Глава 1. Общие положения
1.1. Проверки Бюро проводятся Банком России для осуществления функций регулирования, контроля и надзора за Бюро.
Целью проведения Банком России проверок Бюро является оценка соблюдения Федерального закона "О кредитных историях", иных федеральных законов и нормативных актов Банка России, оценка соблюдения прав потребителей услуг Бюро, а также выявление действий, угрожающих интересам субъектов кредитных историй, пользователей кредитных историй и источников формирования кредитных историй.
Проверки Бюро, проводимые Банком России, не выполняют задач аудиторских проверок и документальных ревизий, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1.2. Предметом контроля являются качество предоставляемых Бюро услуг (в том числе точность и достоверность информации), соблюдение прав участников информационного обмена, соблюдение требований Федерального закона "О кредитных историях".
1.3. Проверка Бюро осуществляется за период деятельности Бюро, но не более чем за пять календарных лет, предшествующих году проведения проверки. Банком России могут проводиться плановые и внеплановые проверки Бюро.
Плановые проверки Бюро проводятся не чаще одного раза в три года и не реже одного раза в пять лет.
Решение о проведении внеплановых проверок Бюро, с определением перечня направлений деятельности и (или) вопросов деятельности Бюро, подлежащих проверке, принимается в случаях:
наличия информации о невыполнении Бюро предписания Банка России;
наличия письменных обращений субъектов кредитных историй, пользователей кредитных историй, источников формирования кредитных историй или Бюро, иных лиц, в том числе по вопросам качества предоставляемых Бюро услуг (включая точность и достоверность информации, хранящейся в Бюро);
наличия информации в Центральном каталоге кредитных историй о недостоверных данных в кредитных историях, хранящихся в Бюро;
наличия информации о вновь открывшихся обстоятельствах деятельности Бюро, в том числе о действиях, угрожающих законным интересам субъектов кредитных историй, пользователей кредитных историй и источников формирования кредитных историй;
наличия недостатков, выявленных в ходе предыдущих проверок Бюро;
реорганизации или ликвидации Бюро.
1.4. Проверки Бюро проводятся уполномоченными представителями (служащими) Банка России: работниками Департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России и (или) работниками территориальных учреждений Банка России (по согласованию с начальником территориального учреждения Банка России) по решению должностного лица Банка России, обладающего правом поручать проведение проверки. По предложению Департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России к проведению проверки могут быть привлечены сотрудники других структурных подразделений Банка России (по согласованию с руководителем соответствующего структурного подразделения Банка России).
1.5. Проверки Бюро проводятся на основании поручения на проведение проверки.
В поручении на проведение проверки определяется персональный состав уполномоченных представителей (служащих) Банка России, образующих рабочую группу для проверки Бюро численностью не менее двух человек, с указанием руководителя рабочей группы и, при необходимости, заместителя руководителя рабочей группы, а также членов рабочей группы. В случае необходимости персональный состав членов рабочей группы может быть изменен по решению должностного лица Банка России, обладающего правом поручать проведение проверок.
Поручение на проведение проверки составляется в двух экземплярах в соответствии с приложением 1 к настоящей Инструкции.
К должностным лицам Банка России, обладающим правом поручать проведение проверок, в том числе подписывать поручения на проведение проверок Бюро, относятся:
Председатель Банка России;
первый заместитель Председателя Банка России;
заместитель Председателя Банка России, курирующий Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России.
1.6. Проверка Бюро проводится в срок до 60 календарных дней. Проверка Бюро может быть завершена раньше срока, установленного поручением на проведение проверки.
Лицо, подписавшее поручение на проведение проверки, может продлить проведение проверки на срок до 60 календарных дней в следующих случаях:
наличия значительного объема проверяемой информации;
непредоставления Бюро запрашиваемых документов в установленный срок;
выявления в результате рассмотрения представленных документов необходимости запроса и изучения дополнительных документов.
Срок проведения проверки может быть продлен не более двух раз. Максимальный срок проведения проверки (с учетом возможных продлений) - 120 календарных дней.
1.7. Проверка Бюро начинается с момента предъявления Бюро поручения на проведение проверки руководителем рабочей группы или членом рабочей группы в соответствии с пунктом 5.1 настоящей Инструкции (далее - дата начала проверки).
Датой завершения проверки является дата подписания руководителем рабочей группы акта проверки Бюро (далее - акт проверки).
В случае необходимости (в том числе, при изменении персонального состава рабочей группы, назначении заместителя руководителя рабочей группы, продлении сроков проведения проверки) оформляется дополнение к поручению на проведение проверки, являющееся неотъемлемой частью поручения на проведение проверки.
Дополнение к поручению на проведение проверки составляется в двух экземплярах в соответствии с приложением 2 к настоящей Инструкции.
1.8. К результатам проверки Бюро относится информация, необходимая для осуществления Банком России контроля и надзора за деятельностью Бюро, полученная в ходе проверки и являющаяся основой для оценок и выводов Банка России о соблюдении (несоблюдении) Бюро Федерального закона "О кредитных историях", иных федеральных законов и нормативных актов Банка России, иная надзорная информация о выявленных фактах (событиях) и (или) обстоятельствах деятельности Бюро, которые способны оказать негативное влияние на защиту прав и законных интересов субъектов кредитных историй, пользователей кредитных историй, источников формирования кредитных историй или обусловить возникновение оснований для направления в Бюро обязательных для исполнения предписаний, для обращения в суд с заявлением об исключении Бюро из государственного реестра бюро кредитных историй, а также иных мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и нормативными актами Банка России, в том числе:
факты (события) несоблюдения Бюро федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний Банка России, непредставление (представление неполной или недостоверной) отчетности, а также иной информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации и нормативными актами Банка России (далее - нарушения в деятельности Бюро);
факты (события) соблюдения Бюро федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний Банка России, представление достоверной и полной отчетности, а также иной информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации и нормативными актами Банка России;
обстоятельства деятельности Бюро, действия (бездействие) работников и (или) органов управления Бюро, не являющиеся нарушениями законодательства Российской Федерации, нормативных актов Банка России, но создающие предпосылки для возникновения нарушений и (или) угрожающие законным интересам субъектов кредитных историй, пользователей кредитных историй, источников формирования кредитных историй (далее - недостатки в деятельности Бюро).
1.9. Информация, содержащаяся в документах, составляемых Банком России при организации, проведении и оформлении результатов проверок Бюро и имеющих ограничительную пометку "Для служебного пользования", является информацией ограниченного доступа, определяемой в качестве таковой и подлежащей защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, и не подлежит разглашению Банком России и Бюро третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и нормативными актами Банка России.