Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 26 февраля 2015 г. N 03-01-11/9764
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение председателя Союза садоводов, поступившее из ФНС России с письмом от 16.01.2015 N ГД-3-3/89@, и сообщает.
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками отдельных налогов признаются, в том числе, организации.
При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 11 Кодекса под российскими организациями понимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, Кодекс не ставит обязанность уплаты налогов в зависимость от организационно-правовой формы юридического лица.
Согласно статье 1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" садоводческие, огороднические, дачные некоммерческие товарищества являются некоммерческими организациями.
Целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие от организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются в соответствии с пунктом 2 статьи 251 Кодекса.
К таким целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся, в частности: осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях взносы учредителей (участников, членов), пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, доходы в виде безвозмездно полученных некоммерческими организациями работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров, а также отчисления на формирование в установленном статьей 324 Кодекса порядке резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, садоводческому, садово-огородному, гаражно-строительному, жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу их членами.
При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.
Следовательно, при условии отдельного учета, а также целевого использования указанных средств доходы (расходы), полученные (произведенные) некоммерческими организациями в рамках целевых поступлений, для целей налогообложения прибыли организаций не учитываются.
При этом некоммерческие организации, у которых не возникает обязательств по уплате налога на прибыль организаций, представляют соответствующую налоговую декларацию по упрощенной форме по истечении налогового периода (пункт 2 статьи 289 Кодекса).
В отношении уплаты водного налога.
Согласно подпункту 13 пункта 2 статьи 333.9 Кодекса не признается объектом налогообложения забор воды из водных объектов для полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков и земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности граждан.
Таким образом, в случае осуществления забора воды из водных объектов для целей, перечисленных в подпункте 13 пункта 2 статьи 333.9 Кодекса, водный налог не исчисляется и не уплачивается независимо от организационно-правовой формы юридического лица.
В части уплаты земельного налога.
В силу статей 15 и 387 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) земельный налог относится к местным налогам, устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие в соответствии с Кодексом нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.
При установлении земельного налога представительные органы муниципальных образований определяют конкретные налоговые ставки, которые не могут превышать 0,3 процента кадастровой стоимости в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для садоводства, огородничества, дачного хозяйства (статья 394 Кодекса), а также в силу пункта 2 статьи 387 Кодекса представительные органы муниципальных образований вправе устанавливать налоговые льготы по земельному налогу, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
Учитывая изложенное, вопросы, касающиеся снижения налоговых ставок и предоставления налоговых льгот по земельному налогу для некоммерческих садоводческих объединений и владельцев садовых участков, могут быть решены представительными органами муниципальных образований по месту нахождения земельных участков.
Кроме того, следует иметь в виду, что в соответствии с пунктом 2 статьи 80 Кодекса лицо, признаваемое налогоплательщиком по одному или нескольким налогам, не осуществляющее операций, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах в банках (в кассе организации), и не имеющее по этим налогам объектов налогообложения, представляет по данным налогам единую (упрощенную) налоговую декларацию.
Заместитель директора Департамента |
А.С. Кизимов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Садоводческие, огороднические, дачные некоммерческие товарищества являются НКО.
В целях налогообложения прибыли не учитываются доходы (расходы), полученные (произведенные) НКО в рамках целевых поступлений. Главное - вести раздельный учет доходов (расходов) и по назначению использовать указанные поступления. НКО, не уплачивающие налог на прибыль, представляют соответствующую упрощенную декларацию по истечении налогового периода. К названным поступлениям относятся средства, поступившие от организаций и граждан на содержание НКО и ведение ими уставной деятельности.
При заборе воды из водных объектов для орошения земель сельхозназначения (включая луга и пастбища), полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельхозорганизаций и граждан, водный налог не исчисляется и не уплачивается. При этом организационно-правовая форма юрлица значения не имеет.
Вопросы о снижении ставок и предоставлении льгот по земельному налогу некоммерческим садоводческим объединениям и владельцам садовых участков решаются представительными органами муниципалитетов по месту нахождения участков.
Также нужно иметь в виду, что лицо, признаваемое плательщиком по одному или нескольким налогам, не ведущее операций, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах в банках (в кассе организации), и не имеющее по этим налогам объектов обложения, представляет по ним упрощенную декларацию.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 26 февраля 2015 г. N 03-01-11/9764
Текст письма официально опубликован не был