Глава 2. Требования, направленные на снижение рисков при осуществлении клиринговой деятельности
Пункт 2.1 изменен с 1 сентября 2018 г. - Указание Банка России от 15 марта 2018 г. N 4738-У
2.1. Клиринговая организация назначает должностное лицо или формирует отдельное структурное подразделение, ответственное за организацию системы управления рисками, за исключением регуляторного риска. Для указанного должностного лица (руководителя отдельного структурного подразделения) клиринговая организация должна являться основным местом работы.
Положение дополнено пунктом 2.1.1 с 1 сентября 2018 г. - Указание Банка России от 15 марта 2018 г. N 4738-У
2.1.1. При возникновении события, в результате которого, помимо регуляторного риска, может (могут) реализоваться иной (иные) вид (виды) риска, ответственность за управление такими видами риска несет должностное лицо (отдельное структурное подразделение), ответственное за организацию системы управления рисками клиринговой организации.
2.2. Должностное лицо (отдельное структурное подразделение), ответственное за организацию системы управления рисками в клиринговой организации, не может осуществлять функции, которые не связаны с управлением или организацией управления рисками. Должностное лицо (отдельное структурное подразделение), ответственное за организацию системы управления рисками в клиринговой организации, должно быть подотчетно совету директоров (наблюдательному совету) клиринговой организации.
2.3. Должностное лицо (руководитель отдельного структурного подразделения), ответственное за организацию системы управления рисками в клиринговой организации, может входить в состав создаваемых клиринговой организацией комитетов и комиссий, не являющихся структурными подразделениями клиринговой организации.
Пункт 2.4 изменен с 9 августа 2021 г. - Указание Банка России от 15 июня 2021 г. N 5816-У
2.4. Клиринговая организация в рамках создания системы управления рисками также должна обеспечивать:
доступ лиц, ответственных за управление рисками в клиринговой организации, ко всей информации (документам), необходимой (необходимым) для управления рисками;
документальную фиксацию фактов возникновения рисков клиринговой организации и воздействия на них, а также хранение информации, используемой для управления рисками, включая условия договоров, обязательства из которых допущены к клирингу с участием центрального контрагента, в течение не менее 10 лет;
наличие системы внутренней отчетности о рисках клиринговой организации и об их оценке, предусматривающей направление соответствующих отчетов совету директоров (наблюдательному совету) на ежеквартальной основе, единоличному и коллегиальному исполнительным органам на ежемесячной основе;
непрерывный контроль за управлением рисками клиринговой организации и соответствием предпринимаемых мер воздействия на риски характеру и масштабу операций клиринговой организации;
обучение работников клиринговой организации, функции которых непосредственно связаны с осуществлением клиринговой деятельности, по вопросам выявления, идентификации и оценки рисков, а также контроля за ними.
Пункт 2.5 изменен с 1 октября 2024 г. - Указание Банка России от 2 октября 2023 г. N 6558-У
2.5. В целях осуществления мероприятий, указанных в пункте 2.4 настоящего Положения, клиринговая организация должна организовать следующие процессы:
выявление областей возникновения рисков путем определения направления деятельности клиринговой организации, которое подвергается риску;
идентификацию рисков путем определения их видов и источников;
анализ рисков, предусматривающий определение метода их измерения, определение вероятности наступления таких рисков и степени их воздействия на деятельность клиринговой организации;
оценивание рисков путем сопоставления их уровня с максимально допустимым уровнем, установленным клиринговой организацией, для определения метода воздействия на такой риск;
воздействие на риск, предусматривающее, в том числе, принятие решения, направленного на отказ от риска, его снижение, передачу (страхование), принятие или увеличение;
мониторинг и пересмотр рисков, проводимые путем оценки изменения рисков и результата воздействия на них;
внесение данных о выявленных рисках клиринговой организации и результатах их оценки во внутренний документ клиринговой организации (далее - реестр рисков).
2.6. Утратил силу с 1 октября 2024 г. - Указание Банка России от 2 октября 2023 г. N 6558-У
2.7. В случае возложения клиринговой организацией обязанности по выполнению отдельных операций, необходимых для осуществления клиринговой деятельности, на третье лицо, клиринговая организация определяет меры воздействия на риски, возникающие в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением указанной обязанности.