Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 16 марта 2015 г. N 03-02-07/1/13884
В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено обращение о признании обязанности налогоплательщика по уплате налогов исполненной и сообщается следующее.
Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.
В соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 12.10.1998 N 24-П в истолковании определением от 25.07.2001 N 138-О его правовая позиция о признании уплаченным налога налогоплательщиком - юридическим лицом со дня списания кредитным учреждением платежа с расчетного счета независимо от времени зачисления сумм на соответствующий бюджетный или внебюджетный счет распространяется только на добросовестных налогоплательщиков.
Это предполагает обязанность налоговых органов доказывать обнаруживающуюся недобросовестность налогоплательщиков и банков.
Государство в лице своих налоговых органов и других органов должно осуществлять контроль за порядком исполнения банками публично-правовой функции по перечислению налоговых платежей в бюджет. В связи с этим в случае непоступления в бюджет соответствующих денежных средств в целях обеспечения баланса государственных и частных интересов налоговые органы вправе осуществлять контроль за исполнением налоговых обязательств в установленном порядке, проводить проверку добросовестности налогоплательщиков и банков и в случае выявления их недобросовестности обеспечивать охрану интересов государства, в том числе с использованием механизмов судебной защиты.
Приказом ФНС России от 05.12.2014 N ММВ-7-8/613@ утвержден Порядок учета сумм обязательных платежей налогоплательщика, не перечисленных банком в бюджетную систему Российской Федерации.
Для целей рассмотрения вопроса о признании обязанности по уплате налоговых платежей в бюджетную систему Российской Федерации исполненной и учета сумм, не перечисленных банками в бюджетную систему Российской Федерации, следует обратиться в Управление ФНС России по субъекту Российской Федерации.
По каждому факту получения информации о суммах, не перечисленных банком, территориальный налоговый орган проводит комплекс мероприятий, направленных на выявление и пресечение нарушений, связанных с исполнением банками платежных поручений налогоплательщиков на перечисление обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, а также выявление и систематизацию признаков недобросовестности налогоплательщиков при осуществлении ими уплаты налогов (сборов).
Результаты проведенных налоговыми органами указанных в названном Порядке мероприятий и принятые решения комиссией Управления ФНС России по субъекту Российской Федерации отражаются в карточке "Расчеты с бюджетом" налогоплательщика.
В случае невозможности взыскания соответствующих сумм с банка в связи с отзывом лицензии или началом процедуры банкротства территориальные налоговые органы предпринимают действия по включению указанной задолженности в реестр требований кредиторов путем предъявления требований временной администрации или конкурсному управляющему кредитной организации в порядке, установленном Федеральным законом от 26.10.2002 N 127 "О несостоятельности (банкротстве)".
Таким образом, вопрос о признании обязанности налогоплательщика по уплате налогов исполненной подлежит рассмотрению уполномоченным налоговым органом в вышеуказанном порядке.
Директор Департамента |
И.В. Трунин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обязанность по уплате налога считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджет на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.
Правовая позиция КС РФ о признании уплаченным налога юрлицом со дня списания кредитным учреждением платежа с расчетного счета независимо от времени зачисления сумм на соответствующий бюджетный или внебюджетный счет распространяется только на добросовестных налогоплательщиков.
В случае непоступления в бюджет соответствующих денежных средств налоговые органы вправе осуществлять контроль за исполнением налоговых обязательств в установленном порядке, проводить проверку добросовестности налогоплательщиков и банков и в случае выявления их недобросовестности обеспечивать охрану интересов государства, в том числе с использованием механизмов судебной защиты.
Также разъяснено, как быть с суммами обязательных платежей, не перечисленных банком в бюджетную систему.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 16 марта 2015 г. N 03-02-07/1/13884
Текст письма официально опубликован не был