Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 27 января 2015 г. N 03-08-05/2668
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики в связи с письмом по вопросу налоговой ответственности при исчислении, удержании и уплате налогов в отношении доходов по эмиссионным ценным бумагам, выпущенным российскими организациями, выплачиваемых российским депозитарием - налоговым агентом иностранным организациям, действующим в интересах третьих лиц, сообщает следующее.
Согласно пункту 5 статьи 23 Кодекса за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налоговый агент же несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей на основании пункта 5 статьи 24 Кодекса.
При этом согласно пункту 4 статьи 24 Кодекса налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном Кодексом для уплаты налога налогоплательщиком.
Однако следует учитывать, что в соответствии со статьей 123 Кодекса неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный Кодексом срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.
Согласно положениям подпункта 7 пункта 2 статьи 226.1 и пункта 1 статьи 310.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) депозитарий признается налоговым агентом, осуществляющим исчисление и уплату налога в отношении доходов по указанным ценным бумагам, которые учитываются на счете депо иностранного номинального держателя, счете депо иностранного уполномоченного держателя и (или) счете депо депозитарных программ.
Для целей осуществления функции налогового агента депозитарием ему должна быть представлена информация, установленная пунктами 2-4 статьи 214.6 Кодекса, содержащая сведения, предусмотренные пунктом 5 статьи 214.6 Кодекса, а также информация, установленная пунктами 2-5 статьи 310.1 Кодекса, содержащая сведения, предусмотренные пунктом 7 статьи 310.1 Кодекса.
Пунктом 1 статьи 214.8 Кодекса, а также пунктом 1 статьи 310.2 Кодекса установлены перечни документов, которые могут быть запрошены налоговыми органами при проведении камеральной налоговой проверки и (или) выездной налоговой проверки правильности исчисления и уплаты суммы налога налоговым агентом в соответствии со статьями 214.6 и 310.1 Кодекса соответственно.
При этом на основании норм пункта 14 статьи 214.6 Кодекса, а также пункта 15 статьи 310.1 Кодекса на налогового агента не может быть возложена обязанность по исчислению и уплате суммы налога в отношении выплат, предусмотренных статьями 214.6 и 310.1 Кодекса, не удержанного им вследствие представления ему организацией, действующей в интересах третьих лиц, недостоверной и (или) неполной информации и (или) документов, а также в случае отказа такой организации представить по запросу налогового органа, проводящего камеральную или выездную налоговую проверку, информацию и (или) документы, истребуемые в соответствии со статьями 214.8 и 310.2 Кодекса соответственно.
В случаях, указанных в пункте 14 статьи 214.6 Кодекса, а также пункте 15 статьи 310.1 Кодекса, к налоговому агенту также не применяются налоговые санкции.
Одновременно пунктом 11 статьи 8.3 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон N 39-ФЗ) установлено, что номинальный держатель не несет ответственность за непредоставление им информации вследствие непредоставления ему информации его депонентом - номинальным держателем, а также за достоверность и полноту информации, предоставленной таким депонентом или лицами, которым открыты счета депо, предусмотренные статьей 8.4 Закона N 39-ФЗ.
При этом пунктом 14.2 статьи 8.4 Закона N 39-ФЗ предусмотрено, что иностранный номинальный держатель, иностранный уполномоченный держатель, лицо, которому открыт счет депо депозитарных программ, обязаны принять все зависящие от них разумные меры для предоставления информации и документов в соответствии с запросом депозитария, в котором указанные лица открыли соответствующие счета депо, на основании запроса (требования) налогового органа в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Вместе с тем на основании пункта 14.3 статьи 8.4 Закона N 39-ФЗ иностранный номинальный держатель и лицо, которому открыт счет депо депозитарных программ, не несут ответственность за непредоставление ими информации вследствие непредоставления им информации их клиентами, действующими в интересах других лиц, а также за достоверность и полноту информации, предоставленной такими клиентами.
Учитывая вышеизложенное, номинальный держатель не несет ответственность за непредоставление информации вследствие непредоставления этой информации ему его депонентом - номинальным держателем, а также за достоверность и полноту информации, предоставленной таким депонентом или лицами, которым открыты счета депо.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента |
И.В. Трунин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснено, что номинальный держатель не несет ответственность за непредоставление информации вследствие непредоставления этих сведений ему его депонентом - номинальным держателем, а также за достоверность и полноту информации, предоставленной таким депонентом или лицами, которым открыты счета депо.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 27 января 2015 г. N 03-08-05/2668
Текст письма официально опубликован не был