Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 1 апреля 2015 г. N 9-АПГ15-5
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Борисовой Л.В.,
судей Абакумовой И.Д., Александрова В.Н.,
при секретаре Дарькине А.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлениям гражданки Добруник М.В., товариществ собственников жилья "Агат", "Акимовское", "Бурнаковское", "Гордеевка", "Горная 11", "Лесной городок", "Максима", "Народная, 50", "Нижегородец - 1", "Новосёл", "Печеры", "Родос", "Тонкинское-7А", "Уют-3", "Уют-6", "Уют-9", "Хороши Хоромы", "Хороши Хоромы 2", "Хороши Хоромы 3", "Дом на Белинке", "Грузинская 37", "Загорское", "Переулок Университетский, дом 5А", "Ошара", "Фрунзенское", жилищно-строительного кооператива N 469
о признании недействующим постановления Правительства Нижегородской области от 28 мая 2012 г. N 310 "Об установлении размера социальной нормы потребления электрической энергии населением" в редакции постановления Правительства Нижегородской области от 28 июня 2014 г. N 425
по апелляционной жалобе Добруник М.В., товарищества собственников жилья "Агат", "Акимовское", "Бурнаковское", "Гордеевка", "Горная 11", "Лесной городок", "Максима", "Народная, 50", "Новосёл", "Родос", "Тонкинское-7А", "Уют-6", "Хороши Хоромы", "Хороши Хоромы 2", "Хороши Хоромы 3", "Дом на Белинке", "Грузинская 37", "Загорское", "Переулок Университетский, дом 5А", "Ошара", "Фрунзенское", жилищно-строительный кооператив N 469
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "в редакции постановления Правительства Нижегородской области от 28 июня 2014 г. N 425" имеется в виду "в редакции постановления Правительства Нижегородской области от 25 июня 2014 г. N 425"
на решение Нижегородского областного суда от 3 декабря 2014 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения гражданки Добруник М.В., представителей Правительства Нижегородской области Горячкиной Т.А., Гришина А.С., представителя ТСЖ "Уют-6" Лушникова А.М., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
гражданка Добруник М.В. и товарищества собственников жилья "Агат", "Акимовское", "Бурнаковское", "Гордеевка", "Горная 11", "Лесной городок", "Максима", "Народная, 50", "Нижегородец - 1", "Новосёл", "Печеры", "Родос", "Тонкинское-7А", "Уют-3", "Уют-6", "Уют-9", "Хороши Хоромы", "Хороши Хоромы 2", "Хороши Хоромы 3", "Дом на Белинке", "Грузинская 37", "Загорское", "Переулок Университетский, дом 5А", "Ошара", "Фрунзенское", жилищно-строительный кооператив N 469 обратились в Нижегородский областной суд с заявлением о признании недействующим постановления Правительства Нижегородской области от 28 мая 2012 г. N 310 "Об установлении размера социальной нормы потребления электрической энергии населением" в редакции постановления Правительства Нижегородской области от 28 июня 2014 г. N 425 (далее - постановление N 310).
Решением Нижегородского областного суда от 3 декабря 2014 г. в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением суда, Добруник М.В., товарищества собственников жилья "Агат", "Акимовское", "Бурнаковское", "Гордеевка", "Горная 11", "Лесной городок", "Максима", "Народная, 50", "Новосёл", "Родос", "Тонкинское-7А", "Уют-6", "Хороши Хоромы", "Хороши Хоромы 2", "Хороши Хоромы 3", "Дом на Белинке", "Грузинская 37", "Загорское", "Переулок Университетский, дом 5А", "Ошара", "Фрунзенское", жилищно-строительный кооператив N 469 обратились в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просят указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и норм процессуального права, и принять новое решение об удовлетворении заявленного требования.
По мнению заявителей, оспариваемый нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации принят неуполномоченным органом и не соответствует положениям, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2013 г. N 614 "О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)".
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Правительством Нижегородской области принято постановление N 310, пунктом 1 которого установлена социальная норма потребления электрической энергии населением в размере 50 кВт.ч/1 чел/мес.
Постановление N 310 является нормативным правовым актом, официально опубликованным 15 июня 2012 г. в печатном издании "Правовая среда", N 63(1474) (приложение к газете "Нижегородские новости" от 15 июня 2012 г., N 105(4958).
Отказывая в удовлетворении заявления, суд исходил из того, что постановление N 310 принято уполномоченным органом и не противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) установлены правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, а также определены полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии.
В соответствии с пунктом 5 статьи 23 Закона об электроэнергетике государственное регулирование цен (тарифов) может осуществляться отдельно в отношении электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, в пределах социальной нормы потребления и сверх социальной нормы потребления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Социальная норма потребления электрической энергии (мощности) устанавливается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 24 Закона об электроэнергетике Правительство Российской Федерации утверждает порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности).
Как установлено судом и следует из материалов дела, постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Нижегородской области в соответствии со статьёй 38 Устава Нижегородской области является Правительство Нижегородской области.
В соответствии с Законом Нижегородской области от 3 октября 2007 г. N 129-З "О Правительстве Нижегородской области" Правительство области осуществляет государственное регулирование цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством области. Акты Правительства, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений.
Постановлением N 310 установлена социальная норма потребления электрической энергии населением и определен порядок её применения при оплате электрической энергии.
Согласно преамбуле оно принято в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1998 г. N 1444 "Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением", которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешено устанавливать за счёт частичного сохранения перекрёстного субсидирования региональный лимит электроэнергии (в товарном и стоимостном выражении), в пределах которого допускается отпуск электрической энергии малоимущим слоям населения по тарифам ниже минимального уровня. К компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации также отнесено утверждение социально обоснованной нормы месячного потребления электрической энергии.
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации принят Правительством Нижегородской области в пределах предоставленных ему полномочий.
Суд первой инстанции проверил постановление N 310 на предмет его соответствия федеральному законодательству, устанавливающему порядок определения социальной нормы потребления электрической энергии.
Постановлением N 310 социальная норма потребления электрической энергии населением установлена в размере 50 кВт ч/1 чел/мес. Данная социальная норма рассчитана региональной службой по тарифам Нижегородской области.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2013 г. N 614 утверждено Положение о порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (далее - Положение), приложением N 2 к которому утверждён перечень субъектов Российской Федерации, на территории которых будут реализовываться пилотные проекты по введению социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) с 1 сентября 2013 г. В этот перечень включена Нижегородская область.
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 22 июля 2013 г. N 614, с учётом внесённых изменений постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2014 г. N 136, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) принимает решение о применении при определении размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставляемую населению, и стоимости электрической энергии мощности), потреблённой приравненными к населению категориями потребителей, социальной нормы потребления электрической энергии "мощности) (далее - социальная норма) в срок до 1 марта 2016 г., но не позднее чем за 4 месяца до установленной в указанном решении даты начала осуществления расчётов размера платы населения за коммунальную услугу по электроснабжению (за электрическую энергию (мощность) - для категорий потребителей, приравненных к населению) с применением социальной нормы. Указанное решение также должно предусматривать, что отсчёт размера платы населения за коммунальную услугу по электроснабжению (за электрическую энергию (мощность) - для категорий потребителей, приравненных к населению) с применением социальной нормы осуществляется с 1-го числа месяца, являющегося первым расчётным периодом, в котором применяется социальная норма.
Согласно пункту 5 названного постановления величина социальной нормы в субъектах Российской Федерации, предусмотренных приложением N 2 к Положению, может не пересматриваться для установления и применения в соответствии с Положением, в случае если на дату вступления в силу данного постановления эта величина составляет менее 150 кВт ч/1 чел/мес.
Пунктом 10 этого же постановления признано утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1998 г. N 1444 "Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением".
На момент вступления постановления Правительства Российской Федерации от 22 июля 2013 г. N 614 в силу в Нижегородской области величина социальной нормы в соответствии с постановлением N 310 составила 50 кВт ч/1 чел/мес.
При рассмотрении дела судом установлено, что в настоящее время решение о применении социальной нормы потребления электрической энергии, продифференцированной в соответствии с вышеуказанным постановлением Правительства Российской Федерации, на территории Нижегородской области не принято.
Таким образом, ранее действующая социальная норма в субъекте Российской Федерации может не пересматриваться, поскольку эта величина составила 50 кВт ч/1 чел/мес., что является дополнительной гарантией социальной защиты малообеспеченных граждан.
Кроме того, постановление N 310 уже являлось предметом проверки Нижегородского областного суда, решением которого от 13 февраля 2014 г. только абзац второй пункта 2 признан недействующим как противоречащий федеральному законодательству, поскольку нарушает права временно зарегистрированных граждан, к которым социальная норма потребления электрической энергии не применяется.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 21 мая 2014 г. N 9-АПГ14-3 указанное решение оставлено без изменения.
В связи с этим, постановлением Правительства Нижегородской области от 25 июня 2014 г. N 425 указанный абзац признан утратившим силу и дополнен абзацем, в соответствии с которым социальная норма потребления электрической энергии населением, установленная пунктом 1 этого же постановления, применяется при оплате электрической энергии, в том числе гражданами, зарегистрированными в установленном порядке в жилом помещении или проживающими в жилом помещении специализированного жилищного фонда, что позволило устранить имевший место правовой пробел в отношении применения социальной нормы потребления электрической энергии к гражданам, имеющим временную регистрацию.
Установив данные обстоятельства и сопоставив постановление N 310 с вышеперечисленными нормативными правовыми актами, суд пришёл к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленного требования.
Каких-либо иных доказательств, документально опровергающих выводы суда, заявителями апелляционной жалобы не представлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда не усматривается.
С учётом изложенного и руководствуясь статьями 327 и 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Нижегородского областного суда от 3 декабря 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу гражданки Добруник М.В., товариществ собственников жилья "Агат", "Акимовское", "Бурнаковское", "Гордеевка", "Горная 11", "Лесной городок", "Максима", "Народная, 50", "Новосёл", "Родос", "Тонкинское-7А", "Уют-6", "Хороши Хоромы", "Хороши Хоромы 2", "Хороши Хоромы 3", "Дом на Белинке", "Грузинская 37", "Загорское", "Переулок Университетский, дом 5А", "Ошара", "Фрунзенское", жилищно-строительного кооператива N 469 - без удовлетворения.
Председательствующий |
Борисова Л.В. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Александров В.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 1 апреля 2015 г. N 9-АПГ15-5
Текст определения официально опубликован не был