Временный регламент ведения рекламационно-претензионной работы в вагонном хозяйстве N 1085/ЦДИ-2011
(утв. ОАО "РЖД" 25 июля 2011 г.)
Телеграммой ОАО "РЖД" от 31 мая 2013 г. N 8779 настоящий Временный регламент признан утратившим силу
1. Общие положения
1.1 Регламент ведения рекламационно-претензионной работы в вагонном хозяйстве (далее - Регламент) устанавливает правила проведения рекламационной работы, предъявления и удовлетворения претензий, выставленных на некачественное изготовление, ремонт, различные виды технического обслуживания вагонов, вагоностроительным, вагоноремонтным и другим предприятиям вагонного хозяйства различных форм собственности, ведомственной принадлежности, имеющими право на производство перечисленных работ в границах существующей нормативно-технической базы по вагонному хозяйству.
1.2 Действие настоящего Регламента распространяется на грузовые вагоны колеи 1520 мм с восьмизначной нумерацией вне зависимости от принадлежности и формы собственности, обращающихся на путях общего пользования.
1.3 Организацию ведения рекламационной работы в вагонном хозяйстве осуществляет служба вагонного хозяйства силами вагонных эксплуатационных депо с последующим возмещением расходов за счёт собственника грузового вагона. Эксплуатационное вагонное депо, несет ответственность за качество проведения расследования причин отцепок грузовых вагонов, качество и сроки составления рекламационных документов указанных в данном Регламенте.
1.4 В Регламенте используются следующие сокращения, наименования, определения и понятия:
дефект - каждое отдельное несоответствие продукции установленным требованиям (ГОСТ 15467);
дефектное изделие - изделие, имеющее хотя бы один дефект (ГОСТ 15467);
- ЦВ - Управление вагонного хозяйства центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД")
- Служба "В" - Служба вагонного хозяйства региональной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД";
- ВРК - вагонные ремонтные компании;
- ВЧДР - вагонное ремонтное депо
- ВЧДЭ - эксплуатационное вагонное депо;
- ППВ - пункт подготовки вагонов к перевозкам;
- ППС - промывочно-пропарочная станция;
- ВСЗ - вагоностроительные заводы;
- ВРЗ - вагоноремонтные заводы;
- ВРП - вагоноремонтные предприятия;
- рекламационные документы - рекламационный акт, материалы расследования;
- рекламационный акт - акт предъявляемый поставщику грузовых вагонов и их узлов, материалов и запасных частей, в том числе производившему текущий отцепочный ремонт (по замене или ремонте узла, детали), плановые виды ремонта грузовых вагонов и их узлов на обнаруженный в период действия гарантийного срока ответственности технологический отказ грузового вагона, вызванный низким качеством его изготовления или ремонта, а также несоответствие качества и (или) комплектности поставленной продукции (выполненных работ) установленным требованиям. Форма рекламационного акта приведена в приложении 1 (ВУ-41).
- гарантийный срок ответственности - период времени, в течение которого предприятием-поставщиком гарантируется исправная работа грузового вагона при соблюдении правил его эксплуатации и технического содержания, а также исправность узлов грузовых вагонов и запасных частей при условии надлежащей их эксплуатации и хранения в соответствии с техническими условиями, техническими описаниями, оговоренными в соответствующей технической документации (паспорта, инструкции, руководства и т.п.);
- гарантийные грузовые вагоны, узлы и детали - вагоны, узлы и детали на которые не истек срок гарантийной ответственности;
- Поставщик - сторона поставки, определяемая договором поставки или ремонта (ВЧДР - вагонное ремонтное депо; ВКМ - вагонно-колесные мастерские; ВЧДЭ - эксплуатационное вагонное депо; ВРП - вагоноремонтное предприятие; ВРЗ - вагоноремонтный завод; ВСЗ - вагоностроительный завод);
- поставщик комплектующих - "Росжелдорснаб" - филиал ОАО "РЖД"; ОАО "Торговый дом РЖД"; предприятие - изготовитель комплектующих или иное предприятие осуществляющее поставки запчастей и материалов;
- претензия - акт произвольной формы, в котором на основании рекламационного акта формы ВУ-41 отражаются в денежном исчислении убытки, вызванные отказом вагона, его узлов и деталей, или убытки, связанные с поставкой некачественных запасных частей и материалов.
- компания-собственник - субъект деятельности, имеющий в собственности, аренде или ином законном основании грузовые вагоны и использующий их в перевозочном процессе.
- заинтересованное лицо - компания - собственник вагона, контрагенты, имеющие непосредственное отношение к ремонтируемому вагону
- ТОР - текущий отцепочный ремонт вагона. Ремонт, выполняемый для обеспечения или восстановления работоспособности грузового вагона с заменой или восстановлением отдельных частей с подачей на специализированные пути, в том числе:
а) ТР-1 - текущий ремонт вагона. Ремонт порожнего вагона, выполняемый при его подготовке к перевозке с отцепкой от состава или группы вагонов, подачей на специализированные пути с переводом в нерабочий парк;
б) ТР-2 - текущий ремонт вагона. Ремонт груженого или порожнего грузового вагона, с отцепкой от транзитных и прибывших в разборку поездов или от сформированных составов, переводом в нерабочий парк и подачей на специализированные пути.
- плановый ремонт - ремонт по истечении межремонтного периода, постановка на который осуществляется в соответствии с требованиями нормативной документации, в том числе:
а) ДР - деповской ремонт вагона. Ремонт, выполняемый для восстановления исправности и частичного восстановления ресурса вагона с заменой или восстановлением составных частей ограниченной номенклатуры и контролем технического состояния составных частей.
б) КР - капитальный ремонт вагона. Ремонт, выполняемый для восстановления исправности полного или близкого к полному восстановлению ресурса вагона с заменой или восстановлением любых его частей, включая базовые.
в) КРП - капитальный ремонт с продлением срока службы. Контроль технического состояния всех несущих элементов конструкции вагона с восстановлением их назначенного ресурса, заменой или восстановлением любых его составных частей, включая базовые и назначением нового срока службы.
- технологическая неисправность - событие, заключающееся в нарушении работоспособного состояния вагонов их узлов и деталей, вызванное низким качеством его изготовления, ремонта или модернизации. Технологическая неисправность отцепленных в текущий ремонт вагонов определяется классификатором "Основные неисправности грузовых вагонов" (К ЖА 2005 04) приведенном в приложении 2.
- суточный срок - 24 часа с начала отчета какого-либо события. Отчет по местному времени. Часовой пояс значения не имеет.
1.5 Регламент определяет порядок предъявления "Компаниями-собственниками" подвижного состава рекламаций и претензий на:
а) грузовые вагоны их узлы и детали, не выдержавшие срока гарантийной ответственности после изготовления, ремонта, модернизации;
б) на продукцию, поставляемую для проведения ремонта грузовых вагонов.
1.6 Причина неисправности грузового вагона определяется осмотрщиком вагонов эксплуатационного вагонного депо при техническом обслуживании поездов и перевод в неисправные, осуществляется согласно классификатору "Основные неисправности грузовых вагонов (К ЖА 2005 04)", утверждённому Комиссией Совета по железнодорожному транспорту полномочных специалистов вагонного хозяйства железнодорожных администраций на основании чего вводится в единую базу данных сообщение 1353 - электронный аналог уведомления о ремонте вагона формы ВУ-23М.
1.7 Расследование причин возникновения неисправности технологического характера и составление рекламационных документов на грузовые вагоны всех родов и типов, допущенных к обращению на сети железных дорог, на их узлы и детали, не выдержавшие гарантийного срока эксплуатации после изготовления, ремонта, модернизации организуется и производится силами ВЧДЭ.
1.8 Расходы, связанные с расследованием причин образования технологических неисправностей и составлением рекламационных документов, включаются в стоимость текущего отцепочного ремонта.
1.9 Для скорейшего ввода в эксплуатацию вагона производится замена дефектного узла, детали из обменного фонда. Порядок осуществления финансовых расчетов по замене дефектных узлов, деталей из обменного фонда определяется договором на проведение текущего отцепочного ремонта вагонов.
1.10 Оригинал рекламационного акта составляется в трех экземплярах, первый экземпляр оригинала рекламационного акта вместе со всеми рекламационными документами (приложение 4-8) остаётся в вагонном эксплуатационном депо, выявившем дефект, два экземпляра оригинала рекламационного акта вместе со всеми рекламационными документами (приложение 4-8) направляются "Компании-собственнику".
1.11 Оформленный рекламационный акт ВУ-41 является основанием для предъявления претензии.
1.12 Оригиналы рекламационного акта хранятся в эксплуатационных депо в течение 3 лет.
2. Порядок расследования причин отцепок грузовых вагонов в эксплуатационном вагонном депо и составление рекламационных документов
2.1. Для расследования причин отцепок и составления рекламационного акта вагонное эксплуатационное депо создает комиссию под председательством начальника или его заместителя, в состав которой входят руководитель производственного участка и специалист ответственный за ведение рекламационно-претензионной работы данного вагонного эксплуатационного депо. По собственной инициативе в состав комиссии могут войти представитель "Поставщика", представитель "Компании-собственника" и представитель "Поставщика комплектующих".
Примечание. Предприятие, изготовившее или отремонтировавшее вагон плановым видом ремонта, а также "Компания-собственник" вагонов самостоятельно контролируют внеплановые отцепки вагона в ремонт в период его эксплуатации до истечения срока гарантии на вагон, и в суточный срок с момента отцепки вагона информируют телеграммой руководителей эксплуатационных вагонных депо и "Компанию-собственника" об участии в расследовании технологической неисправности вагона, его узла или детали.
В случае неполучения в суточный срок сообщения от представителей "Поставщика" и "Компании-собственнка" о его выезде, вагонное эксплуатационное депо начинает расследование характера и причин возникновения дефектов, несоответствий качеству и составляет односторонний рекламационный акт, которым руководствуется в дальнейшей работе.
2.2 Комиссия, созданная ВЧДЭ, выполняет следующие работы:
- определяет внешнее проявление дефекта и выявляет отказавшие узлы или детали;
- определяет причины возникновения дефекта отказавшего узла или детали;
- определяет порядок дальнейших исследований для выявления конкретной причины и характера дефекта, если причина возникновения дефекта не может быть определена в условиях вагонного эксплуатационного депо;
- определяет возможность восстановления дефектной детали, узла грузового вагона;
- проверяет качество составления рекламационных документов, составленных при расследовании отцепки вагона;
- составляет рекламационный акт формы ВУ-41;
2.3 Осмотр дефекта вагона (узла, детали) производится работниками ВЧДЭ. При замене дефектного узла или детали составляется в трех экземплярах первичный акт о снятии его с вагона, в котором указываются: инвентарный номер, дата и место изготовления вагона; наименование замененного узла, его номер и дата изготовления; вид, краткая характеристика и обстоятельства выявления дефекта. Первичный акт утверждается начальником вагонного эксплуатационного депо (его заместителем) или руководителем ПТО.
2.4 При составлении рекламационного акта все решения принимаются членами комиссии большинством голосов, при равном числе голосов право решающего голоса принадлежит председателю комиссии.
2.5 Член комиссии, не согласный с содержанием рекламационного акта, имеет право изложить особое мнение, с предоставлением подтверждающих материалов. Особое мнение излагается на отдельном листе и прилагается к каждому экземпляру рекламационного акта. Особое мнение должно быть подтверждено актом комиссионного осмотра вагона, актом общей формы, актом обмера тележки, актом взвешивания вагона, распечаткой приборов безопасности (КТСМ), справками ГВЦ ОАО "РЖД" форм 2653, 2651, 2730, фотографиями и другими материалами, подтверждающими причину образования дефекта, указанную в особом мнении.
Особое мнение не служит причиной отказа "Компании-собственника" от оплаты за проведенный текущий отцепочный ремонт.
Особое мнение не служит причиной для отказа от выполнения требований утвержденного рекламационного акта, и не является основанием для отказа в удовлетворении претензии.
2.6 Рекламационный акт подписывают все члены комиссии, заверяет рекламационный акт печатью ВЧДЭ председатель комиссии.
2.7 Рекламационный акт предъявляется "Компании-собственнику" и "Поставщику", который в свою очередь может перевыставить затраты на основании претензии "Компании-собственника" заводу-изготовителю, с которым у него имеются договорные отношения.
2.8 При несогласии предприятия, признанного виновным в соответствии с заключением рекламационного акта, дальнейшее рассмотрение разногласий проводится в соответствии с законодательством РФ.
2.9 При невозможности снятия дефектного узла с вагона допускается представление заверенной фотофиксации неисправности с последующим предъявлением фотографии "Поставщику". Фотография должна быть заверена печатью ВЧДЭ и подписями членов комиссии, проводивших расследование.
2.10 При необходимости более тщательного исследования неисправности, являющейся причиной отцепки вагона в ремонт, неисправные узел или деталь направляются в ближайшее вагоноремонтное предприятие.
Эксплуатационное вагонное депо несет ответственность за ухудшение качества при транспортировке отправляемых на исследование изделий.
2.11 Результаты исследования проведенные в вагоноремонтном предприятии используются эксплуатационным вагонным депо при составлении рекламационного акта.
3. Порядок исследования дефектных деталей и узлов в вагоноремонтном предприятии
3.1 Исследование дефектных деталей и узлов проводят для установления происхождения характера дефектов (изготовление, ремонт, повреждения, эксплуатация) и причин их возникновения.
3.2 Исследование дефектных деталей и узлов, выявленных при расследовании отцепок грузовых вагонов после изготовления или проведения ремонта вагонов, проводит комиссия, организованная в вагоноремонтном предприятии.
3.3 Для исследования дефектных деталей, узлов и составления акта вагоноремонтное предприятие создает комиссию под председательством начальника предприятия или его заместителя, в состав которой входят руководители и специалисты участков принимающих участие в исследовании. По собственной инициативе в состав комиссии могут войти представитель вагонного хозяйства ОАО "РЖД", представитель "Поставщика", представитель "Компании-собственника" и представитель "Поставщика комплектующих".
3.4 Комиссия при проведении исследования дефектных узлов и деталей:
- проверяет внешним осмотром поверхность неисправного узла или детали на наличие повреждений, которые могут возникнуть при транспортировке для исследования.
- определяет причины возникновения дефекта отказавшего узла или детали путём принятия участия в расследовании причин его отказа:
- при неисправности буксового узла комиссия участвует в демонтаже буксового узла и составлении плана расследования (приложения 3, 4);
- при неисправности литых деталей комиссия участвует в проведении неразрушающего контроля и составлении заключения по случаям излома или обнаружения в эксплуатации дефектов литья;
- при неисправности автотормозного оборудования комиссия участвует в проведении разборки приборов автотормозного оборудования и составлении акта исследования автотормозного оборудования;
- составляет акт (план) расследования (приложения 4-8).
3.5 Комиссия по исследованию дефектных узлов и деталей должна провести исследование дефектных узлов и деталей не позднее 2-х суток с даты получения дефектных узлов и деталей предприятием.
3.6 Акт (план) (приложения 4-8) расследования подписывают члены комиссии, председатель комиссии заверяет печатью своего предприятия.
3.7 Оригиналы акта (плана) расследования в 3-х экземплярах передаются в эксплуатационное вагонное депо, направившее узел или деталь для исследования.
4. Порядок выставления и удовлетворения претензий
4.1 Претензии на возмещение ущерба предъявляются в случаях, когда "Поставщиком" предъявлена продукция или выполнена работа с отступлениями от конструкторской и нормативно-технической документации, ухудшившими результат работы или с иными недостатками, которые делают вагон непригодным для использования.
4.2 Претензии оформляются на основании рекламационного акта формы ВУ-41, определяющего виновного в допущенном браке.
4.3 Претензии выставляются на:
- вагоны, их узлы и детали, не выдержавшие срока гарантийной ответственности после изготовления, ремонта, модернизации;
- некачественные материалы и запасные части, поставляемые для нужд вагонного хозяйства.
4.4 Претензии направляются в адрес "Поставщика", изготовившего или проводившего последний ремонт узла или детали в срок не позднее одного года с момента оплаты ТОР вагона, оплата может контролироваться по платёжному поручению собственника вагонов.
4.5 В претензии, должны быть указаны:
- наименование "Компании-собственника", предъявившая претензию;
- наименование виновного предприятия "Поставщика";
- дата предъявления и номер претензии;
- обстоятельства, являющиеся основанием для предъявления претензии;
- номера заключенных договоров, на основании которых произведен ремонт, вагона;
- сумма, компенсации ущерба в размере понесенных расходов, связанных с устранением дефектов, упущенной выгоды, передислокации вагона к месту устранения дефекта;
- номера пунктов договора, в которых "Поставщик" устанавливает гарантийный срок и принимает на себя обязательства производить компенсацию затрат за текущий отцепочный ремонт;
- дата и место проведения текущего отцепочного ремонта вагона;
- основание для предъявления претензии;
- ссылка на соответствующие нормативные и другие документы;
- платежные реквизиты "Компании-собственника";
- перечень прилагаемых к претензии документов.
4.6 К претензии должен прилагаться оригинал рекламационного акта формы ВУ-41 и копии следующих документов,
- акт о выполненных работах (оказанных услугах);
- калькуляция на выполнение работ по текущему отцепочному ремонту грузового вагона (если у "Компании-собственника" не заключен договор по выполнению текущих отцепочных ремонтов по единой цене);
- дефектная ведомость на текущий ремонт грузового вагона формы ВУ-22 и расчетно-дефектная ведомость (если у "Компании-собственника" не заключен договор по выполнению текущих отцепочных ремонтов по единой цене);
- счет-фактура;
- платежное поручение;
- счет;
По этим документам ущерб должен возмещаться безоговорочно без запроса дополнительной документации.
4.7 "Поставщик" в течение 30 (тридцати) календарных дней, от даты предъявления претензии и документов, подтверждающих факт отцепки вагона и расходы письменно информирует "Компанию-собственника" о результатах рассмотрения претензии и в течение 30 (тридцати) календарных дней с даты рассмотрения претензии возмещает ущерб, возникший при ремонте вагона, в соответствии со статьями 397, 475, 723 ГК РФ.
5. Порядок удовлетворения претензий, составленных при браковке материалов, узлов и деталей при проведении входного контроля, плановых видов ремонта и ТОР
5.1 Для компенсации расходов, понесённых "Поставщиком" за приобретённые некачественные материалы, узлы или детали, предприятие "Поставщик", выявившее дефектные материалы, узлы или детали, оформляет и направляет претензию в адрес "Поставщика комплектующих", поставившего в соответствии с договором поставки некачественные материалы, узлы или детали.
5.2 Для компенсации расходов, понесённых "Поставщиком" на текущие отцепочные ремонты, проведенные по причине отказа приобретенных некачественных узлов или деталей, предприятие "Поставщик", которому была выставлена претензия "Компании-собственника" перевыставляет претензию "Компании-собственника" в адрес "Поставщика комплектующих", поставившего в соответствии с договором поставки некачественные материалы, узлы или детали.
5.3 В претензии за приобретение некачественных материалов, узлов и деталей должны быть указаны:
- наименование "Поставщика", предъявившего претензию;
- наименование предприятия "Поставщика комплектующих", поставившего в соответствии с договором поставки некачественные материалы, узлы или детали;
- дата предъявления и номер претензии;
- обстоятельства, являющиеся основанием для предъявления претензии;
- ссылка на соответствующие нормативные документы, рекламационный акт и другие;
- сумма претензии;
- платежные реквизиты "Поставщика";
- перечень прилагаемых к претензии документов.
5.4 К претензии за приобретение некачественных материалов, узлов и деталей должны прилагаться оригинал рекламационного акта, техническое заключение (при необходимости) и копия вызывной телеграммы "Поставщика комплектующих" для составления рекламационного акта.
5.5 В претензии на компенсацию расходов, понесенных за текущие отцепочные ремонты, проведенные по причине отказа приобретенных некачественных узлов или деталей, должны быть указаны:
- наименование "Поставщика", предъявившего претензию;
- наименование предприятия "Поставщика комплектующих", поставившего в соответствии с договором поставки некачественные материалы, узлы или детали;
- дата предъявления и номер претензии;
- обстоятельства, являющиеся основанием для предъявления претензии;
- наименование "Компании-собственника", выставившего претензию в адрес "Поставщика", номер и дата претензии "Компании-собственника", сумма претензии "Компании-собственника";
- сумма претензии;
- платежные реквизиты "Поставщика";
- перечень прилагаемых к претензии документов.
5.6 К претензии на компенсацию расходов, понесенных за текущие отцепочные ремонты, проведенные по причине отказа приобретенных некачественных узлов или деталей, должны прилагаться копии следующих документов:
- рекламационный акт;
- претензия "Компании-собственника" со всеми приложениями;
- платежное поручение "Поставщика" за компенсацию претензии "Компании-собственника".
5.7 Предприятие "Поставщик комплектующих" в 15-дневный срок рассматривает претензию, извещает "Поставщика" о результатах рассмотрения претензии и оплачивает претензии в течение месяца.
Вице-президент ОАО "РЖД" |
В.Б. Воробьев |
Согласовано:
Заместитель Генерального директора по |
С.В. Калетин |
16 июля 2011 г.
Заместитель Генерального директора по |
С.И. Порядин |
16 июля 2011 г.
Начальник |
Д.Н. Лосев |
16 июля 2011 г.
Генеральный директор |
М.В. Сапетов |
16 июля 2011 г.
Начальник Центральной дирекции |
В.Н Супрун |
18 июля 2011 г.
Генеральный директор |
Н.А. Бочкарев |
18 июля 2011 г.
Заместитель генерального директора |
В.В. Шекшуев |
18 июля 2011 г.
Генеральный директор |
Н.К. Воробьев |
18 июля 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Временный регламент ведения рекламационно-претензионной работы в вагонном хозяйстве N 1085/ЦДИ-2011 (утв. ОАО "РЖД" 25 июля 2011 г.)
Текст регламента официально опубликован не был
Телеграммой ОАО "РЖД" от 31 мая 2013 г. N 8779 настоящий Временный регламент признан утратившим силу