Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 1 апреля 2015 г. N 78-АПГ15-5
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Анишиной В.И.,
судей Калининой Л.А. и Горчаковой Е.В.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Горбачёва Б.Н., Тюкиной Е.И., Юргелас Л.А. на решение Санкт-Петербургского городского суда от 23 октября 2014 года об отказе им в удовлетворении заявления о признании недействующими постановления Правительства Санкт-Петербурга от 13 июля 2011 года N 996 "Об утверждении проекта планировки территории квартала 7-17 Сосновой Поляны, ограниченной пр. Ветеранов, ул. Пограничника Гарькавого, пр. Народного Ополчения, ул. Летчика Пилютова, в Красносельском районе"; постановления Правительства Санкт-Петербурга от 13 июля 2011 года N 997 "Об утверждении проекта межевания территории квартала 7-17 Сосновой Поляны, ограниченной пр. Ветеранов, ул. Пограничника Гарькавого, пр. Народного Ополчения, ул. Летчика Пилютова, в Красносельском районе".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения представителей Губернатора и Правительства Санкт-Петербурга Водовозова С.В. и Курганова С.В., представителя ООО "СПб Реновация" Егоровой Т.Ф., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мухиной О.В., полагавшей решение суда первой инстанции законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13 июля 2011 года N 996 утверждён проект планировки территории квартала 7-17 Сосновой Поляны, ограниченной пр. Ветеранов, ул. Пограничника Гарькавого, пр. Народного Ополчения, ул. Летчика Пилютова, в Красносельском районе в составе (пункт 1):
1.1. Чертеж межевания территории квартала 7-17 Сосновой Поляны, ограниченной пр. Ветеранов, ул. Пограничника Гарькавого, пр. Народного Ополчения, ул. Летчика Пилютова, в Красносельском районе (красные линии, границы зон с особыми условиями использования территории) согласно приложению 1.
1.2. Чертеж межевания территории квартала 7-17 Сосновой Поляны, ограниченной пр. Ветеранов, ул. Пограничника Гарькавого, пр. Народного Ополчения, ул. Летчика Пилютова, в Красносельском районе (границы застроенных земельных участков, границы формируемых земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства) согласно приложению 2.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13 июля 2011 года N 997 утверждён проект межевания территории квартала 7-17 Сосновой Поляны, ограниченной пр. Ветеранов, ул. Пограничника Гарькавого, пр. Народного Ополчения, ул. Летчика Пилютова, в Красносельском районе в составе (пункт 1):
1.1. Чертеж межевания территории квартала 7-17 Сосновой Поляны, ограниченной пр. Ветеранов, ул. Пограничника Гарькавого, пр. Народного Ополчения, ул. Летчика Пилютова, в Красносельском районе (красные линии, границы зон с особыми условиями использования территории) согласно приложению 1.
1.2. Чертеж межевания территории квартала 7-17 Сосновой Поляны, ограниченной пр. Ветеранов, ул. Пограничника Гарькавого, пр. Народного Ополчения, ул. Летчика Пилютова, в Красносельском районе (границы застроенных земельных участков, границы формируемых земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства) согласно приложению 2.
Горбачёв Б.Н., Тюкина Е.И., Юргелас Л.А. обратились в Санкт-Петербургский городской суд с заявлением о признании названных постановлений недействующими с момента их принятия, считая, что оспариваемым правовым регулированием нарушаются права заявителей на благоприятную окружающую среду, на благоприятные условия жизнедеятельности, на участие в осуществлении градостроительной деятельности, на защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания.
В обоснование заявления указывали на то, что проекты планировки и межевания территории квартала 7-17 Сосновой Поляны, ограниченной пр. Ветеранов, ул. Пограничника Гарькавого, пр. Народного Ополчения, ул. Лётчика Пилютова в Красносельском районе предусматривают застройку территории в рамках программы с выборочным сносом объектов капитального строительства и оставлением ряда многоквартирных домов и нежилых зданий социальной и инженерной инфраструктуры, на территории располагаются дома, не предполагаемые к сносу, что противоречит требованиям статьи 46.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьи 2 Закона Санкт-Петербурга от 6 мая 2008 года N 238-39 "Об адресной программе Санкт-Петербурга "Развитие застроенных территорий в Санкт-Петербурге".
Решением Санкт-Петербургского городского суда от 23 октября 2014 года в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Горбачёва Б.Н., Тюкина Е.И. и Юргелас Л.А. просят решения суда первой инстанции отменить, как основанное на неправильном применении норм материального права, регулирующего спорное правоотношение, принять новое решение об удовлетворении заявления.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает решение не подлежащим отмене, ввиду отсутствия оснований для отмены судебного постановления, предусмотренных статьёй 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу статей 2, 41, 42, 43, 44, 45 46-46.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты должны обеспечивать при осуществлении градостроительной деятельности сбалансированность учёта экологических, экономических, социальных и иных факторов, участие в ней граждан и их объединений, обеспечение свободы такого участия; подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов; при подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков; подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения; проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по её обоснованию; подготовка проектов межевания осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры; решения о подготовке документации по планированию территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления. Развитие застроенных территорий осуществляется в границах элемента планировочной структуры. В решении о развитии территории должны быть определены её местоположение и площадь, перечень адресов зданий, сооружений, подлежащих сносу, реконструкции. Развитие застроенных территорий осуществляется на основании договора о развитии застроенной территории.
Из анализа оспариваемых постановлений в их взаимосвязи с приведёнными выше федеральными нормами следует, что постановления, будучи по своей юридической природе документацией по планировке территории, подготовлены в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения планировочного квартала, установления границ земельных участков, предназначенных для социально-экономического развития застроенной территории, путём сноса аварийных, ветхих строений, строительства новых и реконструкции существующих строений, развития инфраструктуры; основная часть проекта планировки включает в себя чертежи планировки, где отображены красные линии, линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства; в проект межевания включены чертежи межевания территории, на которых отображаются красные линии, утверждённые в составе проекта планировки территории, линии отступа от красных линий в целях определения места допустимого размещения зданий, строений, сооружений; границы зон с особыми условиями использования территорий.
Проект планировки и проект межевания в отношении подлежащей развитию застроенной территории подготовлены в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 22 декабря 2005 года N 728-99 "О Генеральном плане Санкт-Петербурга".
Утверждению спорных проектов предшествовало принятие Законом Санкт-Петербурга от 6 мая 2008 года N 238-39 адресной программы Санкт-Петербурга "Развитие застроенных территорий Санкт-Петербурга" (куда вошла и спорная территория), а также утверждение постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25 ноября 2009 года N 1373 решения о развитии спорной территории и определение в связи с этим адресного перечня зданий, планируемых к сносу и (или) реконструкции при развитии застроенной территории в пределах квартала 7-17 Сосновой Поляны.
Обращает на себя внимание и тот факт, что по проектам планировки и межевания в отношении подлежащей развитию застроенной территории 16 июня 2011 года были проведены публичные слушания.
Данных о том, что указанные проекты создают угрозу жизни или здоровью заявителей, в суд не представлено.
При таких обстоятельствах суд справедливо пришёл к выводу о том, что оспариваемые заявителями проекты планировки и межевания территории квартала 7-17 Сосновой Поляны ограниченной пр. Ветеранов, ул. Пограничника Гарькавого, пр. Народного Ополчения, ул. Лётчика Пилютова в Красносельском районе как по форме, так и по содержанию соответствуют требованиям, предъявляемым Градостроительным кодексом Российской Федерации; права заявителя не нарушают, указав, в частности, в решении на то, что оспариваемые постановления приняты уполномоченным органом государственной власти с соблюдением компетенции процедуры принятия нормативных правовых актов, направлены на соблюдение баланса интересов всех жителей, устойчивого развития территории на основе территориального планирования и градостроительного зонирования.
Доводы апелляционной жалобы повлиять на отмену решения не могут, все они проверялись судом, им дана надлежащая правовая оценка, что нашло мотивированное и обстоятельное отражение в судебном решении.
Так, податели апелляционной жалобы настаивают на том, что оспариваемые постановления направлены на неправомерную вырубку, уничтожение зелёных насаждений и, как следствие, на сокращение площади зелёных насаждений, чем нарушаются их права на благоприятную окружающую среду.
С такими доводами согласиться нельзя.
При вынесении решения суд правильно исходил из того, что оспариваемая проектная документация разработана с учётом требований действующего законодательства об охране окружающей среды, в том числе Закона Санкт-Петербурга от 28 июня 2010 года N 396-88 "О зелёных насаждениях в Санкт-Петербурге".
Из доказательств по делу следует, что развитие земельных участков N 8043, 8044, 8088, предназначенных для социально-экономического развития застроенной территории, путём сноса аварийных, ветхих строений, строительства новых и реконструкции существующих строений, развития инфраструктуры не является произвольным, осуществлено с учётом решений муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Константиновское от 27 февраля 2013 года N 5 "Об утверждении перечня территорий зелёных насаждений внутриквартального озеленения по результатам инвентаризации 2009, 2012 годов в границах муниципального образования муниципальный округ Константиновское", а также исходя из расчётных показателей компенсационного озеленения территории.
Заявители ошибочно полагают, что оспариваемые проект планировки и межевания должны быть разработаны на основе СНиП II-К.2-62 "Планировка и застройка населённых мест. Нормы проектирования", утверждённых постановлением Госстроя СССР от 7 мая 1966 года.
Очевидно, что утверждённые постановлением Госстроя СССР от 7 мая 1966 года СНиП II-К.2-62, не могли быть применены в силу того, что они признаны утратившими силу постановлением Госстроя СССР от 11 сентября 1975 года N 147.
Исходя из изложенного, принимая во внимание, что других доводов, влекущих безусловную отмену решения, в апелляционной жалобе не приводится, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Санкт-Петербургского городского суда от 23 октября 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Горбачёва Б.Н., Тюкиной Е.И., Юргелас Л.А. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Анишина В.И. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 1 апреля 2015 г. N 78-АПГ15-5
Текст определения официально опубликован не был