Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава III. Приоритеты и рекомендации по обеспечению устойчивого развития в сфере прав человека
Анализ поступающих в аппарат Уполномоченного жалоб и обращений позволяет предполагать, что в основе нарушений прав человека лежат преимущественно проблемы ментального характера:
слабый уровень правового сознания как в общественной, так и в государственной среде;
неизжитый синдром "презумпции виновности" граждан по отношению к государству;
медленный выход судейского сообщества из устаревшей системы профессиональных психологических установок на обвинительный уклон;
рецидивы репрессивного сознания, влияющего на характер деятельности всей правоохранительной системы;
засилье бюрократических барьеров, воздвигаемых сотрудниками государственных учреждений, обусловленное, в первую очередь, корыстными мотивами и полным пренебрежением к человеческому достоинству своих сограждан;
заниженный уровень самоуважения со стороны самих граждан, позволяющих чинить безответный и безнаказанный произвол по отношению к себе и своим близким;
отсутствие в восприятии граждан и общественном сознании прямой зависимости между правом и ответственностью.
Права человека в России нарушаются также:
вследствие коррупции;
из-за повсеместно низкого уровня правовой культуры;
по вине недобросовестных производителей;
вследствие неудовлетворительного качества предоставляемых услуг во многих сферах жизнеобеспечения;
из-за отсутствия необходимого минимума общефедеральных социальных стандартов;
из-за неурегулированности трудовых отношений между разными субъектами права.
Несмотря на то что Правительством Российской Федерации реализуется комплекс антикризисных мер, степень защищенности различных видов конституционных прав остается неравномерной.
Рекомендации органам власти
Исходя из изложенных во второй главе Доклада проблем защиты и восстановления прав человека, субъектам права законодательной инициативы предлагается рассмотреть возможность внесения проектов федеральных законов, направленных на изменения:
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части конкретизации и обеспечения состязательности процесса при рассмотрении судами дел об административных правонарушениях;
Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в части документального оформления трудовых отношений между работодателем (администрацией) и осужденным к лишению свободы, порядка и условий реализации их трудовых прав;
законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации в целях наделения журналистов, исполняющих обязанности в зонах повышенного риска, дополнительными гарантиями защиты их прав, а также дополнительным страхованием их жизни и здоровья при работе в экстремальных условиях;
законодательства о материальной ответственности граждан в части взыскания с них задолженности при обращении взыскания на единственный источник дохода, в связи с чем установить размер денежной суммы, на которую не может быть обращено взыскание по исполнительным документам.
Правительству Российской Федерации предлагается рассмотреть возможность поручить соответствующим органам исполнительной власти:
осуществить комплекс мер по реализации статьи 38 Закона Российской Федерации от 02.07.1992 N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" о создании независимой от органов исполнительной власти в сфере охраны здоровья службы защиты прав пациентов, находящихся в медицинских учреждениях, оказывающих психиатрическую помощь в стационарных условиях;
внедрить механизм применения в Российской Федерации общепризнанного международного принципа поддержки потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью за счет государства;
разработать стандарты оказания медицинской помощи гражданам, страдающим редкими (орфанными) заболеваниями;
усовершенствовать правоприменительную практику Федерального закона от 08.01.1998 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" в целях выработки дополнительных мер, направленных на упрощение механизма обеспечения инкурабельных больных наркосодержащими обезболивающими препаратами;
определить комплекс мер по формированию и содержанию маневренного жилищного фонда в целях реализации жилищных прав граждан, оказавшихся без жилых помещений в результате непредвиденных чрезвычайных обстоятельств;
разработать и осуществить согласительные процедуры по урегулированию конфликтов между добросовестными приобретателями земельных участков и сторонниками сохранения культурного наследия.
Министерству юстиции Российской Федерации рекомендуется:
активизировать работу по улучшению правового положения инвалидов в местах лишения свободы;
определить перечень видов политической деятельности с целью совершенствования механизма внесения некоммерческих организаций в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента; проанализировать содержание требований, предъявляемых для предоставления отчетности некоммерческими организациями с целью более эффективного регулирования их деятельности.
Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации предлагается:
продолжить совместно с Уполномоченным работу по совершенствованию медико-социальной экспертизы, мониторингу применения классификаций и критериев, утвержденных Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.09.2014 N 664 "О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы";
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного приказа следует читать как "664н"
модернизировать механизм профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации российских граждан в соответствии с имеющимися актуальными кадровыми запросами;
принять меры, направленные на своевременное и качественное обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации.
Министерству образования и науки Российской Федерации рекомендуется:
разработать систему мер по повышению доступности дошкольного образования для детей младше трех лет, сокращению дефицита мест для них в дошкольных учреждениях;
принять меры по расширению сети образовательных организаций (государственных и негосударственных) для детей всех возрастов.
Обращаясь к Верховному Суду Российской Федерации, Уполномоченный просит провести дополнительный анализ и обобщение практики рассмотрения судами общей юрисдикции:
дел об условно-досрочном освобождении осужденных;
заявлений о признании граждан недееспособными, а также о восстановлении дееспособности;
земельного законодательства при разрешении споров о правах на земельные участки, границы которого не установлены, и снятии земельных участков с кадастрового учета.
Руководителям органов законодательной (представительной) и исполнительной власти в субъектах Российской Федерации во исполнение Федерального закона от 06.04.2015 г. N 76-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования деятельности уполномоченных по правам человека" принять надлежащие меры по обеспечению независимой деятельности региональных уполномоченных по правам человека.
Приоритеты и перспективы
Обобщая все вышеизложенное, Уполномоченным планируется:
разработать программы правового просвещения;
усовершенствовать организацию приема населения и порядок рассмотрения поступающих жалоб и обращений аппаратом Уполномоченного;
продолжить формирование единой национальной государственной системы защиты и восстановления прав человека, способствуя развитию и укреплению статуса региональных уполномоченных по правам человека во всех субъектах Российской Федерации.
Представляется целесообразным организовать единую систему мониторинга соблюдения прав человека, позволяющую сформировать объективную оценку, независимую от давления международной конъюнктуры и политической "целесообразности".
Это позволило бы аккумулировать правовую и аналитическую информацию:
о состоянии федерального и регионального законодательства в области всех видов прав и свобод человека и гражданина с учетом различных оснований их классификации, а также экспертных оценок и предложений по его совершенствованию;
о правоприменительной, в том числе судебной, практике несоблюдения гарантированных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина;
о международных документах и решениях судебных органов, в которых указано на необходимость внесения изменений в законодательство Российской Федерации;
о характере и числе обращений граждан и их объединений, поступающих в органы публичной власти;
о нарушениях прав человека, сведения о которых поступают из средств массовой информации от субъектов общественного контроля и иных институтов гражданского общества;
о социологических и статистических исследованиях в области прав человека.
Формирование объективной системы оценки состояния правозащитной сферы позволит системно решать задачи обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан.
Права человека - это не роскошь, а средство на пути к ответственному гражданскому обществу, достойный ответ на вызовы современности.
Несмотря на сложности внешнеполитического и экономического характера, разумно не экономить на людях, а, напротив, инвестировать в права человека, культуру, образование и здравоохранение, приумножая человеческий капитал - основной ресурс и источник развития России. Приоритет соблюдения прав человека в любых условиях и при любых обстоятельствах может создать фундамент, необходимый для устойчивого развития страны и достижения баланса интересов личности, общества и государства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.