В соответствии с Положением о Федеральной службе по тарифам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. N 332, и Правилами рассмотрения разногласий, возникающих между органами, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок на товары и услуги организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2007 г. N 208, на основании заявления МБУ "Исток" (N ФСТ-35713-31 от 24.12.2014 г.), рассмотрев разногласия между МБУ "Исток" (далее - Заявитель) и Региональной энергетической комиссией - департаментом цен и тарифов Краснодарского края (далее - РЭК) по приказу Региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 08.12.2014 г. N 58/2014-окк "Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение", установлено следующее.
Тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения регулируются в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон).
В соответствии с пунктом 2 статьи 32 Федерального закона порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, устанавливается основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 г. N 406 утверждены основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования).
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 г. N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 г. N 1746-э утверждены методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Методические указания).
В соответствии с пунктом 15 Методических указаний при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) в необходимую валовую выручку регулируемой организации включаются планируемые на очередной период регулирования производственные расходы, ремонтные расходы, включая расходы на текущий и капитальный ремонт, административные расходы, сбытовые расходы гарантирующих организаций, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, расходы на арендную плату, лизинговые платежи, концессионную плату в отношении централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения или их отдельных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расходы, связанные с оплатой налогов и сборов, нормативная прибыль, расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации.
В соответствии с пунктом 17 Методических указаний при определении расходов на оплату труда в порядке приоритетности используются следующие сведения: параметры отраслевого тарифного соглашения; параметры трехстороннего соглашения, заключенного представителями работников, работодателей и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления (региональное отраслевое соглашение); размер фонда оплаты труда в последнем расчетном периоде регулирования и фондов оплаты труда в других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные регулируемые виды деятельности в сопоставимых условиях, плановое значение индекса потребительских цен; условия коллективного договора; прогнозный индекс потребительских цен.
Разногласия по статье "Расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды, в том числе налоги и сборы" между сторонами заключаются в численности ремонтного и административно-управленческого персонала и величине средней заработной платы вышеуказанных видов персонала, учтенной РЭК при расчете тарифов на 2015 г. Разногласия по размеру страховых взносов, применяемых при расчете отчислений на социальные нужды, между сторонами отсутствуют.
При расчете плановой численности административно-управленческого персонала для МБУ "Исток" РЭК скорректирована численность экономиста в сторону уменьшения путем исключения 0,1 ед. и учтена при расчете тарифов только 1 ед., а также не учтена предложенная МБУ "Исток" 0,5 ед. медработника, предусмотренного штатным расписанием МБУ "Исток" на 2015 г. В части расчета плановой численности ремонтного персонала РЭК скорректирована численность водителя в сторону уменьшения (МБУ "Исток" предложена 1 ед. водителя) и учтена на уровне 0,5 ед., так как данная единица используется для оказания прочих видов деятельности.
Из анализа представленных расчетов плановой численности персонала МБУ "Исток" сделан вывод о том, что при расчете численности административно-управленческого персонала РЭК обоснованно руководствовалась Рекомендациями по нормированию труда работников водопроводно-канализационного хозяйства, утвержденными приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике от 22.03.1999 г. N 66, и подход органа регулирования в части неучета 0,1 ед. экономиста, так как нормативная численность экономиста, рассчитанная МБУ "Исток" в соответствии с вышеуказанным документом, составила 1 ед., а также неучета 0,5 ед. медработника не противоречит законодательству Российской Федерации, так как данная единица не предусмотрена вышеуказанными Рекомендациями по нормированию труда работников водопроводно-канализационного хозяйства. Таким образом, в части увеличения численности административно-управленческого персонала заявленные на рассмотрение разногласий в ФСТ России требования Заявителя не подлежат удовлетворению.
РЭК некорректно исключила численность в размере 0,5 ед. водителя из состава плановой численности ремонтного персонала МБУ "Исток" в связи с тем, что данную единицу следовало распределить пропорционально объему выручки от регулируемого и нерегулируемого видов деятельности за последний подтвержденный бухгалтерской и статистической отчетностью период регулирования. Расчет распределения численности водителя пропорционально выручке фактически полученной в 2013 г. подтверждает частичную обоснованность требований Заявителя в части увеличения численности водителя в составе ремонтного персонала.
Для анализа обоснованности требований Заявителя произведен расчет величины средней заработной платы ремонтного и административно-управленческого персонала МБУ "Исток" с учетом Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2014-2016 годы (далее - Отраслевое тарифное соглашение), исходя из минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда, выплат, связанных с режимом работы основного производственного и цехового персонала в размере 12,5%.
Так как при расчете величины средств на оплату труда ремонтного персонала, произведенном с учетом Отраслевого тарифного соглашения, величина средней заработной платы сложилась ниже заявленной МБУ "Исток" на рассмотрение разногласий в ФСТ России, но выше рассчитанной РЭК при установлении тарифов на 2015 г., требования Заявителя в части увеличения средней заработной платы ремонтного персонала МБУ "Исток" признаны частично обоснованными на уровне, рассчитанном с учетом Отраслевого тарифного соглашения.
В ходе анализа представленных сторонами расчетов отмечено, что величина средней заработной платы административно-управленческого персонала по аналогичным организациям, осуществляющим деятельность в сопоставимых условиях с МБУ "Исток" на территории Краснодарского края, превышает величину средней заработной платы административно-управленческого персонала Заявителя, учтенную РЭК при расчете тарифов на услуги водоснабжения на 2015 г. С учетом того, что заявленная МБУ "Исток" величина средней заработной платы административно-управленческого персонала ниже величины средней заработной платы, рассчитанной с учетом Отраслевого тарифного соглашения, требования Заявителя в части увеличения средней заработной платы административно-управленческого персонала признаны обоснованными в полном объеме.
Величина средств на отчисления на социальные нужды ремонтного и административно-управленческого персонала рассчитана с учетом частичного удовлетворения требований Заявителя в части увеличения плановой численности ремонтного персонала и средней заработной платы ремонтного и административно-управленческого персонала МБУ "Исток".
В соответствии с пунктом 18 Методических указаний в составе производственных расходов учитываются расходы на приобретаемые электрическую энергию (мощность), тепловую энергию, другие виды энергетических ресурсов и холодную воду.
В соответствии с пунктом 20 Методических указаний расходы регулируемой организации на приобретаемые электрическую энергию (мощность), тепловую энергию (мощность), другие виды энергетических ресурсов, холодную воду, теплоноситель определяются как сумма произведений расчетных экономически (технологически, технически) обоснованных объемов приобретаемых электрической энергии (мощности), тепловой энергии (мощности), других видов энергетических ресурсов холодной воды на соответственно плановые (расчетные) цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), тепловую энергию (мощность), другие виды энергетических ресурсов, холодную воду. Объемы приобретаемой электрической энергии (мощности), тепловой энергии (мощности) определяются с учетом показателей надежности, качества, энергетической эффективности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, определенных в установленном порядке.
Разногласия по статье "Расходы на энергетические ресурсы и холодную воду (электроэнергия)" заключаются в величине удельной нормы расхода электроэнергии, необходимой для подъема 1 м3 воды. На основании того, что расчет величины удельной нормы расхода электроэнергии обоснованно произведен РЭК на основании перечня оборудования, которое на момент установления тарифов 2015 г. было введено в эксплуатацию и фактически использовалось Заявителем в 2014 г., и исходя из того, что установленное насосное оборудование эксплуатируется без нарушений и в пределах рабочей зоны, Заявителю отказано в удовлетворении требований по статье "Расходы на энергетические ресурсы и холодную воду (электроэнергия)" в части увеличения удельного расхода электроэнергии необходимой для подъема 1 м3 воды.
В соответствии с пунктом 31 Методических указаний при определении необходимой валовой выручки учитываемая нормативная прибыль включает в себя: 1) средства на возврат займов и кредитов, проценты по займам и кредитам, привлекаемым на реализацию инвестиционной программы и пополнение оборотных средств, с учетом предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации особенностей отнесения к расходам процентов по долговым обязательствам; 2) расходы на капитальные вложения (инвестиции) на период регулирования, определяемые на основе утвержденных инвестиционных программ, за исключением процентов по займам и кредитам, привлекаемым на реализацию мероприятий инвестиционной программы, учтенных в стоимости таких мероприятий; 3) расходы на социальные нужды, предусмотренные коллективными договорами.
В соответствии с пунктом 32 Методических указаний величина нормативной прибыли при расчете необходимой валовой выручки с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) не может превышать 7 процентов от суммы включаемых в необходимую валовую выручку расходов.
Разногласия по статье "Нормативная прибыль" заключаются в невключении РЭК в необходимую валовую выручку средств на выплату материальной помощи работникам МБУ "Исток", ввиду отсутствия подтверждений об экономической обоснованности и фактически понесенных расходах в предыдущих периодах регулирования.
Из анализа представленных на рассмотрение разногласий материалов следует, что в соответствии с пунктом 5 Положения об оплате работников МБУ "Исток" единовременные выплаты при предоставлении ежегодного отпуска и материальной помощи в размере 4-х должностных окладов на каждого работника осуществляются при финансовой возможности и не носят обязательный характер. На основании вышеизложенного требования Заявителя по статье "Нормативная прибыль" не подлежат удовлетворению.
Из анализа представленных на разногласия материалов по статье "Экономически необоснованные расходы 2013 г. (корректировка)" следует, что при проведении тарифной кампании 2015 г. РЭК на основании анализа результатов деятельности МБУ "Исток" 2013 г. и руководствуясь пунктом 16 Основ ценообразования, исключила из необходимой валовой выручки расходы, направленные предприятием на оплату электроэнергии для подъема воды, приходящейся на сверхнормативные потери воды. При расчете величины средств, подлежащей исключению по статье "Экономически необоснованные расходы 2013 г. (корректировка)", РЭК исходила из фактического объема реализации услуг водоснабжения, подтвержденного бухгалтерской и статистической отчетностью, фактически понесенных затрат на покупку электроэнергии, необходимой для подъема 1 м3 воды, определенных как произведение фактических объемов электроэнергии на фактический тариф 2013 г., а также планового объема нормативных потерь воды в системах коммунального водоснабжения МБУ "Исток", учтенного РЭК при расчете тарифов 2015 г. и фактической величины удельного расхода электроэнергии 2013 г.
В рамках рассмотрения разногласий проанализированы материалы, представленные сторонами разногласий, и сделан вывод, что РЭК при расчете величины экономически необоснованных расходов, подлежащей исключению из необходимой валовой выручки 2015 г. Заявителя, некорректно применила фактически сложившийся показатель удельной нормы энергопотребления, необходимый для подъема 1 м3 воды, а также рассчитанную на 2015 г. плановую величину объема потерь воды в системах коммунального водоснабжения МБУ "Исток", так как при расчете средств по статье "Экономически необоснованные расходы 2013 г. (корректировка)" следовало применять плановые величины удельных расходов электроэнергии и потерь воды, учтенных РЭК при расчете тарифов на 2013 г. На основании вышеуказанного произведен расчет с учетом плановых показателей, рассчитанных РЭК при установлении тарифов на услуги водоснабжения для Заявителя на 2013 г. Расчет средств по статье "Экономически необоснованные расходы 2013 г. (корректировка)", выполненный с учетом плановых показателей, учтенных РЭК при расчете тарифов 2013 г., подтверждает частичную обоснованность требований Заявителя по данной статье.
На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты рассмотрения данного вопроса на согласительном совещании (протокол от 29 апреля 2015 г. N ЕП-153), приказываю:
1. Признать экономически обоснованным размер расходов, учитываемых при установлении тарифов на услуги водоснабжения для потребителей МБУ "Исток", по следующим статьям затрат:
- "Расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды, в том числе налоги и сборы" - 3 290 тыс. руб.;
- "Экономически необоснованные расходы 2013 г. (корректировка)" - 12 тыс. руб.;
В остальной части разногласий отказать в удовлетворении требований МБУ "Исток".
2. Органу исполнительной власти Краснодарского края в области государственного регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения:
- установить тарифы на услуги водоснабжения для потребителей МБУ "Исток" на 2015-2016 гг. с учетом пункта 1 настоящего приказа (дополнительному учету подлежат экономически обоснованные расходы, не учтенные, неправомерно исключенные Региональной энергетической комиссией - департаментом цен и тарифов Краснодарского края, в общей сумме 582 тыс. руб., в том числе по следующим статьям затрат: "Расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды, в том числе налоги и сборы" - 334 тыс. руб.; "Экономически необоснованные расходы 2013 г. (корректировка)" - 248 тыс. руб.);
- проинформировать Федеральную службу по тарифам об исполнении настоящего приказа в части установления тарифов на услуги водоснабжения для МБУ "Исток" на 2015 г. в течение 1 месяца с даты принятия настоящего приказа, в части установления тарифов на услуги водоснабжения для МБУ "Исток" на 2016 г. - в течение 10 рабочих дней с даты принятия соответствующих решений Региональной энергетической комиссией - департаментом цен и тарифов Краснодарского края, представив информацию и документы согласно приложению к настоящему приказу.
Руководитель Федеральной |
С. Новиков |
Приложение
к приказу Федеральной службы по тарифам
от 30 апреля 2015 г. N 836-э
1. Копии решений органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере водоснабжения об установлении тарифов для МБУ "Исток" на 2015-2016 гг.
2. Копии протоколов (выписок из протоколов) заседания правления (коллегии) органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере водоснабжения об установлении тарифов, на котором принималось указанное в пункте 1 настоящего приложения решение об установлении тарифов.
3. Сметы расходов, учтенных при установлении тарифов, указанных в пункте 1 настоящего приложения, с выделением статей затрат и величины учтенных расходов.
4. Пояснительные записки органа регулирования в части установления организации тарифов на услуги водоснабжения на 2015-2016 гг. с указанием в них сведений о том, по какой именно статье затрат был осуществлен дополнительный учет расходов, или обоснованием, почему эти расходы не были учтены.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной службы по тарифам от 30 апреля 2015 г. N 836-э "О рассмотрении разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, органами местного самоуправления, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса, между МБУ "Исток" и Региональной энергетической комиссией - департаментом цен и тарифов Краснодарского края"
Текст приказа опубликован в Информационном бюллетене Федеральной службы по тарифам от 15 мая 2015 г. N 17