Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 28 января 2014 г. N 03-05-05-01/3115
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу правомерности применения подпункта 8 пункта 4 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении линий электропередачи и сообщает, что в соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, не предусмотрено рассмотрение обращений организаций по практике применения нормативные правовых актов Министерства финансов Российской Федерации, по проведению экспертизы договоров и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Одновременно обращаем внимание, что на основании статей 373 и 374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются организации в отношении движимого и недвижимого имущества, учитываемого на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 Кодекса.
В силу пункта 4 статьи 374 Кодекса не признается объектом налогообложения по налогу на имущество организаций движимое имущество, принятое на учет с 1 января 2013 года в качестве основных средств.
Между тем, необходимо иметь в виду, что согласно статье 11 Кодекса институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.
Правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах организации определены Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/01), утвержденным приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н.
Установленное ПБУ 6/01 понятие основного средства согласуется с Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ), утвержденным постановлением Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 26.12.1994 N 359, в соответствии с которым объектами классификации в ОКОФ являются, в частности, основные средства (инвентарные объекты), к которым относятся здания, сооружения, машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, жилища, вычислительная техника и оргтехника, транспортные средства и иные виды основных средств.
При этом понятия движимого и недвижимого имущества определены статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество. Вещи, не относящиеся к недвижимости, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе.
Между тем, из приказа Минюста России N 289, Минэкономразвития России N 422, Минимущества России N 224, Госстроя России N 243 от 30.10.2001 "Об утверждении Методических рекомендаций о порядке проведения государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества - энергетические производственно-технологические комплексы электростанций и электросетевые комплексы" следует, что в состав сооружений - энергетических производственно-технологических комплексов электростанций и электросетевых комплексов могут входить объекты движимого и недвижимого имущества, образующие единое целое, предполагающее использование их по общему назначению, и рассматриваемые как одна вещь. В указанном случае согласно статье 134 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, заключаемая по поводу такого сооружения (сложной вещи), распространяется на все его составные части, если договором не предусмотрено иное.
Таким образом, по мнению Департамента, положения подпункта 8 пункта 4 статьи 374 Кодекса применяются к учитываемым в бухгалтерском учете отдельным инвентарным объектам основных средств, если они не являются составной частью сооружения в соответствии с документами, являющимися основанием для государственной регистрации прав.
Пунктом 3 статьи 380 Кодекса установлено, что налоговые ставки, определяемые законами субъектов Российской Федерации в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, не могут превышать в 2013 году 0,4 процента, в 2014 году - 0,7 процента, в 2015 году -1,0 процента, в 2016 году - 1,3 процента, в 2017 году - 1,6 процента, в 2018 году - 1,9 процента.
Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 "О перечне имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов".
С учетом изложенного, если принятое организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств с 1 января 2013 года движимое имущество указано в вышеназванном Перечне имущества, то такое имущество не признается объектом налогообложения в соответствии с подпунктом 8 пункта 4 статьи 374 Кодекса.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
А.В. Сазанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В силу НК РФ не признаются объектами обложения по налогу на имущество организаций объекты основных средств, включенные в первую или во вторую амортизационную группу.
По мнению Минфина России, указанное положение применяется к учитываемым в бухучете отдельным инвентарным объектам основных средств, если они не являются составной частью сооружения в соответствии с документами, являющимися основанием для госрегистрации прав.
Налоговые ставки, определяемые регионами в отношении ж/д путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, не могут превышать в 2013 г. 0,4%, в 2014 г. - 0,7%, в 2015 г. - 1%, в 2016 г. - 1,3%, в 2017 г. - 1,6%, в 2018 г. - 1,9%.
Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утвержден Правительством РФ.
Если принятое организацией к бухучету в качестве основных средств с 1 января 2013 г. движимое имущество указано в вышеназванном правительственном перечне, то такое имущество не признается объектом налогообложения.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 28 января 2014 г. N 03-05-05-01/3115
Текст письма официально опубликован не был