Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 16 июля 2014 г. N 03-04-06/34686
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо ООО по вопросу уплаты налога на доходы физических лиц при представлении займа организации и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.
Как указывается в рассматриваемом письме, физическое лицо - заимодавец заключило с организацией договор займа. Согласно договору заём предоставляется в рублях в размере эквивалентном сумме в долларах США по курсу рубля к доллару США на дату списания рублевых денежных средств со счета физического лица. Сумма займа возвращается также в рублях по курсу рубля к доллару США на дату списания рублевых денежных средств со счета заемщика.
Согласно пункту 1 статьи 807 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) по договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества. Договор займа считается заключенным с момента передачи денег или других вещей.
Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что иностранная валюта и валютные ценности могут быть предметом договора займа на территории Российской Федерации с соблюдением правил статей 140, 141 и 317 Гражданского кодекса.
Из представленной в письме информации следует, что займодавец передал заёмщику не иностранную валюту, а российские рубли.
В соответствии с пунктом 1 статьи 810 Гражданского кодекса заёмщик обязан возвратить заимодавцу полученную сумму займа. В рассматриваемом случае в соответствии с договором заём также должен быть возвращен в рублях.
Таким образом в рассматриваемой ситуации иностранная валюта не являлась предметом договора займа и денежного обязательства в иностранной валюте у заёмщика не возникало.
В соответствии с пунктом 1 статьи 210 Кодекса при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло.
Статья 41 Кодекса определяет доход как экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, учитываемую в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемую для физических лиц в соответствии с главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса.
Таким образом, суммы денежных средств, получаемые физическим лицом заимодавцем, превышающие выданную организации-заемщику в рублях сумму займа, являясь доходом (экономической выгодой) заимодавца, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.
В отношении указанного дохода пунктом 1 статьи 224 Кодекса установлена налоговая ставка в размере 13 процентов.
Исходя из положений статьи 226 Кодекса при выплате физическому лицу такого дохода обязанность по удержанию сумм исчисленного налога и его перечислению в бюджет лежит на организации-заемщике.
Заместитель директора Департамента |
Р.А. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Физлицо-заимодавец заключило с организацией договор займа. Согласно договору заем предоставляется в рублях в размере, эквивалентном сумме в долларах США по курсу на дату списания средств со счета физлица. Заем возвращается также в рублях по курсу на дату списания средств со счета заемщика.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации иностранная валюта не являлась предметом договора займа. Денежного обязательства в иностранной валюте у заемщика не возникало.
Суммы денежных средств, получаемые физлицом-заимодавцем, превышающие выданную организации-заемщику в рублях сумму займа, являясь доходом (экономической выгодой) заимодавца, облагаются НДФЛ в установленном порядке по ставке 13%.
При выплате физлицу такого дохода обязанность по удержанию сумм исчисленного налога и его перечислению в бюджет лежит на организации-заемщике.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 16 июля 2014 г. N 03-04-06/34686
Текст письма официально опубликован не был