Инструкция по расследованию чрезвычайных, наземных происшествий с воздушными судами Министерства гражданской авиации и нарушений воздушного пространства СССР
(утв. МГА СССР 11 августа 1989 г. N 26/и)
I. Общие положения, определения и классификация
1.1. Общие положения
1.1.1. Настоящая инструкция разработана в соответствии с требованием ПРАПИ-88 и включает в себя определения и классификацию чрезвычайных, наземных происшествий с воздушными судами гражданской авиации и нарушений воздушного пространства СССР*(1), организацию и особенности их расследования, учета и анализа, а также требования по разработке профилактических мероприятий по их предупреждению.
1.1.2. Расследование наземных и чрезвычайных происшествий с воздушными судами гражданской авиации СССР на территории других государств производится в соответствии с национальными правилами этих государств. Участие Министерства гражданской авиации СССР в расследовании определяется стандартами и рекомендациями ИКАО (Приложение 13) и соглашениями об авиационном сообщении, заключенными СССР с другими государствами.
1.1.3. Расследование авиационных происшествий и инцидентов с воздушными судами всех типов, происшедших в предприятиях, организациях и учебных заведениях гражданской авиации СССР, производится в соответствии с Положением о расследовании авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами СССР (ПРАПИ-88).
В настоящей Инструкции даны разъяснения по реализации требований нормативных актов МГА, на которые имеются ссылки в ПРАПИ-88 (Приложение 1).
1.1.4. В соответствии с п. 2.4.16 ПРАПИ-88 председатель комиссии по расследованию авиационного происшествия докладывает акт на утверждение Министру гражданской авиации или начальнику Главной инспекции по безопасности полетов МГА - по авиационным происшествиям, расследование которых производится комиссиями MГА.
1.1.5. Материалы расследования по авиационным происшествиям, расследование которых проводилось комиссиями управлений ГА - докладываются на утверждение начальнику Главной инспекции по безопасности полетов МГА.
1.1.6. Требования Инструкции распространяются на все управления, производственные объединения, авиапредприятия, учебные заведения, организации, авиаремонтные заводы гражданской авиации СССР.
Право разъяснения по вопросам применения инструкции предоставляется Главной инспекции по безопасности полетов МГА.
1.1.7. Рабочие материалы комиссии по расследованию инцидентов, отмеченных знаком "*" в "Перечне событий, подлежащих расследованию в эксплуатации" (приложение п. 3.2 ПРАПИ-88) оформляются в соответствии с требованием п. 3.2.8 ПРАПИ. Один экземпляр материалов направляется в ГосНИИ ГА.
1.1.8. По инцидентам, связанным со столкновениями с птицами и поражениями воздушных судов атмосферным электричеством, не потребовавших снятия агрегатов с воздушного судна, при отсутствии повреждений ВС, комиссии по расследованию не создаются. По таким инцидентам командиром ВС и сменным инженером ИАС аэропорта заполняется бланк формализованного отчета (АС ПАП ГА) (Приложение N 9 и N 10). Правила заполнения излагаются в Руководстве по информационному обеспечению подсистем АС ПАП ГА.
1.1.9. Материалы расследования серьезных инцидентов необходимо направлять в территориальные органы транспортной прокуратуры.
1.1.10. Началом события, отнесенного п. 1.2.3 ПРАПИ-88 к определению "инцидент" является момент закрытия дверей воздушного судна с целью полета.
1.1.11. Порядок доставки к месту события членов комиссии по расследованию и других участников расследования обеспечивается на основании действующих правил перевозки пассажиров под контролем председателей по расследованию. Руководители управлений, предприятий и организаций ГА обязаны оперативно обеспечить доставку членов комиссии и других участников расследования к месту события.
1.1.12. В каждом управлении, предприятии ГА должна быть разработана Инструкция по действиям должностных лиц при авиационном, чрезвычайном и наземном происшествии (инциденте) в соответствии с п. 2.3.1 ПРАПИ, с учетом особенностей деятельности авиапредприятия и местных условий (требование п. 2.3.1 ПРАПИ).
1.1.13. Председатель комиссии по расследованию события (АП, ПАП, ЧП, ПВС, инцидента и других нарушений требований безопасности полетов) несет персональную ответственность за организацию и качество расследования и является независимым лицом от его непосредственных руководителей в вопросах расследования.
1.1.14. В составе комиссии по расследованию, экспертами, а также в качестве технических работников не могут привлекаться лица, причастные к подготовке экипажа или заинтересованных в исходе расследования события, или имеющие непосредственное отношение к авиационному, чрезвычайному, наземному происшествиям или инцидентам.
1.2. Определение, классификация наземных и чрезвычайных происшествий
1.2.1. При эксплуатации воздушных судов могут иметь место не только авиационные происшествия, инциденты, но и чрезвычайные и наземные происшествия, другие события, не подпадающие под определение авиационного происшествия или инцидента.
1.2.2. Наземное происшествие - событие, не связанное с использованием воздушного судна эксплуатантом и не относящееся к авиационному происшествию, инциденту, происшедшее в процессе технического обслуживания, хранения, ремонта, транспортировки воздушного судна.
1.2.3. Наземные происшествия в зависимости от тяжести наступивших последствий подразделяются на:
- чрезвычайные происшествия;
- повреждения воздушных судов на земле.
1.2.4. Чрезвычайное происшествие - событие, связанное с использованием воздушного судна, но не подпадающее под определение авиационного происшествия и инцидента, а также с техническим обслуживанием, ремонтом, хранением и транспортировкой, при котором наступило хотя бы одно из следующих последствий:
- гибель или тяжелое телесное повреждение (тяжелая травма)*(2), полученное каким-либо лицом во время его нахождения на борту воздушного судна, в результате умышленных или неосторожных действий самого потерпевшего, или других лиц, не связанных с нарушением функционирования воздушного судна и его систем;
- гибель или тяжелое телесное повреждение, полученное каким-либо лицом, самовольно проникнувшим на воздушное судно и скрывающимся вне зон, куда открыт доступ пассажирам;
- гибель или тяжелое телесное повреждение, полученное каким-либо лицом, находящимся на воздушном судне, в результате неблагоприятных воздействий внешней среды после вынужденной посадки воздушного судна вне аэродрома;
- гибель или тяжелое телесное повреждение, полученное каким-либо лицом, находившимся вне воздушного судна, в результате непосредственного контакта с воздушным судном, его элементами или струей газов двигателя;
- разрушение или повреждение воздушного судна на земле, ледовой поверхности и т.п., повлекшее нарушение прочности его конструкции или ухудшение летно-технических характеристик в результате стихийного бедствия или нарушения технологии обслуживания, правил хранения и транспортировки, а также утрата воздушного судна, получение им дополнительных повреждений, исключающих возможность восстановления в результате воздействия внешней среды на месте вынужденной посадки, или при эвакуации с места авиационного происшествия.
1.2.4.1. К чрезвычайным происшествиям относятся также диверсионные акты; угоны (попытки угона) воздушных судов, находящихся на земле или в полете; самовольные вылеты экипажей (членов экипажа) без задания на вылет по данному маршруту, на выполнение авиационных работ и посадку в данном пункте, незаконный провоз взрывчатых или легковоспламеняющихся предметов и веществ, других опасных грузов и предметов, если эти события не привели к последствиям, подпадавшим под определение авиационного происшествия.
1.2.5. К чрезвычайным происшествиям не относятся случаи смерти или тяжелых травм людей, находящихся на борту воздушного судна, вследствие естественных причин, не связанных с функционированием воздушного судна.
1.2.6. Повреждение воздушного судна - воздушное судно при техническом обслуживании, ремонте, хранении и транспортировке получило различной степени повреждения, не нарушающие прочность силовых элементов конструкции и не ухудшавшие летно-технические характеристики, устранение которых возможно в эксплуатационных условиях.
1.2.7. Каждое наземное и чрезвычайное происшествие, независимо от последствий, должно быть расследовано с установлением обстоятельств и причин события и принятия мер по предотвращению их повторяемости.
1.2.8. При вовлечении в события нескольких воздушных судов последствия для каждого из них должны классифицироваться отдельно, в соответствии с определениями: "авиационное происшествие", "инцидент", "наземное происшествие", "чрезвычайное происшествие".
2. Организация расследования наземных и чрезвычайных происшествий
2.1. Наземные и чрезвычайные происшествия в зависимости от последствий, класса и принадлежности воздушного судна расследуются комиссиями:
2.1.1. Главной инспекции по безопасности полетов МГА*(3):
- чрезвычайные происшествия с самолетами 1-3 классов и вертолетами 1 класса, повлекшие гибель людей или списание ВС;
- чрезвычайные происшествия с воздушными судами иностранных государств на территории CСCP по согласованию с Госавианадзором СССР;
- иные чрезвычайные происшествия с воздушными судами всех классов, а также повреждения по решению Министра гражданской авиации СССР (начальника Главной инспекции МГА).
2.1.2. Управления, производственные объединения, учебные заведения гражданской авиации, 235 ОАО:
- чрезвычайные происшествия с самолетами 4 класса, вертолетами 2-4 классов;
- повреждения воздушных судов по решению начальников управлений, производственных объединений, учебных заведений, за исключением тех, расследование которых проводит Министерство гражданской авиации.
2.1.3. Авиапредприятия:
- повреждения воздушных судов всех классов, за исключением тех, которые расследуются вышестоящими органами (инстанциями).
2.2. Такие события, как диверсионные акты, попытка и угон воздушного судна, находящегося на земле или в полете, незаконный провоз взрывчатых или легковоспламеняющихся веществ, других опасных грузов и предметов, повлекшие гибель или тяжелые травмы людей, разрушение или повреждение воздушного судна расследуются в соответствии с инструкцией, утвержденной совместным приказом Министра гражданской авиации СССР, Председателя Комитета государственной безопасности СССР, Министра обороны СССР, Министра внутренних дел СССР от 29.07.86.
2.3. Контроль за работой комиссий управлений гражданской авиации осуществляет Главная инспекция МГА, комиссий авиапредприятий и учебных заведений ГА - инспекции по безопасности полетов, производственных объединений ГА.
2.4. Продолжительность расследований не должна превышать:
- чрезвычайных происшествий - 30 суток;
- повреждений воздушных судов - 10 суток.
2.5. Если для установления причин наземных и чрезвычайных происшествий необходимы специальные исследования, испытания, завершение которых в указанные сроки невозможно, то срок расследований, по ходатайству председателя комиссии, может быть продлен:
- для чрезвычайных происшествий - начальником Главной инспекции МГА;
- для повреждений воздушных судов - начальниками инспекций управлений, производственных объединений, организаций ГА.
2.6. Для обеспечения надзора за объективностью и качеством расследования наземных и чрезвычайных происшествий в комиссии управлений, производственных объединений, авиапредприятий и организаций ГА могут быть направлены работники Главной инспекции МГА, инспекции по безопасности полетов управлений ГА, которые в состав комиссии не входят.
2.7. В случаях выявления недостатков при проведении исследований, отклонений от требований Инструкции Главная инспекция МГА, инспекции по безопасности полетов управлений ГА могут потребовать пересмотра материалов, проведения повторного расследования, дополнительных исследований, испытаний и других работ, обеспечивающих установление всех причин-факторов.
2.8. Главная инспекция МГА ведет учет ЧП, ПВС, нарушений воздушного пространства и производит окончательную классификацию их по степени тяжести и причинности. О результатах классификации информирует управления ГА через МАСУ "Безопасность" заинтересованные организации.
3. Оповещение о наземном и чрезвычайном происшествиях
3.1. Диспетчеры АДП, РЦ ЕС УВД при получении информации о чрезвычайном происшествии передают первичное сообщение о случившемся в ЦПДУ ГА, Главную инспекцию МГА, а также начальнику управления, инспекции (учебного заведения, производственного объединения, ремонтного предприятия) ГА, на территории которого произошло событие.
3.2. Начальник управления, инспекции, производственного объединения, учебного заведения, ремонтного предприятия ГА или соответствующее должностное лицо другого ведомства, на территории которого произошло чрезвычайное происшествие, по получении первичного сообщения немедленно передает первоначальное донесение руководителю ведомства, которому принадлежит воздушное судно, в Главную инспекцию МГА, а также информирует о случившемся транспортного (или территориального) прокурора, КГБ СССР*(4), управление, производственное объединение (учебное заведение) ГА - владельца воздушного судна.
3.3. Первоначальное донесение извещает о факте происшествия и содержит сведения, необходимые для правильной организации комиссии по расследованию. Первоначальное донесение должно содержать следующую информацию:
- дату, время (московское), место происшествия;
- классификацию чрезвычайного происшествия;
- тип, государственно-регистрационный опознавательный знак и принадлежность воздушного судна;
- наименование предприятия, эксплуатирующего воздушное судно;
- метеоусловия в момент происшествия (в случаях стихийных бедствий);
- фамилию командира воздушного судна или лица, ответственного за обслуживание воздушного судна;
- обстоятельства происшествия, достоверно известные к моменту подачи сообщения;
- число погибших и получивших телесные повреждения лиц, находящихся на борту воздушного судна и вне его;
- наличие и характер опасных грузов на борту;
- степень повреждения воздушного судна, насколько это возможно определить;
- другие достоверные сведения по происшествию.
3.4 По истечении двух суток с момента прибытия на место происшествия председатель комиссии по расследованию чрезвычайного происшествия направляет в Главную инспекцию МГА, начальникам управлений, на территории которого произошло чрезвычайное происшествие, владельцу воздушного судна, а также руководителю, назначившему комиссию по расследованию, последующее донесение, которое должно, по возможности, включать в себя следующую информацию:
- дату, время (московское), место чрезвычайного происшествия, тип воздушного судна, государственно-регистрационный опознавательный знак, принадлежность воздушного судна;
- уточнение классификации ЧП;
- метеоусловия в период времени, близкий к чрезвычайному происшествию (в случаях стихийного бедствия - чем была обусловлена погода), скорость и направление ветра у земли, наличие опасных явлений;
- фамилия, имя, отчество командира воздушного судна или лица, ответственного за обслуживание воздушного судна;
- характер выполняемых работ, задания;
- последствия (количество погибших, получивших телесные повреждения, с указанием тяжести, насколько это возможно определить);
- повреждения воздушного судна;.
- краткое описание обстоятельств происшествия;
- ход расследования чрезвычайного происшествия и особые факты, установленные во время расследования;
- предложения о необходимости проведения срочных профилактических мероприятий.
3.5. О повреждении воздушного судна информация передается ЦПДУ ГА, Главной инспекции МГА, начальнику управления, инспекции (учебного заведения, производственного объединения, ремонтного предприятия) ГА, на территории которого произошло событие, руководитель авиапредприятия - владелец воздушного судна.
По повреждению воздушного судна последующие донесения не направляются.
3.6. Информация о результатах расследования повреждения воздушного судна в Главную инспекцию МГА представляется в виде формализованного отчета (как при инциденте) в течение пяти дней после утверждения акта.
4. Организация и работа комиссий по расследованию чрезвычайных и наземных происшествий
4.1. Действия должностных лиц гражданской авиации до прибытия комиссии на место происшествия.
4.1.1. При чрезвычайном происшествии.
4.1.1.1. С момента чрезвычайного происшествия и до прибытия комиссии по расследованию ответственность за проведение первоначальных действий возлагается на руководителя авиапредприятия (учебного заведения, организации, ремонтного предприятия, объединения ГА, предприятия другого ведомства), на территории которого произошло чрезвычайное происшествие.
В каждом авиапредприятии должна быть разработана специальная инструкция, определяющая обязанности и ответственность конкретных должностных лиц при чрезвычайном происшествии.
4.1.1.2. Руководитель предприятия по получению сообщения о чрезвычайном происшествии и до прибытия комиссии по расследованию обязан:
- обеспечить проведение аварийно-спасательных работ, при необходимости с привлечением взаимодействующих ведомств;
- срочно прибыть на место происшествия с целью определения необходимости дополнительных мер по спасанию людей, тушению пожара (или его предупреждению), сохранению вещественных доказательств;
- организовать совместно с органами внутренних дел, а при необходимости и с войсковыми частями МО СССР, дислоцированными в районе происшествия, охрану места происшествия, запретить допуск к нему посторонних лиц, обеспечить неприкосновенность воздушного судна, его содержимого (за исключением случаев, когда необходимо извлечь из воздушного судна пострадавших);
- при необходимости дать указание об уборке останков погибших, предварительно сфотографировав их на месте происшествия, и составить схему расположения относительно основных частей воздушного судна (по согласованию с органами прокуратуры);
- обеспечить выявление всех свидетелей чрезвычайного происшествия, а также лиц, осуществляющих аварийно-спасательные работы, составление их списков для предоставления комиссии по расследованию и органам прокуратуры;
- организовать проведение медицинского контроля лиц, причастных к чрезвычайному происшествию, в объеме, предусмотренном специальными документами, получить объяснительные записки от членов экипажа и других должностных лиц, ответственных за выполнение и обеспечение полета, техническую эксплуатацию, ремонт, хранение или транспортировку ВС.
4.1.1.3. При получении сообщения о чрезвычайном происшествии, связанном с диверсионным актом:
- обеспечить проведение поисковых и аварийно-спасательных работ (при ЧП в полете);
- дополнительно к мерам, принятым по п. 4.1.1.2, обеспечить принятие мер по спасению и сохранению документов, бортовых средств объективного контроля, оказавшихся на месте происшествия и обеспечить их сохранность;
- зафиксировать бортовые номера воздушных судов, выполнявших полеты в районе места чрезвычайного происшествия в период времени, близкого к моменту происшествия, и принять меры по сохранению информации бортовых средств объективного контроля этих воздушных судов для использования при необходимости в процессе расследования;
- переместить, при необходимости, по согласованию с органами прокуратуры, поврежденное воздушное судно. Перемещение его до прибытия комиссии по расследованию допускается только в случае, если воздушное судно препятствует движению транспорта или полетам. При перемещении принимаются меры по сохранению воздушного судна в том состоянии, в котором оно находилось на месте происшествия;
- документально зафиксировать (путем фотографирования, составления схем и т.д.) вещественные доказательства, которые могут быть утрачены до прибытия комиссии;
- составить предварительные кроки чрезвычайного происшествия;
- при необходимости отстранить от исполнения своих обязанностей экипаж воздушного судна, персонал наземных служб, непосредственно осуществляющий подготовку воздушного судна к полету, обеспечение полета и управление воздушным движением.
Если бортовые средства объективного контроля находятся в агрессивных жидкостях (включая морскую воду) или в очаге пожара, их необходимо изъять оттуда и принять меры к сохранению информации, составить акт об изъятии и внешнем состоянии. В других случаях изъятие самописцев до прибытия комиссии запрещается. Изъятие вещественных доказательств должно производиться, как правило, совместно с представителями правоохранительных органов.
- обеспечить сохранность спецоборудования, имеющего гриф секретности, и полетной документации, находившихся на борту ВС (задание на полет, метеодокументы, штурманский бортжурнал, бортжурналы радиосвязи, полетные карты, "Сборник аэронавигационных данных аэродромов по воздушным трассам СССР - средства управления, радиотехнического обеспечения полетов", и др.);
- организовать изъятие и опечатывание записей (магнитных лент) диспетчерских магнитофонов, фотоснимков с индикаторов посадочного радиолокатора, графиков движения воздушных судов, аппаратного журнала радиообмена и учета времени работы радиотехнических средств; летных книжек, летных дел и медицинских книжек на всех членов экипажа (если ЧП связано с экипажем); формуляров воздушного судна, двигателей и агрегатов, дефектных ведомостей и карт-нарядок на техническое обслуживание, инструментов и контрольной аппаратуры, которая использовалась при подготовке воздушного судна к полету или при устранении неисправностей перед вылетов; документов, характеризующих количество и качество заправленных ГСМ (при ЧП, связанном с техническим обслуживанием, хранением и ремонтом ВС).
Примечание: указанные лица допускаются к выполнению своих обязанностей решением соответствующего руководителя по согласованию с представителем комиссии.
4.1.1.4. Вскрытие и прослушивание наземных и бортовых магнитофонов, а также вскрытие, декодирование и дешифрование записей бортовых самописцев до прибытия комиссии запрещается.
4.1.2. При повреждении воздушного судна (ПВС)
4.1.2.1. Руководителем авиапредприятия, на территории которого произошло повреждение, при необходимости вызывается представитель авиапредприятия, которому принадлежит воздушное судно.
4.1.2.2. При расследовании повреждения воздушного судна комиссией вышестоящего органа (инстанции) руководитель авиапредприятия, на территории которого произошло происшествие, до прибытия комиссии обязан:
- срочно прибыть на место ПВС;
- выявить и составить список всех свидетелей происшествия, обеспечить сбор объяснительных записок от членов экипажа и других должностных лиц, причастных к подготовке, техническому обслуживанию, наземному обеспечению и хранению воздушного судна;
- документально зафиксировать (путем фотографирования, составления схем, кроков и т.д.) вещественные доказательства, которые могут быть утрачены до прибытия комиссии.
При ПВС, последствия которого возможно устранить оперативно, без задержки рейса или с минимальной задержкой на ПВС инспекторскими органами (сменным начальником аэропорта, представителями АТБ и КВС) составляется акт, кроки места события, замер коэффициента сцепления на данной площадке, объяснительные лиц, причастных к событию, которые визируются КВС. После решения сменного инженера АТБ о пригодности ВС к продолжению полета, экипаж выпускается в рейс.
4.2. Организация и работа комиссии по расследованию
4.2.1. Формирование комиссий по расследованию наземных происшествий осуществляется инспекцией по безопасности полетов управлений ГА, на территории которого произошло ЧП, ПВС, за исключением случаев, когда событие расследуется Главной инспекцией МГА.
Комиссия по расследованию события назначается приказом по МГА, управлению, производственному объединению, предприятию, организации ГА, на территории которого произошло чрезвычайное происшествие (или наземное происшествие), в соответствии с пп. 2.1.1, 2.1.2, 2.1.3 настоящей Инструкции.
4.2.2. Комиссия состоит из председателя, заместителя председателя (для ЧП) и членов комиссии. Могут привлекаться эксперты. В состав комиссий по расследованию происшествия могут включаться:
- представители управлений ГА (предприятий), на территории которых произошло происшествие;
- представители министерства (ведомства, управления, предприятия, организации), которым принадлежат воздушное судно и экипаж;
- представители министерства (предприятия) - разработчика и изготовителя воздушного судна (двигателя, комплектующих изделий) по случаям, связанным с отказом авиатехники (по решению II ГУ Минавиапрома СССР);
- представители предприятия, на котором выполнялся последний ремонт (по решению ГУРАТ МГА);
- представители других заинтересованных министерств (ведомств), предприятий, организаций,
4.2.3. Требования к специалистам по расследованию
4.2.3.1. Специалисты, включаемые в состав комиссий, должны иметь соответствующую квалификацию и опыт работы по расследованию и не должны быть связаны с непосредственной ответственностью за происшествие.
4.2.3.2. Лица, принимающие участие в расследовании, несут ответственность за выполнение возложенных на них обязанностей, полноту и качество выполняемых ими работ, обоснованность и объективность выводов, а также за качество оформления материалов.
4.2.3.3. В интересах проведения качественного расследования наземного и чрезвычайного происшествия члены комиссии должны быть соответствующим образом подготовлены и экипированы в зависимости от климатических и метеорологических условий места события.
4.2.3.4. Предприятия и организации ГА обеспечивают бесплатно членов комиссий и привлекаемых для этих целей специалистов соответствующей одеждой, обувью, средствами индивидуальной защиты для проведения работ на месте происшествия, транспортными средствами и средствами связи; создают им все необходимые условия для работы, обеспечивают помещениями для отдыха, питания, а также обеспечивают хранение, размножение, оформление и рассылку материалов расследования.
Работа комиссии по расследованию наземного и чрезвычайного происшествия организуется по тем же принципам, что и комиссии по расследованию авиационного происшествия*(5), при этом подкомиссии и рабочие группы могут не создаваться.
4.2.4. При необходимости дополнительный вызов специалистов министерств, ведомств, предприятий, организаций и научно-исследовательских учреждений для расследования наземного и чрезвычайного происшествия осуществляется через Главную инспекцию МГА СССР или соответствующий орган министерства, ведомства, которому принадлежит воздушное судно.
4.2.5. Председатель комиссии по расследованию наземного происшествия может дать разрешение на замену отказавшего агрегата (детали) и ввод воздушного судна в строй в установленном порядке до прибытия представителей промышленности, ремпредприятия и владельца воздушного судна в случае, если в ходе расследования бесспорно установлено, что причиной наземного происшествия является отказ (неисправность) авиационной техники, который может быть устранен заменой отказавшего агрегата (детали). Отказавший агрегат (деталь) сохраняется в неприкосновенности до прибытия представителей промышленности, ремпредприятий, владельца ВС.
Ввод воздушного судна в строй осуществляется инженерно-авиационной службой в установленном порядке.
В случае направления отказавших агрегатов на исследование разрешение на ввод ВС в строй дает комиссия по расследованию наземного происшествия. Решение комиссии оформляется протоколом.
4.2.6. По результатам расследования наземного и чрезвычайного происшествия составляется акт комиссии (приложение N 4, N 5), который утверждается лицом, назначившим комиссию*(6).
4.2.7. К акту чрезвычайного происшествия прилагаются:
- приказ о назначении комиссии;
- приказ управления ГА по чрезвычайному происшествию, приказ Министра гражданской авиации или заключение начальника Главной инспекции МГА;
- протоколы заседания комиссии;
- протоколы опроса и объяснительные записки лиц, ответственных за происшествие, и свидетелей;
- медицинское освидетельствование и справка о режиме труда и отдыха лиц, ответственных за происшествие;
- кроки места происшествия;
- фотоснимки ВС, характеризующие степень разрушения или повреждения его конструкции с пояснением;
- сведения об убытках;
- формализованный отчет МАСУ "Безопасность" прилагается только к экземпляру Главной инспекции МГА.
В зависимости от характера, обстоятельств, причин и последствий чрезвычайного происшествия, а также для подтверждения выводов и заключения комиссии к акту прилагаются:
- справка о проверке состояния дел в авиапредприятии, на заводе;
- отчеты рабочих групп, материалы их расчетов, исследований, испытаний;
- документы, характеризующие прогноз погоды и фактическую погоду на месте происшествия;
- копии штормовых оповещений и предупреждений;
- схема и акт о положении тел погибших людей;
- заключение судебно-медицинских экспертов о причине смерти;
- медицинское заключение о характере и тяжести телесных повреждений и травм;
- справки о наличии в организме погибших, потерпевших и других лиц, причастных к происшествию, алкоголя, наркотиков.
4.2.8. Дела по чрезвычайным происшествиям направляются:
- в органы транспортной прокуратуры, проводящей следствие (в подлиннике);
- в Главную инспекцию МГА - дела с формализованным отчетом МАСУ "Безопасность";
- в ГосНИИ ГА;
- в управление, производственное объединение, учебное заведение, ремонтное предприятие гражданской авиации или аналогичное предприятие другого министерства (ведомства), которому принадлежит воздушное судно;
- генеральному (главному) конструктору и в II Главное управление Минавиапрома СССР по чрезвычайным происшествиям, связанным с отказами и неисправностями авиационной техники по конструктивно-производственным недостаткам;
- в Госкомгидромет, если чрезвычайное происшествие связано с метеоусловиями или неудовлетворительным метеорологическим обеспечением.
4.2.9. К акту повреждения воздушного судна прилагаются:
- приказ о назначении комиссии;
- приказ по повреждению воздушного судна;
- другие документы, удостоверяющие вывод и заключение комиссии;
- формализованный отчет.
4.2.10. Материалы расследования повреждения воздушного судна направляются:
- в ГосНИИ ГА;
- в управление (производственное объединение, учебное заведение, организацию) ГА, другие министерства, ведомства - владельцу воздушного судна;
- в Главную инспекцию МГА - формализованный отчет МАСУ "Безопасность" (по форме аналогичной для инцидента).
4.2.11. Материалы расследования чрезвычайных и наземных происшествий в 5-дневный срок после утверждения акта комиссии направляются в инстанции, определенные пп. 4.2.8, 4.2.10.
Ответственность за окончательное оформление документов и их отправку в установленные сроки возлагается на председателя комиссии по расследованию.
Организация необходимых исследований, а также размножения и рассылки материалов расследования чрезвычайных и наземных происшествий возлагается на предприятие, которому принадлежит воздушное судно или экипаж*(7). По одному экземпляру материалов остается в делах управления или авиапредприятия ГА, проводившего расследование.
Материалы расследования чрезвычайных и наземных происшествий хранятся в Главной инспекции МГА в течение пяти лет, ГосНИИ ГА - 10 лет, а у остальных адресатов - не менее двух лет. Носители информации МАСУ "Безопасность" хранятся в ГВЦ ГА и ГосНИИ ГА - постоянно.
5. Учет, анализ состояния безопасности полетов в Министерстве гражданской авиации. Разработка профилактических мероприятий
5.1. Каждое событие, связанное с отклонениями в деятельности авиационно-транспортной системы*(8), должно быть учтено и проанализировано для принятия мер по предупреждению их причин.
5.1.1. Первичный учет проводится на предприятии, которому принадлежит воздушное судно или экипаж, потерпевшие авиационное, наземное происшествия, инциденты. Обобщенный учет ведется в управлениях ГА по авиапредприятиям. Главная инспекция проводит учет событий по МГА.
5.1.2. Каждое событие должно быть классифицировано и учтено в соответствии с Руководством по эксплуатации системы МАСУ "Безопасность" МГА по всем обобщенным группам причин и причинам/факторам, выявленным в ходе расследования, и причастности к ним конкретных служб управлений и предприятий ГА.
Примечание: Последовательность изложения обобщенных групп причин и причин/факторов не отражает степени их значимости.
5.2. В предприятиях, управлениях, производственных объединениях ГА учету подлежат события, происшедшие с ВС других предприятий, управлений, министерств и ведомств, причинами которых явились ошибки, нарушения, упущения личного состава данного предприятия (управления).
Чрезвычайные, наземные происшествия и нарушения воздушного пространства числятся за теми министерствами, ведомствами, управлениями, предприятиями и службами, по вине личного состава которых они совершены.
5.2.1. В предприятиях ГA учет ведется по подразделениям и службам в специальных журналах*(9) или в системе АСУ "Безопасность-3". Общий учет ведется старшим инженером - инспектором ОAО.
5.2.2. В управлениях, производственных объединениях ГА учет ведется отделами и службами - по направлению их деятельности. Общий учет ведется инспекцией по безопасности полетов в журналах или в системе АСУ "Безопасность-2".
5.2.3. В Министерстве гражданской авиации учет осуществляется управлениями МГА по направлению деятельности. Общий учет ведется Главной инспекцией МГА через систему МАСУ "Безопасность", который является официальным.
5.3. На предприятиях ГА ежемесячно составляются донесения о состоянии безопасности полетов, в которых излагаются: авиационные, чрезвычайные, наземные происшествия, инциденты, нарушения воздушного пространства, происшедшие за истекший месяц, их причины; случаи нарушений требований по содержанию (состоянию) аэродромов, наземных средств навигации, посадки и УВД, нарушения установленных правил и упущения в работе должностных лиц; связанных с организацией, обеспечением и выполнением полетов, принятые меры и предложения по повышению уровня безопасности полетов.
5.3.1. Донесения до 5 числа месяца, следующего за отчетным, направляются в управления ГА, а также в подразделения и службы предприятия, где доводятся до личного состава на разборах.
5.4. В управлениях, производственных объединениях ГА ежеквартально составляется анализ о состоянии безопасности полетов, о недостатках в организации и обеспечении полетов, принятых мерах и эффективности проведенных профилактических мероприятий. При их составлении используются ежемесячные донесения предприятий. По анализу о состоянии безопасности полетов разрабатываются профилактические мероприятия и издается приказ по их реализации.
5.4.1. Анализ о состоянии безопасности полетов и приказы по управлению до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, направляются в ГосНИИ ГА и рассылаются в предприятия ГА для изучения и исполнения. В Главную инспекцию МГА направляются приказы по управлению. К приказам прилагаются сведения о работе инспекций по безопасности полетов.
5.5. Главная инспекция МГА (с участием ГосНИИ ГА) выпускает бюллетень безопасности полетов в гражданской авиации с рекомендациями по разработке мероприятий по повышению безопасности полетов (ежеквартально).
Проект бюллетеня состояния безопасности полетов в ГА до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, отделом учета и анализа Главной инспекции МГА и ГосНИИ ГА представляется начальнику Главной инспекции МГА на утверждение.
5.6. Рассылка бюллетеня за квартал в управления, авиапредприятия, организации ГА завершается до 30 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
5.7. Главная инспекция МГА составляет справку о состоянии безопасности полетов, причинах авиационных происшествий, инцидентов, ЧП, ПВС и нарушениях воздушного пространства за полугодие и направляет ее в управления ГА, МГА, Госавианадзор СССР до 15 числа месяца, следующего за отчетным полугодием.
5.8. Главная инспекция МГА, совместно с ГосНИИ ГА, составляет Сводный анализ состояний безопасности полетов в ГА за год. В качестве информационной базы для проведения анализа используются все материалы расследований авиационных, чрезвычайных, наземных происшествий, инцидентов, других нарушений требований безопасности полетов, результаты научно-исследовательских работ, экспертизы и данные МАСУ "Безопасность". По результатам анализа разрабатываются основные направления профилактической работы по повышению уровня безопасности полетов в ГА.
Сводный анализ представляется на утверждение Министру гражданской авиации, направляется в Госавианадзор СССР до 25 февраля, следующего за отчетным годом, и в управления (производственные объединения, Академию ГА, Ульяновский и Кременчугский центры ГА).
5.9. Для оперативного решения вопросов обеспечения безопасности полетов Главная инспекция МГА ежедекадно (11, 21, 01 числа каждого месяца) готовит оперативную информацию о состоянии безопасности полетов в ГА, направляет ее в управления Министерства гражданской авиации для принятия мер по предупреждению авиационных, чрезвычайных и наземных происшествий.
5.10. ГосНИИ ГА ежеквартально анализирует материалы расследований авиационных, чрезвычайных и наземных происшествий, инцидентов, разрабатывает рекомендации по повышению уровня безопасности полетов, представляет их в Главную инспекцию МГА для организации профилактических работ.
5.11. Управления МГА по своим направлениям на основе рекомендаций комиссий по расследованию, ГосНИИ ГА и Главной инспекции МГА разрабатывают профилактические мероприятия по предупреждению АП, ЧП, инцидентов и ПВС.
6. Расследование, учет и анализ нарушений порядка использования воздушного пространства СССР
Требования настоящего раздела распространяются на нарушения порядка использования воздушного пространства СССР (в дальнейшем нарушения), перечисленные в Перечне нарушений, подлежащих расследованию (приложение N 6), допущенных экипажами воздушных судов ГА, иностранных авиакомпаний, гражданскими секторами центров ЕС УВД СССР и органами УВД ГА СССР при диспетчерском обеспечении и управлении полетами воздушных судов всех ведомств на воздушных трассах СССР, МВЛ, установленных маршрутах и вне их, при выполнении авиационных работ и в других случаях, когда УВД осуществляли указанные органы, если эти нарушения не оговорены в ПРАПИ-88 и не затрагивают интересы других государственных и общественных организаций.
6.1. Оповещение и донесение
6.1.1. Диспетчер АДП, при получении информации о нарушениях, происшедших в районе аэродрома, передает первичное сообщение о случившемся гражданскому сектору РЦ ЕС УВД СССР своего района УВД, в Главную инспекцию МГА.
6.1.2. Гражданские секторы центров ЕС УВД СССР при получении информации о нарушениях, происшедших в их районах и зонах УВД, передают первичное сообщение о порядке подчиненности в соответствии с требованиями Положения о центрах ЕС УВД СССР.
6.1.3. Информацию о воздушных судах - нарушителях ГА СССР гражданский сектор ЗЦ ЕС УВД СССР передает в управления (ПО) и другие организации ГА, которым принадлежат эти воздушные судна.
6.1.4. Гражданский сектор ГЦ ЕС УВД СССР ежедневно к 09.00 представляет итоговое донесение нарушений за истекшие сутки в Главную инспекцию МГА для ввода в МАСУ "Безопасность" и в ГлавУВД МГА (отдел анализа и развития систем УВД).
6.1.5. Первичное сообщение о нарушении ГлавУВД МГА доводит до заинтересованных управлений МГА СССР.
6.1.6. Первичное сообщение о нарушении должно включать следующую информацию:
- дату, время (московское);
- место происшествия, район и зона УВД;
- тип и принадлежность воздушного судна;
- бортовой номер, номер рейса, маршрут полета, аэродром взлета и посадки;
- эшелон (высота) полета;
- орган УВД, непосредственно управляющий полетом;
- краткое описание нарушения.
6.1.7. Нарушения, которые затрагивают интересы двух и более министерств, ведомств и организаций, в том числе опасные сближения воздушных судов ГА с воздушными судами других ведомств, расследуются порядком, определенным Инструкцией по применению положения об использовании воздушного пространства СССР.
6.2. Организация и работа комиссии по расследованию нарушений
6.2.1. Комиссиями, назначаемыми начальниками управлений (ПО) ГА, на территории которого произошло нарушение, расследуются случаи, перечисленные в пунктах 3-8 Перечня нарушений, если МГА СССР не приняло решение о назначении комиссии Министерства, допущенных:
- экипажами воздушных судов ГА и иностранных авиакомпаний;
- гражданскими секторами центров ЕС УВД СССР и органами УВД ГА СССР при диспетчерском обеспечении и управлении полетами воздушных судов всех ведомств на воздушных трассах СССР, МВЛ, установленных маршрутах и вне их при выполнении авиационных работ и в других случаях, когда УВД осуществляли указанные органы.
Случаи нарушений, перечисленных в пунктах 3-8 Перечня нарушений, происшедшие в районе УВД Московского центра АУВД, расследуются комиссией, назначенной ГлавУВД МГА.
6.2.2. Комиссиями, назначаемыми руководителями авиапредприятий ГА, расследуются случаи нарушений, указанные в пункте I Перечня нарушений, при диспетчерском обеспечении воздушных судов, вылетающих из аэропортов этого предприятия.
6.2.3. Случаи нарушений, указанных в п. 2 Перечня нарушений, расследуются комиссиями, назначаемыми руководителями того предприятия (учебного заведения, ремонтного предприятия, организации) ГА, которому принадлежит воздушное судно.
6.2.4. В состав комиссии по расследованию нарушений включаются:
- представители заинтересованных объединений, предприятий и организаций ГА;
- представители гражданских и военных секторов центров ЕС УВД СССР;
- представители Войск ПВО и других органов Минобороны СССР, а также заинтересованных ведомств.
6.2.5. Для обеспечения надзора за объективностью и качеством расследования нарушений в комиссию могут быть направлены работники Главной инспекции, ГлавУВД МГА, которые выполняют функции надзора и пользуются правами, вытекающими из полученного задания.
6.2.6. Оперативное взаимодействие с заинтересованными организациями ГА и другими ведомствами по вопросам расследования осуществляют начальники гражданских секторов центров ЕС УВД СССР.
6.2.7. Расследование нарушений, оформление акта (приложение 2) осуществляется порядком, определенным Инструкцией по применению положения об использовании воздушного пространства СССР.
Акт утверждается лицом, назначившим комиссию по расследованию.
6.2.8. Утвержденный акт с предложениями высылается:
- в Главную инспекцию МГА;
- в ГлавУВД МГА (первый или второй экземпляр);
- в ГлавУЭАТ МГА (по нарушениям, указанным в пункте 2 Перечня нарушений);
- в управление (ПО), организацию ГА или ведомство, которому принадлежит воздушное судно.
Один экземпляр материалов остается в делах управления (ПО) ГА, на территории которого проводилось расследование.
При необходимости, материалы расследования нарушений направляются в территориальные органы прокуратуры.
Материалы расследования нарушений хранятся в ГлавУВД МГА в течение 10 лет, у остальных адресатов - не менее двух лет.
6.2.9. Общий срок расследования нарушения, исчисляемый с момента подачи первоначального донесения до утверждения акта расследования, не должен превышать 10 суток. Контроль за сроком и качеством расследования нарушений возлагается на Главную инспекцию МГА.
6.3. Учет, анализ нарушений, разработка мероприятий по результатам их расследования
6.3.1. Учет нарушений осуществляется в управлениях (ПО), предприятиях и организациях ГА, гражданских секторах центров ЕС УВД СССР в соответствии с требованиями Инструкции по применению положения об использовании воздушного пространства СССР. В Главной инспекции МГА учет ведется в системе МАСУ "Безопасность".
6.3.2. Полугодовые анализы нарушений гражданские секторы ЗЦ (ВЦ) ЕС УВД СССР представляют в Главную инспекцию и ГлавУВД МГА к 15 июля и 15 января.
6.3.3. С целью проведения работы по предупреждению нарушений на ГлавУВД МГА возлагается:
- учет первоначальных донесений о нарушениях;
- рассмотрение результатов исследования нарушений;
- рассмотрение рекомендаций комиссии по расследованию нарушений;
- оценка эффективности ранее разработанных мероприятий и выработка предложений по направлению профилактической работы;
- обобщение, систематизация и анализ данных о нарушениях с разработкой рекомендаций;
- разработка полугодовых анализов нарушений, допущенных экипажами воздушных судов и органами УВД ГА СССР.
Начальник Главной инспекции |
Н.В. Рыжаков |
______________________________
*(1) в дальнейшем - Инструкции
*(2) см. приложение 7
*(3) в дальнейшем - Главная инспекция МГА
*(4) Прокуратура и КГБ информируются только по ЧП
*(5) пункт 2.4. ПРАПИ-88
*(6) акт расследования ЧП комиссией МГА утверждается начальником Главной инспекции МГА
*(7) эти требования относятся и при оформлении инцидентов
*(8) авиационные, чрезвычайные и наземные происшествия, инциденты, нарушения воздушного пространства
*(9) при ведении журналов учета авиационных, наземных и чрезвычайных происшествий, инцидентов руководствоваться организационно-методическими указаниями по работе инспекторских органов ГА
Министр гражданской авиации СССР |
А.Н. Волков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Инструкция по расследованию чрезвычайных, наземных происшествий с воздушными судами Министерства гражданской авиации и нарушений воздушного пространства СССР (утв. МГА СССР 11 августа 1989 г. N 26/и)
Текст инструкции официально опубликован не был
Приказом Минтранса России от 4 декабря 2020 г. N 541 настоящий документ признан утратившим силу с 4 декабря 2020 г.