Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ДОКУМЕНТ

Приложение. Порядок проведения ежегодной проверки годового отчета об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации Федеральной службой финансово-бюджетного надзора

Приложение

 

Порядок
проведения ежегодной проверки годового отчета об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации Федеральной службой финансово-бюджетного надзора

ГАРАНТ:

См. Порядок проведения ежегодной проверки годового отчета об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации Федеральным казначейством, утвержденный приказом Минфина России от 14 октября 2016 г. N 185н

I. Общие положения

 

1. Настоящий Порядок проведения ежегодной проверки годового отчета об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации направлен на реализацию положения подпункта 4 пункта 4 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации и регламентирует деятельность Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (далее - Служба) по проведению ежегодных проверок годовых отчетов об исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации.

2. Деятельность Службы по проведению ежегодных проверок годовых отчетов об исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации (далее - проверка) основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости, профессиональной компетентности, достоверности результатов и гласности.

3. Проверке подлежат годовые отчеты об исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации (далее - предмет проверки), определяемых в соответствии с пунктом 4 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - субъект Российской Федерации).

4. Целями проверки являются:

а) определение соответствия организации исполнения бюджета субъекта Российской Федерации требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;

б) установление достоверности показателей отчета об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации за отчетный финансовый год, документов и материалов, представляемых одновременно с ним;

в) установление соответствия фактического осуществления мер по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта Российской Федерации положениям соглашения с Министерством финансов Российской Федерации о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта Российской Федерации (далее - Соглашение).

5. Объектами проверки являются:

а) финансовый орган субъекта Российской Федерации;

б) главные распорядители средств бюджета субъекта Российской Федерации, главные администраторы доходов бюджета субъекта Российской Федерации, главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации (далее - главные администраторы средств бюджета субъекта Российской Федерации).

6. Проверка проводится уполномоченными должностными лицами центрального аппарата и (или) территориального органа Службы по месту нахождения объектов проверки.

7. Должностные лица центрального аппарата и (или) территориального органа Службы, уполномоченные на проведение проверки (далее - проверочная группа), имеют право:

а) запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в письменной форме информацию, документы и материалы, объяснения в письменной и устной формах, необходимые для проведения проверки;

б) при осуществлении проверок беспрепятственно по предъявлении служебных удостоверений и удостоверения проверки посещать помещения и территории, которые занимают объекты проверки, требовать предъявления поставленных товаров, результатов выполненных работ, оказанных услуг;

в) проводить экспертизы, необходимые при проведении проверки, и (или) привлекать независимых экспертов для проведения таких экспертиз.

8. Члены проверочной группы обязаны:

а) своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по проверке годового отчета об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации;

б) соблюдать требования нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности;

в) знакомить руководителя или уполномоченное должностное лицо объекта проверки с копией приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) Службы (территориального органа) о проведении проверки, с удостоверением проверки, а также с результатами проведения проверки;

г) при выявлении факта совершения действия (бездействия), содержащего признаки состава преступления, направлять в правоохранительные органы информацию о таком факте и (или) документы и иные материалы, подтверждающие такой факт.

9. Запросы о представлении информации, документов и материалов, необходимых для проведения проверки, вручаются представителю объекта проверки либо направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным способом, свидетельствующим о дате его получения адресатом, в том числе с применением автоматизированных информационных систем.

10. Срок представления информации, документов и материалов устанавливается в запросе и исчисляется с даты получения запроса. При этом такой срок составляет не менее 3 рабочих дней.

11. Документы, материалы и информация, необходимые для проведения проверки, представляются в подлиннике или копиях, заверенных объектами проверки в установленном порядке.

12. По фактам непредставления или несвоевременного представления должностными лицами объектов проверки информации, документов и материалов, запрошенных при проведении проверки, руководитель проверочной группы составляет акт.

13. Все документы, составляемые членами проверочной группы в рамках проверки, приобщаются к материалам проверки, учитываются и хранятся в установленном порядке, в том числе с применением автоматизированной информационной системы.

II. Планирование и назначение проверок

 

14. Министерство финансов Российской Федерации ежегодно, не позднее 25 ноября текущего финансового года, направляет в Службу Перечень субъектов Российской Федерации, отчет об исполнении бюджетов которых подлежит проверке (далее - Перечень).

15. На основании Перечня Служба составляет План проведения проверок годовых отчетов об исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации (далее - План).

16. План должен содержать наименования проверок, наименования субъектов Российской Федерации, в которых планируется проверка, сроки проведения проверок, наименования структурных подразделений центрального аппарата и (или) территориальных органов Службы, ответственных за проведение проверки.

17. Не позднее 1 февраля очередного финансового года План доводится до указанных в нем территориальных органов Службы.

18. Проверка назначается и проводится на основании приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) Службы (территориального органа) о проведении проверки.

19. В приказе (распоряжении) руководителя (заместителя руководителя) Службы (территориального органа) о проведении проверки указываются:

а) наименование проверки;

б) полные и сокращенные наименования объектов проверки;

в) основание проведения проверки;

г) состав проверочной группы с указанием руководителя проверочной группы;

д) дата начала проверки и срок ее проведения;

е) должность, фамилия и инициалы уполномоченного должностного лица, назначившего проверку;

ж) должности, фамилии и инициалы специалистов, экспертов в случае их привлечения к проведению проверки.

20. В случае изменения количества объектов проверки в приказ (распоряжение) руководителя (заместителя руководителя) Службы (территориального органа) о проведении проверки вносятся соответствующие изменения.

21. На основании приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) Службы (территориального органа) о проведении проверки оформляется удостоверение проверки.

22. Удостоверение проверки содержит следующие сведения:

а) состав проверочной группы с указанием ее руководителя, сведения о привлеченных к проверке специалистах, экспертах, представителях экспертной организации (в случае их привлечения);

б) реквизиты приказа (распоряжения) о проведении проверки.

III. Проведение проверки и оформление ее результатов

 

23. В рамках достижения целей проверки осуществляются проверочные действия по документальному изучению деятельности объектов проверки (далее - проверочные действия) в отношении:

а) планирования бюджета;

б) подготовки бюджета (внесения в него изменений);

в) рассмотрения и утверждения бюджета;

г) отражения в документах планирования и утверждения бюджета требований Соглашения;

д) исполнения бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и Соглашением;

е) формирования документов, указанных в пункте 25 настоящего Порядка;

ж) исполнения бюджетных полномочий по государственному финансовому контролю.

24. По решению руководителя проверочной группы может быть проведена экспертиза.

25. В ходе проведения проверки осуществляется изучение следующих документов, содержащих данные и информацию о предмете проверки:

а) нормативные правовые акты и иные документы, регламентирующие процесс исполнения бюджета субъекта Российской Федерации;

б) сводная бюджетная роспись;

в) реестр расходных обязательств субъекта Российской Федерации и реестры расходных обязательств главных распорядителей средств бюджета субъекта Российской Федерации;

г) прогноз поступлений доходов в бюджет субъекта Российской Федерации;

д) первичные документы, подтверждающие операции на счетах по учету доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации, регистры бюджетного учета, документы, являющиеся основанием для постановки на учет (снятия с учета) долговых обязательств субъектов Российской Федерации, финансовая отчетность, подтверждающая совершение операций со средствами бюджета субъекта Российской Федерации;

е) годовая бюджетная отчетность главного администратора средств бюджета субъекта Российской Федерации;

ж) отчетность, предусмотренная бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, в том числе нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

26. Срок проведения проверочных действий составляет не более 40 рабочих дней и исчисляется с момента предъявления удостоверения проверки и до дня составления справки о завершении проверочных действий (далее - Справка).

27. Проведение проверочных действий может быть приостановлено руководителем (заместителем руководителя) Службы (территориального органа) на основании мотивированного обращения руководителя проверочной группы:

а) при отсутствии бухгалтерского (бюджетного) учета у объекта проверки или нарушении объектом проверки правил ведения бухгалтерского (бюджетного) учета, делающим невозможным дальнейшее проведение проверки, - на период восстановления объектом проверки документов, необходимых для проведения проверки, а также приведения объектом проверки в надлежащее состояние документов учета и отчетности;

б) на период организации и проведения экспертиз;

в) в случае непредставления объектом проверки информации, документов и материалов, и (или) представления неполного комплекта истребуемых информации, документов и материалов, и (или) воспрепятствования проведению проверки, и (или) уклонения от проверки;

г) при необходимости обследования имущества и (или) документов, находящихся не по месту нахождения объекта проверки;

д) при наличии обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее проведение проверки по причинам, не зависящим от проверочной группы, включая наступление обстоятельств непреодолимой силы.

28. На время приостановления проведения проверочных действий течение срока их проведения прерывается, но не более чем на 180 рабочих дней.

29. После устранения причин, явившихся основанием приостановления проверочных действий, указанные действия подлежат возобновлению.

30. Руководитель (заместитель руководителя) Службы (территориального органа) на основании мотивированного обращения руководителя проверочной группы может продлить проведение проверочных действий на срок не более 60 рабочих дней в случаях:

а) увеличения количества объектов проверки (за исключением финансового органа субъекта Российской Федерации);

б) проведения проверки объекта проверки, имеющего большое количество (более трех) территориальных органов и (или) обособленных структурных подразделений;

в) получения в ходе проведения проверочных действий информации, свидетельствующей о наличии у объекта проверки нарушений законодательства Российской Федерации и требующей дополнительного изучения.

31. Решение о приостановлении, возобновлении или продлении проверочных действий оформляется приказом (распоряжением) Службы (территориального органа).

32. После окончания действий, предусмотренных пунктами 23, 24 и 25 настоящего Порядка, и иных мероприятий, проводимых в рамках проверки, руководитель проверочной группы не позднее последнего дня срока проведения проверочных действий подписывает Справку.

33. Справка составляется в отношении каждого объекта проверки, в котором осуществлялись проверочные действия. Последней составляется Справка в отношении финансового органа субъекта Российской Федерации.

34. Не позднее 15 рабочих дней со дня подписания Справки в отношении финансового органа субъекта Российской Федерации составляется акт проверки.

35. Руководитель проверочной группы вручает (направляет) акт проверки финансовому органу субъекта Российской Федерации в течение 3 рабочих дней со дня его подписания. День подписания акта проверки является днем окончания проверки.

36. Финансовый орган субъекта Российской Федерации вправе представить письменные возражения на акт проверки в течение 15 рабочих дней со дня его получения. Указанные возражения прилагаются к материалам проверки.

IV. Представление заключения Службы на годовой отчет об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации за отчетный финансовый год

 

37. На основании акта проверки и иных ее материалов в течение 45 рабочих дней с даты окончания проверки руководителем проверочной группы составляется заключение на годовой отчет об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации за отчетный финансовый год (далее - Заключение).

38. Заключение должно содержать вывод о достоверности отчета об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации за отчетный финансовый год.

39. В Заключении приводятся результаты проверки, подтверждающие:

а) соответствие нормативных правовых актов (правовых актов главных администраторов средств бюджета субъекта Российской Федерации), регулирующих вопросы организации бюджетного процесса в субъекте Российской Федерации, требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;

б) соблюдение (несоблюдение) соглашения о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета в части:

неустановления и неисполнения расходных обязательств, не связанных с решением вопросов, отнесенных к полномочиям органов власти субъектов Российской Федерации;

непревышения нормативов формирования расходов на оплату труда государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации и (или) содержание органов государственной власти субъекта Российской Федерации;

отсутствия по состоянию на первое число каждого месяца отчетного года просроченной кредиторской задолженности консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации по оплате труда работников бюджетной сферы, государственным пособиям гражданам, имеющим детей, платежам на обязательное медицинское страхование неработающего населения, реализации мер социальной поддержки, установленных законодательством субъекта Российской Федерации для ветеранов труда, тружеников тыла, лиц, подвергшихся политическим репрессиям;

отсутствия решений по повышению оплаты труда государственным служащим субъекта Российской Федерации и служащим муниципальных образований сверх размеров, предусмотренных для соответствующих категорий федеральных должностей;

иных условий, направленных на повышение эффективности использования бюджетных средств.

В Заключении также приводятся:

данные о соответствии показателей бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств показателям годового отчета об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации за отчетный финансовый год;

результаты сравнения данных проверки Службы и соответствующих показателей бюджетной отчетности главных администраторов средств бюджета субъекта Российской Федерации, проведенного в целях подтверждения полноты и достоверности бюджетной отчетности главных администраторов средств бюджета субъекта Российской Федерации;

выявленные отклонения отчета об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации за отчетный финансовый год от установленных показателей бюджета субъекта Российской Федерации и предложения, направленные на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса.

40. Заключение рассматривается и утверждается руководителем (заместителем руководителя) Службы (территориального органа) и направляется в финансовый орган субъекта Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации не позднее 10 рабочих дней со дня его утверждения.

V. Порядок контроля за проведением проверки

 

41. Контроль за соблюдением и исполнением должностными лицами Службы (территориального органа) положений настоящего Порядка, а также за принятием ими решений при проведении проверки годового отчета об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации организуется руководителем (заместителем руководителя) Службы.

42. В ходе проведения проверки руководитель проверочной группы ежедневно осуществляет контроль за работой проверочной группы, несет ответственность за проведение проверки с надлежащим качеством и в установленные сроки.

43. Контроль качества и полноты исполнения настоящего Порядка осуществляется руководителем (заместителем руководителя) Службы путем рассмотрения жалоб на действия (бездействие) членов проверочной группы. При этом могут рассматриваться все вопросы, связанные с исполнением настоящего Порядка членами проверочной группы.

44. В случае выявления нарушений положений настоящего Порядка и иных нормативных правовых актов должностные лица Службы (территориального органа) несут ответственность за решения и действия (бездействие), принимаемые (осуществляемые) в процессе исполнения настоящего Порядка, в соответствии с законодательством Российской Федерации.