Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 марта 2015 г. N 7-АПГ15-3
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Меркулова В.П.,
судей Александрова В.Н., Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Гришечкине П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело
по заявлению товарищества собственников жилья "Строитель" г. Кинешмы
о признании недействующими пункта 1 в части и пункта 2 приложения N 2 к постановлению Региональной службы по тарифам Ивановской области от 26 ноября 2013 г. N 575-т/10 "О тарифах на тепловую энергию для потребителей МУП г. Кинешмы "Объединённые котельные и тепловые сети"
по апелляционной жалобе товарищества собственников жилья "Строитель" г. Кинешмы
на решение Ивановского областного суда от 10 ноября 2014 г., которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
товарищество собственников жилья "Строитель" г. Кинешмы (далее - ТСЖ "Строитель") обратилось в Ивановский областной суд с заявлением о признании недействующими пункта 1 в части установленной дифференциации потребителей в зависимости от адресов проживания в г. Кинешме и пункта 2 приложения N 2 к постановлению Региональной службы по тарифам Ивановской области от 26 ноября 2013 г. N 575-т/10 "О тарифах на тепловую энергию для потребителей МУП г. Кинешмы "Объединённые котельные и тепловые сети" (далее - Постановление N 575-т/10).
Решением Ивановского областного суда от 10 ноября 2014 г. в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и неполное выяснение судом первой инстанции всех обстоятельств дела.
В судебное заседание не явились представители ТСЖ "Строитель", Региональной службы по тарифам Ивановской области (далее - Служба по тарифам), муниципального унитарного предприятия г. Кинешмы "Объединённые котельные и тепловые сети" (далее - МУП "Объединённые котельные и тепловые сети"), извещённых надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
МУП "Объединённые котельные и тепловые сети" является теплоснабжающей организацией, осуществляет эксплуатацию 17-ти котельных и 9-ти тепловых пунктов, имущество, находящееся в муниципальной собственности городского округа Кинешма, использует на праве хозяйственного ведения.
МУП "Объединённые котельные и тепловые сети" (заказчик) заключило с обществом с ограниченной ответственностью "Теплосетевая компания" (исполнителем) (далее - ООО "Теплосетевая компания") договоры возмездного оказания услуг по передаче (транспортировке) тепловой энергии от 1 января 2009 г. N 1 и от 11 февраля 2011 г. N 2/2011. При этом теплоснабжающая организация продолжает осуществлять теплоснабжение отдельных потребителей непосредственно по собственным тепловым сетям.
В 2013 году предприятие обратилось в Службу по тарифам с предложением установить на 2014 год тариф на тепловую энергию для потребителей, оплачивающих производство тепловой энергии в теплоносителе "горячая вода", тариф на тепловую энергию для потребителей, оплачивающих производство и передачу тепловой энергии по собственным тепловым сетям теплоснабжающей организации в теплоносителе "горячая вода", тариф на тепловую энергию для потребителей, оплачивающих производство и передачу тепловой энергии по собственным тепловым сетям теплоснабжающей организации и ООО "Теплосетевая компания" в теплоносителе "горячая вода".
При установлении тарифов органом регулирования применён метод экономически обоснованных расходов (затрат).
Ввиду наличия у теплоснабжающей организации упомянутых договорных отношений с ООО "Теплосетевая компания" при установлении тарифов органом регулирования учтена передача тепловой энергии по сетям транспортирующей организации.
В целях недопущения резкого роста платы граждан за коммунальную услугу по отоплению жилищного фонда в 2014 году экспертный совет Службы по тарифам предложил установить для населения льготные тарифы на тепловую энергию, отпускаемую на нужды отопления жилищного фонда. Возмещение выпадающих доходов от разницы между экономически обоснованными тарифами и льготными тарифами осуществляется за счёт средств областного бюджета в соответствии с законодательством Ивановской области.
Постановлением N 575-т/10 Служба по тарифам установила для потребителей МУП "Объединённые котельные и тепловые сети" с 1 января по 31 декабря 2014 г. тарифы на тепловую энергию с календарной разбивкой согласно приложениям N 1-4.
Приложением N 2 к постановлению N 575-т/10 для категории "Население" установлены льготные тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения.
Пунктом 1 названного приложения установлены одноставочные тарифы без учёта передачи тепловой энергии по тепловым сетям ООО "Теплосетевая компания" и с учётом передачи тепловой энергии по тепловым сетям ООО "Теплосетевая компания" для потребителей, расположенных в г. Кинешме по ул. Декабристов, дом 4; ул. Гагарина, дома 3а, 6, 9; ул. Воеводы Боборыкина, дома 8, 18, 30, 63; ул. Ванцетти, дома 36, 38, 40; ул. Наволокской, дом 16, - с учётом НДС с 1 января по 30 июня 2014 г. в размере 1631,06 руб./Гкал, с 1 июля по 31 декабря 2014 г. - в размере 1699,57 руб./Гкал, без учёта НДС - 1382,25 руб./Гкал. и 1440,31 соответственно по периодам.
Пунктом 2 названного приложения установлены одноставочные тарифы с учётом передачи тепловой энергии по тепловым сетям ООО "Теплосетевая компания", за исключением потребителей, расположенных в г. Кинешме по ул. Декабристов, дом 4; ул. Гагарина, дома 3а, 6, 9; ул. Воеводы Боборыкина, дома 8, 18, 30, 63; ул. Ванцетти, дома 36, 38, 40; ул. Наволокской, дом 16, - с учётом НДС с 1 января по 30 июня 2014 г. в размере 1856,95 руб./Гкал, с 1 июля по 31 декабря 2014 г. - в размере 1934,94 руб./Гкал, без учёта НДС - 1573,69 руб./Гкал. и 1639,78 руб./Гкал соответственно по периодам.
По мнению ТСЖ "Строитель", Служба по тарифам неправомерно установила для потребителей двенадцати домов, расположенных в г. Кинешме по ул. Декабристов, дом 4; ул. Гагарина, дома 3а, 6, 9; ул. Воеводы Боборыкина, дома 8, 18, 30, 63; ул. Ванцетти, дома 36, 38, 40; ул. Наволокской, дом 16, более низкий тариф на тепловую энергию (мощность) по сравнению с тарифом, установленным для всех остальных потребителей, расположенных по другим адресам, которые так же получают тепловую энергию от предприятия опосредованно: по тепловым сетям ООО "Теплосетевая компания".
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции сослался на технические особенности системы теплоснабжения, учтённые органом регулирования при формировании тарифов и являющиеся причиной дифференциации.
Вместе с тем, Судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", которым в том числе утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, и Методическими указаниями по расчёту регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утверждёнными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. N 760-э.
В соответствии со статьёй 7 Закона о теплоснабжении регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с принципами обеспечения доступности тепловой энергии (мощности) для потребителей, обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя, обеспечения открытости и доступности для потребителей, в том числе для населения, процесса регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, осуществления государственного контроля (надзора) в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
В силу частей 3 и 4 статьи 11 Закона о теплоснабжении тарифы на тепловую энергию (мощность), тарифы на теплоноситель, тарифы на услуги по передаче тепловой энергии могут быть дифференцированы в зависимости от вида или параметров теплоносителя, зон дальности передачи тепловой энергии, иных критериев, которые определены Основами ценообразования.
Установление тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется в целях необходимости обеспечения единых тарифов для потребителей тепловой энергии (мощности), теплоносителя, находящихся в одной зоне деятельности единой теплоснабжающей организации и относящихся к одной категории потребителей, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена дифференциация тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, за исключением потребителей, которые заключили в предусмотренных Законом о теплоснабжении случаях договоры теплоснабжения и (или) договоры поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя по ценам, определенным соглашением сторон в отношении объёма таких поставок, долгосрочные договоры теплоснабжения и (или) договоры поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя с применением долгосрочных тарифов в отношении объёма таких поставок.
Согласно пункту 23 Основ ценообразования тарифы в сфере теплоснабжения, устанавливаемые органами регулирования (на тепловую энергию, реализуемую с коллекторов источника тепловой энергии, - по каждому источнику тепловой энергии), могут быть дифференцированы по следующим параметрам в соответствии с методическими указаниями: вид теплоносителя (вода, пар), параметры теплоносителя, системы теплоснабжения, схемы подключения теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии к системе теплоснабжения (подключение к коллектору источника тепловой энергии, к тепловой сети до тепловых пунктов, эксплуатируемых теплоснабжающей или теплосетевой организацией, к тепловой сети после тепловых пунктов (на тепловых пунктах), эксплуатируемых теплоснабжающей или теплосетевой организацией, подключение к магистральным тепловым сетям, подключение к распределительным тепловым сетям) (в ред. постановления Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2014 г. N 1228), категории надёжности теплоснабжения потребителей, средняя продолжительность потребления за отопительный период (пиковое или базовое потребление), категории (группы) потребителей (покупателей).
Из материалов дела следует, что МУП "Объединённые котельные и тепловые сети" осуществляет теплоснабжение потребителей через тепловые сети ООО "Теплосетевая компания".
Служба по тарифам установила разные льготные тарифы для потребителей МУП "Объединённые котельные и тепловые сети": с учётом передачи тепловой энергии по тепловым сетям ООО "Теплосетевая компания" для жителей двенадцати домов и с учётом передачи тепловой энергии по тепловым сетям ООО "Теплосетевая компания" для жителей других домов.
Вместе с тем какого-либо обоснования осуществления органом регулирования дифференциации тарифов в соответствии с пунктом 23 Основ ценообразования в материалы дела не представлено.
В экспертном заключении Службы по тарифам не указаны причины выделения конкретной группы потребителей, которая получает тепловую энергию через сети транспортирующей организации на тех же условиях, что и остальные жители, не проживающие по упомянутым адресам, но оплачивающие соответствующий тариф в более высоком размере.
Ссылка суда первой инстанции на технические особенности системы теплоснабжения с учётом передачи тепловой энергии по тепловым сетям ООО "Теплосетевая компания", следствием которых явилась разница в тарифах, не подтверждается материалами дела, в том числе и схемой тепловой сети и линии ГВС от котельной N 15.
Пояснения представителей органа регулирования в суде первой инстанции документально не обоснованы и при этом не опровергают доводов заявителя о неправомерной дифференциации тарифов.
В силу части 1 статьи 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
На основании изложенного установленные тарифы на тепловую энергию нельзя признать законными и экономически обоснованными.
Поскольку указанные тарифы действуют с 1 января 2014 г., пункт 1 приложения N 2 к постановлению N 575-т/10 в части установления тарифов с учётом передачи тепловой энергии по тепловым сетям ООО "Теплосетевая компания" для потребителей, расположенных в г. Кинешме по ул. Декабристов, дом 4; ул. Гагарина, дома 3а, 6, 9; ул. Воеводы Боборыкина, дома 8, 18, 30, 63; ул. Ванцетти, дома 36, 38, 40; ул. Наволокской, дом 16, пункт 2 приложения N 2 к данному постановлению подлежат признанию не действующими с указанной даты.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене с вынесением по делу нового судебного акта.
Руководствуясь статьями 253, 327, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Ивановского областного суда от 10 ноября 2014 г. отменить, апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Строитель" г. Кинешмы удовлетворить.
Признать не действующими с 1 января 2014 г. пункт 1 приложения N 2 к постановлению Региональной службы по тарифам Ивановской области от 26 ноября 2013 г. N 575-т/10 "О тарифах на тепловую энергию для потребителей МУП г. Кинешмы "Объединённые котельные и тепловые сети" в части установления тарифов с учётом передачи тепловой энергии по тепловым сетям ООО "Теплосетевая компания" для потребителей, расположенных в г. Кинешме по ул. Декабристов, дом 4; ул. Гагарина, дома 3а, 6, 9; ул. Воеводы Боборыкина, дома 8, 18, 30, 63; ул. Ванцетти, дома 36, 38, 40; ул. Наволокской, дом 16, а также пункт 2 приложения N 2 к данному постановлению.
Председательствующий |
Меркулов В.П. |
Судьи |
Александров В.Н. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 марта 2015 г. N 7-АПГ15-3
Текст определения официально опубликован не был