Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава I. Социально-правовой мониторинг развития правозащитной ситуации в России
Права человека - это не только статьи Конституции Российской Федерации, юридические и морально-этические нормы. Отношение к правам и свободам человека является важнейшим показателем духовно-нравственного, культурного, общественно-политического и социально-экономического здоровья страны в целом.
Соответственно, необходим всесторонний и непредвзятый анализ всех аспектов защиты и восстановления прав человека, чтобы осуществлять адекватную современным вызовам политику в этой чувствительной сфере.
1.1 Общество. Ситуация с правами человека в общественном восприятии
Проанализировав данные Фонда "Общественное мнение"*(3), Левада-Центра*(4) и Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова*(5), полученные в ходе исследований и серии опросов, можно утверждать, что большинство жителей России имеют вполне адекватное представление о понятии "права человека" и его составляющих, при этом основной акцент делается на сочетании "правовое государство и социальные гарантии". То есть граждане в первую очередь ждут от государственной власти следования нормам права и выполнения социальных обязательств.
77% от числа опрошенных четко сформулировали свое определение понятия "права человека". Характерно, что в ответах респондентов прослеживается запрос на удовлетворение не только материальных потребностей, но и на реализацию нравственных ценностей, в том числе запрос на уважение государства и его должностных лиц следующих прав и свобод человека и гражданина (с примерами реальных ответов граждан):
свобода слова, взглядов, мнений ("свобода слова, в основном свобода распоряжаться, отстаивать свое мнение, мировоззрение");
право на свободу ("независимость человека");
право на защиту со стороны государства ("возможность чувствовать себя защищенным государством");
равенство всех перед законом ("когда их все соблюдают, вне зависимости от положения");
право на социальную защиту, социальное обеспечение ("пенсию дают - вот права человека; в старину не было");
исполнение закона, жизнь по закону ("когда по закону исполняется и все делается");
свобода труда ("чтобы человек мог выбирать, где ему работать");
право на жизнь ("мое право на жизнь");
право на бесплатную медицинскую помощь (ностальгия: "когда приходишь в больницу, и с тебя не требуют ни денег, ни лекарств");
право на бесплатное образование ("бесплатное обучение");
право голоса ("свобода выбора на голосовании");
соблюдение норм нравственности ("жить по совести");
право на отдых ("право на заслуженный отдых");
право на самореализацию ("чтобы человек добился, чего хочет, чтобы ему помогли в этом").
Результаты данного исследования в ряде случаев ломают сложившиеся стереотипы о том, что "права человека" для граждан России - это "пустой звук", некий декоративный элемент в системе государственного управления.
Какие права российские граждане считают самыми важными в их жизни?
Когда россиянам задается открытый вопрос, что они понимают под словосочетанием "права человека", то большинство ответов касается в основном так называемых "прав первого поколения" - гражданских и политических прав и свобод в их классическом понимании: от права на жизнь и личную безопасность до свободы слова и права избирать и быть избранным. Их осуществление в большей степени зависит от демократичности государства, чем от его ресурсов и уровня социально-экономического развития страны, предполагая, по существу, отсутствие принуждения и ограничений по отношению к личности. Что касается обеспечения социально-экономических прав, именуемых "правами второго поколения", то это в большей степени требует наличия у государства достаточных материальных и финансовых ресурсов.
На основе проведенных исследований можно утверждать, что для большинства жителей России приоритетны так называемые права "второго поколения", являющиеся, по сути, правами на жизнь достойного уровня, который подразумевает определенные социально-экономические стандарты*(6). Подобное соотношение приоритетов имеет место во всех социально-демографических группах опрашиваемых, независимо от возраста, образования, места проживания или уровня дохода. При этом прослеживается четкая тенденция: чем моложе респонденты и чем крупнее населенный пункт, в котором они проживают, тем большую актуальность имеют для них базовые права "первого поколения".
Эти свободы сравнительно более значимы для москвичей, молодых людей с высшим образованием, волонтеров и активистов общественных организаций. Ожидания, связанные с политическим и гражданским участием, имеют место главным образом в наиболее обеспеченных и образованных слоях населения. Личные права и свободы значимы в основном для людей, обладающих достаточными ресурсами для реализации профессиональных и жизненных стратегий успеха*(7). Молодежь до 30 лет больше, чем других, волнует бесплатное образование и личные свободы (свобода передвижения и выбора места проживания, личная свобода и неприкосновенность, право на свободу слова). Люди в расцвете трудоспособного возраста (31-45 лет) в большей степени озабочены реализацией права на труд и его справедливую оплату, а люди старше 60 - правом на социальное обеспечение*(8).
Отдельно можно выделить, с точки зрения вовлеченности в политическую активность, группу граждан с неоконченным высшим образованием. В этой категории отмечается самая большая доля респондентов, состоящих в политических партиях (11%), агитировавших когда-либо в поддержку или против законодательных инициатив (11%), а также весомая доля тех, кому доводилось выступать в роли наблюдателей на выборах (17%)".
При этом следует отметить, что демократические ценности важны для 62% участников опроса, а под самой демократией 43% респондентов понимают "гласность, свободу слова и мнений", "свободу выбора" и "соблюдение прав человека"; 12% полагают, что демократия - это "участие народа в управлении страной".
Право на бесплатную медицинскую помощь остается самым приоритетным для всех возрастных групп, а также для всех групп по уровню образования и доходов: 66%-70% респондентов считают его наиболее значимым.
63% участников социологического опроса, проведенного Левада-Центром в ноябре 2014 года, убеждены, что укрупнение больниц и сокращение медицинских работников не решит проблемы здравоохранения. Еще 20% опрошенных остались в неведении относительно реформ и их возможных последствий. И только 17% граждан надеялись на положительные изменения*(9, 10).
Право на труд выделяют люди активных возрастов и жители крупных городов (за исключением Москвы, где реализовать это право легче из-за более развитого рынка труда).
Среди наиболее часто нарушаемых прав, по итогам исследований Фонда "Общественное Мнение", - свобода труда и его справедливая оплата. В этом убеждены 37% от числа тех, кто утверждает, что их права нарушались, или 9% от всех опрошенных.
Независимо от принадлежности к той или иной социально-демографической группе, одним из наиболее значимых факторов является трудоустройство: несмотря на довольно низкий и устойчивый на протяжении длительного времени уровень безработицы, 65% респондентов опасаются потерять работу по независящим от них причинам.
Данные исследования подтверждают также наличие в нашей стране многочисленной группы "работающих бедных".
47% опрошенных граждан сказали, что им хватает заработанных денег только на еду, а вот покупка одежды уже составляет большую проблему*(11). Проблему "работающих бедных" давно обсуждают эксперты. Рядовые граждане тоже считают ненормальной ситуацию, когда работающий человек не может содержать себя и семью. Ее негативные последствия для страны в целом - это, в первую очередь, депрофессионализация, отказ от квалифицированного труда в пользу неквалифицированного, но выше оплачиваемого. В частности, фиксируется массовый переход молодых квалифицированных работников из производственной сферы в сферу услуг, где можно получать большие деньги за менее квалифицированную работу. Низкая оплата труда профессионалов часто сосуществует с острейшим дефицитом работников этой же сферы, что и является причиной дефицита. Проблема "работающих бедных" - это проблема отсутствия реальных реформ в производственной сфере.
Право на образование также занимает высокую позицию в рейтинге наиболее значимых конституционных прав в понимании российских граждан*(12). Образование является для россиян одной из важнейших ценностей и главным социальным лифтом. Доступное качественное образование и возможность реализовать себя - два взаимосвязанных обстоятельства, имеющих прямое отношение к социальной политике государства. Вместе с тем социологи фиксируют негативную тенденцию сокращения доли молодежи до 30 лет, имеющей профессиональное образование. Специалисты из Института социологии РАН отмечают в своем аналитическом докладе, что эта проблема актуальна, в первую очередь, для жителей сел и поселков городского типа. Причина - низкий уровень доходов, не позволяющий оплачивать проезд, жилье и питание в период учебы. Выход они видят в возвращении практики целевых наборов с условием возвращения к прежнему месту проживания.
Вопросы жилищных условий и безопасности являются актуальными примерно для 30% населения. Половину российских граждан беспокоит качество продуктов и воды*(13).
Все вышеперечисленные права чаще всего отмечаются и как наиболее часто нарушаемые. Но дело не только в количественных показателях: важно то, что нарушения в указанных сферах переживаются наиболее остро, поскольку противоречат базовым представлениям о справедливом устройстве общества. Мнения о том, соблюдаются ли сейчас права человека в России, разделились почти поровну.
Итак, 45% опрошенных полагают, что за последние годы ситуация с правами человека улучшилась, 33% - не изменилась, и только 14% отмечают ухудшения.
Вышеприведенные данные опросов выявляют существенное различие в оценках ситуации с правами человека в России в 2014 году между общественным мнением россиян и позицией правозащитных организаций.
Как часто нарушаются права человека в понимании россиян?
По данным массового опроса, 65% россиян отмечают, что в последние два года не сталкивались с нарушением прав применительно к себе и членам своей семьи. Треть (33%) опрошенных граждан уверенно сказали, что такие случаи имеют место. Именно они чаще негативно оценивают ситуацию с правами человека в России в целом. Вместе с тем даже в этой группе позитивные перемены отмечаются примерно вдвое чаще, чем негативные*(14).
В небольших населенных пунктах о конкретных случаях нарушения прав говорят реже.
При этом крупнейший мегаполис Москва, будучи, казалось бы, самым политизированным и самым осведомленным в правовом отношении городом России, тем не менее показывает такую же "среднюю температуру по больнице", как и малые поселения.
Более того, именно в городах-миллионниках, где треть населения говорит о случаях нарушения прав по отношению к себе или к своим близким, наблюдается в то же самое время максимальная толерантность к возможным действиям власти по частичному ограничению прав человека, и этот показатель в определенной степени также ломает устоявшиеся стереотипы.
40% опрошенных, которые не допускают ограничение прав ни при каких обстоятельствах, это чаще всего люди в возрасте 18-30 лет (46%); живущие в малых городах и поселках городского типа (55%), имеющие среднее образование и ниже (49%). Такой ответ чаще дают "обыватели" (46%), то есть люди, не участвующие в общественной жизни ни в какой форме.
Остальные (36%) допускают то или иное условие ограничения прав. Несколько чаще других в качестве такого условия фигурирует "обеспечение мира" и "стабильности" (19%). Недаром разницы в распределении по возрасту и по доходу в этом пункте не оказалось. Можно сказать, что "мир" и "стабильность" - это те ценности, по поводу которых есть консенсус в обществе: они неизменны для всех россиян и транслируются из поколения в поколение. По совокупности признаков, людей, которые выбирают "мир и стабильность" в качестве условий, допускающих ограничение прав, можно назвать "провинциальной интеллигенцией". Это чаще всего люди среднего возраста с высшим образованием (34%); жители городов с численностью населения 1 миллион и более (30%) и средних городов с населением от 50 до 250 тысяч (26%).
Государственную (национальную) безопасность считают достаточным основанием для частичного ограничения прав и свобод 17% респондентов. Среди них люди с высшим образованием (23%), сравнительно более состоятельные (с доходом более 20 тысяч руб. - 24%), жители городов-миллионников (25%) и крупных городов (с населением от 250 тысяч до 1 миллиона- 23%).
Россиян, полагающих, что можно ограничивать права и свободы, если они входят в противоречие с правами других людей, - 15%. Это тоже чаще, чем в среднем, люди с высшим образованием (20%), сравнительно более состоятельные (с доходом более 20 тысяч рублей - 20%); жители крупных городов и городов-миллионников (по 21%), высокоресурсные работники (24%).
В то же время можно предположить, что санкции и ощущение усиливающейся внешней угрозы для страны вследствие ухудшения отношений с Западом, отразились в виде изменения динамики соотношения "порядок в государстве/права человека".
Умение и готовность россиян отстаивать свои права
Согласно опросам, в случае нарушения своих прав б2%34 россиян готовы предпринимать какие либо действия, чтобы решить возникшую проблему, но при этом до 67% респондентов отказываются верить в готовность других россиян отстаивать свои права. Более того, 67% всех опрошенных уверены, что большинство людей в нашей стране не знают своих прав, 74% уверены, что люди не умеют их отстаивать.
В результате исследования выявляется ряд противоречий между личной готовностью защищать свои права и представлением о готовности к этому со стороны других сограждан, т. е. о своей готовности и способности защищать права опрашиваемые более высокого мнения, чем о потенциале своих сограждан в этой сфере.
При этом разрыв между гипотетической готовностью отстаивать свои права и фактическими действиями существенен: опыт защиты собственных прав имеют только 26% участников опроса*(15).
На кого рассчитывают российские граждане в защите своих прав?
Неверие в то, что кто-либо способен защитить их права, в первую очередь присуще социально уязвимым гражданам, т. е. именно тем, кто наиболее нуждается в помощи. Также общественность склонна возлагать обязанности правозащитников в большей степени на государственные, а не на общественные организации, при этом больше доверяя исполнительной, чем законодательной власти.
Так, первые четыре строчки списка защиты прав со стороны государства, по мнению населения, занимают Президент Российской Федерации, прокуратура, Конституционный Суд Российской Федерации и полиция*(16).
Но в то же время 33% считают бессмысленным вообще куда-либо обращаться, а 14% не верят абсолютно никому. Такие субъективно-депрессивные ощущения входят в противоречие с общими вполне позитивными оценками о соблюдении прав человека в стране в целом. И объяснение этому кроется в повседневной практике: желая ощущать себя гражданами большой и достойной страны, в решении своих проблем люди по-прежнему сталкиваются с волокитой, неизбывным бюрократизмом и невозможностью получить то, что им и так полагается по закону.
40% граждан, испытывая на себе допущенную несправедливость, никуда не обращаются за защитой своих прав, хотя примерно 60% из тех, кто обращался за помощью в различные инстанции (органы законодательной и исполнительной власти, правоохранительные органы, правозащитные организации), утверждают, что их проблема была решена полностью или частично*(17).
Следовательно, значительная часть жителей страны находится в условиях острого институционального дефицита: на действенный отклик государственных служб граждане не сильно рассчитывают, а общественные институты им мало известны или недостаточно сильны для эффективного разрешения проблем. В целом, диагностируется довольно тревожное состояние общественного мнения, при котором четверть граждан чувствуют себя незащищенными, основные обязанности по защите прав возлагаются на главу государства, исполнительную власть и судебную систему, а в отношении традиционных для демократий форм гражданского участия проявляется нигилизм.
Линии социальной напряженности
Социальная напряженность - это эмоциональное состояние общества или отдельных групп людей, характеризующееся недоверием, страхом, настороженностью, агрессивностью и т. д. Она возникает в результате разрыва между потребностями людей (в широком смысле) и их удовлетворенностью и может вести к возникновению конфликтов. Изучение социальной напряженности важно, прежде всего, в контексте вопроса о правах человека, так как несоблюдение данных прав является одним из главных факторов ее возникновения. Судя по опросам и материалам исследований, социальная напряженность в России чаще возникает из-за противоречий социально-экономического характера (разница в доходах и материальном обеспечении), чем из-за культурных, религиозных или национальных различий. Очевидно, что различия социально-экономического характера представляются гражданам гораздо более существенными, чем противоречия, связанные с поколенческим разрывом ("молодежь и взрослые" - 15%) или национально-культурной спецификой. Только 12% опрошенных полагают, что в обществе существует конфликт между людьми разных национальностей, и всего лишь 5% видят проблему в отношениях между людьми разного вероисповедания.
Противоречия между богатыми и бедными, работниками и работодателями чаще видят безработные и не собирающиеся искать работу. Можно заключить, что жители страны наиболее чувствительны к конфликтам и противоречиям, возникающим в сферах экономических и политических отношений; проблема сосуществования разных культур гораздо реже привлекает внимание граждан, при этом в основе данной проблематики россияне склонны видеть скорее национальный, чем конфессиональный фактор.
Но самой наглядной иллюстрацией неблагополучия, равнодушия и неэффективности государственно-бюрократической системы является недопустимо высокий уровень противоречия между чиновниками всех уровней и населением в целом - так полагают 34% жителей страны.
"Право человека на участие в управлении делами государства"
Принятие значимых решений без учета мнения населения приводит к тому, что население с недоверием относится к своей возможности повлиять на решения органов власти: 26% граждан, согласно социологическим опросам, убеждены, что это в принципе невозможно.
В целом, социологические измерения градуса социального оптимизма показывают, что, несмотря на все проблемы и сложности ушедшего года, участники опроса в подавляющем большинстве гордятся своей страной. Вопреки упрекам извне в "свертывании демократии", они чувствуют себя здесь свободными людьми (69%*(18)), а 64%*(19) респондентов считают, что Россия лучше большинства других государств.
Важно также отметить, что, несмотря на санкции и рост антизападных настроений, 60% респондентов отмечают стремление продолжать сотрудничество с западными странами.
За минувшее пятнадцатилетие экономический рост позволил достичь в России более высокого, чем когда-либо ранее, уровня материального благополучия. Ныне, с учетом неблагоприятных "санкционных" и иных факторов в экономике, социальная стабильность и "психологическая устойчивость" общества будет зависеть уже не только и не столько от объективных факторов, сколько от субъективного ощущения как материального так и еще в большей степени морального благополучия, социальной справедливости и готовности власти преодолевать все сложности нынешнего периода вместе с народом - на основе честного, прямого диалога и принципов взаимной ответственности; с реально действующей обратной связью и с учетом общественного мнения.
1.2 Правозащитники. Ситуация с правами человека в оценках негосударственных правозащитников
Уполномоченный в своих оценках и выводах опирается на достоверные, подтвержденные факты, но, в то же время, если сигналы о неблагополучии по одному и тому же вопросу поступают от различных общественных организаций и правозащитников, то с высокой долей вероятности можно предположить, что в данном случае действительно есть проблема, иногда трудно доказуемая, не признаваемая, скрытая от посторонних глаз - и именно поэтому требующая пристального внимания.
Далеко не всегда соглашаясь с представляемыми правозащитниками данными, оценками, выводами и предложениями, Уполномоченный в то же время полагает необходимым представить часть из них на страницах доклада, соотнеся с тем, как само общество смотрит на права человека, а также непосредственно с позицией Уполномоченного.
В 2014 году правозащитники неоднократно инициировали резонансные кампании против применения насилия, унижения достоинства со стороны некоторых сотрудников правоохранительных органов. В частности, в "Барометре реформы полиции"*(20), сформированном, по утверждению правозащитников, на основе опросов населения, делается вывод, что правоохранительные органы по ряду направлений остаются закрытыми и малоэффективными, в ряде случаев, а вместо защиты от произвола сами представляют для населения подобную угрозу. Ряд правозащитных организаций утверждает, что продолжают иметь место случаи незаконного возбуждения уголовных дел и вынесения обвинительных приговоров по спровоцированным преступлениям.
Остается запутанным, по утверждению правозащитников, тяжелейший клубок острых проблем в системе исполнения наказаний, соблюдения прав заключенных.
В частности, Председатель Общероссийского общественного движения "За права человека" отмечает факты насилия и пыток в уголовно-исполнительной системе. По его мнению, далеко не всегда происходит расследование случаев смерти в местах лишения свободы, имеют место попытки выдать возможные убийства за несчастные случаи.
Особое значение имеет деятельность общественных наблюдательных комиссий за соблюдением прав человека в местах принудительного содержания, которые сегодня созданы в 80 субъектах Российской Федерации. Правозащитники отмечают, что вопреки требованиям Федерального закона от 10.06.2008 N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания"*(21), члены ОНК нередко не могут попасть на территории ЗАТО, в Центры временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства.
По мнению Председателя Правления РОО "Независимый экспертно-правовой совет", "в уголовном судопроизводстве мы остались без права на защиту". Правозащитниками обращается внимание на ограниченный набор возможностей при попытках реализовать право на защиту в уголовном судопроизводстве, поскольку, по их мнению, зачастую происходит игнорирование доводов защиты и ходатайств адвокатов; распространена практика отказов в допуске защитников к уголовному процессу; наблюдается неравноправие сторон защиты и обвинения в уголовном процессе. Фактически правозащитниками констатируется отсутствие реальной состязательности в ходе судебного процесса;
Не менее острой в докладах правозащитников остается и тема нарушения прав и свобод человека в отношении людей, употребляющих наркотики. По мнению правозащитных организаций, эти нарушения происходят из-за того, что используются репрессивные меры в качестве ответа на проблемы здравоохранения. Наиболее резонансным примером этого стала история долгой судебной тяжбы врача X., которая выписала наркотическое обезболивающее смертельно больному пациенту и попала под уголовное преследование по статье о распространении наркотиков. Справедливости ради необходимо отметить, что суд вынес в отношении нее оправдательный приговор. Тем не менее, проблема остается острой. Государство, по мнению правозащитников, не стремится вовлечь общество в ее решение.
Экспертами и правозащитниками в очередной раз отмечается ухудшение ситуации в области защиты прав граждан, страдающих психическими расстройствами. По мнению Президента Независимой психиатрической ассоциации России, нарушение прав психически больных людей невозможно отследить по причине отсутствия специальной независимой службы, предусмотренной законом "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании".
По мнению правозащитников, необходимы действенные механизмы предотвращения злоупотреблений в психиатрии в немедицинских целях для разрешения имущественных споров, в целях квартирного мошенничества, по политическим мотивам.
Разделяя мнение правозащитников по данному вопросу, Аппаратом Уполномоченного подготовлены и направлены в Правительство предложения по созданию специальной независимой службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 02.07.1992 N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании"*(22, 23).
Общественными экспертами в области избирательного права обращено внимание на случаи нарушения избирательных прав граждан в условиях досрочного голосования, в том числе на имевшие место факты принуждения граждан к голосованию. По мнению независимых экспертов, фильтры по сбору голосов муниципальных депутатов (уровень субъекта) и сбору избирателей (муниципальный уровень) создают дополнительные препятствия инициативным кандидатам "из народа" участвовать в выборах. Экспертами также обращается внимание на то, что статья Административного Кодекса Российской Федерации о нарушении прав наблюдателей*(24) практически не работает.
Правозащитники утверждают, что задержания участников публичных акций в течение 2014 года в ряде случаев носили массовый характер, а судебные рассмотрения данных дел имели формальный признак по причине отсутствия состязательности административного процесса.
Со своей стороны Уполномоченный полагает, что по каждому из фактов задержания лиц, участвовавших в публичных мероприятиях, необходимо объективное выяснение всех обстоятельств и обоснованности применения сотрудниками полиции профилактических и процессуальных мер. Соотношение требований по обеспечению общественного порядка и соблюдения личных прав граждан является предметом личного контроля Уполномоченного, осуществляемого в том числе посредством наблюдения за ходом публичных акций сотрудниками его Аппарата. Уполномоченный отмечает положительную динамику в отношении действий сотрудников полиции в соблюдении корректности непосредственно в ходе мероприятий, но в то же время сохраняются проблемы в части привлечения участников акций к административной ответственности, в связи с чем его позиция изложена в разделе доклада "Права человека на свободу собраний".
По мнению ряда правозащитников, бурные дискуссии вокруг ситуации, связанной с Украиной и вхождением Крыма в состав Российской Федерации, оказались сопряжены с недопустимыми противопоставлениями групп людей по признакам политических взглядов, проявлениями нетерпимости по отношению к инакомыслящим как с одной, так и с другой стороны. Уполномоченный, разделяя данную тревогу, полагает, что любые формы преследования человека за его мировоззренческую позицию, если только она не противоречит основам конституционного строя, национальной безопасности, не угрожает правам других людей, должны пресекаться государством.
В связи с этим стоит отметить значимость выступления Президента Российской Федерации на заседании Совета безопасности 20 ноября 2014 года, в котором он четко разделил задачи противодействия экстремизму и недопустимость борьбы с инакомыслием. Это должно послужить важным сигналом тем должностным лицам, которые пребывают в уверенности относительно тождественности этих понятий*(25, 26).
Рядом правозащитников неоднократно поднимался в СМИ вопрос о возможном участии российских военнослужащих в боевых действиях на территории Украины.
Первые публикации в СМИ о принуждении военнослужащих по призыву к заключению контрактов с целью дальнейшей их отправки на территорию Украины появились во второй половине 2014 года.
Так, 9 августа 2014 года интернет-издание "Газета.ru" опубликовало сведения, что на границе с Украиной погибли 9, а 11 августа - 2 военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации. Кроме того, в СМИ была распространена информация о задержании 10 российских военнослужащих на территории Украины в Донецкой области. В связи с этим 28 августа 2014 года Уполномоченным был направлен запрос Главному военному прокурору с просьбой осуществить меры прокурорского надзора в ходе соответствующих проверок. Как следует из ответа Главного военного прокурора от 22 сентября 2014 года, по изложенным в обращении сведениям были проведены соответствующие проверки. По их результатам органами военной прокуратуры усилен надзор за исполнением законов о правах и социальных гарантиях членам семей военнослужащих. Что касается задержания 10 военнослужащих, то они, согласно ответу Главного военного прокурора, осуществляя патрулирование местности около государственной границы, отклонились от маршрута, заблудились и были задержаны военнослужащими Вооруженных Сил Украины. 31 августа 2014 года военнослужащие были переданы российской стороне и возвращены в часть. Также в средствах массовой информации неоднократно, со ссылкой на представителей правозащитной организации "Солдатские матери Санкт-Петербурга" и ООД "За права человека", а также заявления ряда других организаций, появлялась информация о принуждении солдат срочной службы к подписанию контрактов о прохождении военной службы. Это также увязывалось с кризисом на юго-востоке Украины и возможной отправкой в данную зону боевых действий российских военнослужащих. Следует отметить, что непосредственно в Аппарат Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации подобные обращения в 2014 году не поступали. Однако, учитывая широкий общественный резонанс, Уполномоченным было принято решение обратиться к руководителям данных правозащитных организаций с просьбой предоставить факты, на основании которых были сделаны подобные заявления, для организации последующих проверок. Более того, по каждому из озвученных в прессе случаев были направлены соответствующие запросы как военным прокурорам военных округов, так и непосредственно Главному военному прокурору. Как следует из официальных ответов Уполномоченному, вышеизложенные сведения не нашли своего подтверждения. Дополнительно, в целях объективной оценки действий органов государственной власти, по письмам, поступившим от исполнительного директора ООД "За права человека" и председателя правозащитной организации "Солдатские матери Санкт-Петербурга", Аппаратом Уполномоченного была проведена собственная проверка. В ее ходе состоялись беседы по телефону сотрудников Аппарата Уполномоченного с родителями военнослужащих, указанных в письмах. Ни один из заявителей не подтвердил факта принуждения своих сыновей к подписанию контракта и тем более к участию в боевых действиях на территории Украины. Все заявители объяснили, что мотивом для таких обращений послужило отсутствие информации из воинских частей, и как следствие - тревога за сыновей. В целом, Уполномоченный полагает, что значительная доля вины за невнимательное отношение и несвоевременное информирование родственников военнослужащих лежит на Министерстве обороны Российской Федерации. На основе анализа сложившейся ситуации Уполномоченным направлено письмо Министру обороны Российской Федерации с соответствующими замечаниями и предложениями.
Одной из наиболее неоднозначно воспринимаемых общественным сознанием правозащитных проблем, на которые обращают внимание как международные, так и некоторые российские организации, является тема правового положения лиц с нетрадиционной сексуальной ориентацией (далее - ЛГБТ) в России.
В странах с развитой системой традиционных ценностей и демографической политикой, нацеленной на стимулирование рождаемости, развитие ЛГБТ-движения испытывает естественное сопротивление. Это нашло свое отражение в резолюции Совета по правам человека ООН от 2 сентября 2009 года "Поощрение прав человека и основных свобод путем более глубокого осмысления традиционных ценностей человечества".
В России запрещена дискриминация по признакам сексуальной ориентации и гендерной идентичности, как и любая другая дискриминация, а права ЛГБТ-граждан защищены существующими законодательными актами. Конституция Российской Федерации гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина. Уголовный кодекс Российской Федерации не предусматривает ответственность за гомосексуальные отношения. Тем не менее Российская Федерация регулярно становится объектом критики со стороны представителей правозащитного движения. Так, Московская Хельсинкская группа и Российская ЛГБТ-сеть утверждают, что принятый в 2013 году федеральный закон является дискриминационным. Отдельные случаи нарушения, по их мнению, прав ЛГБТ-активистов, приводятся в докладах международных неправительственных организаций "Amnesty International", "Human Rights Watch", а также Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге*(27).
По признанию Конституционного Суда Российской Федерации, критикуемые нормы и поправки в федеральные законы, которые действуют с 2014 года, не противоречат Конституции. Сами по себе они не содержат элементов правовой дискриминации и направлены исключительно на защиту детей от пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений. Они устанавливают обязанность органов государственной власти принимать меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию*(28).
В 2014 году, как и в предыдущие годы, жалоб на дискриминацию и нарушение конституционных прав граждан России по признаку сексуальной ориентации, к Уполномоченному не поступало, массовых нарушений прав граждан, относящих себя к сексуальным меньшинствам, в Российской Федерации не наблюдается. В то же время Уполномоченным разделяется позиция правозащитников о недопустимости травли, агрессивных и иных общественно неприемлемых действий, унижающих человеческое достоинство граждан, относящих себя к сексуальным меньшинствам.
Продолжало оставаться сложным, согласно выводам Фонда защиты гласности, положение российских журналистов и масс-медиа в 2014 году. К давно существующим проблемам прибавились новые, в виде законов, усложняющих деятельность представителей прессы. В частности, в УК возвращены и постоянно используются статьи о клевете, оскорблении представителя власти, расширено так называемое антиэкстремистское законодательство, расширена сфера компетенции Роскомнадзора, который стал обладать правом блокировать доступ к интернет-СМИ по признакам правонарушений, не дожидаясь судебного решения. Однако самой серьезной проблемой остается гибель журналистов.
Правозащитники указывают также на имеющее место непропорциональное, с их точки зрения, ограничение прав и свобод человека при борьбе с терроризмом и экстремистскими бандформированиями на Северном Кавказе.
В этой связи Уполномоченным также выражается особая озабоченность тем, чтобы при осуществлении антитеррористических операций не происходило массовых нарушений прав мирных жителей. Укрепление стандартов в области прав человека, а отнюдь не ослабление их, является на самом деле составной частью борьбы с терроризмом.
Что касается других случаев нарушения прав в регионах Северного Кавказа, то председатель региональной общественной благотворительной организации помощи беженцам и вынужденным переселенцам Комитета "Гражданское содействие" настаивает на необходимости формирования превентивных мер по недопущению в отношении женщин в Чеченской Республике так называемых "убийств чести".
Весной 2014 года после очередного обращения к Уполномоченному представителей общественных организаций о содействии в розыске лиц, похищенных в различных районах Чеченской Республики, и привлечении виновных лиц к уголовной ответственности, 23 апреля 2014 года было направлено обращение Председателю Следственного комитета Российской Федерации с просьбой принять необходимые организационные и процессуальные решения по обеспечению тщательного расследования указанных преступлений*(29). Согласно поступившему в июне ответу, Следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Чеченской Республике был раскрыт ряд преступлений по уголовным делам, ставшим предметом рассмотрения в Европейском Суде по правам человека, и установлены лица, причастные к их совершению. При этом все преступления раскрыты исключительно следственным путем. Наряду с этим остается еще большое количество проблем, требующих решения как со стороны представителей Следственного комитета России (по улучшению качества эффективности расследования преступлений указанной категории), так и стороны государства (по искоренению системной практики допускаемых нарушений расследования, несовместимых с положениями Конвенции о защите прав человека и основных свобод).
Ряд правозащитных организаций обращает внимание на вопросы компенсационных выплат за утраченные жилые помещения и имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике, постоянно проживающим на ее территории63. К Уполномоченному также продолжают поступать жалобы по данному поводу. Согласно информации правового департамента Администрации, Главы и Правительства Чеченской Республики, за период с 2003 по 2014 годы включительно выплаты компенсаций произведены по 85 151 заявлению граждан. Вместе с тем и сегодня остаются лица, обладающие правом на получение указанных компенсационных выплат, в отношении которых уже принято положительное решение о выплате, однако не реализовавшие его в силу определенных объективных причин.
С учетом поступивших жалоб Уполномоченным было направлено обращение прокурору Чеченской Республики с просьбой инициировать проверку целевого расходования бюджетных средств, пере численных Чеченской Республике для завершения компенсационных выплат за утраченное жилье и имущество, а также обстоятельств неполучения 17 468 гражданами положенных им компенсаций*(30). Согласно полученному ответу, выделенные из федерального бюджета средства израсходованы в полном объеме по целевому назначению. Расходы на дальнейшее осуществление выплат в федеральном бюджете Российской Федерации не предусмотрены. Кроме того, на основании указа Главы Чеченской Республики от 22.01.2014 N 10 в связи с приостановлением работы Комиссии по рассмотрению заявлений граждан о компенсационных выплатах за утраченное жилье и имущество, принято решение о ликвидации секретариата Комиссии*(31).
Установленная мера государственной поддержки не позволила решить существующую проблему жилищного обустройства граждан Чеченской Республики. Тревожный вопрос о получении компенсаций 17 468 гражданами остается неурегулированным.
Описанная недостаточная эффективность действующего механизма защиты указанной категории граждан и необходимость создания нового порядка оказания им мер государственной поддержки послужила поводом для обращения к Министру труда и социальной защиты Российской Федерации. К сожалению, мнение Уполномоченного поддержано не было*(32).
Председатель Совета директоров Правозащитного Центра "Мемориал" в который раз обращает внимание на то, что до настоящего времени не передано в суд так называемое "дело 58" в городе Нальчике Кабардино-Балкарской Республики. У правозащитников вызывает недоумение ситуация, когда на протяжении девяти лет обвиняемые в нападении на государственные учреждения 13 октября 2005 года, содержатся в СИЗО без вынесения приговора.
По данным Московского бюро по правам человека, в 2014 году обвинительными приговорами за "возбуждение ненависти" и "публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности" в 53 регионах страны завершилось 145 процессов против 148 человек. Из них 13 человек были осуждены условно, а 21 человек лишен свободы.
У общественных организаций, защищающих права потребителей, вызывают нарастающую тревогу вопросы продовольственной безопасности.
Так, проведенный Российским Институтом Потребительских Испытаний анализ результатов исследования качества и безопасности продуктов питания в ряде регионов России свидетельствует о высоком уровне опасной продукции и фальсификатов. По отдельным видам этот показатель составляет: творог -86%, молоко - 71%, некоторые виды импортных и отечественных овощей, включая овощные консервы - 50%, 67% и даже 100%. По мнению правозащитных организаций, одна из основных причин - недостаточная эффективность действующей системы государственного контроля на потребительском рынке.
Этот вывод подтверждается и данными различных независимых организаций, занимающихся те мой безопасности и качества пищевых продуктов. Согласно этим данным, в среднем, доля опасной продукции достигает 25%, а доля некачественной продукции и фальсификата - порядка 30-40%, причем по некоторым категориям доля фальсификата составляет 60-80%. При этом, по мнению организаций по защите прав потребителей, контролирующие органы нередко "трясут" бизнес далеко не в целях обеспечения безопасности и качества продукции, который этот бизнес производит или распространяет. Нуждается в изменении сам подход со стороны органов контроля к проведению проверок - это должна быть именно адресная проверка самого товара, а не всей торговой организации, состояния ее документации или соответствия помещения противопожарным нормативам. Именно на основе такого подхода целесообразно развивать сотрудничество органов контроля и надзора, владеющих широкой лабораторной базой и определенными полномочиями, с общественными и некоммерческими организациями, имеющими большой опыт работы в данной области.
В данном разделе представлена фрагментарно лишь часть ставящихся правозащитниками проблем, требующих постоянного взаимодействия между ними и государственными институтами, в поисках взаимоприемлемых решений, направленных на восстановление нарушенных прав жителей России. Этим целям должен послужить и формирующийся в настоящее время на основе широкого представительства Экспертный Совет при Уполномоченном.
1.3 Институт Уполномоченного в государственной системе обеспечения прав человека
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации"*(33), законодательством Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации.
Деятельность Уполномоченного в качестве особого конституционного института - независимого и неподотчетного каким-либо государственным органам и должностным лицам - дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, при этом не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод. Свобода и независимость Уполномоченного при принятии решений, невмешательство в его работу являются гарантией эффективной правозащитной деятельности, а также непременным условием объективности и беспристрастности принимаемых им решений.
Предоставленными правовыми средствами Уполномоченный способствует:
восстановлению нарушенных прав и свобод человека, то есть исправлению допущенной по отношению к человеку несправедливости;
совершенствованию законодательства о правах и свободах человека и гражданина и приведению
его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;
развитию международного сотрудничества в области прав человека;
правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.
В декабре 2014 года Бюро Международного Координационного Комитета национальных правозащитных институтов Совета по правам человека ООН подтвердило в отношении Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации высший аккредитационный статус "А" на период с 2014 по 2019 годы. Это свидетельствует о соответствии деятельности Уполномоченного Принципам, касающихся статуса национальных учреждений, занимающихся поощрением и защитой прав человека (Парижским принципам), утвержденных Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 20 декабря 1993 года N 48/134.
Принятые в последнее время федеральные законы значительно расширили направления деятельности Уполномоченного. Это относится, например, к сфере взаимодействия с общественными наблюдательными комиссиями (далее - ОНК), сформированными в целях содействия реализации государственной политики в области обеспечения прав человека в местах принудительного содержания.
Федеральный закон от 21.07.2014 N 212 ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" закрепил функцию по взаимодействию Уполномоченного с субъектами общественного контроля, в частности, право инициировать общественную проверку и общественную экспертизу.
Регламентация деятельности в этом новом направлении требует дальнейшего совершенствования правового регулирования, поскольку общественное мнение пока незначительно влияет на решения органов власти, в том числе в связи с отсутствием надлежащих условий для контроля со стороны общества за деятельностью субъектов правотворчества и правоприменения.
Масштабные изменения, которые продолжаются в судебной системе, также являются предметом повышенного внимания Уполномоченного. После преобразования Верховного Суда Российской Федерации в единый высший судебный орган по гражданским (в том числе по экономическим спорам), уголовным и административным делам, потребуется совершенствование процессуальных основ защиты конституционных прав и свобод. Важно, что 15 сентября 2015 года вступит в силу Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ*(34). В соответствии с ним Уполномоченный наделяется правом на обращение в суд с административным исковым заявлением (иском) в защиту прав и свобод, в том числе неограниченного круга лиц, а также лично или через своего представителя участвовать в процессе.
Совершенствование законодательства о правах человека
Одним из приоритетных направлений деятельности Уполномоченного, назначенного Государственной Думой 18 марта 2014 года*(35), является создание единой национальной системы независимой государственной защиты прав человека, базирующейся на принципах федеративного государственного устройства, в целях усиления гарантий их признания, соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
В процессе осуществления деятельности по восстановлению нарушенных прав граждан обнаруживаются некоторые трудности, вызванные в том числе недостаточной законодательной регламентацией правозащитной деятельности Уполномоченного.
К таким относилось, например, отсутствие у него права беседовать наедине с лицами, заключенными под стражу, в условиях, позволяющих представителям администрации мест принудительного содержания видеть беседующих, но не слышать их, которое предоставлялось членам общественных наблюдательных комиссий*(36), характерное также при посещении центров временного размещения лиц, ходатайствующих о признании, либо признанных беженцами, вынужденными переселенцами или получивших временное убежище на территории России. Это послужило основанием для обращения Уполномоченного к Президенту Российской Федерации с предложением о внесении в Государственную Думу законопроектов, позволяющих добиться большей независимости института уполномоченных и создать единые правовые условия работы государственных правозащитных органов, что в конечном итоге позволит более эффективно защищать права граждан.
Президент Российской Федерации поддержал предложения Уполномоченного, и на основании пункта "г" статьи 84 Конституции Российской Федерации данные законопроекты*(37) были внесены им в Государственную Думу*(38).
В целях расширения возможностей уполномоченных по защите прав человека, в частности, наделения их правом на получение сведений о зарегистрированных правах на недвижимое имущество, в Государственную Думу внесен предложенный Уполномоченным проект федерального закона*(39), предусматривающий обязанность органов, осуществляющих государственную регистрацию прав, бесплатно предоставлять по запросам Уполномоченного и уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации необходимую им информацию.
Подготовленные Уполномоченным проекты федерального конституционного закона "О внесении изменений в статью 29 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" и федерального закона "О внесении изменения в статью 333.36 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" направлены на сокращение бюрократических процедур в деятельности по восстановлению прав граждан и предполагают освобождение Уполномоченного от уплаты государственной пошлины при обращении в некоторые судебные инстанции. На момент подготовки Доклада Правительством Российской Федерации осуществляется сбор замечаний по законопроектам.
На встрече с Президентом Российской Федерации 17 ноября 2014 года в интересах защиты прав некоммерческих организаций (далее - НКО) Уполномоченным было предложено предусмотреть в действующем законодательстве процедуру исключения НКО из реестра "иностранных агентов". Президент Российской Федерации поддержал данное предложение, и в соответствии с его поручением, были подготовлены поправки в действующее законодательство*(40).
В целях реализации предписаний статьи 38 Закона Российской Федерации от 02.07.1992 N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" по инициативе Уполномоченного разработана концепция Федерального Закона "О Коллегиях защиты прав пациентов, находящихся в медицинских организациях, оказывающих психиатрическую помощь в стационарных условиях, и лиц, страдающих психическими расстройствами, находящихся в стационарных учреждениях социального обслуживания". Подготовленные на ее основе законопроекты направлены в Правительство Российской Федерации для дальнейшего обсуждения и принятия решения.
Несмотря на непродолжительный срок деятельности вновь назначенного Уполномоченного, на основе проведенного мониторинга подготовлен ряд проектов, направленных на совершенствование регулирования прав отдельных социальных групп граждан.
Подготовлен и направлен в Администрацию Президента Российской Федерации проект Федерального закона "О внесении изменений в статью 23.2 Федерального закона "О ветеранах", предусматривающий законодательное закрепление права членов семьи ветеранов использовать предоставленную, но не реализованную им в случае смерти денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения.
В ноябре 2014 года Президенту Российской Федерации представлен пакет документов, направленных на совершенствование институтов освобождения от наказания или смягчения наказания в порядке помилования и амнистии, имеющих особое значение в канун 70-летия Победы в Великой Отечественной войне.
5 декабря 2014 года Президент Российской Федерации одобрил инициативу Уполномоченного о совершенствовании системы медико-социальной экспертизы и создании благоприятных условий пребывания инвалидов в учреждениях уголовно-исполнительной системы и дал соответствующие поручения Правительству Российской Федерации по подготовке предложений. Решение было принято в ходе встречи с членами Совета при Президенте по развитию гражданского общества и правам человека, уполномоченными по правам человека, по правам ребенка и по защите прав предпринимателей.
В декабре 2014 года Уполномоченным предложен к обсуждению вопрос о целесообразности отказа от намеченного внесения изменений в Постановление Правительства Российской Федерации*(41), которым предусматривалось сокращение перечня территорий, подпадающих под действие Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (2252 населенных пункта) и, соответственно, мер социальной поддержки для граждан четырнадцати субъектов Российской Федерации. В результате обращения Уполномоченного, принятие упомянутого постановления было отложено.
Мониторинг законопроектной деятельности
Деятельность по совершенствованию законодательства осуществляется Уполномоченным также посредством правового анализа проектов федеральных законов, принятых Государственной Думой в первом чтении. В 2014 году в ответственные комитеты Государственной Думы направлено более десятка отзывов Уполномоченного, ряд правовых позиций которого учтены в законотворческой деятельности.
В сентябре 2014 года в Государственную Думу направлено обращение с предложением возобновить законодательные процедуры по внесенному еще в июне 2008 году законопроекту N 73983-5 "О внесении изменения в статью 72 Уголовного кодекса Российской Федерации", который предусматривает изменение порядка зачета времени содержания под стражей. Имеется в виду дифференцированный учет времени содержания под стражей при вынесении приговора и определении срока наказания, поскольку условия содержания под стражей зачастую более строги, чем условия отбывания уголовного наказания. Предложение Уполномоченного было поддержано Государственной Думой*(42).
В октябре 2014 года Уполномоченным направлено в Государственную Думу заключение по проекту федерального закона N 432308-6*(43), принятого в первом чтении. Предлагалось уточнить полномочия комиссий по делам несовершеннолетних, нереабилитирующие основания, декриминализацию деяний и возможности предоставления информации об имевшейся судимости или о характере преступления в отношении лиц, которым запрещено заниматься педагогической и иной приравненной к ней профессиональной деятельностью за совершение преступлений, представляющих угрозу для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних. К сожалению, в Федеральном законе от 31.12.2014 N 489 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" позиция Уполномоченного учтена не в полной мере. В дальнейшем предполагается продолжить работу по приведению законодательства в соответствие с правовыми позициями, сформулированными Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 18.07.2013 N 19-П "По делу о проверке конституционности пункта 13 части первой статьи 83, абзаца третьего части второй статьи 331 и статьи 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан В.К. Барабаш, А.Н. Бекасова и других и запросом Мурманской областной Думы".
Принят и вступил в силу Федеральный закон от 24.11.2014 N 357 ФЗ*(44), в котором нашли отражение замечания Уполномоченного, сформулированные в заключении на проект федерального закона N 5355676 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами по патентам и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации". В нем предусматривалось привлечение к трудовой деятельности по патентам иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы. Парламент прислушался к предложениям об установлении более гибких правил относительно сроков обращения за патентами и территории их действия, а также в части гарантий рассмотрения обращений, содержащих информацию о фактах возможных нарушений законодательства Российской Федерации о миграционном учете.
В ноябре 2014 года в Государственную Думу направлено заключение Уполномоченного на принятый в первом чтении проект федерального закона N 4807366 "О внесении изменений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях". В нем сформулированы предложения, касающиеся совершенствования правового регулирования порядка создания и государственной регистрации религиозных организаций*(45).
В декабре 2014 года Уполномоченным было направлено заключение на внесенный в Государственную Думу проект федерального закона N 522836-6 в части совершенствования требований к сбросам сточных вод в водные объекты и недопущению упразднения запретов на сброс сточных вод в реки и другие водные объекты в зонах охраны питьевого и бытового водоснабжения. В документе приводятся аргументы и констатируется неизбежность наступления негативных последствий для окружающей среды, системы жизнеобеспечения и здоровья человека в случае принятия законопроекта "О внесении изменений в статью 44 Водного кодекса Российской Федерации и в Федеральный закон "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации". Позиция Уполномоченного была поддержана Государственной Думой*(46).
Следует отметить, что со стороны Уполномоченного реализация требований части 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации о недопустимости издания законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина, включая правовую оценку законопроектов, ограничены исключительно рекомендательным характером.
В связи с этим представляется важным упорядочить взаимоотношения Уполномоченного и Государственной Думы путем внесения в ее Регламент изменений в части закрепления процедуры рассмотрения и обсуждения депутатами докладов и обращений Уполномоченного. Предложения по их урегулированию направлены Уполномоченным в декабре 2014 года Председателю Государственной Думы.
Отдельные обращения Уполномоченного к субъектам права законодательной инициативы по вопросам совершенствования законодательства отражены также во второй главе.
Правовое просвещение
Правовой нигилизм - одна из главных проблем современного российского общества. Незнание собственных прав и неумение отстоять их в сочетании с нерешительностью - таковы сложности, которые переживают граждане, волей обстоятельств ставшие жертвами произвола.
Правовое просвещение по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты осуществляется по следующим направлениям:
незамедлительное реагирование на открытые обращения и выражение позиции относительно общественно-значимых событий, в том числе освещаемых в СМИ;
сотрудничество с представителями средств массовой информации (с марта 2014 года в СМИ опубликовано более 14 тысяч материалов о деятельности Уполномоченного);
публикация информационных материалов в интернете, включая официальный веб-сайт (посещаемость сайта Уполномоченного за год выросла в два раза).
В поиске оптимальных решений по актуальным проблемам защиты прав человека сотрудники рабочего аппарата Уполномоченного принимали участие более чем в 153 мероприятиях, в том числе в парламентских слушаниях, проведенных в палатах Федерального Собрания (свыше 30); 25 заседаниях Правительственных комиссий; 14 мероприятиях, проводимых правозащитными организациями; порядка 80 иных мероприятий (круглые столы, конгрессы, конференции, форумы, семинары, а также координационные совещания по вопросам гражданского общества и правам человека с представителями органов исполнительной власти и участием региональных уполномоченных по правам человека).
Анализ жалоб, поступающих к Уполномоченному, свидетельствует о слабой правовой осведомленности граждан относительно правозащитной деятельности на международном уровне, прежде всего в Европейском Суде по правам человека (далее - ЕСПЧ). В своих обращениях заявители нередко просят выслать им Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, а также оказать содействие в ознакомлении с правовыми позициями ЕСПЧ по отдельным вопросам и переведенными на русский язык его постановлениями.
По информации официального сайта ЕСПЧ*(47), за последние пять лет принято почти две тысячи постановлений против Российской Федерации. Однако остается неисполненным значительное число его решений, касающихся необходимости изменения законодательства Российской Федерации*(48). Вердиктов против России, несомненно, было бы значительно меньше, если бы граждане и практикующие юристы были информированы обо всех правовых позициях, выраженных ЕСПЧ. Вопрос об открытой и всеобъемлющей доступности решений ЕСПЧ поставлен Уполномоченным перед Уполномоченным Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека, заместителем Министра юстиции Российской Федерации.
В качестве своеобразной формы правового просвещения рассматривается участие Уполномоченного в работе коллегиальных органов при органах государственной власти. Уполномоченный непосредственно либо через своих представителей участвует в деятельности таких из них, как:
Комиссия при Президенте Российской Федерации по предварительному рассмотрению кандидатур на должности судей федеральных судов*(49);
Комиссия Генеральной прокуратуры Российской Федерации по предварительному рассмотрению кандидатур на должности прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним прокуроров и продлению их полномочий;
Правительственная комиссия по миграционной политике*(50);
Правительственная комиссия по делам соотечественников за рубежом*(51);
Правительственная комиссия по профилактике правонарушений*(52);
Правительственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав;
Правительственная комиссия по реализации Федерального закона "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации";
межведомственная рабочая группа по внесению изменений в Концепцию развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года;
совместная рабочая группа Следственного комитета Российской Федерации и рабочего аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации по реализации права на ознакомление с материалами об отказе в возбуждении уголовных дел и прекращенными производством делами;
рабочая группа по вопросам формирования взаимодействия и повышения эффективности деятельности общественных наблюдательных комиссий субъектов Российской Федерации;
рабочая группа при Комитете Совета Федерации по социальной политике "О совершенствовании комплекса мер, направленных на социальную защиту граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и др.
Практика участия в работе названных консультативных и совещательных органов свидетельствует о востребованности института Уполномоченного в осуществлении регулирующих функций правового социального государства и позволяет рекомендовать привлечение уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации к участию в комиссиях, создаваемых при органах государственной власти субъектов Российской Федерации.
Развитие международного сотрудничества Уполномоченного в области прав человека
Несмотря на охлаждение внешнеполитического климата, сотрудничество Уполномоченного с ведущими международными правозащитными институтами и организациями не только не сократилось, но и заметно активизировалось.
19 августа 2014 года подписана Декларация о намерениях с представительством Управления Верховного Комиссара по правам человека ООН в Москве. В соответствии с Декларацией были проведены: международный научно-практический семинар "Роль национальных правозащитных учреждений в продвижении прав коренных народов" (30 сентября - 1 октября 2014 года в городе Красноярске при организационной поддержке Уполномоченного по правам человека в Красноярском крае); научно-практическая международная конференция "Женщина-мусульманка: права человека в современном мире" (16-17 октября 2014 года в городе Казани совместно с представительством Управления Верховного Комиссара по правам человека ООН в Москве и Уполномоченным по правам человека в Республике Татарстан).
В рамках совместного проекта с Советом Европы по поддержке общественных наблюдательных комиссий организовано совместное посещение мест принудительного содержания Республики Марий Эл; в Москве проведена конференция "Актуальные проблемы развития системы общественного контроля в Российской Федерации"; в Чеченской Республике со 2 по 5 декабря 2014 года проведен семинар преподавателей иностранных языков, посвященный ознакомлению со стандартами Совета Европы с целью создания единого общеевропейского культурного пространства.
Заключены соглашения о сотрудничестве с уполномоченными по правам человека (омбудсменами) в Республике Таджикистан и в Республике Киргизия, продолжалось взаимодействие в рамках ранее заключенных соглашений с уполномоченными по правам человека Азербайджанской Республики, Республики Казахстан, Республики Узбекистан, Приднестровской Молдавской Республики и Украины, что способствовало повышению эффективности деятельности по восстановлению прав граждан.
Состоялись встречи с чрезвычайными и полномочными послами и сотрудниками дипломатического корпуса Бельгии, Великобритании, Дании, Исландии, Норвегии, США, Финляндии, Франции, Швейцарии, Швеции, ФРГ, представителями ООН; а также встречи и беседы с заместителем Премьер-министра, Министром иностранных дел Бельгии Д. Рейндерсом, советниками по правам человека Посольств стран ЕС, делегацией Международной Комиссии юристов, руководителем Фонда им. К. Аденауэра в Российской Федерации К. Кроуфорд, координатором отдела представления защиты Международного Комитета Красного Креста А. Бертелли, Генеральным Секретарем Amnesty International С. Шетти, исполнительным директором Гражданского Форума ЕС - Россия А. Севортьяном, исполнительным директором Human Rights Watch К. Ротом, экспертом Европейского Союза М. Фергюхарсоном.
В ходе бесед обсуждался широкий круг вопросов, представляющих взаимный интерес, например, партнерство России с Советом Европы, в том числе в свете конфликта на Украине, формы сотрудничества с директоратами Совета Европы.
Зарубежных партнеров при встречах, в первую очередь, интересовали следующие темы:
проблемы неправительственных организаций, внесенных в список "иностранных агентов";
положение ЛГБТ-сообщества в России;
общая ситуация с правами человека в России.
Продолжаются усилия по решению системной проблемы, выявленной на основе рассмотрения обращений российских граждан, ранее проживавших и трудившихся на территории Узбекской ССР, которые жалуются на трудности с получением из казны Узбекистана задолженностей по возмещению вреда здоровью. В июне 2014 года Уполномоченный обратился в Правительство Российской Федерации с просьбой поручить соответствующим министерствам и ведомствам проработать вопрос об аль тернативном механизме перечисления денежных средств в порядке возмещения ущерба российским гражданам через банки Узбекистана и России.
Совместно с Консульским департаментом МИД России оказывалось содействие российским гражданам, по разным причинам не имеющим возможность выехать из-за рубежа: оказана помощь российской гражданке В., оказавшейся в госпитале на территории Польши, гражданам России С. и. Б. при выезде с территории Украины в Россию; освобожден экипаж судна, который удерживался властями Ливана на самом судне без права выхода моряков на берег; оказывалось оперативное телефонное консультирование российских граждан, оказавшихся в нестандартных ситуациях за рубежом.
Уполномоченный по правам человека в Республике Карелия обратился за содействием в возвращении из Украины российских граждан Л. и Р., находящихся в следственном изоляторе; в результате принятых мер стало возможным освобождение Л. из-под стражи и возвращение ее на родину, в отношении Р. следствие еще не завершено.
20 сентября 2014 года российские граждане Л. и С., жители Гатчинского района Ленинградской области, были задержаны эстонскими пограничниками в акватории реки Нарвы, где они рыбачили и по неосторожности зашли в воды Эстонии всего на 10 метров. В результате обращения Уполномоченного в Консульский департамент МИД России и благодаря усилиям российских дипломатов 28 ноября 2014 года рыбаки были переданы российской стороне.
Со второй половины 2014 года Уполномоченный в рамках своей компетенции осуществляет контроль за соблюдением процессуального законодательства и условий содержания украинской гражданки Савченко Н. В., находившейся сначала в СИЗО Воронежа, а затем в СИЗО Москвы.
Общее число обращений российских граждан по вопросам, затрагивающим нарушения их прав за рубежом, по сравнению с предыдущим периодом возросло на 30%. Вместе с тем и число восстановленных прав выросло в 2,5 раза.
Развитие института уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации
В настоящее время уполномоченные по правам человека назначены в 81 субъекте Российской Федерации.
Институт региональных уполномоченных формировался на протяжении нескольких лет при многочисленных проблемах правового регулирования их компетенции, гарантий независимости их правозащитной деятельности и неурегулированности взаимоотношений как с федеральными, так и с региональными органами власти. Статус уполномоченных, действующих на основе конституций (уставов) и законов субъектов Российской Федерации, существенно различается: по формам, способам и средствам защиты прав и свобод человека и гражданина, по механизму бюджетного финансирования, по субъектам выдвижения их на должность, основаниям досрочного освобождения; не всегда предусмотрен аппарат, необходимый для эффективной работы уполномоченного и др. Например, в таких республиках, как Адыгея, Коми, Мордовия уполномоченные оказались лишены права рассматривать жалобы на решения высших должностных лиц субъекта Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации) этих субъектов Российской Федерации.
Основные проблемы в деятельности уполномоченных связаны прежде всего с обеспечением их реальной независимости и защиты от возможного административного давления со стороны представителей региональной власти, а также адекватности организационно-материального обеспечения их деятельности в соответствии с задачами, определенными законодательством. Различные концептуальные основы создания института государственной защиты прав человека препятствуют созданию единой системы мер, направленных на предупреждение нарушений и восстановление нарушенных прав граждан в Российской Федерации, не способствуют формированию позитивного общественного мнения об исполнении государством его конституционных обязанностей. Нерегулярность и разрозненность мероприятий, отсутствие системного взаимодействия между уполномоченными негативно отражаются на результативности устранения нарушений прав человека.
Пристальное внимание Уполномоченным было уделено разработке и внесению законопроекта "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования деятельности уполномоченных по правам человека", положения которого способствовали бы созданию целостной системы независимой государственной защиты прав граждан и 1) устанавливали особый порядок назначения на должность и досрочного освобождения от должности региональных уполномоченных*(53); 2) определили категории субъектов, имеющих право выдвижения кандидатов на должность уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, включая правозащитные организации; 3) закрепили право на безотлагательный прием уполномоченных по правам человека по вопросам их деятельности руководителями и другими должностными лицами органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления и иных органов и организаций, наделенных федеральным законом государственными и иными публичными полномочиями, а также администрацией мест принудительного содержания*(54).
Кроме того, внесенные в законодательство изменения направлены на повышение организационных и материальных условий деятельности региональных уполномоченных, в том числе наличие собственного аппарата, финансируемого за счет бюджетов субъектов Российской Федерации. Этим в совокупности устанавливаются гарантии эффективного функционирования в единой системе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации.
По итогам упомянутой встречи с Президентом Российской Федерации 5 декабря 2014 года сформулирован ряд поручений, в том числе Полномочным представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах, касающихся путей совершенствования кадровой политики и обеспечения независимости уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации.
Уполномоченный рассчитывает, что большинство вопросов организации деятельности региональных уполномоченных по правам человека и обеспечению их подлинной независимости от органов исполнительной власти может быть обсуждено в ходе заседаний координационных советов по федеральным округам в ближайшее время.
Работа с обращениями
В 2014 году к Уполномоченному поступило 59 100 обращений граждан, государственных и общественных организаций. По сравнению с аналогичным показателем предыдущего года количество жалоб возросло на 43,6%.
В 2014 году к Уполномоченному и в его рабочий аппарат (Приемную) на личный прием обратились более четырех тысяч посетителей (граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства).
Более 8 500 запросов и обращений поступило по телефону информационно-справочной службы, около 7 600 обращений из числа указанных поступило через созданную в 2014 году интернет-приемную Уполномоченного.
Подавляющее большинство жалоб - 98,5% - поступило с территории Российской Федерации, остальные - из-за рубежа.
Больше всего обращений к Уполномоченному было обусловлено жалобами по следующим вопросам:
защиты прав в уголовном судопроизводстве (в том числе жалобы на приговоры, постановления и определения суда, нарушение права на защиту, нарушения в ходе дознания и предварительного следствия) - 32,1%;
защиты жилищных прав человека (предоставления жилых помещений, выселения, переселения из ветхого и аварийного фонда, признания права собственности на жилое помещение, оплаты жилья и коммунальных услуг и другие) - 18,3%;
защиты прав человека в местах принудительного содержания (в частности, жалобы на условия отбывания наказания в исправительных учреждениях) - 11,2%;
социальной защиты и здравоохранения - 6,9%;
защиты трудовых прав человека (прекращения или расторжения трудового договора, коллективных и индивидуальных трудовых споров) - 4,6%.
Поступившие к Уполномоченному обращения касались практически всех сфер жизнедеятельности человека (кроме названных - вопросы образования и культуры, землепользования, брака и семьи, административной ответственности, предпринимательской деятельности и многие другие).
Увеличение количества обращений по перечисленным и другим проблемам в 2014 году по сравнению с предыдущим годом происходило почти равномерно. Вместе с тем количество обращений по некоторым вопросам возросло в два и более раз (например, по вопросам гражданства Российской Федерации - в 2,7 раза).
Отдельные примеры восстановления прав граждан
В целом Уполномоченным самостоятельно и совместно с компетентными органами государственной власти приняты меры для восстановления нарушенных прав по 25 303 жалобам.
В суды общей юрисдикции подан 61 иск. В Конституционный Суд Российской Федерации направлено три обращения, в кассационные и надзорные судебные инстанции - 20 ходатайств. Сотрудники рабочего аппарата Уполномоченного приняли участие в 60 судебных слушаниях по делам и материалам, связанным с событиями, имеющими особый общественный резонанс.
По обращениям Уполномоченного в связи с жалобами на нарушение прав человека возбуждено 12 уголовных дел*(55), отменено 198 постановлений, в том числе восемь постановлений следственных органов о прекращении уголовного дела, 28 постановлений о приостановлении предварительного следствия, 121 постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, в том числе 16 - по заявлениям в отношении работников полиции.
В результате вмешательства Уполномоченного за допущенные нарушения прав граждан к ответственности привлечено 151 должностное лицо: 113 - к дисциплинарной, 34 - к административной, 4 - к уголовной.
Всего по жалобам проведено 1 411 проверок. В 55 случаях в целях исследования обстоятельств дела, представителями Уполномоченного осуществлялись выезды на места.
В уголовном судопроизводстве и административном производстве восстановлены права более 14 тысяч человек, из них 250 по обращениям, остальные - вследствие устранения массовых нарушений.
Так, восстановлены права 300 осужденных-инвалидов, отбывающих наказание в исправительных учреждениях ГУФСИН России по Республике Башкортостан, у которых в нарушение ст. 107 УИК Российской Федерации и указания ФСИН России от 21.04.12 N 1307652-01 незаконно производились удержания из перечисленных сумм ежемесячных денежных выплат; более 400 осужденных, находящихся в ФКУ ЛИУ-23 УФСИН России по Волгоградской области, на конфиденциальность переписки с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации.
В результате вмешательства Уполномоченного устранены нарушения прав родственников лиц, содержащихся в СИЗО-1 УФСИН России по Брянской области (город Брянск, лимит наполнения 600 человек), которые были вынуждены приобретать за плату бланки заявлений на предоставление свиданий и передач; права граждан при предоставлении свиданий в ИК-2 УФСИН России по Республике Татарстан (лимит наполнения 1 652 человека); устранены нарушения прав осужденных по условиям отбывания наказания, возвращены незаконно изъятые предметы личного обихода в КП-1 ГУФСИН России по Самарской области (лимит наполнения 319 человек), виновные в нарушениях должностные лица привлечены к дисциплинарной ответственности; устранены нарушения прав осужденных по условиям отбывания наказания с привлечением виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности в ФКУ ОИК-36 ГУФСИН России по Красноярскому краю (поселок Старцево, лимит наполнения 1 230 человек).
Восстановлены права свыше 9 000 осужденных, которым не оказывалась должная медицинская помощь в исправительных учреждениях УФСИН России по Курганской области в связи с отсутствием государственной лицензии на осуществление медицинской деятельности. Решением Курганского городского суда от 15.04.2014 ФКУЗ МСЧ-74 было признано виновным в совершении административного правонарушения с назначением наказания в виде штрафа в размере 50 тысяч рублей. Государственная лицензия была получена; обеспечены бесплатным трехразовым питанием по установленным законом нормам лица, отбывающие наказание в виде административного ареста в КАЗ МО МВД России (Смоленской области).
После реагирования Уполномоченного на жалобы работников педагогических организаций, находящихся в ведении ФСИН России, в целях установления квалификационной категории педагогических работников принят соответствующий нормативный правовой акт ФСИН России, создана аттестационная комиссия, в 2014 году аттестовано (восстановлены права) более 650 педагогов. По жалобе работника УФСИН России по Челябинской области устранены нарушения в части выплаты денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей в выходные и праздничные дни и за работу сверх установленной законом продолжительности рабочего времени; по жалобе работников ФКЛПУ Б-48 ГУФСИН России по Республике Коми приняты необходимые меры для надлежащей оплаты пособий на период трудоустройства работников учреждения, уволенных в связи с сокращением штатов.
По ходатайству Уполномоченного Петровско-Забайкальской межрайонной прокуратурой проведена проверка камер для содержания административно-задержанных лиц и лиц, подвергнутых административному аресту в МО МВД России "Петровск-Забайкальский", по результатам которой приняты меры к приведению названных помещений в соответствие с требованиями законодательства.
По ряду обращений удалось достичь восстановления гражданских прав неопределенного круга лиц.
К Уполномоченному поступила жалоба гражданки К., по итогам изучения которой установлено, что сотрудниками территориального подразделения УФМС России по Нижегородской области при замене паспорта во временном удостоверении личности и справке о приеме документов не были указаны серия и номер паспорта заявительницы, подлежавшего замене. По причине того, что серия и номера старого паспорта не были указаны, заявительница К. не смогла воспользоваться купленными ранее железнодорожными билетами и обменять их. Учитывая, что данная проблема может носить массовый характер, Уполномоченный обратился к руководителю Федеральной миграционной службы Российской Федерации с предложением рассмотреть вопрос о возможном дополнении бланка временного удостоверения личности графой с обязательным указанием в ней данных о заменяемом паспорте.
Кроме того, оказано содействие в защите прав пассажиров поезда "Москва-Рыбинск" на свободу передвижения; имущественных прав владельцев объектов некапитального строительства (гаражи)в городе Москве; права на образование студентов-инвалидов Государственного специализированного института искусств; права на достойные условия проживания жителей деревень Каргопольского района Астраханской области, микрорайона Кочергин города Дербента; права на охрану здоровья и достойные условия перевозки пассажиров Московского метрополитена.
В результате обращения Уполномоченного в Правительство Московской области предотвращено строительство малоэтажных жилых домов на месте братской могилы защитников Москвы, тем самым были защищены права родственников погибших воинов.
В результате мер, принятых Уполномоченным, знак "Победитель социалистического соревнования 1976 года" Министерством социального развития и семейной политики Краснодарского края признан соответствующим требованиям, предъявляемым к ведомственным знакам отличия в труде, указанным в законодательстве Краснодарского края, и стал учитываться при присвоении звания "Ветеран труда", чем восстановлено право граждан, проживающих в Краснодарском крае и награжденных этим ведомственным знаком отличия в труде, на присвоение звания "Ветеран труда".
Права военнослужащих. После обращения по поручению Уполномоченного к военному прокурору Центрального военного округа был отменен незаконно изданный командиром одной из воинских частей приказ, устанавливающий необоснованные ограничения на выезд военнослужащих за пределы закрытого военного городка. В результате права 436 военнослужащих были восстановлены.
По итогам обращения Уполномоченного в военную прокуратуру Западного военного округа защищены права 155 жителей населенного пункта, жилые дома которых пострадали в результате проводимой утилизации боеприпасов на расположенном вблизи населенного пункта полигоне. В результате принятых военной прокуратурой мер причиненный ущерб жителям был возмещен, а дальнейшая утилизация боеприпасов остановлена до решения вопроса о переносе площадки уничтожения боеприпасов.
Вследствие обращения Уполномоченного в Главную военную прокуратуру восстановлены права на получение дополнительных суток отдыха либо денежной компенсации 4 544 военнослужащих Северного, Черноморского флотов и Каспийской флотилии, которым произведены выплаты денежной компенсации на общую сумму свыше 1,3 миллионов рублей.
После вмешательства Уполномоченного 13 семьям военнослужащих предоставлено жилье, многие восстановлены в жилищной очереди; ряду военнослужащих выплачены причитающиеся им денежные суммы, оказана высококвалифицированная медицинская помощь в военно-медицинских учреждениях, оказано содействие в переводе к новому месту службы, а также в восстановлении на военной службе, по просьбе граждан были отменены три постановления о прекращении уголовного дела.
В результате мер, принятых Уполномоченным в сфере защиты прав граждан на охрану здоровья восстановлены права инвалидов, проживающих в городе Подольске Московской области, страдающих болезнью Паркинсона, на бесплатное обеспечение дорогостоящим лекарственным препаратом "Мадокар"; права онкологических больных города Москвы (около 200 тысяч человек) на упрощение порядка назначения наркотических и психотропных средств, выписки рецептов на указанные лекарственные препараты.
В ходе проверки, проведенной по поступившей Уполномоченному жалобе гражданки П., выявлены нарушения прав пациентов ФГБУ "Гематологический научный центр" Минздрава России на охрану здоровья и медицинскую помощь. Выявленные нарушения законодательства рассмотрены на расширенном заседании врачебной комиссии учреждения, по итогам которого приняты соответствующие меры.
Вследствие действий Уполномоченного в стационарных учреждениях социального обслуживания восстановлены права следующих категорий граждан:
инвалидов и престарелых граждан (18 человек), ранее проживавших в прекратившем свою деятельность доме-интернате малой вместимости Новосибирской области, на перевод в другие стационарные учреждения социального обслуживания с учетом соблюдения их пожеланий;
инвалидов и престарелых граждан (300 человек), проживающих в КГБУ СО "Красноярский дом интернат N 1", на создание безопасных условий проживания в данном учреждении. В результате совместных мер, предпринятых Уполномоченным, Прокуратурой города Красноярска и ГУ МЧС России по Красноярскому краю была устранена неисправность системы оповещения людей о пожаре в интернате; за выявленные нарушения требований пожарной безопасности в указанном учреждении в отношении его директора был составлен соответствующий протокол об административном правонарушении.
Трудовые права. После реагирования Уполномоченного на жалобы работников ООО "Санаторий Инжавинский" в Тамбовской области на противоправные действия администрации, нарушающие санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей, виновные должностные лица привлечены к административной ответственности, восстановлены права 580 работников санатория.
По результатам рассмотрения Уполномоченным жалоб работников Севастопольского филиала ГП "Администрация морских портов Украины" и принятии мер в пределах компетенции выплачена задолженность по заработной плате, Правительством Севастополя принято решение по трудоустройству уволенных работников, восстановлены права 240 человек; по жалобе служащих ГУ МВД России по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области приняты меры для надлежащей оплаты труда сотрудников полиции города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в ночное время, восстановлены права неопределенного круга лиц.
После реагирования Уполномоченного на жалобы работников коммерческих организаций (обществ) о невыплате задолженности по заработной плате (ООО "РусКом", Краснодарский край; ОАО "Госземкадастрсъемка"-ВИСХАГИ, город Москва, и филиалы в регионах; ООО "Птицефабрика "Боровичская", Новгородская область; Автономное учреждение Астраханской области "Харабалинскийлесхоз"; ООО "СУ-91 Инжстройсеть", город Москва; ООО "Энергогазкомплект", Республика Татарстан; ООО "ИнкомСтройМонтаж", Республика Башкортостан и другие) виновные лица наказаны в административном порядке, задолженность по заработной плате выплачена, восстановлены трудовые права работников предприятий.
Особое внимание было уделено жалобам, поступившим к Уполномоченному от жителей Крыма и украинских беженцев. Основные темы этих обращений касались получения российского гражданства, предоставления статуса беженца, уточнения порядка и возможностей обустройства на территории Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.