Письмо Минфина России от 24 октября 2013 г. N 02-07-03/44830
Министерство финансов Российской Федерации рассмотрело письмо по вопросам, связанным с применением отдельных статей Бюджетного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (далее - Федеральный закон N 6-ФЗ), и сообщает.
1. Бюджетным кодексом Российской Федерации регулируются отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе контроля за исполнением бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.
Правовое регулирование организации контрольно-счетных органов муниципальных образований не относится к сфере ведения Бюджетного кодекса Российской Федерации и осуществляется Федеральным законом от 07.02.2011 N 6-ФЗ, Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона N 131-ФЗ контрольно-счетный орган муниципального образования входит в состав структуры органов местного самоуправления (наряду с представительным органом муниципального образования и иными органами местного самоуправления).
Однако, исходя из положений части 2 статьи 34 Федерального закона N 131-ФЗ, наличие в структуре органов местного самоуправления контрольно-счетного органа муниципального образования не является обязательным.
Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 264.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации полномочия по внешней проверке годового отчета об исполнении местного бюджета возложены только на контрольно-счетные органы муниципального образования (кроме случаев обращения представительного органа поселения о проведении внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета поселения контрольно-счетным органом муниципального района или контрольно-счетным органом субъекта Российской Федерации). Возможность исполнения указанных полномочий представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования, местной администрацией (исполнительно-распорядительным органом муниципального образования) или каким-либо иным органом местного самоуправления Бюджетным кодексом Российской Федерации не предусмотрена.
Кроме того, в соответствии со статьей 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации осуществление деятельности по внешнему муниципальному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений относится также к полномочиям только контрольно-счетных органов муниципальных образований.
Учитывая изложенное, по мнению Министерства финансов Российской Федерации, образование контрольно-счетных органов муниципальных образований в целях создания полноценной системы муниципального финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений необходимо.
Согласно части 8 статьи 3 Федерального закона N 6-ФЗ контрольно-счетный орган муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования может обладать правами юридического лица.
Таким образом, необходимость наделения контрольно-счетного органа муниципального образования правами юридического лица федеральным законодательством не установлена. Однако в соответствии с частью 4 статьи 3 Федерального закона N 6-ФЗ контрольно-счетные органы должны обладать организационной и функциональной независимостью и осуществлять свою деятельность самостоятельно.
2. В соответствии с частью 11 статьи 3 Федерального закона N 6-ФЗ представительные органы поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с представительным органом муниципального района о передаче контрольно-счетному органу муниципального района полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.
В соответствии с частью 1 статьи 264.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации по обращению представительного органа поселения внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета поселения может осуществляться контрольно-счетным органом муниципального района или контрольно-счетным органом субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 131-ФЗ городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района. При этом муниципальный район и городской округ являются муниципальными образованиями.
Учитывая изложенное, вышеназванные положения части 11 статьи 3 Федерального закона N 6-ФЗ и части 1 статьи 264.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации на городской округ не распространяются.
3. В соответствии со статьей 153 Бюджетного кодекса Российской Федерации представительные органы муниципальных образований рассматривают и утверждают соответствующие бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют контроль в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения соответствующих бюджетов на своих заседаниях, заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп, в ходе проводимых представительными органами слушаний и в связи с депутатскими запросами, формируют и определяют правовой статус органов внешнего муниципального финансового контроля, осуществляют другие полномочия в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 77-ФЗ "О парламентском контроле", Федеральным законом N 131-ФЗ, Федеральным законом N 6-ФЗ, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также уставами муниципальных образований.
Положения вышеперечисленных федеральных законодательных актов не предусматривают проведение представительными органами муниципальных образований контрольных действий в отношении объектов муниципального финансового контроля, а также действий, связанных с применением мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства. Однако указанными полномочиями наделены органы внешнего муниципального финансового контроля, каковыми являются контрольно-счетные органы муниципальных образований.
Согласно основам статуса контрольно-счетных органов, определенным статьей 3 Федерального закона N 6-ФЗ, контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля, образованным представительным органом муниципального образования и подотчетным ему. Контрольно-счетный орган обладает организационной и функциональной независимостью и осуществляет свою деятельность самостоятельно.
На основании изложенного, а также с учетом комментариев, содержащихся в п. 1 настоящего письма, можно сделать вывод, что контрольно-счетный орган должен быть создан вне состава представительного органа муниципального образования.
4. В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона N 6-ФЗ контроль и анализ исполнения местных бюджетов осуществляется соответствующим контрольно-счетным органом муниципального образования.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 18 Федерального закона N 6-ФЗ контрольно-счетный орган субъекта Российской Федерации и контрольно-счетные органы муниципальных образований при осуществлении своей деятельности вправе взаимодействовать между собой.
Контрольно-счетный орган субъекта Российской Федерации вправе:
1) организовывать взаимодействие с контрольно-счетными органами муниципальных образований, в том числе при проведении на территориях соответствующих муниципальных образований совместных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий;
2) оказывать контрольно-счетным органам муниципальных образований организационную, правовую, информационную, методическую и иную помощь;
3) содействовать получению профессионального образования и дополнительного профессионального образования работников контрольно-счетных органов муниципальных образований;
4) осуществлять совместно с контрольно-счетными органами муниципальных образований планирование совместных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и организовывать их проведение;
5) по обращению контрольно-счетных органов муниципальных образований или представительных органов муниципальных образований осуществлять анализ деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований и давать рекомендации по повышению эффективности их работы.
Таким образом, по мнению Министерства финансов Российской Федерации, проведение внешней проверки годового отчета об исполнении местного бюджета контрольно-счетным органом муниципального образования с участием специалистов контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации возможно на основании соглашения о сотрудничестве и взаимодействии.
При этом следует учитывать, что контрольно-счетный орган должен быть создан вне состава представительного органа муниципального образования (пункт 3 настоящего письма).
Одновременно сообщаем, что в соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.04 N 329, Министерство финансов Российской Федерации не вправе давать разъяснения законодательства Российской Федерации, а также практики его применения, и, следовательно, вышеизложенное мнение Министерства финансов Российской Федерации не является обязательным к правоприменению.
Кроме того, Министерство финансов Российской Федерации полагает целесообразным для решения рассматриваемых вопросов обратиться в Счетную палату Российской Федерации, так как в соответствии с частью 1 статьей 14 Федерального закона от 05.04.2013 N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Счетная палата оказывает контрольно-счетным органам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований организационную, правовую, информационную, методическую и иную помощь.
|
Т.Г. Нестеренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Необходимость наделения контрольно-счетного органа муниципального образования правами юрлица федеральным законодательством не установлена. Однако контрольно-счетные органы должны обладать организационной и функциональной независимостью и осуществлять свою деятельность самостоятельно.
Как пояснил Минфин России, проведение внешней проверки годового отчета об исполнении местного бюджета контрольно-счетным органом муниципального образования с участием специалистов контрольно-счетного органа региона возможно на основании соглашения о сотрудничестве и взаимодействии.
При этом следует учитывать, что контрольно-счетный орган должен быть создан вне состава представительного органа муниципального образования.
Письмо Минфина России от 24 октября 2013 г. N 02-07-03/44830
Текст письма официально опубликован не был