Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 5 марта 2014 г. N 03-05-04-01/9348
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики совместно с Департаментом бюджетной методологии рассмотрел письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.10.2013 N 20-4-2512 о возникновении у федерального органа исполнительной власти обязанности по уплате налога на имущество организаций и земельного налога до государственной регистрации прав на здание и земельный участок и сообщает что в соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, не предусмотрено рассмотрение обращений организаций по проведению экспертизы договоров и иных документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций, а также по оказанию консультационных услуг.
Одновременно обращаем внимание, что в силу статей 388 и 389 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, расположенными в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено Кодексом.
Кроме того, в соответствии со статьей 374 Кодекса объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 Кодекса.
Согласно нормам статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации информация о наличии имущества Российской Федерации, а также операции по их увеличению, уменьшению, отнесению расходов на финансовый результат подлежат отражению в бюджетном учете соответствующего получателя бюджетных средств.
Единая государственная учетная политика для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений реализуется в соответствии с положениями Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н).
Принятие к бухгалтерскому (бюджетному) учету объектов основных средств, нематериальных, непроизведенных активов, а также выбытие основных средств, нематериальных, непроизведенных активов (в том числе в результате принятия решения об их списании) осуществляется, если иное не установлено Инструкцией N 157н, на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного оправдательным документом (первичным (сводным) учетным документом).
При этом принятие к учету и выбытие из учета объектов недвижимого имущества, права на которые подлежат в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, осуществляется на основании первичных учетных документов с обязательным приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию права или сделку (пункты 34, 36 Инструкции N 157н).
Вместе с тем Инструкцией N 157н предусматривается принятие к учету объекта недвижимости, принятого в эксплуатацию учреждением, по которому право оперативного управления не зарегистрировано в соответствии с законодательством Российской Федерации на забалансовом счете 01 "Имущество, полученное в пользование" на основании акта приема-передачи (иного документа, подтверждающего получение имущества и (или) права его пользования) по стоимости, указанной (определенной) передающей стороной (собственником) (пункты 332, 333).
При этом расходы по содержанию переданного объекта недвижимости, понесенные в соответствии с законодательством Российской Федерации до получения государственной регистрации (до момента принятия к учету объекта недвижимости в составе основного средства), отражаются на соответствующих счетах счета 0 401 20 000 "Расходы текущего финансового года".
Согласно статье 299 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) у учреждения возникает право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за учреждением, с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
В соответствии со статьями 130, 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат, согласно ГК РФ и иным законам государственной регистрации, в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Порядок государственной регистрации установлен Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ).
Пунктами 2 и 3 статьи 2 Закона N 122-ФЗ установлено, что государственная регистрация прав проводится на всей территории Российской Федерации по установленной указанным Федеральным законом системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - Единый государственный реестр прав). Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав.
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Аналогичная норма содержится также в Инструкции N 157н (пункт 7).
Согласно нормам Закона N 402-ФЗ, Инструкции N 157н первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по унифицированным формам документов, утвержденным, согласно законодательству Российской Федерации, правовыми актами уполномоченных органов исполнительной власти, а документы, формы которых не унифицированы, должны содержать необходимые обязательные реквизиты.
С учетом изложенного, принятие к учету и выбытие из учета объектов недвижимого имущества (за исключением случаев выбытия по основанию списания), права на которые подлежат в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, осуществляется исключительно на основании документов, подтверждающих государственную регистрацию права или сделку (распоряжение территориального управления Росимущества и акта о приеме-передаче после получения документов, подтверждающих государственную регистрацию), и иных первичных учетных документов.
Формы первичной учетной документации по бюджетному учету и отчетности утверждены приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.12.2010 N 173н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению" (далее - Инструкция N 173н).
Согласно Инструкции N 173н операции по принятию к бюджетному учету объектов недвижимости, в том числе подлежащих обязательной государственной регистрации в соответствии с законодательством, оформляются Актом приема-передачи здания (сооружения) (ф. 0306030). Одновременно с утвержденными Актами приема-передачи здания (сооружения) получатель (Минтруд России) направляет отправителю Извещение (ф. 0504805) с приложением необходимых документов (свидетельства о государственной регистрации) содержащее бухгалтерские записи по принятию им к бухгалтерскому учету объектов недвижимости в составе основных средств (с отражением сумм начисленной амортизации на дату принятия к учету).
Таким образом, до осуществления Минтрудом России обязательной государственной регистрации права оперативного управления на объекты недвижимости, принятие к бухгалтерском учету указанных объектов в составе основных средств не предусмотрено.
По вопросу начисления амортизации по объектам, принятым к бухгалтерскому (бюджетному) учету, сообщаем.
Начисление амортизации по объектам, принятым к бухгалтерскому (бюджетному) учету, начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к бухгалтерскому учету, и производится до полного погашения стоимости этого объекта либо его выбытия (в том числе по основанию списания объекта с бухгалтерского учета) (пункт 86 Инструкции N 157н). Начисление амортизации на объекты прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости объекта или за месяцем выбытия этого объекта с бухгалтерского учета (пункт 87 Инструкции N 157н).
С учетом изложенного, отправитель (Минздравсоцразвития России) отражает операцию по выбытию нефинансового актива (объекта недвижимости, подлежащего обязательной государственной регистрации) с начислением сумм амортизации до первого числа месяца, следующего за месяцем выбытия объекта, получатель (Минтруд России) осуществляет принятие к учету объекта с отражением начисленной амортизации принятого объекта недвижимости на дату его принятия к бухгалтерскому учету (согласно Извещению ф. 0504805).
С учетом изложенного обязанность по уплате налога на имущество организаций и земельного налога до государственной регистрации соответствующих прав на здание и земельный участок у федерального органа исполнительной власти не возникает.
Директора Департамента |
И.В. Трунин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснено, что обязанность по уплате налога на имущество организаций и земельного налога до госрегистрации соответствующих прав на здание и земельный участок у федерального органа исполнительной власти не возникает.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 5 марта 2014 г. N 03-05-04-01/9348
Текст письма официально опубликован не был