Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 3 марта 2015 г. N 03-05-05-01/11072
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о порядке определения банком среднегодовой стоимости имущества за 2014 в связи с проведением переоценки основных средств по состоянию на 1 января 2015 года и сообщает, что Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, не предусмотрено рассмотрение обращений организаций по оценке конкретных хозяйственных ситуаций, а также по оказанию консультационных услуг.
Одновременно сообщаем, что налоговая база по налогу на имущество организаций (среднегодовая стоимость имущества), при определении которой в соответствии с пунктом 1 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) учитывается остаточная стоимость основных средств, формируется для целей налогообложения по установленным правилам ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 376 Кодекса среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества (без учета имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость) на 1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода, на количество месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу.
В этой связи при определении среднегодовой стоимости имущества за налоговый период остаточная стоимость имущества должна учитываться в том значении, в котором она сформирована в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета на соответствующую дату.
При формировании остаточной стоимости основных средств кредитных организаций необходимо руководствоваться Положением о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, утвержденным Банком России от 16.07.2012 N 385-П (далее - Положение N 385-П).
Согласно пункту 2.8. Приложения 9 к Положению N 385-П кредитная организация имеет право не чаще одного раза в год (на конец отчетного года (по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным (далее - нового года) переоценивать группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также с нормативными актами Минфина России.
Пунктом 2.8.5. Приложения 9 к Положению N 385-П определено, что отражение в бухгалтерском учете переоценки основных средств производится в соответствии с нормативным актом Банка России о порядке составления кредитными организациями годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Одновременно установлено, что результаты переоценки основных средств подлежат отражению в балансе либо за последний рабочий день отчетного года, либо в январе нового года. При невозможности отражения в этот срок крайним сроком для отражения переоценки является последний рабочий день марта нового года.
Согласно Указаниям Банка России от 04.09.2013 N 3054-У "О порядке составления кредитными организациями годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности" годовая отчетность составляется с учетом событий после отчетной даты независимо от их положительного или отрицательного характера. При этом к событиям после отчетной даты может быть отнесена переоценка основных средств на начало нового года (корректирующее событие). В бухгалтерском учете корректирующие события после отчетной даты отражаются в период до даты составления годовой отчетности.
В этой связи полагаем, что результаты переоценки основных средств на конец отчетного года (по состоянию на 1 января 2015 года) должны быть отражены в годовой бухгалтерской отчетности за 2014 год, и, следовательно, учтены при определении налоговой базы по налогу на имущество организаций за 2014 год.
Обращаем внимание, что вопросы ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях находятся в компетенции Центрального банка Российской Федерации.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента |
И.В. Трунин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В целях налога на имущество при определении среднегодовой стоимости имущества за налоговый период его остаточная стоимость должна учитываться в том значении, в котором она сформирована в соответствии с установленным в организации порядком ведения бухучета на соответствующую дату.
Кредитная организация вправе не чаще раза в год переоценивать группы однородных объектов ОС по текущей (восстановительной) стоимости.
Результаты переоценки ОС отражаются в балансе либо за последний рабочий день отчетного года, либо в январе нового года. Если это невозможно - в последний рабочий день марта нового года.
Годовая отчетность составляется с учетом событий после отчетной даты независимо от их положительного или отрицательного характера. При этом к таким событиям может быть отнесена переоценка ОС на начало нового года (корректирующее событие). В бухучете корректирующие события после отчетной даты отражаются в период до даты составления годовой отчетности.
В этой связи, по мнению Минфина России, результаты переоценки ОС на конец отчетного года (например, по состоянию на 1 января 2015 г.) должны быть отражены в годовой бухгалтерской отчетности за 2014 г. и учтены при исчислении налоговой базы за этот же период.
Вопросы ведения бухучета в кредитных организациях находятся в компетенции Банка России.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 3 марта 2015 г. N 03-05-05-01/11072
Текст письма официально опубликован не был