Письмо Минфина России от 3 октября 2013 г. N 02-06-10/41147
Департамент бюджетной методологии рассмотрел письмо и сообщает.
Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации (далее - БК РФ) информация в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства подлежит отражению в бюджетном учете.
Согласно статье 124 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (статья 125 ГК РФ).
Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования (статья 215 ГК РФ).
Порядок ведения бухгалтерского (бюджетного) учета регулируется Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция 157н).
Согласно нормам Инструкции N 157н объекты муниципальной казны являются объектами бюджетного учета.
Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества (далее - Реестр), в том числе правила внесения сведений об имуществе в реестры, состав информации о муниципальном имуществе, принадлежащем на вещном праве или в силу закона органам местного самоуправления (правообладателям) и подлежащем учету в реестрах установлен приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.08.2011 N 424 (далее - Приказ N 424).
Согласно пункту 6 Приказа N 424 в отношении объектов казны муниципальных образований сведения об объектах учета и записи об изменении сведений о них вносятся в реестр на основании надлежащим образом заверенных копий документов, подтверждающих приобретение муниципальным образованием имущества, возникновение, изменение, прекращение права муниципальной собственности на имущество, изменений сведений об объектах учета.
Таким образом сведения об объектах учета в Реестре представляют собой основные характеристики муниципального имущества и определяются на основании документов (сведений) о муниципальном имуществе, в том числе бухгалтерских сведений.
Согласно статье 11 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" нормам Инструкции N 157н, Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 N 191н перед составлением годовой бюджетной отчетности должна быть проведена инвентаризация активов и обязательств в установленном порядке.
Общие правила проведения инвентаризации в организациях, включая организации, основная деятельность которых финансируется за счет средств бюджета, установлены приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.06.1995 N 49 "Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств" (далее - Методические указания).
Целью проведения инвентаризации является выявление фактического наличия соответствующих объектов, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета.
Вместе с тем, в силу норм пункта 145 Инструкции N 157н, данные регистров бухгалтерского учета об объектах, составляющих муниципальную казну, на отчетную месячную дату должны быть сопоставимы с данными информации из реестра муниципального имущества (Реестра).
С учетом изложенного, особенности проведения инвентаризаций имущества муниципальной казны, в том числе посредством сличения данных регистров бухгалтерского учета и Реестра на отчетную месячную дату, устанавливаются актом уполномоченного органа, осуществляющего полномочия собственника в отношении имущества муниципальной казны (субъектом учета) в рамках формирования учетной политики (в том числе организации внутреннего контроля), исходя из общих правил, установленных Методическими указаниями.
Заместитель директора Департамента бюджетной методологии |
С.В. Сивец |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.