Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 1 апреля 2015 г. N 50-АПГ15-2
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Борисовой Л.В.,
судей Абакумовой И.Д., Александрова В.Н.,
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Бизнес-партнер" о признании недействующим приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 26 декабря 2013 г. N 575/73 "Об установлении тарифа на транспортную услугу, оказываемую Ангарским филиалом по транспорту газа ОАО "СГ-транс" на подъездных железнодорожных путях" по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Бизнес-партнер" на решение Омского областного суда от 11 декабря 2014 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью "Бизнес-партнер" Скуратовой Ю.В., представителя открытого акционерного общества "СГ-транс" Елиной Е.В., представителя Региональной энергетической комиссии Омской области Стельмашека Б.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
общество с ограниченной ответственностью "Бизнес-партнер" (далее - ООО "Бизнес-партнер") обратилось в Омский областной суд с заявлением о признании недействующим приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 26 декабря 2013 г. N 575/73 "Об установлении тарифа на транспортную услугу, оказываемую Ангарским филиалом по транспорту газа ОАО "СГ-транс" на подъездных железнодорожных путях".
Решением Омского областного суда от 11 декабря 2014 г. в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Бизнес-партнер" обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм права и неполное выяснение судом первой инстанции всех обстоятельств дела.
По мнению заявителя, использование подъездного железнодорожного пути (пропуск вагонов) не относится к транспортным услугам, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок; кроме того, нарушена процедура установления оспариваемого тарифа; тариф является экономически необоснованным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей участвовавших в деле лиц, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Ангарский филиал по транспорту газа открытого акционерного общества "СГ-транс" (далее - Ангарский филиал по транспорту газа ОАО "СГ-транс", филиал) является обособленным подразделением ОАО "СГ-транс", не является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность на основании утверждённого Положения, в соответствии с которым основными задачами филиала являются своевременное и качественное обеспечение взаимодействия с другими организациями в процессе грузовых перевозок сжиженных нефтяных газов и лёгкого углеводородного сырья, продукции нефтехимии и нефтепереработки, нефти и нефтепродуктов в собственных и арендованных железнодорожных вагонах-цистернах, танк-контейнерах, полувагонах, крытых вагонах и прочем железнодорожном подвижном составе, автомобильных цистернах и связанных с ними работ и услуг.
В собственности у Ангарского филиала по транспорту газа ОАО "СГ-транс" находится железнодорожный путь необщего пользования протяжённостью 1 837,85 м, расположенный по адресу: г. Омск, ул. Доковская, N 19, от предельного столбика стрелочного перевода N 602а, со стороны парка РМЗ до стыка рамного рельса стрелочного перевода N 2, со стороны ООО "Бизнес-партнер", станция примыкания комбинатская ЗСЖД код 831504.
Ангарский филиал по транспорту газа ОАО "СГ-транс" оказывает транспортную услугу - использование подъездного железнодорожного пути (пропуск вагонов), одним из потребителей которой является ООО "Бизнес- партнер". Заявитель владеет подъездным железнодорожным путём необщего пользования, примыкающим к подъездному железнодорожному пути филиала.
Между Ангарским филиалом по транспорту газа ОАО "СГ-транс" и ООО "Бизнес-партнер" заключён договор от 1 октября 2013 г. N 26/12/039/13 об использовании подъездного железнодорожного пути (пропуск вагонов), принадлежащего филиалу.
Оспариваемым приказом Региональной энергетической комиссии Омской области (далее - Комиссия) установлен и введён в действие с 1 января по 31 декабря 2014 г. тариф на транспортную услугу - использование подъездного железнодорожного пути (пропуск вагонов), оказываемую Ангарским филиалом по транспорту газа ОАО "СГ-транс" на подъездных железнодорожных путях в размере 2 882,14 руб./вагон без учёта НДС.
При установлении тарифа орган регулирования руководствовался Методическими указаниями по расчёту тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами в Омской области, утверждёнными приказом Региональной энергетической комиссии Омской области от 21 октября 2008 г. N 234/54 (далее - Методические указания по расчёту тарифов на транспортные услуги, Методические указания).
Органом регулирования использован метод экономически обоснованных затрат, возможность применения которого предусмотрена пунктом 1.3 Методических указаний по расчёту тарифов на транспортные услуги
Текст приказа опубликован 27 декабря 2013 г. на официальном портале Правительства Омской области (http://www.omskportal.ru, http://омская-область.рф), N РЭК-П-00534.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции сделал вывод о том, что в силу действующего законодательства оказываемая транспортная услуга является регулируемым видом деятельности, и отклонил доводы заявителя о необходимости установления сервитута. Суд первой инстанции также сделал вывод об экономической обоснованности установленного тарифа.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно пункту 1 Положения о Региональной энергетической комиссии Омской области, утверждённого постановлением Правительства Омской области от 2 ноября 2011 г. N 212-п (далее - Положение), Комиссия является органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим государственное регулирование и региональный государственный контроль (надзор) в сфере теплоснабжения, электроэнергетики, коммунального комплекса и естественных монополий, контроль за соблюдением порядка ценообразования в пределах своей компетенции на территории Омской области, государственное регулирование цен, тарифов, платы, наценок, ставок, надбавок на товары и услуги, регулирование которых в соответствии с федеральным законодательством осуществляется органами исполнительной власти Омской области.
Комиссия издаёт правовые акты в форме приказов и распоряжений по вопросам, отнесенным к её компетенции федеральным и областным законодательством (пункт 3 Положения).
В силу подпункта 2 пункта 12 Положения Комиссия устанавливает тарифы на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта.
Таким образом, оспариваемый приказ принят уполномоченным органом, текст нормативного правового акта опубликован в порядке, установленном Указом Губернатора Омской области от 30 марта 2004 г. N 74 "О порядке опубликования и вступления в силу правовых актов Губернатора Омской области, Правительства Омской области, других органов исполнительной власти Омской области".
Довод заявителя о том, что транспортная услуга - использование подъездного железнодорожного пути (пропуск вагонов) - не подлежит государственному регулированию, Судебная коллегия считает несостоятельным ввиду следующего.
В соответствии со статьёй 2 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" под железнодорожными путями необщего пользования понимаются железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определённых пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.
Согласно частям 1 и 2 статьи 8 названного федерального закона тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах необщего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Тарифы, сборы и плата на железнодорожном транспорте, не регулируемые в соответствии с пунктом 2 упомянутой статьи, устанавливаются на договорной основе и контролируются государством в соответствии с законодательством о конкуренции и об ограничении монополистической деятельности на товарных рынках.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" утверждён перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок.
Согласно данному перечню орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации имеет право вводить государственное регулирование тарифов в отношении транспортных услуг, оказываемых на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта.
Таким образом, в силу федерального законодательства тарифы на транспортные услуги, оказываемые на железнодорожных путях необщего пользования, подлежат государственному регулированию.
Единый порядок расчёта тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами в Омской области, определён Методическими указаниями по расчёту тарифов на транспортные услуги, которые утверждены Комиссией в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" и Положением.
В силу пункта 1.2 Методических указаний транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях, по осуществлению транспортной связи различных организаций с сетью железнодорожных путей общего пользования через обособленную систему подъездных железнодорожных путей, а также иные услуги в соответствии с приведенным в Методических указаниях перечнем относятся к регулируемым услугам, в том числе использование подъездного железнодорожного пути (отстой, хранение, пропуск вагонов).
При этом в силу статьи 16 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" железнодорожные пути необщего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны обеспечивать маневровую и сортировочную работу в соответствии с объёмом перевозок, ритмичную погрузку и выгрузку грузов, а также рациональное использование железнодорожного подвижного состава и его сохранность.
Конструкция и состояние сооружений и устройств, расположенных на железнодорожных путях необщего пользования, должны соответствовать строительным нормам и правилам и обеспечивать пропуск вагонов с допустимой на железнодорожных путях общего пользования нормой технической нагрузки, а также пропуск локомотивов, предназначенных для обслуживания железнодорожных путей необщего пользования.
Владелец железнодорожных путей необщего пользования обеспечивает за свой счёт их содержание с соблюдением требований безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также осуществляет совместно с грузоотправителями и грузополучателями освещение таких путей в пределах занимаемой ими территории или в местах погрузки, выгрузки грузов и проводит очистку железнодорожных путей необщего пользования от мусора и снега.
С учётом изложенного Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что транспортные услуги на подъездных железнодорожных путях включают весь комплекс операций, необходимых для доставки грузов, в том числе услуги, связанные с перевозкой, разгрузкой, обработкой, хранением, пользованием подъездным путём и др.
Судебная коллегия также отмечает, что отношения по использованию подъездного железнодорожного пути (пропуску вагонов) не подлежат регулированию нормами Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте, поскольку в рассматриваемой сфере действуют нормы специального законодательства.
В соответствии со статьёй 60 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" отношения между контрагентом и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к железнодорожным путям общего пользования, регулируются заключённым между ними договором.
По упомянутому договору от 1 октября 2013 г. N 26/12/039/13 об использовании подъездного железнодорожного пути (пропуск вагонов) Ангарский филиал по транспорту газа ОАО "СГ-транс" (ветвевладелец) обязуется оказывать услуги по предоставлению ООО "Бизнес-партнер" (пользователю) собственных подъездных железнодорожных путей для пропуска вагонов, пребывающих и убывающих в адрес пользователя и его контрагентов, а ООО "Бизнес-партнер" обязуется оплачивать оказанные услуги в соответствии с тарифом, установленным Комиссией. Приказ Комиссии об установлении тарифа на услугу ветвевладельца является неотъемлемой частью данного договора.
Доводы заявителя об экономической необоснованности установленного тарифа и наличии нарушений Методических указаний при его установлении подлежат отклонению. Данные доводы проверены судом первой инстанции при рассмотрении дела, и им дана надлежащая оценка. Каких-либо иных доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции, заявителем в апелляционной жалобе не приведено.
Впервые для Ангарского филиала по транспорту газа ОАО "СГ-транс" тариф на рассматриваемую транспортную услугу был установлен приказом Комиссии от 1 октября 2013 г. N 160/51 на период с 1 октября по 31 декабря 2013 г., то есть на небольшой промежуток времени, поэтому при установлении тарифа на 2014 год помимо фактически понесённых филиалом затрат также учтены плановые расходы.
В материалах дела имеется экспертное заключение, составленное органом регулирования по результатам рассмотрения дела об установлении тарифа на транспортную услугу, оказываемую Ангарским филиалом по транспорту газа ОАО "СГ-транс".
Из экспертного заключения следует, что вагонооборот на 2014 год принят в размере 1 597 вагонов в соответствии с информацией потребителей регулируемой услуги. Принят объём текущего ремонта путей, смена стрелочного перевода и смена рельс с Р43 на Р65 согласно представленному графику ремонта подъездных путей Омского эксплуатационного участка.
Расчёты по экономической части выполнены на основании приведённых данных. Орган регулирования внёс корректировки в статьи затрат на материалы, оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизационные отчисления, ремонт, общепроизводственные расходы, общехозяйственные расходы.
При этом в тариф принят объём материалов, предложенный регулируемой организацией как не превышающий норматив согласно Правилам ремонта железнодорожных путей Министерства автомобильного транспорта РСФСР, утверждённым письмом Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 22 апреля 1974 N 154-ц. Стоимость материалов принята согласно представленному прайс-листу. Из цены материалов исключён НДС.
Поскольку услуга по пропуску вагонов оказывается не только на участке железнодорожного пути, используемом ООО "Бизнес-партнер", в тариф включены затраты на ремонт других участков внутризаводских путей. В связи с использованием всех путей при оказании рассматриваемой услуги в расчёте тарифа использовалась вся протяжённость пути - 1837,85 м.
Протяжённость подъездных путей, используемых потребителями, учтена при установлении тарифа.
Расходы по статье "Прибыль" в сумме 2 021,43 тыс. руб. исключены Комиссией в полном объёме ввиду необоснованности; налоги на имущество и на землю перенесены в статью "Общехозяйственные расходы".
Всего расходов предложено филиалом в сумме 13 009, 31 тыс. руб. Орган регулирования принял расходы в размере 4 602,77 тыс. руб. Сумма корректировки составила 8 604,54 тыс. руб.
Необходимая валовая выручка по предложению регулируемой организации составила 15 030,74 тыс. руб. При этом Комиссией принято 4 602,77 тыс. руб., отклонено - 10 427,97 тыс. руб.
Таким образом, по результатам экспертизы предложения об установлении тарифа Комиссия исключила экономически необоснованные расходы и учла подтверждённые затраты.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального права и норм процессуального права, предусмотренном законом в качестве оснований для отмены судебного акта в апелляционном порядке.
С учётом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Омского областного суда от 11 декабря 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Бизнес-партнер" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Борисова Л.В. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Александров В.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 1 апреля 2015 г. N 50-АПГ15-2
Текст определения официально опубликован не был