Письмо Минфина России от 23 декабря 2013 г. N 02-06-010/56631
Департамент бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации рассмотрел письмо по вопросу отражения в бюджетном учете земельных участков муниципальной казны и сообщает.
1. По вопросу отражения земельных участков в бухгалтерском учете.
Согласно пункту 2 статьи 264.1. бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов, к которым в частности относятся земельные участки, и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы, в том числе имущество казны, и обязательства.
При этом земельные участки, входящие в состав имущества казны, учитываются в стоимостном выражении на счете 1 108 55 000 "Непроизведенные активы, составляющие казну" без ведения инвентарного и аналитического учета (пункт 38 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н (далее - N 162н)).
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон 221-ФЗ) земельные участки подлежат государственному кадастровому учету. Кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с указанным законом (пункт 5 статьи 1 Закона N 221-ФЗ).
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
В соответствии с Федеральным стандартом оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 22.10.2010 N 508, под кадастровой стоимостью понимается рыночная стоимость, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости.
Кроме того, согласно статье 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса кадастровая стоимость земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Принимая во внимание изложенное, учет земельных участков казны в бухгалтерском учете осуществляется по кадастровой стоимости.
Сведения о кадастровой стоимости земельного участка и его кадастровом номере содержатся в государственном кадастре недвижимости.
При этом прием (передача) земельных участков муниципальной казны осуществляется на основании Распоряжения о приеме (передаче) имущества муниципальной казны, издаваемого органом, осуществляющим полномочия собственника, а также Извещения (ф. 0504805).
2. По вопросу уплаты земельного налога.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 главы 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК России) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК России, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
При этом не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды (пункт 2 статьи 388 НК России).
Кроме того публично-правовые образования также не являются плательщиками налога.
Согласно пункту 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
С учетом изложенного, уполномоченный орган по учету имущества муниципальной казны, действующей в интересах собственности публично-правового образования, в отношении земельных участков, составляющих муниципальную казну, не является плательщиком земельного налога.
Заместитель директор# Департамента бюджетной методологии |
С.В. Сивец |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.