Письмо Минфина России от 22 апреля 2014 г. N 02-01-09/18696
Департамент бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел письмо Министерства обороны Российской Федерации от 7 октября 2013 г. N 211/1171 по вопросам, связанным с формированием государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ) федеральными бюджетными учреждениями, и сообщает.
Прежде всего, необходимо отметить, что сферы деятельности бюджетных учреждений, за исключением микрофинансовой деятельности, законодательством Российской Федерации не ограничены.
Бюджетные учреждения в силу своей специфики могут оказывать государственные (муниципальные) услуги в соответствии с Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Закон N 83-ФЗ) и (или) Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон N 210-ФЗ), которые имеют разный предмет регулирования и направлены на разные сферы применения.
Закон N 83-ФЗ регламентирует предоставление государственными (муниципальными) учреждениями гарантированных государством услуг в соответствии с государственным (муниципальным) заданием на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), в то время как Закон N 210-ФЗ регламентирует предоставление административных услуг (действий), предусмотренных административными регламентами в рамках исполнения государственных (муниципальных) функций.
При этом Законом N 83-ФЗ не установлено ограничение для осуществления бюджетными учреждениями основных видов деятельности в интересах органов государственной власти, органов местного самоуправления, в том числе, осуществляющих функции и полномочия учредителя в отношении данных учреждений, или других учреждений.
К таким видам деятельности могут относиться работы, например, по обеспечению функционирования информационных ресурсов, подготовке аналитических материалов, необходимых для разработки проектов нормативных актов, выполнению научных исследований, экспертизе документов, качества и т.д., содержанию специальных объектов имущества, благоустройству территории, проведению программных мероприятий и т.д.
Следует отметить, что государственные (муниципальные) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) для бюджетных учреждений формируются в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования исключительно для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления.
Решение об оказании услуг (выполнении работ) федеральным бюджетным учреждением в качестве основных видов деятельности учреждения принимает федеральный орган государственной власти, осуществляющий функции и полномочия учредителя, путем утверждения в уставе учреждения исчерпывающего перечня видов деятельности (в том числе платной и не относящейся к основной), которые учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано.
Учитывая, что финансовые отношения с бюджетными учреждениями основаны не только на гражданском праве, но и на административном (властном) подчинении одной стороны другой, федеральные бюджетные учреждения не должны принимать участие в конкурсах и аукционах, проводимых в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд федеральными органами государственной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя учреждений, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг.
Кроме того необходимо иметь в виду, что на основании положений статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", вступившей в силу с 1 января 2014 года, бюджетные и автономные учреждения осуществляют полномочия заказчика по заключению и исполнению контрактов самостоятельно. При этом полномочиями по осуществлению централизованных закупок на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для соответствующих заказчиков - бюджетных и автономных учреждений могут наделяться только уполномоченные органы государственной власти, органы местного самоуправления и казенные учреждения.
Директор Департамента бюджетной методологии |
С.В. Романов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Сферы деятельности бюджетных учреждений, за исключением микрофинансовой деятельности, законодательством не ограничены.
Законодательством не установлено ограничение для осуществления бюджетными учреждениями основных видов деятельности в интересах органов госвласти, местного самоуправления.
К таким видам деятельности могут относиться работы, например, по обеспечению функционирования информационных ресурсов, подготовке аналитических материалов, необходимых для разработки проектов нормативных актов, выполнению научных исследований, экспертизе документов, качества, по содержанию специальных объектов имущества, благоустройству территории, проведению программных мероприятий и т. д.
Финансовые отношения с бюджетными учреждениями основаны не только на гражданском праве, но и на административном (властном) подчинении одной стороны другой. Поэтому ФБУ не должны принимать участие в конкурсах и аукционах, проводимых в порядке, установленном законодательством о размещении заказов для госнужд, федеральными органами госвласти, осуществляющими функции и полномочия учредителя учреждений.
С 1 января 2014 г. бюджетные и автономные учреждения осуществляют полномочия заказчика по заключению и исполнению контрактов самостоятельно. При этом полномочиями по осуществлению централизованных закупок на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для соответствующих заказчиков - бюджетных и автономных учреждений могут наделяться только уполномоченные органы госвласти, местного самоуправления и казенные учреждения.
Письмо Минфина России от 22 апреля 2014 г. N 02-01-09/18696
Текст письма официально опубликован не был