Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 1 апреля 2015 г. N 78-АПГ15-6
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Борисовой Л.В.,
судей Калининой Л.А. и Александрова В.Н.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Каляминой Н.С., Кожевниковой Т.Д., Климовой З.А. на решение Санкт-Петербургского городского суда от 20 октября 2014 года об отказе Кожевниковой Т.Д., Климовой З.А., Каляминой Н.С. в удовлетворении заявления о признании недействующими постановления Правительства Санкт-Петербурга от 13 июля 2011 года N 1000 "Об утверждении проекта планировки территории квартала 13-14-16 западнее Варшавской железной дороги, ограниченной Краснопутиловской ул., Варшавской ул., ул. Костюшко, Кубинской ул., Ленинским пр., пл. Конституции, в Московском районе" и постановления Правительства Санкт-Петербурга от 13 июля 2011 года N 1001 "Об утверждении проекта межевания территории квартала 13-14-16 западнее Варшавской железной дороги, ограниченной Краснопутиловской ул., Варшавской ул., ул. Костюшко, Кубинской ул., Ленинским пр., пл. Конституции, в Московском районе".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения представителей Кожевниковой Т.Д., Климовой З.А., Каляминой Н.С. - Малышевой Е.Г., Лаврентьева Н.В. и Чернышева В.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителей Губернатора и Правительства Санкт-Петербурга Курганова С.В. и Водовозова С.В., представителя ООО "СПб Реновация" - Егоровой Т.Ф., просивших оставить решение без изменения, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мухиной О.В., полагавшей решение суда первой инстанции законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Кожевникова Т.Д., Климова З.А., Калямина Н.С. обратились в суд с заявлением о признании недействующими с момента принятия постановления Правительства Санкт-Петербурга от 13 июля 2011 года N 1000 "Об утверждении проекта планировки территории квартала 13-14-16 западнее Варшавской железной дороги, ограниченной Краснопутиловской ул., Варшавской ул., ул. Костюшко, Кубинской ул., Ленинским пр., пл. Конституции, в Московском районе" и постановления Правительства Санкт-Петербурга от 13 июля 2011 года N 1001 "Об утверждении проекта межевания территории квартала 13-14-16 западнее Варшавской железной дороги, ограниченной Краснопутиловской ул., Варшавской ул., ул. Костюшко, Кубинской ул., Ленинским пр., пл. Конституции, в Московском районе".
Заявление мотивированно тем, что данные постановления нарушают права заявителей на благоприятную окружающую среду, на благоприятные условия жизнедеятельности, на осуществление градостроительной деятельности, на защиту, восстановление и сохранение среды обитания, поскольку предполагают строительство, где расположен единственный в микрорайоне внутриквартальный сквер с зоной отдыха, детской и спортивной площадкой; проекты планировки и межевания, утверждённые оспариваемыми постановлениями, предусматривают застройку территории в рамках программы развития застроенной территории с выборочным сносом объектов капитального строительства и оставлением ряда многоквартирных и нежилых зданий социальной и инженерной инфраструктуры, чем нарушаются права граждан, проживающих в домах, не подлежащих сносу.
Решением Санкт-Петербургского городского суда от 20 октября 2014 года заявление Кожевниковой Т.Д., Климовой З.А., Каляминой Н.С. оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Кожевникова Т.Д., Климова Н.С., Калямина Н.С. просят решение суда первой инстанции отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных ими требований.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, участвующим в деле прокурором, представителем ООО "СПб Реновация" Лавровской Я.Б. в суд апелляционной инстанции представлены возражения.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
При вынесении решения суд первой инстанции справедливо исходил из того, что оспариваемые заявителями проекты планировки и межевания, будучи направленными на строительство и (или) реконструкцию объектов инженерной, социальной и коммунально-бытовой инфраструктур, предназначенных для обеспечения застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии в целях освобождения больших земельных участков от старых строений и их нового комплексного освоения, не могут рассматриваться как нарушающие права заявителей.
Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, проверенными и оценёнными судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и согласуются с нормами материального права, регулирующего спорное правоотношение.
В силу статей 2, 41, 42, 43, 44, 45, 46-46.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты должны обеспечивать при осуществлении градостроительной деятельности сбалансированность учёта экологических, экономических, социальных и иных факторов, участие в ней граждан и их объединений, обеспечение свободы такого участия; подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов; при подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков; подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения; проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию; подготовка проектов межевания осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры; решения о подготовке документации по планированию территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления. Развитие застроенных территорий осуществляется в границах элемента планировочной структуры. В решении о развитии территории должны быть определены её местоположение и площадь, перечень адресов зданий, сооружений, подлежащих сносу, реконструкции. Развитие застроенных территорий осуществляется на основании договора о развитии застроенной территории.
Анализ оспариваемых постановлений в их взаимосвязи с приведёнными выше федеральными нормами приводит к убедительному выводу, что проекты планировки и межевания в отношении подлежащей развитию застроенной территории подготовлены в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 22 декабря 2005 года N 728-99 "О Генеральном плане Санкт-Петербурга". В перечне планируемых к развитию застроенных территорий Санкт-Петербурга, являющемся приложением к Закону Санкт-Петербурга от 6 мая 2008 года N 238-39 "Об адресной программе Санкт-Петербурга "Развитие застроенных территорий Санкт-Петербурга", указана территория, ограниченная Краснопутиловской ул., Варшавской ул., ул. Костюшко, Кубинской ул., Ленинским пр., пл. Конституции (квартал 13-14-16 западнее Варшавской железной дороги).
Решение о развитии застроенных территорий, в том числе в пределах квартала 13-14-16 западнее Варшавской железной дороги, ограниченного Краснопутиловской ул., Варшавской ул., ул. Костюшко, Кубинской ул., Ленинским пр., пл. Конституции, ориентировочной площадью 659590 кв.м, принято постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25 ноября 2009 года N 1373; этим же постановлением определён предмет аукциона - право на заключение договора о развитии застроенных территорий, предусматривающего подготовку проектов планировок застроенных территорий, включая планы реализации мероприятий по развитию застроенных территорий, являющиеся обязательными приложениями к договору, и проекты межеваний застроенных территорий; а также адресный перечень зданий, планируемых к сносу при развитии застроенной территории квартала 13-14-16 западнее Варшавской железной дороги, ограниченного Краснопутиловской ул., Варшавской ул., ул. Костюшко, Кубинской ул., Ленинским пр., пл. Конституции (N 3).
Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что по проекту планировки и проекту межевания оспариваемой территории в июне 2011 года проведены публичные слушания, по результатам которых представленная документация по проекту планировки указанного квартала Санкт-Петербурга одобрена и рекомендована к дальнейшей реализации.
При таких данных у суда нет оснований для выводов о произвольной градостроительной деятельности, осуществляемой на спорной территории.
Напротив, оспариваемые проекты планировки и межевания свидетельствуют об устойчивом развитии территории, обеспечении сбалансированного учёта экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности.
Доводы апелляционной жалобы не могут повлиять на отмену решения, все они проверялись судом, им дана надлежащая правовая оценка, что нашло обстоятельное и мотивированное отражение в судебном решении.
Так, податели апелляционной жалобы ссылаются на нарушение их прав на благоприятную окружающую среду, указывая в качестве основания на уменьшение в результате принятия оспариваемых постановлений размера внутриквартального сквера с 0,89 га до 0,46 га.
Согласно статье 16 Закона Санкт-Петербурга от 28 июня 2010 года N 396-88 "О зелёных насаждениях в Санкт-Петербурге" перечень территорий зеленых насаждений внутриквартального озеленения, находящихся в границах соответствующих внутригородских муниципальных образований Санкт- Петербурга, утверждается и изменяется правовыми актами органов местного самоуправления соответствующих внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга по результатам инвентаризации указанных территорий.
Как видно из материалов дела, решением муниципального совета МО Новоизмайловское от 27 февраля 2013 года N 150-04 утверждён перечень зелёных насаждений внутриквартального озеленения, находящихся в границах Муниципального образования Новоизмайловское, которым площадь сквера установлена 0,46 га, т.е. на момент обращения в суд с настоящими требованиями вопрос о размере сквера был разрешён органом местного самоуправления, что свидетельствует об отсутствии нарушения прав заявителей, требующих восстановления в судебном порядке указанным ими способом - признанием недействующими оспариваемых постановлений.
С учётом изложенного, руководствуясь статьями 327, 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Санкт-Петербургского городского суда от 20 октября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Каляминой Н.С., Кожевниковой Т.Д., Климовой З.А. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Борисова Л.В. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Александров В.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 1 апреля 2015 г. N 78-АПГ15-6
Текст определения официально опубликован не был