Приказ Генеральной Прокуратуры РФ от 14 апреля 2015 г. N 179
"О реализации прокурорами полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 03.12.2012 N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", и об организации прокурорского надзора за исполнением данного Федерального закона"
В целях повышения результативности организации прокурорского надзора за исполнением Федерального закона от 03.12.2012 N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" (далее - Федеральный закон N 230-ФЗ), выработки единых подходов при осуществлении прокурорами полномочий, предусмотренных данным Федеральным законом, руководствуясь статьей 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", приказываю:
1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур принять меры к усилению прокурорского надзора за исполнением Федерального закона N 230-ФЗ.
2. Управлению по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, прокурорам ЗАТО г. Межгорье и комплекса "Байконур":
2.1. Мерами прокурорского надзора обеспечить принятие органами и организациями, перечисленными в части 2 статьи 3 Федерального закона N 230-ФЗ, нормативных правовых актов (нормативных актов и локальных нормативных актов), регламентирующих порядок и сроки представления сведений о расходах, рассмотрения комиссиями по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (аттестационными комиссиями) результатов проверок, полученных в ходе осуществления контроля за расходами. Обеспечить их соответствие требованиям федерального законодательства.
2.2. В соответствии с установленной компетенцией органов прокуратуры обеспечить на постоянной основе надзор за исполнением лицами, замещающими перечисленные в пункте 1 части 1 статьи 2 Федерального закона N 230-ФЗ должности, обязанности представлять сведения о расходах в порядке части 1 статьи 3 Федерального закона N 230-ФЗ, включая сведения, представленные за прошедший год до июня текущего года. Проверки проводить в сроки, обеспечивающие возможность привлечения виновных лиц к ответственности, учитывая особенности применения взысканий в отношении различных категорий работников и должностных лиц.
Обращать внимание на исполнение обязанности представлять сведения о расходах лицами, указанными в подпунктах "в" и "г" части 1 статьи 2 Федерального закона N 230-ФЗ, а также замещающими должности категории "руководители".
2.3. В ходе проведения надзорных проверок оценивать деятельность уполномоченных органов, подразделений и должностных лиц по исполнению обязанностей, возложенных на них статьей 10 Федерального закона N 230-ФЗ, а также соблюдение ими процедуры осуществления контроля за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам. При выявлении фактов неисполнения требований закона ставить вопрос о привлечении виновных лиц к ответственности.
2.4. Основные усилия концентрировать на вопросах проверки органами (организациями) достоверности и полноты представленных сведений. Принципиально реагировать на ошибочные, поверхностные, не подтвержденные материалами проверки выводы и результаты.
2.5. Решительно пресекать факты осуществления контроля за расходами при отсутствии установленных Федеральным законом N 230-ФЗ оснований и случаи нарушения прав лиц, в отношении которых проводится проверка.
2.6. Мерами прокурорского реагирования не допускать факты ненаправления в порядке частей 3 и 4 статьи 16 Федерального закона N 230-ФЗ в органы прокуратуры и иные уполномоченные государственные органы полученных в ходе осуществления контроля за расходами материалов о выявленных признаках нарушения законодательства о противодействии коррупции, административного правонарушения или преступления. Давать последующую оценку законности и обоснованности принятых уполномоченными органами решений по таким материалам.
2.7. Осуществлять мониторинг соблюдения определенного порядка размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведений, предусмотренных частью 4 статьи 8 Федерального закона N 230-ФЗ.
2.8. При проведении с учетом установленной компетенции проверок в органах (организациях), указанных в части 1 статьи 4 Федерального закона N 230-ФЗ, давать оценку своевременности направления ими лицам, уполномоченным на принятие решения о контроле за расходами, соответствующей информации и ее полноте, для начала процедуры осуществления контроля. В случае выявления фактов ненаправления информации принимать исчерпывающие меры реагирования.
2.9. При получении сведений об обстоятельствах, указанных в части 1 статьи 4 Федерального закона N 230-ФЗ и их подтверждении незамедлительно направлять соответствующую информацию лицам, уполномоченным на принятие решения об осуществлении контроля за расходами. Материалы в отношении лиц, замещающих должности в органах (организациях), поднадзорных Генеральной прокуратуре Российской Федерации, военным или иным специализированным прокурорам, незамедлительно направлять в прокуратуру, к компетенции которой относится их рассмотрение.
3. Управлению по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, прокурорам ЗАТО г. Межгорье и комплекса "Байконур":
3.1. Инициировать в рамках предоставленных полномочий выработку механизма взаимодействия между органами (организациями) в ходе осуществления контроля за расходами, в том числе в случае выявления признаков преступления, административного или иного правонарушения.
3.2. Принять комплекс дополнительных мер по правовому просвещению, координации и межведомственному взаимодействию в целях обеспечения соблюдения органами (организациями) установленного порядка и сроков направления прокурорам материалов согласно части 3 статьи 16 Федерального закона N 230-ФЗ. Информировать соответствующие органы (организации) о необходимости представления достаточных для обращения в суд материалов с учетом требований статьи 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
3.3. Обеспечить оперативное и полное представление имеющейся информации при получении запросов в порядке пункта 4 части 2 статьи 11 Федерального закона N 230-ФЗ. Исключить случаи проведения дополнительных проверочных мероприятий в ходе рассмотрения таких запросов.
3.4. При поступлении материалов согласно части 3 статьи 16 Федерального закона N 230-ФЗ давать оценку соблюдению установленного порядка и сроков их направления. В случае выявления в направленных материалах сведений, указывающих на наличие признаков состава преступления, административного или иного правонарушения, принимать исчерпывающие меры прокурорского реагирования.
3.5. Обеспечивать рассмотрение материалов, поступивших в порядке части 3 статьи 16 Федерального закона N 230-ФЗ, наиболее опытными и квалифицированными работниками прокуратуры в максимально короткие сроки, не превышающие 30 дней. Рассмотрение таких материалов прокурорам субъектов (приравненным к ним прокурорам) брать под личный контроль, обеспечивать их обособленный учет и составлять заключения по результатам рассмотрения.
3.6. В целях исключения фактов оставления судом без удовлетворения заявлений прокуроров рассматривать в обязательном порядке имеющиеся в материалах проверки доказательства с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности. При их недостаточности, неполноты требовать от органов (организаций) представления дополнительных материалов, полученных при осуществлении контроля, с установлением срока направления такой информации.
3.7. Принимать иные меры к получению необходимых и достаточных доказательств, используя полномочия, предоставленные Федеральным законом от 17.01.1992 N 2201-1 "О прокуратуре Российской Федерации", и руководствуясь примерным перечнем документов, указанных в приложении к настоящему приказу.
3.8. Одновременно с направлением заявления в суд инициировать в каждом случае принятие судом мер по обеспечению иска.
3.9. В ходе судебного разбирательства привлекать в качестве свидетелей представителей органов (организаций), направивших материалы в порядке части 3 статьи 16 Федерального закона N 230-ФЗ.
3.10. При неполучении достоверных доказательств несоответствия расходов лица, замещающего государственную должность, его супруги (супруга), несовершеннолетних детей по сделкам по приобретению имущества их общему доходу или в случаях установления фактов, подтверждающих приобретение имущества на законные доходы, составлять мотивированное заключение об отсутствии оснований для обращения в суд, которое в прокуратурах субъектов Российской Федерации, городов и районов, других территориальных, приравненных к ним военных прокуратурах и иных специализированных прокуратурах в трехдневный срок согласовывать с прокурором субъекта Российской Федерации или приравненным к нему прокурором и направлять в Генеральную прокуратуру Российской Федерации (Главную военную прокуратуру).
В управлении по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генеральной прокуратуры Российской Федерации такое заключение согласовывать с курирующим заместителем Генерального прокурора Российской Федерации.
4. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, прокурорам ЗАТО г. Межгорье и комплекса "Байконур":
4.1. В случае получения из Генеральной прокуратуры Российской Федерации поручения об осуществлении контроля за расходами, направленного в порядке части 1 статьи 12 Федерального закона N 230-ФЗ, незамедлительно формировать комиссию из числа наиболее опытных и квалифицированных работников аппарата прокуратуры субъекта Российской Федерации (приравненной к ней прокуратуры). Руководство комиссией осуществлять непосредственно прокурору субъекта Российской Федерации (приравненному к нему прокурору).
4.2. Информацию о составе комиссии, плане ее работы безотлагательно направлять заместителю Генерального прокурора Российской Федерации, курирующему деятельность управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции. Информацию о ходе осуществления контроля за расходами направлять в вышеназванное управление ежедневно.
4.3. В ходе осуществления контроля за расходами руководствоваться пунктом 2 статьи 1, статьей 6 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом N 230-ФЗ.
4.4. Строго соблюдать установленные Федеральным законом N 230-ФЗ сроки направления уведомлений лицам, в отношении которых проводится проверка, запроса у данных лиц соответствующих сведений, рассмотрения ходатайств.
4.5. При наличии оснований, включая получение неподтвержденной или недостаточной информации для объективной и всесторонней оценки обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии расходов доходам, своевременно направлять запросы в органы (организации), располагающие необходимыми сведениями, в том числе для оценки стоимости имущества.
4.6. В случаях проведения бесед по ходатайствам лиц, в отношении которых проводятся проверки, обеспечивать предоставление им разъяснений по интересующим вопросам. Результаты проведенной беседы фиксировать.
4.7. Учитывать, что материалы контроля за расходами относятся к категории информации ограниченного доступа, в связи с чем надлежит обеспечивать их сохранность и конфиденциальность.
4.8. Комплекс мероприятий по контролю за расходами завершать в максимально короткие сроки. Доклад о результатах осуществления контроля направлять в Генеральную прокуратуру Российской Федерации в определенные поручением сроки, но не позднее 30 дней с момента поступления поручения в прокуратуру субъекта Российской Федерации (приравненную к ней прокуратуру).
4.9. Установить постоянный контроль за работой подчиненных прокуратур на рассматриваемом направлении.
4.10. О результатах исполнения настоящего приказа информировать управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генеральной прокуратуры Российской Федерации в докладных записках, направляемых в соответствии с подпунктом 9 пункта 6 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 29.08.2014 N 454 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции".
5. Отделу надзора (за исполнением законодательства о противодействии коррупции) Главной военной прокуратуры о результатах исполнения настоящего приказа информировать управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генеральной прокуратуры Российской Федерации в докладных записках, направляемых в соответствии с пунктом 8 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 29.08.2014 N 454 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции".
6. Опубликовать настоящий приказ в журнале "Законность".
7. Контроль за его исполнением возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.
Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, ректору Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, прокурорам ЗАТО г. Межгорье и комплекса "Байконур", которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.
Генеральный прокурор |
Ю.Я. Чайка |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Организован прокурорский надзор за исполнением положений Закона о контроле за соответствием расходов лиц, замещающих госдолжности, и иных лиц их доходам.
Речь идет о представлении сведений о затратах на приобретение земли, иной недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев). Условие - общая сумма сделок превышает общий доход лица за 3 последних года, предшествующих отчетному периоду. Учитываются источники получения средств, за счет которых исполнены договоры.
В ходе проверок таких сведений необходимо тщательно оценивать их полноту и достоверность. Принципиально реагировать на ошибочные, поверхностные, не подтвержденные материалами проверки выводы и результаты. Уделять внимание соблюдению порядка направления данных.
Следует учитывать, что материалы контроля за расходами относятся к категории информации ограниченного доступа. В связи с этим надлежит обеспечивать их сохранность и конфиденциальность.
Подготовлен примерный перечень документов, необходимых для обращения прокурора в суд.
Приказ Генеральной Прокуратуры РФ от 14 апреля 2015 г. N 179 "О реализации прокурорами полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 03.12.2012 N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", и об организации прокурорского надзора за исполнением данного Федерального закона"
Текст приказа опубликован в журнале "Законность", 2015 г., N 7
Приказом Генеральной прокуратуры России от 10 октября 2022 г. N 581 настоящий документ признан утратившим силу с 10 октября 2022 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 25 марта 2019 г. N 222
Изменения вступают в силу с 25 марта 2019 г.