Департамент развития государственной службы Минтруда России, рассмотрев письмо Федеральной службы государственной статистики от 23 июля 2014 г. N 15-15-7/1811-МВ, сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 10 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. N 1065 (далее - Положение), основанием для осуществления проверки является достаточная информация, представленная в письменном виде в установленном порядке правоохранительными и налоговыми органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами, работниками подразделений кадровых служб федеральных государственных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо должностными лицами кадровых служб данных органов, ответственными за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, постоянно действующими руководящими органами политических партий и зарегистрированных в соответствии с законом иных общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями, Общественной палатой Российской Федерации и общероссийскими средствами массовой информации.
При этом Положение критериев достаточности информации для принятия решения о проведении проверки не содержит. В этой связи необходимо обратить внимание на следующее.
Достаточность информации предполагает наличие совокупности данных, свидетельствующих о несоответствии фактическим обстоятельствам представленных конкретным государственным гражданским служащим (гражданином) сведений. Как правило, достаточная информация, являющаяся основанием для начала проверки, содержится в различных документах (их копиях), отражающих действительное имущественное положение лица, его супруга и несовершеннолетних детей, образование, гражданство лица и др. Вместе с тем это не означает, что проверку нельзя проводить при отсутствии в представленной в установленном порядке информации приложений в виде документов, подтверждающих факт недостоверности или неполноты сведений о доходах гражданина, государственного гражданского служащего (далее - государственный служащий) (либо недостоверность иных предусмотренных законом сведений).
В случае, если работниками подразделений кадровых служб федеральных государственных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо должностными лицами кадровых служб указанных органов, ответственными за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, при проведении анализа представленных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее - сведения о доходах) выявлены обстоятельства, позволяющие усомниться в достоверности данных сведений, необходимо инициировать проведение проверки.
По вопросу правомерности проведения проверки достоверности и полноты сведений о доходах, представленных гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы и государственными служащими, в случае отсутствия достаточной информации, сообщаем.
Пунктом 10 Положения установлен закрытый перечень оснований для осуществления проверки. При этом факт поступления гражданина на федеральную государственную службу самостоятельным основанием для назначения проверки не является.
По вопросу процедуры проведения проверки данных, представленных гражданами, претендующими на замещение должности федеральной государственной службы, а также лицами, замещающими указанные должности, с учетом положений статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Федеральный закон N 152-ФЗ), сообщаем следующее.
Указом Президента Российской Федерации от 30 мая 2005 г. N 609 утверждено Положение о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела (далее - Положение о персональных данных).
Согласно подпункту "а" пункта 5 Положения о персональных данных, обработка персональных данных государственного гражданского служащего осуществляется в целях обеспечения соблюдения Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, содействия государственному гражданскому служащему в прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации, в обучении и должностном росте, обеспечения личной безопасности гражданского служащего и членов его семьи, а также в целях обеспечения сохранности принадлежащего ему имущества и имущества государственного органа, учета результатов исполнения им должностных обязанностей.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 5 Положения о персональных данных передача персональных данных государственного гражданского служащего третьей стороне не допускается без письменного согласия гражданского служащего, за исключением случаев, установленных федеральным законом.
Направление запросов в соответствии с подпунктом "г" пункта 15 Положения о персональных данных при проведении проверки представленных вышеуказанными лицами сведений подразумевает обработку персональных данных гражданина.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона N 152-ФЗ обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных Федеральным законом N 152-ФЗ.
Согласно части 4 статьи 9 Федерального закона N 152-ФЗ в случаях, предусмотренных данным федеральным законом, обработка персональных данных осуществляется только с согласия в письменной форме субъекта персональных данных.
В этой связи считаем, что согласие на обработку персональных данных гражданина, претендующего на замещение должности государственной гражданской службы, и гражданского служащего при назначении на данную должность необходимо получать предварительно.
При этом отсутствие согласия при наличии оснований, установленных пунктом 7 части 2 статьи 10 Федерального закона N 152-ФЗ, не является основанием для прекращения обработки персональных данных (пункт 2 статьи 9 Федерального закона N 152-ФЗ).
В части вопроса организации проверки сведений, содержащихся в разделах 3. "Сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях" и 4. "Сведения о ценных бумагах" справок о доходах гражданина, претендующего на замещение должности государственной службы и государственного служащего, замещающего должности в Росстате (членов их семей), сообщаем.
Пунктом 15 Положения установлены полномочия должностных лиц кадровых служб, осуществляющих проверку, предусмотренную подпунктом "а" пункта 13 Положения, одним из которых является право направлять в установленном порядке запросы (кроме запросов, касающихся осуществления оперативно-разыскной деятельности или ее результатов) на предприятия, в учреждения, организации и общественные объединения об имеющихся у них сведениях:
о доходах гражданина или государственного служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
о достоверности и полноте сведений, представленных гражданином в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации;
о соблюдении государственным служащим требований к служебному поведению.
Согласно пункту 18.1 Положения запросы в кредитные организации направляются руководителями (должностными лицами) федеральных государственных органов, перечень которых утвержден Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. N 309 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции" (далее - перечень).
В указанный перечень помимо руководителей федеральных государственных органов включены специально уполномоченные заместители руководителей соответствующих органов.
Таким образом, в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации правом направлять запросы в кредитные организации для проведения проверки наделены руководитель Росстата и специально уполномоченный им заместитель.
Директор Департамента |
Д.В. Баснак |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 15 августа 2014 г. N 18-2/В-571 "О разъяснении законодательства в части проверки сведений"
Текст письма официально опубликован не был