1. Настоящие Рекомендации разработаны в интересах реализации пунктов 11, 19, 22, 38 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 N 138 (далее - Федеральные правила), с целью совершенствования структуры воздушного пространства Российской Федерации, повышения уровня безопасности и эффективности его использования над территорией Российской Федерации, а также за ее пределами, где ответственность за организацию воздушного движения возложена на Российскую Федерацию.
2. Предложения по установлению (изменению) границ элементов структуры воздушного пространства и границ классов воздушного пространства Российской Федерации (далее - предложения) рекомендуется разрабатывать пользователям воздушного пространства, центрам Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (далее - Единая система), а также заинтересованным юридическим лицам.
3. Предложения направляются с обоснованием необходимости установления (изменения) границ элементов структуры воздушного пространства и границ классов воздушного пространства, содержащим в соответствующих случаях следующую информацию:
а) о необходимости установления потребного объема воздушного пространства, а также соответствующие расчеты (навигационные, инженерные, экономические), обуславливающие установление такого объема воздушного пространства в представленных горизонтальных и вертикальных границах;
б) о необходимости изменения класса воздушного пространства;
в) о создании новых или изменении существующих элементов структуры воздушного пространства, а также изменении направлений самолетопотоков, интенсивности воздушного движения и эшелонов (высот) полета воздушных судов;
г) об установлении новых технических средств навигации, связи и обслуживания воздушного движения;
д) о создании новых или упразднении существующих органов обслуживания воздушного движения (управления полетами);
е) об обеспечении безопасности полетов в связи с планируемой реорганизацией структуры воздушного пространства, внедрением новых систем оборудования или средств, а также в связи с введением новых или измененных правил обслуживания воздушного движения;
ж) об экономической целесообразности;
з) о снижении уровня авиационных шумов и эмиссии авиационных двигателей;
и) о рекомендациях комиссий по расследованию авиационных происшествий, инцидентов и нарушений порядка использования воздушного пространства Российской Федерации.
4. Предложения направляются:
а) в центральный аппарат Федерального агентства воздушного транспорта при установлении (изменении) границ запретных зон (устанавливаемых в интересах федеральных органов исполнительной власти);
б) в соответствующие территориальные органы Федерального агентства воздушного транспорта, осуществляющие функции в сфере организации использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства (далее - территориальные органы Росавиации) при установлении (изменении) границ:
запретных зон (устанавливаемых в интересах организаций);
постоянных опасных зон;
зон ограничения полетов;
районов аэродромов (аэроузлов, вертодромов);
классов воздушного пространства в районах аэродромов, аэроузлов, вертодромов;
в) в Федеральное государственное унитарное предприятие "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" (далее - ФГУП "Госкорпорация по ОрВД") при установлении (изменении):
маршрутов обслуживания воздушного движения в соответствии с пунктом 15 Федеральных правил (далее - маршруты ОВД);
границ зон и районов Единой системы;
границ классов воздушного пространства в зонах и районах Единой системы.
5. В предложениях указывается:
а) при установлении (изменении) границ запретных зон, зон ограничения полетов, постоянных опасных зон:
номер, наименование зоны;
границы воздушного пространства (в горизонтальной и в вертикальной плоскостях);
время работы;
ведомственная принадлежность (организация);
вид деятельности в соответствии с пунктами 29, 30, 34 Федеральных правил;
название, почтовые адреса, номера телефонов лиц (организаций), наделенных полномочиями по выдаче разрешений на использование воздушного пространства запретных зон, зон ограничения полетов;
название, почтовые адреса, номера телефонов лиц (организаций), в интересах которых установлены постоянные опасные зоны;
частоты радиосвязи авиационного диапазона, установленные в зоне (в случае применения), позывные;
б) при установлении (изменении) границ районов аэродромов (аэроузлов, вертодромов):
район аэродрома (аэроузла, аэродрома);
границы (в горизонтальной и вертикальной плоскостях);
наименование аэродрома (аэроузла, вертодрома);
принадлежность;
в) при установлении (изменении) воздушных трасс:
обозначение воздушной трассы (при внесении изменений в существующие участки воздушной трассы);
название (при наличии) и географические координаты основных точек воздушной трассы;
магнитные путевые углы (град.) участков воздушной трассы;
ширину участков воздушной трассы (км);
протяженность участков воздушной трассы (км);
эшелоны полета на участках воздушной трассы;
направление крейсерских эшелонов (чет./нечет.) участков воздушной трассы;
условия использования участков воздушной трассы;
минимальные абсолютные высоты на участках воздушной трассы (в нижнем воздушном пространстве);
г) при установлении (изменении) маршрутов зональной навигации:
географические координаты основных точек маршрута;
тип требуемых навигационных характеристик маршрута зональной навигации;
обозначение станции опорного VOR/DME;
радиал (град.) и расстояние (км) до опорного VOR/DME;
превышение места установки антенны DME (м);
расстояние по большому кругу (км);
эшелоны полета на участках маршрута;
направление движения на эшелонах полета (западное/восточное);
д) при установлении (изменении) местных воздушных линий:
идентификатор местной воздушной линии;
признак, код, наименование, географические координаты точки местной воздушной линии;
магнитные путевые углы (град.) участков местной воздушной линии;
длина участка (км);
ширина участка (км);
направление движения;
абсолютная высота наивысшей точки рельефа (м);
истинная высота наивысшего препятствия (м);
абсолютная высота наивысшего препятствия (Нрел + Нпреп) (м);
район ОВД;
е) при исключении участков маршрута ОВД:
обозначение маршрута ОВД;
название и географические координаты (широта, долгота) точек исключаемого участка маршрута ОВД;
ж) при установлении (изменении) границ зон и районов Единой системы:
наименование зоны (района) Единой системы;
границы (в горизонтальной и вертикальной плоскостях);
наименование оперативного органа Единой системы, осуществляющего свои функции в зонах, районах;
з) при установлении границ классов воздушного пространства:
границы классов воздушного пространства (в горизонтальной и вертикальной плоскостях);
класс воздушного пространства;
наименование района, зоны.
6. При направлении предложений по установлению (изменению) границ элементов структуры воздушного пространства и классов воздушного пространства данные представляются в следующем виде:
а) горизонтальные границы:
географическая широта (первые две цифры - градусы, вторые две цифры - минуты, третьи две цифры - секунды, буква "с" - северная широта) в системе координат ПЗ-90.02;
географическая долгота (первые три цифры - градусы, вторые две цифры - минуты, третьи две цифры - секунды, буквы "в" и "з" - восточная и западная долгота соответственно) в системе координат ПЗ-90.02;
описание границ начинать с севера на юг по часовой стрелке;
при описании границ, допускается, использовать фразы: "далее по часовой стрелке радиусом...", "далее против часовой стрелки радиусом...", "далее по государственной границе...";
б) вертикальные границы:
в соответствующих случаях с указанием уровня отсчета высоты:
над средним уровнем моря (AMSL);
над уровнем земли (AGL);
эшелон.
7. Предложения по установлению (изменению) маршрутов ОВД, границ районов аэродромов (аэроузлов, вертодромов) направляются с картой структуры воздушного пространства в масштабе не мельче чем 1:2000000, границ зон и районов Единой системы - не мельче чем 1:4000000, с нанесением существующих и предлагаемых элементов структуры воздушного пространства.
8. Предложения направляются доступными средствами связи, в том числе по сети Интернет, в формализованном виде согласно приложению N 1 к настоящим Рекомендациям с препроводительным письмом, подписанным соответствующим должностным лицом.
9. Территориальные органы Росавиации согласовывают предложения:
с центрами Единой системы - при установлении (изменении) границ районов аэродромов, аэроузлов, вертодромов, границ запретных зон, зон ограничения полетов, границ постоянных опасных зон, а также границ классов воздушного пространства в районах аэродромов, аэроузлов, вертодромов;
со старшими авиационными начальниками аэродромов (вертодромов) государственной авиации - при установлении (изменении) границ запретных зон, зон ограничения полетов, постоянных опасных зон в районах аэродромов (вертодромов) государственной авиации;
со старшими авиационными начальниками аэродромов (вертодромов) экспериментальной авиации - при установлении (изменении) границ запретных зон, зон ограничения полетов, постоянных опасных зон в районах аэродромов (вертодромов) экспериментальной авиации;
со старшими авиационными начальниками аэродромов (вертодромов) гражданской авиации - при установлении (изменении) границ запретных зон, зон ограничения полетов, постоянных опасных зон в районах аэродромов (вертодромов) гражданской авиации;
со старшими авиационными начальниками аэроузлов - при установлении (изменении) границ районов аэродромов, вертодромов, входящих в аэроузел, границ запретных зон, зон ограничения полетов, границ постоянных опасных зон в районе аэроузла, а также при установлении (изменении) границ классов воздушного пространства в районах аэродромов, вертодромов, входящих в аэроузел.
10. В случае, если горизонтальные границы запретной зоны, зоны ограничения полетов, постоянной опасной зоны, района аэродрома (аэроузла, вертодрома) располагаются в зоне ответственности двух и более территориальных органов Росавиации, территориальный орган Росавиации, получивший предложения по установлению (изменению) границ указанных элементов структуры воздушного пространства, организует согласование со смежным территориальным органом Росавиации.
11. ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" (филиалы ФГУП "Госкорпорация по ОрВД") согласовывает предложения с соответствующими территориальными органами Росавиации, а также:
со старшими авиационными начальниками аэродромов (вертодромов) государственной авиации - при установлении маршрутов ОВД, которые проходят через районы аэродромов (вертодромов) государственной авиации;
со старшими авиационными начальниками аэродромов (вертодромов) экспериментальной авиации - при установлении маршрутов ОВД, которые проходят через районы аэродромов (вертодромов) экспериментальной авиации;
со старшими авиационными начальниками - при установлении маршрутов ОВД, которые проходят через районы аэродромов (вертодромов) гражданской авиации;
с пользователями воздушного пространства (организациями), в интересах которых установлены запретные зоны и зоны ограничения полетов - при установлении маршрутов ОВД, которые проходят через названные зоны.
12. Не требуют согласования:
предложения по вопросам исключения участков маршрутов ОВД, уменьшения ширины маршрутов ОВД, уменьшения диапазона эшелонов полета в пределах установленного диапазона эшелонов на маршрутах ОВД, если они представлены органами ЕС ОрВД;
предложения по упразднению элементов структуры воздушного пространства, либо уменьшению потребных объемов воздушного пространства указанных элементов, если они представлены федеральными органами исполнительной власти, пользователями воздушного пространства (организациями), в интересах которых установлены;
предложения по установлению маршрутов ОВД над открытым морем.
13. Предложения, поступившие в территориальные органы Росавиации и ФГУП "Госкорпорация по ОрВД", рассматриваются в срок, не превышающий 30 суток, а при повторном представлении - в срок, не превышающий 15 суток.
Предложения, направленные на согласование в случаях, предусмотренных пунктами 9-11 настоящих Рекомендаций, рассматриваются в срок, не превышающий 7 суток.
14. На основании поступивших предложений территориальные органы Росавиации, ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" готовят в двух экземплярах представления по установлению (изменению) границ элементов структуры воздушного пространства и границ классов воздушного пространства Российской Федерации (далее - представления) и направляют указанные представления в Федеральное агентство воздушного транспорта в формализованном виде согласно приложению N 2 к настоящим Рекомендациям на печатных и электронных носителях.
Для оперативности установления (изменения) границ элементов структуры воздушного пространства и границ классов воздушного пространства представления рекомендуется направлять по сети Интернет.
15. Представление должно содержать:
а) предложения по установлению (изменению) границ элементов структуры воздушного пространства и границ классов воздушного пространства Российской Федерации, подготовленные территориальным органом Росавиации или ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" на основании предложений пользователей воздушного пространства, центров Единой системы, юридических лиц, направленные согласно пунктам 4 настоящих Рекомендаций;
б) обоснование предложений согласно пункту 3 настоящих Рекомендаций;
в) карту структуры воздушного пространства в соответствии с пунктом 7 настоящих Рекомендаций;
г) контактную информацию организации (пользователя воздушного пространства), направляющей предложения (название, почтовый адрес, телефоны);
д) лист согласования предложений.
16. Представления в соответствующих случаях утверждаются начальниками территориальных органов Росавиации или генеральным директором (заместителем генерального директора) ФГУП "Госкорпорация по ОрВД". Утвержденные представления, а также результаты согласований предложений заверяются печатями.
17. Предложения и представления рассматриваются с учетом деятельности пользователей воздушного пространства (организаций), в интересах которых установлена существующая структура и классификация воздушного пространства.
18. В рассмотрении предложений и представлений может быть отказано по следующим причинам:
а) предложения направлены с нарушением требований пунктов 3-7 настоящих Рекомендаций;
б) представления направлены с нарушением требования пункта 15 настоящих Рекомендаций;
в) в представлениях отсутствуют согласования территориальных органов Росавиации, центров Единой системы, пользователей воздушного пространства (организаций), на деятельность которых влияет реализация указанных представлений;
г) при наличии в предложениях необоснованного объема воздушного пространства, потребного для установления соответствующего элемента структуры воздушного пространства.
19. Предложения и представления, направленные с нарушением настоящих Рекомендаций, возвращаются на доработку заявителям с указанием причин.
20. Федеральное агентство воздушного транспорта:
на основании предложений, предусмотренных подпунктом "а" пункта 4 настоящих Рекомендаций, а также представлений готовит предложения по внесению изменений в нормативные правовые акты Минтранса России, устанавливающие структуру и классификацию воздушного пространства Российской Федерации;
на основании принятых Минтрансом России нормативных правовых актов, устанавливающих структуру и классификацию воздушного пространства, направляет в ФГУП "ЦАИ" соответствующие поправки в документы аэронавигационной информации для опубликования с учетом сроков AIRAC.
21. Территориальные органы Росавиации:
ежегодно проводят анализ использования воздушного пространства запретных зон, зон ограничения полетов и постоянных опасных зон (далее - анализ использования зон) пользователями воздушного пространства, организациями, в интересах которых установлены названные зоны;
представляют не позднее декабря текущего года в Федеральное агентство воздушного транспорта информацию о результатах анализа использования зон.
22. Федеральное агентство воздушного транспорта на основании анализа использования зон готовит и представляет в Минтранс России соответствующие предложения по оптимизации (упразднению) границ запретных зон, зон ограничения полетов и постоянных опасных зон.
23. Схема представления предложений по установлению (изменению) границ элементов структуры воздушного пространства и границ классов воздушного пространства Российской Федерации приведена в настоящих Рекомендациях согласно приложению N 3.
Заместитель руководителя Росавиации |
А.В. Ведерников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рекомендации по подготовке и представлению предложений по установлению (изменению) границ элементов структуры воздушного пространства и границ классов воздушного пространства Российской Федерации (утв. Федеральным агентством воздушного транспорта 2 мая 2012 г.)
Текст рекомендаций официально опубликован не был