Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 10 марта 2015 г. N 03-01-18/12311
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу применения отдельных положений раздела V.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в части определения интервала рыночных цен и сообщает следующее.
Из совокупности норм статьи 105.17 Кодекса следует, что проведение проверки федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, полноты исчисления и уплаты налогов возможно только в отношении конкретной контролируемой сделки (группы однородных сделок) конкретного налогоплательщика, подавшего уведомление, или в отношении которого получено извещение.
При определении сопоставимости сделок производится функциональный анализ, включающий анализ характеристик функций, выполняемых сторонами сделки и в соответствии с обычаями делового оборота.
При этом, если сторона анализируемой сделки не отвечает требованиям, предусмотренным подпунктами 1-3 пункта 6 статьи 105.12 Кодекса, для сопоставления с рыночным интервалом рентабельности выбирается та сторона анализируемой сделки, которая в наибольшей степени отвечает указанным требованиям.
Метод сопоставимых рыночных цен является методом анализируемой сделки, которая в наибольшей степени отвечает указанным требованиям.
Метод сопоставимых рыночных цен является методом определения соответствия цены товаров (работ, услуг) в анализируемой сделке рыночной цене на основании сопоставления цены, примененной в анализируемой сделке, с интервалом рыночных цен, определенным в порядке, предусмотренном пунктами 2-6 статьи 105.9 Кодекса.
Данный метод используется для определения соответствия цены, примененной в контролируемой сделке, рыночной цене при наличии на соответствующем рынке товаров (работ, услуг) хотя бы одной сопоставимой сделки, предметом которой являются идентичные (при их отсутствии - однородные) товары (работы, услуги), а также при наличии достаточной информации по сделке.
При этом в соответствии с пунктом 3 статьи 105.7 Кодекса для применения метода сопоставимых рыночных цен в целях определения соответствия цены, примененной налогоплательщиком в контролируемой сделке, в качестве сопоставляемой сделки возможно использование сделки, совершенной указанным налогоплательщиком с лицами, не являющимися взаимозависимыми с указанным налогоплательщиком, при условии, что такая сделка является сопоставимой с анализируемой сделкой.
При определении сопоставимости сделок, а также для осуществления корректировок коммерческих и (или) финансовых условий сделок производится анализ характеристик анализируемой и сопоставляемых сделок, которые могут оказывать существенное влияние на коммерческие и (или) финансовые условия сделок, сторонами которых не являются лица, признаваемые взаимозависимыми. Перечень соответствующих характеристик определен пунктом 4 статьи 105.5 Кодекса.
На основании пункта 5 статьи 105.6 Кодекса при сопоставлении условий сделок между взаимозависимыми лицами с условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми, а также при подготовке и представлении документации в соответствии со статьей 105.15 Кодекса налогоплательщик кроме информации о собственной деятельности вправе использовать любые общедоступные источники информации.
Таким образом, при сопоставлении условий вышеуказанных сделок налогоплательщик может использовать любые общедоступные источники информации, в частности информацию контрагента при условии сопоставимости сделок, данные о которых содержатся в соответствующем источнике информации, с анализируемой сделкой, а также при условии возможности получения такой информации налоговым органом. Кроме того, указанная информация должна отвечать требованиям, установленным главой 14.2 Кодекса.
Настоящее письмо не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
А.С. Кизимов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъясняется, что при проведении налоговой проверки в отношении конкретной контролируемой сделки (группы однородных сделок) конкретного налогоплательщика, подавшего уведомление, или в отношении которого получено извещение, применяется метод сопоставимых рыночных цен. Он используется для определения соответствия цены сделки рыночной цене при наличии на соответствующем рынке товаров (работ, услуг) хотя бы одной сопоставимой сделки, предметом которой являются идентичные (при их отсутствии - однородные) товары (работы, услуги), а также при наличии достаточной информации по сделке.
Для применения указанного метода в качестве сопоставляемой сделки возможно использование сделки, совершенной указанным налогоплательщиком с лицами, не являющимися взаимозависимыми с указанным налогоплательщиком.
При сопоставлении сделок используются любые источники информации.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 10 марта 2015 г. N 03-01-18/12311
Текст письма официально опубликован не был