Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к выписке из протокола заседания
Центральной избирательной комиссии РФ
от 29 апреля 2015 г. N 281-1-6
Проект
Постановление Центральной избирательной комиссии РФ
"О внесении изменений в постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 26 декабря 2012 года N 155/1160-6
"О Концепции развития Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" до 2016 года"
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 10 января 2003 года N 20-ФЗ "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы" Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановляет:
1. Внести в постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 26 декабря 2012 года N 155/1160-6 "О Концепции развития Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" до 2016 года" (далее - постановление) следующие изменения:
1) название постановления изложить в следующей редакции:
"О Концепции развития Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" до 2020 года";
2) в постановлении слова "до 2016 года" заменить словами "до 2020 года";
3) приложение к постановлению изложить в следующей редакции:
"Концепция
развития Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" до 2020 года
(утв. постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 26 декабря 2012 г. N 155/1160-6)
(в редакции постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от ______________ N ______)
1. Введение
1.1. Настоящая Концепция развития Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" до 2020 года (далее - Концепция) определяет цели, направления, задачи, принципы и основные этапы развития Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" до 2020 года.
1.2. Правовую основу развития ГАС "Выборы" до 2020 года составляют Конституция Российской Федерации, законодательство Российской Федерации о выборах и референдуме, Федеральный закон от 10 января 2003 года N 20-ФЗ "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы", нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере информатизации и обеспечения безопасности информации федеральных государственных органов, а также нормативные правовые акты Центральной избирательной комиссии Российской Федерации по вопросам использования, эксплуатации и развития ГАС "Выборы".
1.3. Концепция представляет собой официально принятую в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации совокупность взглядов на развитие ГАС "Выборы" до 2020 года, а также на организацию всестороннего обеспечения этого развития.
1.4. Концепция определяет основные направления развития и модернизации ГАС "Выборы", которые являются основой для планирования мероприятий и работ по развитию ГАС "Выборы", а также разработки предложений по вопросам автоматизации деятельности избирательных комиссий Российской Федерации.
1.5. При разработке Концепции проанализирован и учтен опыт применения ГАС "Выборы" в избирательных кампаниях всех уровней 2008-2014 годов.
2. Цели развития и модернизации ГАС "Выборы"
Основными целями развития и модернизации ГАС "Выборы" являются:
2.1. Повышение надежности функционирования ГАС "Выборы", обеспечивающей ее непрерывную работоспособность при подготовке и проведении выборов, референдумов, особенно при проведении избирательных кампаний по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 7-го созыва и выборов Президента Российской Федерации.
2.2. Улучшение характеристик ГАС "Выборы" и увеличение ее функциональных возможностей (функций), обеспечивающих повышение эффективности деятельности избирательных комиссий всех уровней в Российской Федерации, предоставление более широких возможностей гражданам Российской Федерации в реализации избирательных прав, а также общественности по наблюдению за ходом избирательного процесса и подведением итогов голосования.
2.3. Снижение стоимости владения ГАС "Выборы" с учетом импортозамещения программно-технических средств и оптимизации мероприятий по ее эксплуатации.
3. Основные направления и задачи развития и модернизации ГАС "Выборы"
3.1. Повышение надежности функционирования ГАС "Выборы".
3.1.1. ЦИК России и ФЦИ при ЦИК России запланировать соответствующее финансирование и провести замену технических средств комплексов средств автоматизации (КСА) и телекоммуникационного оборудования с истекшими сроками полезного использования, определенными постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 года N 1, и обеспечение проведения технической проверки (экспертной оценки, испытаний) новых типов средств на совместимость с программной платформой ГАС "Выборы", с техническими и программными средствами обеспечения информационной безопасности перед их поставками на КСА. Работы по замене технических средств должны проводиться с учетом обеспечения гарантированной непрерывности функционирования КСА при подготовке и проведении выборов и референдумов всех уровней с последующим выбытием замененных технических средств.
3.1.2. Создание Центра управления эксплуатацией и мониторинга функционирования ГАС "Выборы".
3.1.3. Обеспечение унификации технических средств, поставляемых для замены.
3.1.4. Развертывание в региональных фрагментах подсистемы связи и передачи данных (ПСПД) ГАС "Выборы" цифровых каналов связи взамен коммутируемых каналов связи.
3.1.5. Реализация в ГАС "Выборы" технологии обработки данных, в которой информационные ресурсы и мощности предоставляются пользователям от единой базы данных ГАС "Выборы".
3.2. Совершенствование средств и методов обеспечения безопасности информации.
3.2.1. Внедрение программно-технических средств защиты информации, соответствующих требованиям федерального законодательства и нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных в области безопасности и защиты информации.
3.2.2. Внесение необходимых изменений в модель нарушителя безопасности информации ГАС "Выборы" и в модель угроз безопасности информации ГАС "Выборы". Согласование указанных изменений с государственными органами, уполномоченными в области безопасности и защиты информации.
3.2.3. Создание защищенной информационно-коммуникационной инфраструктуры КСА участковой избирательной комиссии, комиссии референдума (УИК) (при условии выполнения пункта 3.3.3).
3.3. Улучшение характеристик ГАС "Выборы" и увеличение ее функциональных возможностей (функций).
3.3.1. Реализация в специальном программном обеспечении (СПО) ГАС "Выборы" изменений действующего законодательства о выборах и референдуме, положений нормативных актов ЦИК России.
3.3.2. Реализация в СПО ГАС "Выборы" требований пользователей, подготовленных по результатам использования ГАС "Выборы" при проведении избирательных кампаний, кампаний референдума и в повседневной деятельности избирательных комиссий.
3.3.3. Разработка прототипов КСА УИК, обеспечивающих:
3.3.3.1. автоматизацию деятельности участковой комиссии при подготовке и проведении выборов, референдума, в том числе ведение электронного списка избирателей, участников референдума;
3.3.3.2. идентификацию избирателей (участников референдума), используя электронный список избирателей (участников референдума);
3.3.3.3. автоматизированный доступ избирателей (участников референдума) к голосованию на электронных устройствах (при их наличии в составе КСА УИК) по соответствующим избирательным округам (округам референдума), где они обладают активным избирательным правом (правом на участие в референдуме);
3.3.3.4. голосование избирателей (участников референдума) с использованием технических средств подсчета голосов и средств для электронного голосования;
3.3.3.5. формирование протокола об итогах голосования и передачу электронной формы протокола об итогах голосования, подписанного электронными подписями членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, в вышестоящие избирательные комиссии с использованием различных способов передачи.
3.4. Улучшение характеристик общего и специального программного обеспечения ГАС "Выборы".
3.4.1. Перевод отдельных программных компонентов ГАС "Выборы" на свободное программное обеспечение при условии реализации требований информационной безопасности (во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 2299-р).
3.4.2. Разработка аппаратно- и программно-независимого СПО ГАС "Выборы" для КСА УИК.
3.4.3. Реализация единого графического дружественного пользовательского интерфейса СПО ГАС "Выборы".
3.4.4. Внедрение технологии серверной виртуализации на КСА ГАС "Выборы".
3.5. Интеграция ГАС "Выборы" с другими информационно-коммуникационными системами.
Развитие ГАС "Выборы" должно осуществляться с применением современных информационно-коммуникационных технологий (стандартов, протоколов, регламентов и т.д.), обеспечивающих возможность ее эффективной интеграции (сопряжения) с другими государственными, ведомственными и иными информационно-телекоммуникационными системами в рамках государственных программ, утверждаемых Правительством Российской Федерации, в том числе государственной программы Российской Федерации "Информационное общество (2011-2020)". При этом необходимо обеспечить соблюдение требований Федерального закона от 10 января 2003 года N 20-ФЗ "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы" и иных нормативных актов, регулирующих вопросы использования, эксплуатации и развития ГАС "Выборы" и требования информационной безопасности.
3.6. Развитие избирательных технологий, повышение прозрачности избирательного процесса, обеспечение контроля за соблюдением законности и предупреждения нарушений в ходе голосования.
3.6.1. Создание условий для придания юридической значимости протоколу участковой избирательной комиссии об итогах голосования, переданному в электронном виде.
3.6.2. Организационное и методическое обеспечение развития информационно-коммуникационной инфраструктуры избирательной системы Российской Федерации.
3.7. Снижение стоимости владения ГАС "Выборы" с учетом импортозамещения программно-технических средств и оптимизации мероприятий по ее эксплуатации.
3.7.1. Изучение возможности замены импортных программно-технических средств из состава КСА ГАС "Выборы" и телекоммуникационного оборудования на отечественные аналоги, не уступающие импортным по своим характеристикам. Использование в составе КСА ГАС "Выборы" отечественных программно-технических средств возможно при условии, что стоимость закупки отечественных аналогов и расходы на поддержание их в работоспособном состоянии, в том числе техническое обслуживание, не должны превышать затрат на импортные аналоги.
3.7.2. Создание условий для проведения регламентного технического обслуживания КСА ГАС "Выборы" в соответствии с конструкторской документацией с периодичностью один раз в год при сохранении показателей надежности системы.
4. Принципы реализации Концепции
4.1. Преемственность развития и модернизации системы и поэтапное сокращение бюджетных расходов.
Сохранение функциональных возможностей ранее разработанного СПО и сформированных информационных ресурсов.
Принятие решения о модернизации и разработке (закупке) новых компонентов системы должно осуществляться с учетом максимально возможного сохранения существующих программно-технических средств до окончания срока полезного использования (в том числе использование ранее закупленного оборудования при создании нового образца ГАС "Выборы").
При развитии и модернизации системы необходимо учитывать:
апробированность в мировой практике информационных технологий и реализующих их программно-аппаратных средств;
надежность организаций-разработчиков, организаций-поставщиков и других организаций, привлекаемых для проведения работ по развитию системы, в том числе возможность определения единственного исполнителя на весь период реализации Концепции;
соответствие разрабатываемых (закупаемых) для развития системы программно-технических средств открытым стандартам, массовость производства и уровень технической поддержки выбираемых средств.
4.2. Учет изменений внешних условий.
При развитии ГАС "Выборы" должна предусматриваться возможность адаптации системы и ее компонентов к изменениям внешних условий, в том числе изменениям законодательства, информационных и аналитических потребностей пользователей.
4.3. Управление рисками.
Управление рисками - процесс принятия и выполнения управленческих решений, направленных на снижение вероятности возникновения неблагоприятного результата и минимизацию возможных потерь, вызванных его реализацией, на развитие ГАС "Выборы".
Должны быть предусмотрены резервы времени с целью минимизации рисков при разработке и реализации проектных и организационных решений по развитию ГАС "Выборы". Основные проектные решения должны быть представлены с расчетом стоимости комплектации и владения и до внедрения в деятельность избирательных комиссий должны быть отработаны на стенде Главного конструктора ГАС "Выборы" и в создаваемых для этой цели опытных зонах.
Сроки реализации этапов выполнения Концепции могут корректироваться в зависимости от сроков принятия нормативных и правовых актов и результатов всех этапов проектирования нового образца ГАС "Выборы".
4.4. Стандартизация и унификация.
Развитие системы и ее компонентов осуществляется в соответствии с действующими российскими и международными стандартами.
При необходимости должны быть уточнены профили стандартов ГАС "Выборы" с использованием апробированных на практике регламентов и стандартов, а также разработаны стандарты ЦИК России (ведомственные стандарты).
При развитии ГАС "Выборы" должны быть применены типовые проектные решения с возможностью их адаптации к местным условиям.
4.5. Системность (согласованность) решений.
Проектные и организационные решения должны быть взаимоувязаны и внедряться с учетом готовности нормативно-правовой базы, пользователей, подразделений (служб) управления и эксплуатации ГАС "Выборы".
4.6. Контроль за реализацией Концепции.
На всех этапах реализации Концепции федеральное государственное казенное учреждение "Федеральный центр информатизации при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации" осуществляет контроль соответствия результатов работ требованиям Концепции, а также проводит проверку проектных решений на функциональную полноту, техническую и финансовую реализуемость.
Проектные решения должны соответствовать требованиям информационной безопасности, включая организацию и проведение исследований по проверке выполнения установленных Федеральной службой по техническому и экспертному контролю и Федеральной службой безопасности Российской Федерации требований к средствам защиты информации и аттестации (сертификации) соответствующих систем.
Контроль осуществляется силами ЦИК России с привлечением к своей работе экспертов и специалистов в области автоматизированных систем, ФЦИ при ЦИК России, а также представителей политических партий и Российской академии наук (по согласованию).
5. Реализация Концепции
5.1. Основные этапы реализации Концепции (при условии наличия финансирования).
5.1.1. Первый этап (продолжительность этапа - один год):
замена более 20 000 технических средств КСА с истекшими сроками полезного использования (ориентировочно 22 683 технических средства);
формирование ответственными пользователями ЦИК России и ФЦИ при ЦИК России требований к подсистемам и задачам ГАС "Выборы" в рамках настоящей Концепции;
разработка, согласование и утверждение технического задания на развитие ГАС "Выборы" и частных технических заданий на развитие составных частей ГАС "Выборы", в том числе Центра управления эксплуатацией и мониторинга функционирования ГАС "Выборы".
5.1.2. Второй этап (продолжительность этапа - один год):
замена более 20 000 технических средств КСА с истекшими сроками полезного использования (ориентировочно 23 022 технических средства);
разработка технического и рабочего проектов;
определение состава опытной зоны (в составе КСА ЦИК, 2-3 КСА ИКСРФ и КСА ТИК), стоимости программно-технических средств для оснащения стенда Главного конструктора ГАС "Выборы" и опытной зоны;
закупка программно-технических средств для оснащения стенда Главного конструктора ГАС "Выборы" и опытной зоны;
поставка, монтаж и пусконаладочные работы программно-технических средств на стенде Главного конструктора ГАС "Выборы".
5.1.3. Третий этап (продолжительность этапа - один год):
замена более 10 000 технических средств КСА с истекшими сроками полезного использования (ориентировочно 12 510 технических средств);
отработка проектных решений на стенде Главного конструктора ГАС "Выборы", автономные и комплексные испытания;
поставка, монтаж КСА, пусконаладочные работы на КСА ЦИК, КСА ИКСРФ и КСА ТИК опытной зоны, обучение персонала;
предварительные испытания нового образца ГАС "Выборы" в опытной зоне.
5.1.4. Четвертый этап (продолжительность этапа - один год):
внедрение КСА ГАС "Выборы", обучение персонала.
5.1.5. Пятый этап (продолжительность этапа - один год):
завершение внедрения КСА ГАС "Выборы";
государственные (приемочные) испытания нового образца ГАС "Выборы" в объеме общероссийской тренировки по подготовке и проведению совмещенных выборов федерального, регионального и местного уровней.
5.2. Механизмы реализации Концепции.
Вопросы развития ГАС "Выборы" решаются в рамках мероприятий, проводимых ЦИК России в пределах выделенных на эти цели средств.
Основными механизмами реализации Концепции являются утвержденные постановлениями ЦИК России планы основных мероприятий федерального государственного казенного учреждения "Федеральный центр информатизации при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации" по использованию, эксплуатации и развитию Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" и информационно-технологических подсистем интеллектуальной информационной системы зданий ЦИК России (далее - планы основных мероприятий ФЦИ при ЦИК России).
Выбор исполнителей мероприятий планов основных мероприятий ФЦИ при ЦИК России осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
5.3. Управление развитием ГАС "Выборы".
ЦИК России выполняет функции государственного заказчика в части определения требований к развитию ГАС "Выборы".
ФЦИ при ЦИК России выполняет функции государственного заказчика в части общего технического руководства выполнением мероприятий Концепции, а также по закупкам товаров, работ и услуг для развития ГАС "Выборы".
Координация деятельности участников реализации основных мероприятий по развитию ГАС "Выборы" до 2020 года осуществляется Межведомственной комиссией по координации деятельности участников реализации мероприятий по развитию Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы", образованной постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 25 марта 2011 года N 254/1620-5.
Управление проектами, реализуемыми по планам основных мероприятий ФЦИ при ЦИК России, осуществляется ФЦИ при ЦИК России.
5.4. Финансирование развития ГАС "Выборы" до 2020 года.
Закупка товаров, работ и услуг для развития ГАС "Выборы" осуществляется за счет средств, выделяемых из федерального бюджета ФЦИ при ЦИК России Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
ЦИК России как главный распорядитель бюджетных средств контролирует использование бюджетных средств, направленных на реализацию Концепции развития ГАС "Выборы". Для решения части задач развития региональных фрагментов системы возможно привлечение средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.
6. Ожидаемые результаты от реализации Концепции
В результате реализации настоящей Концепции ожидаются:
обеспечение подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 7-го созыва и очередных выборов Президента Российской Федерации на ГАС "Выборы" с версией СПО 1.3.1;
повышение надежности и устойчивости функционирования ГАС "Выборы" за счет замены технических средств КСА и телекоммуникационного оборудования с истекшими сроками полезного использования;
перевод всех региональных фрагментов ПСПД ГАС "Выборы" на цифровые каналы связи;
обеспечение постоянной работоспособности ГАС "Выборы" с версией СПО 1.3.1 в ходе подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 7-го созыва и очередных выборов Президента Российской Федерации;
обеспечение безопасности информации, обрабатываемой в ГАС "Выборы", в соответствии с требованиями федеральных законов и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных в области безопасности и защиты информации;
создание прототипа КСА УИК;
обеспечение реализации в ГАС "Выборы" требований действующего законодательства при проведении избирательных кампаний всех уровней;
повышение эффективности работы избирательных комиссий;
сокращение времени обработки информации в ГАС "Выборы";
интеграция ГАС "Выборы" с другими государственными информационными системами в рамках государственной программы Российской Федерации "Информационное общество (2011-2020)";
повышение эффективности управления процессами эксплуатации ГАС "Выборы" за счет создания центра управления эксплуатацией и мониторинга функционирования ГАС "Выборы";
создание нового образца ГАС "Выборы".".
2. Опубликовать настоящее постановление в журнале "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации".
<< Назад |
||
Содержание Выписка из протокола заседания Центральной избирательной комиссии РФ от 29 апреля 2015 г. N 281-1-6 "О внесении изменений... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.