Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 23 марта 2015 г. N 03-03-06/4/15808
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел запрос в отношении применения отдельных норм Налогового кодекса Российской Федерации и сообщает следующее.
Согласно статье 1 закона Российской Федерации от 07.07.1993 N 5340-1 "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" торгово-промышленная палата является некоммерческой организацией, объединяющей российские предприятия и российских предпринимателей. При этом в силу статьи 3 названного Закона задачами ее деятельности являются, в частности:
оказание помощи российским предприятиям и предпринимателям, представительство и защита их интересов по вопросам, связанным с осуществлением хозяйственной деятельности, организация взаимодействия субъектов предпринимательской деятельности с государством в лице его органов, а также с социальными партнерами;
содействие развитию системы образования и подготовки кадров для предпринимательской деятельности в Российской Федерации, участие в разработке и реализации государственных и межгосударственных программ в этой области.
Некоммерческие организации в соответствии со статьей 246 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) признаются налогоплательщиками налога на прибыль организаций.
Перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, установлен статьей 251 НК РФ и является закрытым.
В соответствии с положениями подпункта 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ к таким доходам отнесены доходы в виде полученных грантов.
При этом грантами признаются денежные средства или иное имущество в случае, если их передача (получение) удовлетворяет следующим условиям:
гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах российскими физическими лицами, некоммерческими организациями, а также иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством Российской Федерации, на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, науки, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), охраны здоровья, охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством Российской Федерации, социального обслуживания малоимущих и социально незащищенных категорий граждан;
гранты предоставляются на условиях, определяемых грантодателем, с обязательным предоставлением грантодателю отчета о целевом использовании гранта.
Таким образом, для отнесения полученных грантов к средствам целевого финансирования в целях налогообложения прибыли организаций, необходимо соблюдение вышеперечисленных условий, в частности средства должны быть получены на осуществление конкретных программ в перечисленных областях от российских некоммерческих организаций. В случае получения средств от иностранных и международных организаций, такие организации должны быть включены в перечень организаций, утверждаемый Правительством Российской Федерации.
Также необходимо отметить, что в рамках указанной нормы, средства должны быть получены безвозмездно.
В соответствии с пунктом 2 статьи 248 НК РФ имущество (работы, услуги) или имущественные права считаются полученными безвозмездно, если получение этого имущества (работ, услуг) или имущественных прав не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать услуги).
Согласно пункту 2 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров), к которым относятся, в частности, целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
К указанным целевым поступлениям согласно подпунктам 1 и 3 пункта 2 статьи 251 НК РФ отнесены пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, а также средства, предоставленные из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций.
В соответствии со статьей 582 Гражданского кодекса Российской Федерации пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в статье 124 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, по мнению Департамента, пожертвования, а также средства, предоставленные из местного бюджета могут быть направлены торгово-промышленной палатой на содержание и ведение уставной деятельности, то есть на предусмотренные в уставе цели и задачи, направленные на достижение общественных благ, что исключает их направление на осуществление предпринимательской деятельности.
Что касается вопроса обложения налогом на доходы физических лиц вознаграждения за выполнение работ (оказание услуг), выплачиваемого организацией физическим лицам в соответствии с заключенными договорами гражданско-правового характера в связи с проведением обучающего мероприятия по вопросам ведения предпринимательской деятельности, то сообщает, что указанное вознаграждение подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в общем порядке, установленном главой 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ, независимо от того, за счет каких источников (бюджетные средства либо иные источники) производится выплата указанного вознаграждения.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ налоговая база по налогу на добавленную стоимость увеличивается на суммы денежных средств, полученных в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Денежные средства, не связанные с оплатой товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость, в налоговую базу не включаются.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
А.С. Кизимов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Как указал Минфин России, пожертвования, а также средства, выделенные из местного бюджета, могут быть направлены торгово-промышленной палатой (ТПП) на содержание и ведение уставной деятельности. Т. е. на предусмотренные в уставе цели и задачи. Это исключает расходование сумм на ведение бизнеса.
ТПП относится к некоммерческим организациям. Последние уплачивают налог на прибыль.
При определении налоговой базы не учитываются целевые поступления, к которым относятся в т. ч. пожертвования, а также средства, выделенные из бюджетов.
Рассмотрен вопрос об уплате НДФЛ с вознаграждения, выплачиваемого по гражданско-правовому договору в связи с проведением обучающего мероприятия по ведению предпринимательской деятельности. Указано, что в данном случае налог уплачивать нужно. При этом неважно, за счет каких средств (бюджетных или иных) предоставляется вознаграждение.
Относительно НДС разъяснено следующее. Налоговая база увеличивается на суммы, полученные в виде финансовой помощи, на пополнение фондов спецназначения, в счет повышения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Средства, не связанные с оплатой товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению, не учитываются.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 23 марта 2015 г. N 03-03-06/4/15808
Текст письма официально опубликован не был