Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 3 марта 2015 г. N 03-03-06/2/10891
Вопрос: В соответствии с информацией, опубликованной Банком России, ключевая ставка Банка России с 16 декабря 2014 года увеличена на 6,5% и составила 17%. При этом значение ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации осталось без изменений - 8,25% (действует с 14.09.2012). При признании процентов по долговым обязательствам в составе расходов налогоплательщик руководствуется ограничениями, установленными статьей 269 НК РФ. Пункт 1.1 статьи 269 НК РФ позволяет признать в 2014 году в расходах предельную величину процентов, равную ставке процента, установленному соглашением сторон, но не превышающую ставку рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенную в 1,8 раза, т.е. из расчета 14,85% годовых. Таким образом, действующий уровень ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации не учитывает текущую рыночную ситуацию.
На основании вышеизложенного просим пояснить:
1. Планируется ли Банком России увеличить ставку рефинансирования до рыночного уровня и в какие сроки?
2. В случае, если ставка рефинансирования не будет увеличена, планируется ли внесение изменений в статью 269 НК РФ на период с 16.12.2014 по 31.12.2014 года в целях увеличения предельного уровня процентных расходов, принимаемых в составе расходов при налогообложении налога на прибыль?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 269 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в 2014 году) при отсутствии долговых обязательств, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика предельная величина процентов, признаваемых расходом (включая проценты и суммовые разницы по обязательствам, выраженным в условных денежных единицах по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц), принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной в 1,1 раза, - при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 15 процентам - по долговым обязательствам в иностранной валюте, если иное не предусмотрено пунктом 1.1 статьи 269 НК РФ.
Согласно пункту 1.1 статьи 269 НК РФ с 1 января 2011 года по 31 декабря 2014 года включительно предельная величина процентов, признаваемых расходом, принимается равной ставке процента, установленной соглашением сторон, но не превышающей ставку рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенную в 1,8 раза, при оформлении долгового обязательства в рублях и равной произведению ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации и коэффициента 0,8 - по долговым обязательствам в иностранной валюте.
Таким образом, при определении предельной величины процентов, признаваемых расходом для целей налогообложения, организации необходимо применять ставку рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, которая с 14.09.2012 составляет 8,25 процентов.
Одновременно сообщаем, что Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в третьем чтении принят проект федерального закона N 675906-6 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", пунктом 2 статьи 2 которого предусмотрено, что предельная величина процентов, подлежащих включению в состав расходов по налогу на прибыль организаций в период с 1 декабря 2014 года по 31 декабря 2014 года, при отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика, принимается равной ставке процента, установленной соглашением сторон, но не превышающей ставку рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенную в 3,5 раза, при оформлении долгового обязательства в рублях.
Также вышеуказанным проектом федерального закона N 675906-6 предусмотрено, в частности, внесение изменений в статью 269 НК РФ в части замены ставки рефинансирования на ключевую ставку Банка России.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
А.С. Кизимов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с НК РФ в редакции 2014 г. при отсутствии долговых обязательств, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика предельная величина процентов, признаваемых расходом, принимается равной ставке рефинансирования Банка России, увеличенной в 1,1 раза.
С 1 января 2011 г. по 31 декабря 2014 г. включительно предельная величина процентов, признаваемых расходом, принимается равной ставке процента, установленной соглашением сторон, но не превышающей ставку рефинансирования, увеличенную в 1,8 раза.
Указанная ставка с 14 сентября 2012 г. составляет 8,25%.
Планируются поправки, в соответствии с которыми предельная величина процентов, подлежащих включению в состав расходов по налогу на прибыль организаций в период с 1 декабря 2014 г. по 31 декабря 2014 г., принимается равной ставке процента, установленной соглашением сторон, но не превышающей ставку рефинансирования, увеличенную в 3,5 раза, при оформлении долгового обязательства в рублях.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 3 марта 2015 г. N 03-03-06/2/10891
Текст письма официально опубликован не был