1. По вопросу порядка установления содержания критерия оценки заявок "квалификация участника закупки" и соблюдения сроков возврата денежных средств, внесенных участником закупки в счет обеспечения заявки на участие в Конкурсе.
В ФАС России поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Конкурса.
На основании поступившего обращения Комиссией ФАС России проведена внеплановая проверка действий Заказчика и установлено следующее.
1) начальная (максимальная) цена контракта - 4 000 000 рублей;
2) на участие в Конкурсе подано 2 заявки от участников закупки;
3) к участию в Конкурсе допущено 2 участника закупки;
4) минимальное предложение о цене контракта - 3 009 600 рублей;
5) победителем Конкурса признано Общество с предложением о цене контракта 3 800 000 рублей;
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 44 Закона о контрактной системе денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), возвращаются на счет участника закупки при проведении конкурса в течение не более чем пяти рабочих дней с даты подписания протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе. При этом возврат или прекращение блокирования осуществляется в отношении денежных средств всех участников закупки, за исключением победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя), которому такие денежные средства возвращаются после заключения контракта.
На заседании Комиссии установлено, что в соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе на право заключения государственного контракта на оказание услуг по охране зданий от 12.11.2014 победителем конкурса признано Общество.
Вместе с тем, представителем Заказчика на заседание Комиссии представлены документы и сведения, согласно которым денежные средства, внесенные Заявителем в качестве обеспечения заявки на участие в Конкурсе, перечислены Заказчиком на счет Заявителя только 15.12.2014.
Таким образом, действия Заказчика, перечислившего на счет Заявителя денежные средства, внесенные Заявителем в качестве обеспечения заявки на участие в Конкурсе, с нарушением сроков, установленных Законом о контрактной системе, нарушают пункт 1 части 6 статьи 44 Закона о контрактной системе и содержат при знаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, Комиссией ФАС России при проведении внеплановой проверки установлено следующее.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
При этом согласно пункту 3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила), "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В Конкурсной документации установлен, в том числе критерий оценки "квалификация участников закупки": "При оценке заявки участника закупки по критерию "Квалификация участника закупки" учитывается наличие у участника размещения заказа опыта оказания услуг, аналогичных предмету закупки. Максимальное количество баллов по критерию "Квалификация участника закупки" - 100. Лучшим условием исполнения контракта по критерию "Квалификация участника закупки" признается наивысшая квалификация участника конкурса. При оценке заявок по показателю, связанному с опытом работы участника конкурса, будет учитываться подтвержденная информация о количестве исполненных без штрафных санкций государственных или муниципальных контрактов, гражданско-правовых договоров бюджетного учреждения по аналогичным условиям конкурса (сопоставимого характера и объема) за последние 5 лет. Информация подтверждается копиями контрактов и актов сдачи-приемки оказанных услуг, а также копиями уведомлений о начале оказания охранных услуг".
Вместе с тем, в Конкурсной документации не установлены критерии отнесения опыта работ к аналогичности, что не позволяет выявить лучшее предложение по критерию "квалификация участников закупки".
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
(решение Федеральной антимонопольной службы N П-154/15 от 02.03.2015)
2. По вопросу порядка установления инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе и правомерности отклонения заявок участников закупок.
В связи с поступившим обращением ФАС России проведена внеплановая проверка действий заказчика при проведении Аукциона и установлено следующее.
1) начальная (максимальная) цена контракта - 968 930,00 рублей;
2) на участие в Аукционе подано 4 заявки от участников закупки;
3) к участию в Аукционе допущено 3 участника закупки;
4) минимальное предложение о цене контракта - 959 240,00 рублей;
5) победителем Аукциона признано Общество с предложением о цене контракта 959 240,00 рублей.
В соответствии с подпунктом б пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе также должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Пунктом 1.1.3.3 документации об Аукционе установлено: "Заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.
Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию (требования к содержание первой части заявки по конкретному предмету контракта по настоящему электронному аукциону установлено информационной картой настоящей документации):
1) при заключении контракта на поставку товара:
а) согласие участника аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации об электронном аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукциона, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя;
2) согласие участника электронного аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе, при проведении электронного аукциона на выполнение работы или оказание услуги;
3) при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации об электронном аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара и, если участник электронного аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в электронном аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара.
Первая часть заявки на участие в электронном аукционе, предусмотренная частью 3 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ, может содержать эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение товара, на поставку которого заключается контракт".
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что в документации об Аукционе отсутствует надлежащим образом установленная инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе, в связи с чем участники закупки не имели возможности определить, какие сведения необходимо указать при формировании первой части заявки на участие в Аукционе, а также какие значения являются максимальными и (или) минимальными значениями показателей, и какие значения показателей не могут изменяться.
Указанные действия Заказчика нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае: 1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации; 2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 09.09.2014 участнику закупки с порядковым номером заявки "1" отказано в допуске к участию в Аукционе в связи с тем, что в заявке "1" на участие в Аукционе в пункте 4 раздела 2 указано: "Верёвочные ручки толщиной от 4 мм", что не соответствует требованиям документации об Аукционе.
Пунктом 4 раздела 2 тома 3 документации об Аукционе установлено: "Верёвочные ручки толщиной от 4 до 5 мм".
Изучив первую часть заявки с номером "1" на участие в Аукционе, документацию об Аукционе, представленную представителем Заказчика Комиссия установила, что в заявке с номером "1", указана толщина ручки "от 4 мм", что соответствует требованиям документации об Аукционе.
Учитывая, что Заказчиком в документации об Аукционе не установлена надлежащим образом инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе, решение Аукционной комиссии об отказе участнику закупки с номером заявки "1" на участие в Аукционе в допуске к участию в Аукционе, нарушают часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
(решение Федеральной антимонопольной службы N П-157/15 от 04.03.2015)
3.По вопросу установления заказчиком даты окончания срока подачи заявок.
На основании статьи 99 Закона о контрактной системе ФАС России в связи с поступившим обращением Заявителя, содержащим информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Аукциона проведена внеплановая проверка и установлено следующее.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указывается дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе в соответствии с частью 2 статьи 67 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 67 Закона о контрактной системе срок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе не может превышать семь дней с даты окончания срока подачи указанных заявок.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о дате и времени окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно прикрепленным в формате Wоrd изменениям к извещению о проведении Аукциона от 27.02.2015, дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе: 20.03.2015.
Между тем, согласно извещению к проведению Аукциона от 11.03.2015 N ИИЗ, опубликованному на Официальном сайте 11.03.2015, дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе: 15.03.2015.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что причиной установления различных дат окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе явилась техническая ошибка. 11.03.2015 поступил запрос на разъяснения положений документации об Аукционе по вопросу неправомерного установления срока окончания подачи заявок на нерабочий день. С учетом запроса Заказчиком внесены изменения в документацию об Аукционе 11.03.2015.
11.03.2015 Заказчиком опубликованы разъяснения согласно которым: "Установление срока окончания подачи заявок на нерабочий день не противоречит Федеральному закону от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также иным нормативно-правовым актам Российской Федерации в сфере закупок".
На заседании Комиссии представитель Заказчика также пояснил, что помимо разъяснений, опубликованных на Официальном сайте, продублированы изменения, согласно которым сроком окончания подачи заявок на участие в Аукционе является 15.03.2015.
Вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 2 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе, и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
(решение Федеральной антимонопольной службы N П-195/15 от 20.03.2015)
4. По вопросу правомерности установления требований к описанию участником объекта закупки в части химического состава товара, а также отказа в допуске к участию в аукционе.
Комиссией ФАС России проведена внеплановая проверка действия заказчика при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на текущий ремонт помещений и установлено следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе тем, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
На заседании Комиссии установлено, что в соответствии с пунктом 12 Приложения N 4 к документации об Аукционе "Технические характеристики материалов" установлено требования к материалу "Профили оцинкованные", а именно, группа стали оцинкованной, тонколистовой ХШ или ХП или ПК или ОН, марка цинка может быть ЦВОО, ЦВО, ЦВ, ЦОА, Ц0, Ц1, Ц2, Ц3, массовая доля цинка менее 100%, массовая доля свинца менее 1%, массовая доля железа менее 1%, массовая доля кадмия менее 1%, массовая доля меди менее 1%, массовая доля олова менее 1%, массовая доля мышьяка менее 1%, массовая доля алюминия менее 1%.
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, вышеприведенные примеры подробного изложения в документации об Аукционе требований к описанию участниками закупок химического состава веществ, используемых при изготовлении профиля оцинкованного ограничивают возможность участников закупок предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в Аукционе.
Следовательно, действия Заказчика, установившего требования к описанию участниками закупок в составе заявок веществ, используемых при изготовлении товаров, нарушают пункт 1 части 1 статьи 33, часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать следующую информацию: а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией; б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае: 1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации; 2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
На заседании Комиссии установлено, в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 14.03.2014 аукционной комиссией Заказчика отказано в допуске к участию в Аукционе в том числе заявкам участников с защищенными номерами 6806885, 6806918, 6832372 в связи с непредоставлением информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе: "непредоставление конкретных показателей используемого товара, соответствующих значениям, установленным документацией об аукционе, а именно: пункт 3 Винты самонарезающие остроконечные - показатель "Номинальный диаметр резьбы": значение, указанное в заявке "2,5-8" (значение, установленное в документации "2,5-8"); пункт 3 Винты самонарезающие остроконечные - показатель "Шаг резьбы": значение, указанное в заявке "1,25-3,5" (значение, установленное в документации "1,25-3,5")".
Согласно Приложению N 4 к документации об Аукционе "Технические характеристики материалов" пункт 3 "Винты самонарезающие остроконечные" содержит, в том числе следующие требования: номинальный диаметр резьбы 2,5-8 мм, шаг резьбы 1,25-3,5 мм.
Изучив, в том числе заявки участников Аукциона с защищенными номерами 6806885, 6806918, 6832372 Комиссия установила, что указанные заявки содержат следующие показатели: винты самонарезающие остроконечные - показатель "Номинальный диаметр резьбы" - 2,5-8 мм, показатель "Шаг резьбы" - 1,25-3,5 мм.
Вместе с тем, Раздел 3 документации об Аукционе "Требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ и инструкция по ее заполнению" установлено, что при указании значений показателей товара участник размещения заказа вправе указать значение в диапазоне, если это предусмотрено нормативными документами и/или технической документацией/информацией производителя товара.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что документация об Аукционе не содержит инструкцию по заполнению заявки на участие в Аукционе, позволяющую надлежащим образом сформировать заявку на участие в Аукционе, а именно инструкция не содержит требования об указании конкретных значений характеристик материалов, используемых при выполнении работ, в случае если в документации об Аукционе значения таких характеристик установлены в диапазоне.
Следовательно, действия Заказчика, утвердившего документацию об Аукционе, не соответствующую требованиям Закона о контрактной системе нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В этой связи, решение аукционной комиссии Заказчика об отказе в допуске к участию в Аукционе в том числе участникам закупки защищенные номера заявок 6806885, 6806918, 6832372 на основании непредоставление в заявке на участие в Аукционе конкретных показателей используемого товара, соответствующих значениям, установленным документацией об аукционе, является необоснованным.
Вышеуказанные действия аукционной комиссии Заказчика нарушают пункт 5 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
(решение Федеральной антимонопольной службы N П-181/15 от 18.03.2015)
5. По вопросу правомерности установления заказчиком требования об указании участником аукциона в заявке гарантийного срока, а также порядка направления Оператору электронной площадки протокола рассмотрения 2-х частей заявок.
В ФАС России поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Единой комиссии, Заказчика при проведении Аукциона.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
1) начальная (максимальная) цена контракта - 12 880 645,88 рублей;
2) на участие в Аукционе подано 17 заявок от участников закупки;
3) к участию в Аукционе допущено 10 участников закупки;
4) в период проведения Аукциона поданы предложения о цене контракта от 5 участников Аукциона;
5) минимальное предложение о цене контракта - 8 782 312,77 рублей;
6) победителем Аукциона признано Общество с предложением
о цене контракта 8 846 716 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае: 1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации; 2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе от 13.02.2015 участнику закупки с порядковым номером заявки "12" (Заявителю) отказано в допуске к участию в Аукционе, в связи с тем, что "заявка не соответствует требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, а именно, не указана дата производства картриджей (п. V.1. Аукционной документации, п. 4.2 статьи 67 44-ФЗ)", участнику закупки с порядковым номером "3" отказано в допуске к участию в Аукционе, в связи с тем, что "заявка не соответствует требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, а именно, не указана дата производства картриджей и не указан срок гарантии (п. V.1. Аукционной документации, п. 4.2 статьи 67 44-ФЗ)".
Пунктом 1.6 части V "Техническая часть" документации об Аукционе установлено следующее требование к поставляемому товару: "товар должен быть произведен не ранее четвертого квартала 2014 года с использованием только высококачественных материалов и комплектующих. Гарантия завода-производителя на поставляемые расходные материалы должна составлять не менее 12 месяцев".
Вместе с тем, инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе не содержит требования об указании участником закупки в заявке на участие в Аукционе сведений о дате производства товара.
Изучив первую часть заявки Заявителя на участие в Аукционе, представленную представителем Заказчика, Комиссия установила, что заявка содержит согласие на поставку товара в полном соответствии с условиями, изложенными в документации об Аукционе. Соответственно согласие Заявителя поставить товар являющийся предметом Аукциона, в соответствии с требованиями документации об Аукционе, относится также к требованию о дате производства товара, установленному документацией об Аукционе.
Изучив первую часть заявки участника закупки с порядковым номером "3" на участие в Аукционе, представленную представителем Заказчика, Комиссия установила, что заявка содержит согласие на поставку товара, соответствующего требованиям документации об Аукционе, на условиях предусмотренных документацией об Аукционе. Соответственно согласие Заявителя поставить товар являющийся предметом Аукциона, в соответствии с требованиями документации об Аукционе, относится также к требованию о дате производства и гарантийном сроке товара, установленным документацией об Аукционе.
Вместе с тем, гарантийный срок не является функциональной, технической или качественной характеристикой объекта закупки.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что Единая комиссия неправомерно приняла решения об отказе Заявителю, участнику закупки с порядковым номером "3" в допуске к участию в Аукционе.
Таким образом, действия Единой комиссии, принявшей решение об отказе Заявителю, участнику закупки с порядковым номером "3" в допуске к участию в Аукционе, нарушают часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
В соответствии с частью 6 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию:
1) о порядковых номерах заявок на участие в таком аукционе;
2) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий порядковый номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем;
3) о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждого участника такого аукциона о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 7 статьи 67 Закона о контрактной системе указанный в части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе протокол не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе направляется заказчиком оператору электронной площадки и размещается в единой информационной системе.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе от 13.02.2015 участнику закупки с порядковым номером заявки "1" отказано в допуске к участию в Аукционе.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что вышеуказанный участник закупки участвовал в Аукционе и подавал ценовые предложения.
Представители Заказчика пояснили, что при формировании протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе от 13.02.2015 в личном кабинете Заказчика на сайте Оператора электронной площадки при проставлении отметки о "допуске/отказе", в результате технической ошибки, допущенной Заказчиком, который не проставил отметку "отказать" участнику закупки с порядковым номером заявки "1", заявка которого признана Единой комиссией не соответствующей требованиям документации об Аукционе, участник закупки с порядковым номером "1" был допущен к участию в Аукционе.
Вышеуказанные действия Заказчика, нарушают часть 7 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП.
(решение Федеральной антимонопольной службы N П-172/15 от 16.03.2015)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обзор практики проведения внеплановых проверок действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, май 2015)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Башировой Д.М.