Письмо Минфина России от 11 апреля 2014 г. N 02-07-10/16546
Департамент бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел письмо Федерального агентства по государственным резервам от 11.03.2014 N 3-04/2019 по вопросу правомерности издания документов, устанавливающих критерии определения стоимости объектов учета и принятия решения о проведении переоценки, и сообщает.
Статьей 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что единую методологию бюджетного учета и план счетов бюджетного учета устанавливает Министерство финансов Российской Федерации.
Обязательные общие требования к учету нефинансовых, финансовых активов, обязательств, операций, их изменяющих, и полученных по указанным операциям финансовых результатов, в том числе требования по их признанию, оценке, группировке, общие способы и правила организации и ведения бюджетного учета государственными (муниципальными) учреждениями установлены Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция 157н).
Согласно положениям пункта 100 Инструкции 157н материальные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической стоимости.
При этом фактической стоимостью материальных запасов при их приобретении, изготовлении (создании) в целях ведения бухгалтерского учета признается их первоначальная стоимость. Первоначальной стоимостью объектов нефинансовых активов, согласно пункту 23 Инструкции 157н признается сумма фактических вложений в их приобретение, сооружение или изготовление (создание).
Переоценка нефинансовых активов, согласно положениям пункта 28 Инструкции 157н осуществляется в сроки и порядке устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Общие принципы формирования, размещения, хранения, использования запасов государственного материального резерва и отношения в данной области, в том числе в части заимствования материальных ценностей из государственного резерва установлены Федеральным законом от 29.12.1994 N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве" (далее - Закон 79-ФЗ).
Переоценка материальных ценностей государственного резерва, в том числе в части материальных ценностей, заимствованных из государственного резерва, Законом 79-ФЗ не предусмотрена.
Таким образом, отражение стоимости материальных ценностей государственного резерва, в том числе заимствованных из государственного резерва, в ценах их фактического приобретения до принятия Правительством Российской Федерации решения об его переоценке, утверждения порядка проведения переоценки, соответствует требованиям государственной учетной политики.
Согласно положениям пункта 197 Инструкции 157н, предусмотрена переоценка расчетов плательщиков по доходам, начисленным в иностранных валютах, осуществляемая на дату совершения расчетов. Проведение переоценки дебиторской задолженности по доходам, начисленным в валюте Российской Федерации, и отражение ее результата в бухгалтерском учете Инструкцией 157н не предусмотрено.
Договоры о заимствовании материальных ценностей из государственного резерва предусматривают восстановление натурального объема имущества, вне зависимости от затрат хранителя на их приобретение (по рыночным ценам приобретения хранителем). Таким образом, отражение в бухгалтерском (бюджетном) учете, и, соответственно, в бухгалтерской отчетности, задолженности по доходам от выбытия нефинансовых активов по их фактической стоимости полностью соответствует требованиям Инструкции 157н и Инструкции 191н и не ведет к искажению показателей бухгалтерской отчетности.
Следует отметить, что к компетенции Росрезерва нормативное регулирование ведения бухгалтерского учета не относится. Таким образом Росрезерв не вправе издавать нормативные документы, предусматривающие установление критериев определения стоимости объектов учета, а также принимать решения о переоценке имущества в случаях, не предусмотренных действующим законодательством.
Директор Департамента бюджетной методологии |
С.В. Романов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснено, что отражение стоимости материальных ценностей госрезерва, в том числе заимствованных из госрезерва, в ценах их фактического приобретения до принятия Правительством РФ решения о его переоценке, утверждения порядка проведения переоценки соответствует требованиям государственной учетной политики.
Проведение переоценки дебиторской задолженности по доходам, начисленным в рублях, и отражение ее результата в бухучете Инструкцией по применению Единого плана счетов бухучета не предусмотрено.
Отражение в бухгалтерском (бюджетном) учете и отчетности задолженности по доходам от выбытия нефинансовых активов по их фактической стоимости полностью соответствует требованиям законодательства и не ведет к искажению показателей бухотчетности.
Росрезерв не вправе издавать нормативные документы, предусматривающие установление критериев определения стоимости объектов учета, а также принимать решения о переоценке имущества в случаях, не предусмотренных действующим законодательством.
Письмо Минфина России от 11 апреля 2014 г. N 02-07-10/16546
Текст письма официально опубликован не был