1. Описывая предмет закупки заказчик должен раскрыть его технические характеристики.
Заказчиком размещен запрос предложений делать оферты на право заключения договора на поставку оборудования по проекту: "Реконструкция производственной и испытательной базы".
В ходе закупки в ФАС России поступила жалоба организации на действия заказчика при проведении Закупки.
Комиссия ФАС России рассмотрела указанную жалобу и установила следующие обстоятельства.
В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) в извещении о закупке должны быть указаны предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.
Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В спецификации Технического задания на комплекс очистных сооружений указано оборудование, необходимое для реализации реагентного метода очистки, с указанием характеристик такого оборудования.
Пунктом 5 раздела 22 Технического задания "Комплекс очистных сооружений" предусмотрено, что в состав модуля общей очистки включаются, в том числе, электрокоагуляторы с выпрямительными агрегатами.
В спецификации Технического задания оборудование, необходимое для применения электрокоагуляционного метода, не поименовано, количество и характеристики такого оборудования, в том числе, электрокоагуляторов с выпрямительными агрегатами в Документации не указаны.
ОАО "Т" письмом от 14.07.2014 N 1/8 направлялся в адрес Заказчика запрос о разъяснении Документации в части вышеуказанных противоречий, содержащихся в Документации (далее - Запрос).
В соответствии с ответом Заказчика на Запрос (письмо Заказчика от 16.07.2014 N 35/4): "в Спецификации оборудования по данному Техническому заданию предусмотрено оборудование как для реагентов, так и для электрокоагуляционного методов очистки" (далее - Разъяснение).
Учитывая изложенное, Извещение, Документация не соответствуют требованиям к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, работ, услуг, предусмотренным законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, что является нарушением пункта 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Кроме того, в соответствии с пунктом 6 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе порядок оплаты товара, работы, услуги.
Согласно пункту 2.4.1 проекта договора поставки, являющегося неотъемлемой частью Документации (далее - Проект договора), "_Покупатель вправе перечислить Поставщику аванс в размере до 50% (пятидесяти процентов) от Цены Договора. Перечисление аванса является правом, а не обязанностью покупателя".
Таким образом, в Проекте договора не установлен надлежащим образом порядок оплаты работ, что является нарушением пункта 6 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Согласно части 7 статьи 7.32.3 КоАП, за несоблюдение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и документации о закупке товаров, работ, услуг предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 03.04.2015 г. по делу N 223ФЗ-91/14/АК106-15)
2. В случае подачи заявки группой лиц требованиям, указанным в документации о закупке, должна в совокупности отвечать такая группа лиц, а не отдельно взятое юридическое лицо, выступающее в составе группы лиц.
Заказчиком (ФГУП) размещен запрос предложений делать оферты на право заключения договора на поставку Оборудования по проекту: "Реконструкция производственной и испытательной базы" (далее - Запрос предложений).
В ходе закупки в ФАС России поступила жалоба организации на действия заказчика при проведении Закупки.
Комиссия ФАС России рассмотрела указанную жалобу и установила следующие обстоятельства.
Согласно части 5 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.
Исходя из требований пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации должны быть указаны требования к участникам закупки, в том числе к участникам, на стороне которых выступают несколько юридических лиц, несколько физических лиц, нескольких индивидуальных предпринимателей, и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Согласно пункту 9.3 Документации, регламентирующему особенности участия в Запросе предложений нескольких физических лиц, выступающих на стороне одного участника Запроса предложений, или нескольких юридических лиц, выступающих на стороне одного участника Запроса предложений, нескольких индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника Запроса предложений (коллективного участника), каждое лицо, входящее в состав коллективного участника, должно отвечать требованиям Документации.
При подаче заявки несколькими физическими лицами, несколькими юридическими лицами, несколькими индивидуальными предпринимателями, объединившимися на стороне одного участника закупки, участником закупки выступает несколько лиц (далее - группа лиц).
Таким образом, в случае подачи заявки группой лиц требованиям, указанным в документации о закупке, должна в совокупности отвечать такая группа лиц, а не отдельно взятое юридическое лицо, выступающее в составе группы лиц.
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки требования, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки.
Учитывая изложенное, действия ФГУП в части установление требования, указанного в пункте 9.3 Документации, к коллективному участнику Запроса предложений являются нарушением части 6 статьи 3 Закона о закупках.
Согласно части 8 статьи 7.32.3 КоАП за предъявление требований к участникам закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, к закупаемым товарам, работам, услугам и (или) к условиям договора либо оценка и (или) сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке товаров, работ, услуг предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении юридического лица к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 03.04.2015 г. по делу N 223ФЗ-91/14/АК110-15)
3. Заказчик должен соблюдать сроки ответа на запрос о разъяснении документации о закупке, предусмотренные Законом о закупках.
ФГУП размещен запрос предложений делать оферты право заключения договора на поставку Оборудования по проекту: "Реконструкция производственной и испытательной базы" (далее - Запрос предложений).
В ходе закупки в ФАС России поступила жалоба организации на действия заказчика при проведении Закупки.
Комиссия ФАС России рассмотрела указанную жалобу и установила следующие обстоятельства.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) при закупке на официальном сайте размещается информация о закупке, в том числе разъяснения документации о закупке.
Согласно части 11 статьи 4 Закона о закупках срок размещения разъяснений о закупке не должен превышать трех дней со дня предоставления указанных разъяснений.
Согласно материалам настоящего дела, ОАО "Т" письмом от 14.07.2014 N 1/8 направлялся в адрес ФГУП запрос о разъяснении Документации в части вышеуказанных противоречий, содержащихся в Документации.
Таким образом, разъяснения подлежали размещению на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) не позднее 19.07.2014.
Согласно сведениям размещенным на Официальном сайте, разъяснения положений документации Запроса предложений размещены 14.08.2014.
Учитывая изложенное, действия ФГУП разместившего разъяснения документации о Запросе предложений с нарушением срока установленного Законом о закупках, нарушают часть 5 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии части 4 статьи 7.32.3 КоАП за нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении юридического лица к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 03.04.2015 г. по делу N 223ФЗ-91/14/АК111-15)
4. В случае отсутствия в документации о закупке указаны критериев оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, к административной ответственности привлекается должностное лицо заказчика, утвердившее документацию.
Заказчик проводил конкурс.
В ходе закупки в ФАС России поступила жалоба организации на действия заказчика при проведении Закупки.
Комиссия ФАС России рассмотрела указанную жалобу и установила следующие обстоятельства.
Согласно пунктам 12, 13 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) в документации о закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Документацией установлено, что для оценки заявок по критерию "Квалификация участника закупки" каждой заявке выставляется значение от 0 до 100 баллов, получаемых при суммировании оценок всех показателей (подкритериев) данного критерия, установленных в Документации. Оценка показателей (подкритериев), характеризующих критерий "Квалификация участника закупки" осуществляется в соответствии с балльной системой. Оценка показателей (подкритериев) в интервале между максимальным и минимальным значениями осуществляется оценочным методом. Для расчета итогового рейтинга по заявке рейтинг, присуждаемый заявке по критерию "Квалификация участника закупки", умножается на соответствующую указанному критерию значимость. Пунктом 2.1.1 Документации установлено, что: " качество работ, услуг (предложения по технологии выполнения работ, оказания услуг) оценивается на основании сведений о конкретных обоснованных предложениях по выполнению работ, подтверждающих и детализирующих требования технического задания в части средств, технологий и способов реализации его требований, отвечающих потребностям Заказчика в отношении предмета Конкурса, а также экологические требования при выполнении работ.
Предложение о качестве работ, содержащее подробную информацию о контроле качества в процессе выполнения работ с привязкой к Объекту. Сертификаты соответствия ИСО (Системы менеджмента качества 9001, Экологического менеджмента 14001, Системы менеджмента охраны здоровья и безопасности персонала 18001) применительно к строительно-монтажным работам, копии документов подтверждающих применение систем на предприятии участника (сертификаты, приказы, политика, цели). Организационно-технологические предложения по выполнению работ; Предложение по инновационным решениям и иные предложения участника открытого конкурса по улучшению качества выполнения работ, не ведущие к удорожанию стоимости строительства объекта закупки и корректировке проектной документации).
* непредставление хотя бы одного из всех вышеперечисленных документов будет оцениваться как 0 (ноль) баллов".
Вместе с тем, установленный Заказчиком перечень документов, необходимых получения наибольшего количества баллов, является открытым.
Также пунктом 2.1.6 Документации установлено, что "квалификация трудовых ресурсов рабочего персонала (специалистов), необходимых для выполнения работ подтверждается наличием в заявке документов: копии трудовых книжек, копии трудовых договоров рабочего персонала (специалистов) участника закупки, копии действующих гражданско-правовых договоров, на основании которых осуществляет трудовую деятельность рабочий персонал и специалисты (в случае привлечения их на основании гражданско-правовых договоров).
- электрики;
- сантехники;
- монтажник слаботочных систем;
- монтажник вентиляционного оборудования;
- арматурщик - бетонщик.
- копии действующих допусков (для специалистов для которых они обязательны в соответствии нормами законодательства)
- для иностранных граждан копии действующих разрешений на право осуществления трудовой деятельности на территории РФ, патентов.
* непредставление хотя бы одного из всех вышеперечисленных документов, будет оцениваться как 0 (ноль) баллов".
Вместе с тем, установленный Заказчиком порядок оценки заявок не позволяет выявить лучшее условие выполнения договора, поскольку в Документации отсутствует перечень допусков, которыми должен обладать сотрудник участника и которые в обязательном порядке должен представить участник закупки в составе заявки на участие в Конкурсе.
Таким образом, в нарушение пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках Заказчиком в Документации не установлен надлежащим образом порядок оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе.
Согласно части 7 статьи 7.32.3 КоАП, за несоблюдение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и документации о закупке товаров, работ, услуг предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 03.04.2015 г. по делу N 223ФЗ-141/14/АК138-15)
5. Время проведения электронного аукциона должно совпадать как в извещении о проведении закупки, размещенном на официальном сайте, так и на сайте оператора электронной площадки.
Заказчиком проведен аукцион на право заключения договора на выполнение работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту автомобилей (далее - Аукцион).
В ходе закупки в ФАС России поступила жалоба организации на действия заказчика при проведении Закупки.
Комиссия ФАС России рассмотрела указанную жалобу и установила следующие обстоятельства.
Согласно пункту 7 части 9 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) в извещении о закупке должны быть указаны место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.
Пунктом 11 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о закупке указываются место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.
Порядок размещения информации о закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) заказчиками утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 N 908 (далее - Порядок).
В соответствии с пунктами 21, 23 Порядка представитель заказчика с помощью функционала официального сайта формирует извещение о закупке, включающее сведения, предусмотренные частью 9 статьи 4 Закона о закупках, а также иную подлежащую размещению на официальном сайте дополнительную информацию, предусмотренную положением о закупке.
При этом, согласно части 8 статьи 4 Закона о закупках сведения, содержащиеся в извещении о закупке, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о закупке.
Пунктом 10.3 извещения о закупке N 224, являющегося неотъемлемой частью документации об Аукционе, установлено, что дата и время проведения Аукциона: 16.01.2015 в 10:00 (МСК).
В соответствии с извещением, размещенным на официальном сайте (далее - Извещение), дата и время проведения Аукциона: 16.01.2015 в 10:00 (МСК).
Из Извещения о проведении Аукциона, размещенного на ЭТП, следует, что дата и время проведения Аукциона: 16.01.2015 в 09:00 (МСК).
Таким образом, в действиях Заказчика, выразившихся в ненадлежащем размещении информации о времени проведения Аукциона, содержится нарушение требований пункта 7 части 9, пункта 11 части 10 статьи 4 Закона о закупках, части 8 статьи 4 Закона о закупках.
Указанные обстоятельства послужили основанием возбуждения дела об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 5 статьи 7.32.3 КоАП.
Документацию о закупке утвердило должностное лицо Заказчика - В.
На основании изложенного, должностное лицо, уполномоченное на составление протокола об административном правонарушении пришло к выводу, что в действиях В., выразившихся в ненадлежащем размещении информации о времени проведения Аукциона, содержится состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 5 статьи 7.32.3 КоАП.
Административное правонарушение совершено по месту размещения информации.
Временем совершения административного правонарушения является дата размещения информации: 16.01.2015.
Протокол по делу об административном правонарушении N 223ФЗ-12/15/АК178-15 составлен 31.03.2015 должностным лицом ФАС России. На составление и подписание протокола об административном правонарушении явились защитники В.
Рассмотрение дела об административном правонарушении N 223ФЗ-12/15/АК178-15 состоялось 09.04.2015. На рассмотрение дела об административном правонарушении явились защитники по доверенностям от 26.03.2015.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении, должностное лицо, уполномоченное на рассмотрение настоящего дела об административном правонарушении, пришло к выводу о наличии в действиях В. нарушений пункта 7 части 9, пункта 11 части 10 статьи 4 Закона о закупках, части 8 статьи 4 Закона о закупках, выразившихся в ненадлежащем размещении информации о времени проведения Аукциона.
Между тем, как следует из протокола об административном правонарушении от 31.03.2015 по делу N 223ФЗ-12/15/АК178-15 действия В. квалифицированы по части 5 статьи 7.32.3 КоАП.
В ходе административного расследования установлено, что Заказчиком на Официальном сайте размещена информация о времени проведения Аукциона с нарушением требований пункта 7 части 9, пункта 11 части 10 статьи 4 Закона о закупках, части 8 статьи 4 Закона о закупках, иными словами Заказчиком не соблюдены требования к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг. При этом, извещение о закупке, документация о закупке размещены на Официальном сайте.
Таким образом, должностное лицо, уполномоченное на разрешение настоящего дела об административном правонарушении по существу приходит к выводу, что действия Заказчика не образуют состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 5 статьи 7.32.3 КоАП.
Вместе с тем, за несоблюдение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг частью 7 статьи 7.32.3 КоАП предусмотрена административная ответственность.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица к административной ответственности в виде штрафа в соответствии с частью 7 статьи 7.32.3 КоАП.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 09.04.2015 г. по делу N 223ФЗ-12/15/АК178-15)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обзор административной практики (практики применения КоАП РФ) в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, май 2015)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Лобовым А.Ю.