Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 марта 2015 г. N 74-АПГ15-3
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Анишиной В.И.,
судей Калининой Л.А. и Абакумовой И.Д.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и апелляционному представлению прокуратуры Республики Саха (Якутия) на решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 21 ноября 2014 года об удовлетворении в части требований прокурора Республики Саха (Якутия) о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельных положений части I Реестра государственных должностей Республики Саха (Якутия) и должностей государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия), установленного Законом Республики Саха (Якутия) от 11 октября 2006 года 385-З N 783-III.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение подлежащим отмене в части, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 11 октября 2006 года З N 784-III принят Закон Республики Саха (Якутия) от 11 октября 2006 года 385-З N 783-III "О Реестре государственных должностей Республики Саха (Якутия) и должностей государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия)", опубликованный в печатных изданиях "Якутские ведомости", 2006 г., 14 ноября, N 66, "Ил Тумэн", 2006 г., 24 ноября, N 47, "Сокуоннар. Уураахтар. Дьаhаллар.", 2007 г., 26 декабря, N 49.
Заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением о признании недействующими отдельных положений части I Реестра государственных должностей Республики Саха (Якутия) и должностей государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия), установленного Законом Республики Саха (Якутия) от 11 октября 2006 года 385-З N 783-III, указывая на неправомерное отсутствие в оспариваемой норме регионального законодательства должности депутата Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), а также необоснованного включения в Перечень государственных должностей Республики Саха (Якутия) должности постоянного представителя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) в Федеральном Собрании Российской Федерации (абзац тринадцатый) и должности постоянного секретаря Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) (абзац семнадцатый).
Полагал, что в этой части правовое регулирование не соответствует положениям Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Указа Президента Российской Федерации от 4 декабря 2009 года N 1381 "О типовых государственных должностях субъектов Российской Федерации", Закона Республики Саха (Якутия) от 11 октября 2006 385-З N 783-III "О Реестре государственных должностей Республики Саха (Якутия) и должностей государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия)", Закона Республики Саха (Якутия) от 22 апреля 1994 года З N 7-I "О статусе народного депутата Республики Саха (Якутия)".
Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) возражало против удовлетворения заявленных требований.
Определением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 21 ноября 2014 года в части оспаривания прокурором абзаца семнадцатого части 1 Реестра государственных должностей Республики Саха (Якутия) производство прекращено ввиду исключения оспариваемой нормы.
Решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 21 ноября 2014 года заявление заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельных положений части I Реестра государственных должностей Республики Саха (Якутия) и должностей государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия), установленного Законом Республики Саха (Якутия) от 11 октября 2006 года 385-З N 783-III, удовлетворено частично, абзац тринадцатый части I Реестра государственных должностей Республики Саха (Якутия) и должностей государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия), установленного Законом Республики Саха (Якутия) от 11 октября 2006 года 385-З N 783-III, признан противоречащим федеральному законодательству и не действующим со дня вступления в законную силу решения суда. В удовлетворении заявления в части признания противоречащей федеральному законодательству и недействующей части I Реестра государственных должностей Республики Саха (Якутия) в части отсутствия в ней государственной должности - депутат Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) отказано.
В апелляционной жалобе Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) просит решение суда первой инстанции отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, принять новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционном представлении прокуратура Республики Саха (Якутия) просит решение суда первой инстанции отменить в части отказа в удовлетворении заявленных прокурором требований и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Представителем Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) заявлено ходатайство о перенесении судебного разбирательства по настоящему делу на другое число в связи с проведением очередного пленарного заседания Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).
Судебная коллегия полагает данное ходатайство не подлежащим удовлетворению, лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме, имели достаточный срок для подготовки к делу и своевременной явки в суд. Явка представителя государственного органа обязательной судом не признавалась. Проведение очередного пленарного заседания Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) 25 марта 2015 года само по себе не может рассматриваться в качестве уважительной причины для отложения дела, поскольку не лишает возможности государственный орган, издавший оспариваемый нормативный правовой акт, направить в суд другого представителя.
Суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно апелляционных жалобы, представления, и вправе в интересах законности проверить решение суда первой инстанции в полном объёме (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Под законностью, как это следует из содержания статьи 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, законодатель понимает правильное рассмотрение и разрешение дела в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Основаниями для отмены решения в апелляционном порядке являются обстоятельства, перечисленные в статье 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает решение суда первой инстанции подлежащим отмене с вынесением нового решения в той части, в которой отказано прокурору в признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей части I Реестра государственных должностей Республики Саха (Якутия) в части отсутствия в ней государственной должности - депутат Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).
Отказывая прокурору в удовлетворении заявления в этой части, суд исходил из того, что невключение в Реестр государственных должностей Республики Саха (Якутия) должности депутата не может рассматриваться как противоречие федеральному законодательству, поскольку на профессиональной постоянной основе работают не более 19 народных депутатов и должности этих депутатов в Реестр включены (Председатель Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), первый заместитель Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), два заместителя Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), постоянный представитель Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) в Федеральном Собрании Российской Федерации, председатели постоянных комитетов (подкомитетов), комиссий Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия). Осуществление иными депутатами своих депутатских полномочий на непостоянной и непрофессиональной основе не предполагает включение этой должности в Реестр.
С выводом суда первой инстанции согласиться нельзя.
Государственными должностями субъектов Российской Федерации признаются должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственного органа субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 1 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
Должность депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации в качестве лица, обеспечивающего непосредственное исполнение полномочий законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации регламентирована Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
По смыслу указанного Федерального закона, деятельность депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации носит политический характер, обусловлена принципом разделения властей, основной функцией и содержанием должности депутата является представительство. При этом выбор формы осуществления депутатом представительских полномочий (на постоянной основе или нет) не изменяет содержания указанной деятельности.
Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что должность депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации включена в Перечень типовых государственных должностей субъектов Российской Федерации, утверждённый Указом Президента Российской Федерации от 4 декабря 2009 года N 1381.
При таких данных Судебная коллегия полагает убедительными доводы прокурора о необходимости включения Законодательным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) в реестр государственных должностей, учреждённый Конституцией Республики Саха (Якутия) и законами Республики Саха (Якутия) должности депутата, а решение суда в этой части об отказе прокурору в удовлетворении заявленных требований незаконным и необоснованным и поэтому подлежащим отмене.
Что касается решения суда в той части, в которой признан недействующим абзац тринадцатый части I Реестра государственных должностей Республики Саха (Якутия) и должностей государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия), установленного Законом Республики Саха (Якутия) от 11 октября 2006 года 385-З N 783-III, в части включения в Перечень государственных должностей Республики Саха (Якутия) должности постоянного представителя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) в Федеральном Собрании Российской Федерации, то Судебная коллегия полагает выводы суда основанными на правильном толковании норм материального права, регулирующего спорное правоотношение.
Согласно Положению о постоянном представителе Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) в Федеральном Собрании Российской Федерации, утверждённому постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 25 апреля 2003 года ГС N 134-III, должность постоянного представителя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) в Федеральном Собрании Российской Федерации (далее - постоянный представитель) учреждается постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) в целях организации взаимодействия Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) с Федеральным Собранием Российской Федерации, законодательными (представительными) органами государственной власти Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти по вопросам законотворческой деятельности, а также для оказания помощи народным депутатам Республики Саха (Якутия) в осуществлении ими депутатских полномочий в городе Москве.
В соответствии с основными обязанностями указанного должностного лица, утверждёнными названным Положением, постоянный представитель осуществляет по вопросам законотворческой деятельности взаимодействие Государственного Собрания с Федеральным Собранием Российской Федерации, законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти; участвует по законодательным, организационным и иным вопросам в работе комитетов, комиссий и при необходимости в заседаниях Совета Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также в парламентских слушаниях, проводимых палатами Федерального Собрания Российской Федерации; своевременно информирует о принятых решениях Председателя Государственного Собрания; выполняет по вопросам взаимодействия с органами государственной власти Российской Федерации задания Президента Республики Саха (Якутия) и Председателя Государственного Собрания; по поручению Государственного Собрания организует проведение экспертиз законопроектов, соглашений и договоров; обеспечивает необходимые условия для работы народных депутатов Республики Саха (Якутия) в городе Москве; по поручению Председателя Государственного Собрания имеет право представлять его в органах государственной власти Российской Федерации; работает со средствами массовой информации по освещению деятельности Государственного Собрания и народных депутатов Республики Саха (Якутия); принимает участие в работе пленарных заседаний Государственного Собрания; несёт персональную ответственность за свою деятельность и работу аппарата постоянного представителя в соответствии с требованиями Трудового кодекса Российской Федерации, федеральных законов, а также Законов Республики Саха (Якутия) "О государственной службе в Республике Саха (Якутия)" и "О статусе народного депутата Республики Саха (Якутия)".
Проанализировав указанные положения во взаимосвязи с положениями Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", суд справедливо пришёл к выводу о том, что должность постоянного представителя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) в Федеральном Собрании Российской Федерации не может рассматриваться созданной для непосредственного исполнения полномочий Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), поскольку не установлена ни Конституцией Республики Саха (Якутия), ни законами Республики Саха (Якутия). Кроме того, Указ Президента Российской Федерации от 4 декабря 2009 года N 1381 "О типовых государственных должностях субъектов Российской Федерации" также не предполагает учреждение такой государственной должности субъекта Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 327, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 21 ноября 2014 года в той части, в которой прокурору отказано в удовлетворении заявления, отменить, принять в этой части новое решение, которым заявление прокурора о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей части I Реестра государственных должностей Республики Саха (Якутия), установленного Законом Республики Саха (Якутия) от 11 октября 2006 года N 385-З N 783-III, в части отсутствия в реестре государственной должности - депутата Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) удовлетворить.
Признать противоречащей федеральному законодательству и не действующей со дня вступления в законную силу настоящего решения часть I Реестра государственных должностей Республики Саха (Якутия), установленного Законом Республики Саха (Якутия) от 11 октября 2006 года N 385-З N 783-III, в части отсутствия в реестре государственной должности - депутата Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).
Решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 21 ноября 2014 года в той части, в которой заявление прокурора удовлетворено и признан противоречащим федеральному законодательству и недействующим абзац тринадцатый части I Реестра государственных должностей Республики Саха (Якутия) и должностей государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия), установленного Законом Республики Саха (Якутия) от 11 октября 2006 года 385-З N 783-III, в части включения в Перечень государственных должностей Республики Саха (Якутия) должности постоянного представителя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) в Федеральном Собрании Российской Федерации, оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Законодательного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) - без удовлетворения.
Председательствующий |
Анишина В.И. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Абакумова И.Д. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 марта 2015 г. N 74-АПГ15-3
Текст определения официально опубликован не был