Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 24 февраля 2015 г. N 03-03-06/4/9153
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросам налогообложения и исходя из информации, изложенной в письме, сообщает следующее.
В соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при применении организацией упрощенной системы налогообложения в составе доходов учитываются доходы от реализации и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьями 249 и 250 главы 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса. Доходы, предусмотренные статьей 251 Кодекса, в составе доходов не учитываются.
В соответствии с пунктом 2 статьи 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.
К таким целевым поступлениям согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 251 Кодекса относятся средства, предоставленные из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций.
Предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг регламентировано статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), в соответствии с которой субсидии указанным лицам предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Кроме того, в соответствии со статьей 78.1 БК РФ некоммерческие организации также могут быть получателями субсидий из бюджета, в случае если это предусмотрено нормативно-правовыми актами Правительства Российской Федерацией, высшего исполнительного органа власти субъекта Российской Федерации, местной администрации.
Таким образом, если денежные средства в виде субсидий, получаемые некоммерческой организацией на возмещение затрат, не связаны с оплатой реализуемых этим налогоплательщиком товаров (работ, услуг), они не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, а также при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, на основании подпункта 3 пункта 2 статьи 251 Кодекса.
В соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в качестве целевого финансирования, к которому, в частности, отнесены полученные гранты.
При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в качестве целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.
В целях налогообложения прибыли организаций грантами признаются денежные средства или иное имущество в случае, если их передача (получение) удовлетворяет следующим условиям:
гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах российскими физическими лицами, некоммерческими организациями, а также иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством Российской Федерации, на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, науки, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), охраны здоровья, охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством Российской Федерации, социального обслуживания малоимущих и социально не защищенных категорий граждан;
гранты предоставляются на условиях, определяемых грантодателем, с обязательным представлением грантодателю отчета о целевом использовании гранта.
Таким образом, для отнесения полученных грантов к средствам целевого финансирования в целях налогообложения прибыли организаций необходимо соблюдение вышеперечисленных условий. В частности, источник средств целевого финансирования может определить допустимые формы и сроки использования средств, в том числе предусмотреть их расходование в течение определенного (длительного) периода. Кроме этого, на налогоплательщика - получателя гранта возложена обязанность по ведению отдельного учета полученного гранта и произведенных за счет данного источника расходов. Соблюдение этих условий обязательно для отнесения полученных грантов к средствам целевого финансирования, не учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Гранты, полученные от российских некоммерческих организаций на осуществление конкретных программ в областях, указанных в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Кодекса, при соблюдении всех перечисленных в данном пункте условий не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций - получателей грантов вне зависимости от включения российской некоммерческой организации в Перечень, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2009 N 602.
Порядок учета полученных грантов в целях применения организациями упрощенной системы налогообложения аналогичен порядку их учета в целях налогообложения прибыли организаций.
Заместитель директора Департамента |
А.С. Кизимов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
НКО получила субсидию на возмещение затрат.
Разъяснено, что если такие средства не связаны с оплатой реализуемых НКО товаров (работ, услуг), то они не учитываются ни при налогообложении прибыли, ни в рамках УСН.
При определении базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного в качестве целевого финансирования.
Разъяснено, что для отнесения грантов к средствам целевого финансирования необходимо соблюдать определенные условий. В частности, источник средств целевого финансирования может определить допустимые формы и сроки использования средств, в т. ч. предусмотреть их расходование в течение определенного (длительного) периода. Кроме этого, на получателя гранта возложена обязанность вести отдельный учет полученного гранта и произведенных за счет данного источника расходов.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 24 февраля 2015 г. N 03-03-06/4/9153
Текст письма официально опубликован не был