем даты, исходя из следующего.
Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. При этом кадастровая стоимость определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (статья 390 Налогового кодекса Российской Федерации).
По смыслу указанных положений, правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства.
Следовательно, нормативные правовые акты об утверждении кадастровой стоимости объектов недвижимости в той части, в какой они касаются налоговых правоотношений, вступают в силу с учетом требований, предъявляемых Налоговым кодексом Российской Федерации к порядку действия во времени актов законодательства о налогах.
Для целей правового регулирования, не связанных с налогообложением, нормативные правовые акты об утверждении кадастровой стоимости объектов недвижимости вступают в силу по общим правилам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
Таким образом, нормативные правовые акты об утверждении кадастровой стоимости объектов недвижимости в целях налогообложения вступают в силу с 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, наступающего после окончания месячного срока со дня их официального опубликования.
Данный вывод согласуется с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 2 июля 2013 г. N 17-П.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, Постановление N 1112-п, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, официально опубликовано 10 января 2013 г., т.е. после начала налогового периода по земельному налогу за 2013 год.
Вместе с тем, оспариваемым пунктом 4 Постановления N 1112-п предусмотрено, что оно вступает в силу с 1 января 2013 г., т.е. до момента его официального опубликования.
Согласно статье 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса. Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (пункт 1 статьи 393 Налогового кодекса Российской Федерации).
Из анализа приведенных выше правовых норм следует, что результаты кадастровой оценки, содержащиеся в оспариваемом пункте нормативного правового акта, не могут применяться для целей определения налоговой базы по земельному налогу за 2013 год в отношении земельных участков, расположенных на территории Брянской области.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что пункт 4 Постановления N 1112-п в той мере, в какой он применяется для целей налогообложения земельным налогом за 2013 год, противоречит правилам вступления в силу актов законодательства о налогах, установленным в статье 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решение суда является законным и обоснованным, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и подтверждаются имеющимися в деле доказательствами. Доводов, влекущих безусловную отмену решения суда первой инстанции, не установлено. Следовательно, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 327, 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Брянского областного суда от 15 декабря 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу правительства Брянской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Александров В.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 18 марта 2015 г. N 83-АПГ15-2
Текст определения официально опубликован не был