Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к методическому инструментарию
Справочник
профессиональных качеств гражданских служащих
Категории и группы должностей гражданской службы |
Группы профессиональных качеств |
Профессиональные качества, необходимые для замещения должности гражданской службы |
Описание профессионального качества |
Стандарты эффективного профессионального поведения государственных гражданских служащих |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Должности гражданской службы категорий "руководители" и "помощники (советники)" всех групп должностей, категории "специалисты" высшей группы должностей, а также главной, ведущей и старшей групп должностей согласно перечню, являющемуся Приложением N 2 к настоящему методическому инструментарию |
Управленческие профессиональные качества |
Планирование деятельности и ресурсов |
Планирование собственной работы и работы подразделения в соответствии со стратегическими целями и оперативными планами государственного органа. Точность планирования ресурсов (временных, материальных, трудовых), необходимых для достижения целей |
Гражданский служащий: - создает реалистичные среднесрочные и долгосрочные планы для себя и подразделения, исходя из стратегии развития государственного органа; - составляет планы работы для себя и сотрудников подразделения, детализирует задачи, устанавливает сроки их исполнения; - при составлении планов учитывает возможное влияние внешних факторов на их реализацию; - заранее разрабатывает альтернативный план действий; - в случае необходимости своевременно корректирует планы подразделения; - точно определяет ресурсы, необходимые для реализации планов; - обеспечивает наличие необходимых ресурсов. В случае прогнозирования нехватки имеющихся ресурсов для выполнения поставленных задач, заранее обосновывает перед руководством необходимость предоставления дополнительных ресурсов; - расставляет приоритеты, учитывая важность и срочность задач |
|
Постановка задач и организация работы подчиненных |
Декомпозиция целей в задачи. Постановка четких и понятных для исполнителей задач, организация их исполнения |
Гражданский служащий: - устанавливает для себя и подчиненных (курируемых подразделений, участников проектных групп) ясные и конкретные направления и порядок действий, необходимые для достижения результатов в соответствии с плановыми и оперативными задачами; - четко формулирует задачи для подчиненных (курируемых подразделений, участников проектных групп), проверяет точность понимания задачи и порядок ее исполнения; - равномерно распределяет рабочую нагрузку среди подчиненных с учетом их способностей, опыта и квалификации, координирует их деятельность; - информирует подчиненных о приоритетности задач, организует их работу в соответствии с приоритетами; - при необходимости перераспределяет нагрузку, обеспечивая выполнение всех поставленных задач; - повышает эффективность работы подчиненных за счет четкой организации труда и исключения непроизводительных потерь времени; - избегает дублирования поручений разным исполнителям, рационально использует трудовые ресурсы; - эффективно организует свое время и время своих подчиненных в ситуации большой загрузки, не допуская сбоев |
|
|
Контроль и оценка исполнения |
Формирование четких критериев ожидаемого результата (сроки, качество) и контроль достижения поставленных задач в установленные сроки, в требуемом объеме и качестве |
Гражданский служащий: - доводит до исполнителей сроки выполнения поручений и критерии желаемого результата; - согласовывает с исполнителями контрольные сроки для оценки промежуточных результатов; - контролирует своевременность, качество и полноту исполнения задач в процессе ее исполнения, в соответствии с согласованным графиком; - запрашивает информацию о ходе исполнения задач; - своевременно дает обратную связь, оказывает помощь в случае возникновения затруднений у исполнителя; - отслеживает собственный прогресс и прогресс других в работе над заданиями, направленными на общие цели, координирует совместную деятельность и получение общего результата; - осуществляет итоговый контроль исполнения планов и сроков поручений по курируемому направлению деятельности; - инициирует применение мер поощрения и наказания к исполнителям |
|
|
Принятие управленческих решений |
Своевременное принятие управленческих решений в рамках полномочий должности, с учетом имеющихся альтернатив и возможных последствий, в соответствии с установленным порядком |
Гражданский служащий: - оперативно принимает решения на своем уровне ответственности, соблюдая установленную процедуру принятия решений; - не перекладывает ответственность за принятие решений, находящихся в его зоне ответственности, на других; - решения принимаются взвешенно с учетом возможных последствий; - рассматривает альтернативы и принимает оптимальные решения, учитывая различные факторы; - принимает решения, учитывая мнение коллег, экспертов; - в случае необходимости, принимает решение при ограниченной информации; - при необходимости, принимает не популярные решения; - несет ответственность за свои решения и действия |
|
|
Мотивирование и развитие подчиненных |
Способствование профессиональному и личностному развитию подчиненных. Способность формировать, поддерживать и усиливать вовлеченность сотрудников в работу |
Гражданский служащий: - передает подчиненным свой опыт и знания для совершенствования их работы; - развивает таланты и компетенции подчиненных, ставит развивающие, но реализуемые задачи, способствует их достижению; - поощряет в подчиненных инициативу, самостоятельность и творческий подход к работе; - поощряет наиболее эффективных работников, учитывает индивидуальный вклад служащего в работу подразделения; - воодушевляет подчиненных и коллег на достижение намеченных целей; - мотивирует на выполнение задачи, увязывая интересы сотрудников и госоргана; - подробно разбирает ошибки и успехи подчиненных с целью профессионального развития и обучения, способствует развитию недостающих компетенций; - побуждает подчиненных к обучению и профессиональному развитию |
|
|
Управление изменениями |
Поддержание и внедрение необходимых изменений на гражданской службе, стремление к постоянному совершенствованию деятельности. Адаптивность к новым условиям |
Гражданский служащий: - поддерживает изменения, проводимые на государственной гражданской службе, самостоятельно адаптирует свое поведение и методы работы в соответствии с новыми требованиями; - инициирует, и поддерживает инициативы коллег по внедрению новых методов работы, повышающих эффективность работы государственного органа; - системно подходит к внедрению изменений, формирует образ желаемого результата и планирует этапы внедрения; - заранее определяет зоны риска при внедрении изменений и эффективно применяет различные способы их снижения; - способствует внедрению изменений, оценивает их эффективность и соответствие запланированным результатам; - использует результаты внедрения нововведений в текущей работе государственного органа/подразделения); - оценивает результаты внедрения изменений и обеспечивает мероприятия для повышения эффективности инноваций; - поощряет подчиненных и коллег к предложению новых инициатив и поддерживает их внедрение |
|
|
Стратегическое видение |
Понимание места и роли государственного органа в структуре государственного управления, влияния результатов работы подразделения на результаты работы других подразделений и всего государственного органа. Дальновидность, широта кругозора, перспективное планирование |
Гражданский служащий: - обладает широким кругозором, анализирует происходящие события, прогнозирует дальнейшие развитие ситуаций, тенденции, их возможные последствия; - понимает место государственного органа в системе государственного управления, взаимосвязь и влияние целей и задач государства с целями и задачами государственного органа; - понимает стратегические цели госоргана, в соответствии с ними выстраивает долгосрочные и краткосрочные цели для своего структурного подразделения; - анализирует результаты текущей работы подразделения/государственного органа, исходя из перспектив развития ситуации, определяет потенциальные возможности и проблемы в работе; - разрабатывает новые стратегии, которые отвечают возникающим потребностям и возможностям; - информирует подчиненных о стратегических целях и задачах государственного органа и подразделения, о планах их достижения; - декомпозирует стратегические цели в задачи, до целей и задач исполнителей; - помогает подчиненным понять роль их работы в достижении целей подразделения и госоргана |
|
|
Публичные выступления и коммуникации |
Владение навыками ораторского искусства. Выстраивание эффективных коммуникаций с широкой целевой аудиторией и на разных уровнях взаимодействия |
Гражданский служащий: - чувствует аудиторию, устанавливает контакт со слушателями, умеет привлечь их внимание; - выбирает оптимальный стиль изложения информации, исходя из особенностей ситуации и аудитории; - выступления содержательны, продуманны, логически выстроены, обычно краткие; - эффективно использует средства визуализации для повышения качества восприятия информации; - выступая публично, управляет своим эмоциональным состоянием, сохраняет контроль над ситуацией, не проявляя очевидного волнения; - оказывает влияние на слушателей, с помощью логических рассуждений и эмоционального воздействия, использует различные приемы риторики для удержания интереса аудитории; - отвечая на непростые вопросы, сохраняет самообладание, переводит диалог в конструктивное русло; - устанавливает и поддерживает эффективные служебные взаимоотношения внутри и вне госоргана, строящиеся на взаимных интересах, и обеспечивающие решение рабочих задач |
|
Все категории и группы должностей гражданской службы |
Общие профессиональные качества |
Укрепление авторитета государственных гражданских служащих |
Соблюдение кодекса этики служебного поведения государственных гражданских служащих, формирование положительного образа государственного служащего в глазах общества. Осознанное отношение к служебной деятельности, как к служению интересам общества и государства. Активная гражданская позиция |
Гражданский служащий: - проявляет корректность и внимательность в общении с гражданами и должностными лицами; - проявляет терпимость и уважение к традициям народов России и историческому наследию; - избегает конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб репутации и авторитету государственного органа, сформировать негативный образ государственного служащего; - не допускает ситуаций, которые могут его скомпрометировать (личная заинтересованность, получение вознаграждений от физических или юридических лиц и т.д.); - принимает меры к тому, чтобы подчиненные государственные служащие не допускали коррупционно опасного поведения; - ответственно и добросовестно относится к своей работе, занимает активную позицию, способствует повышению эффективности собственной работы и работы подразделения; - не допускает публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов и их руководителей, если это не входит в должностные обязанности; - соблюдает установленные в государственном органе правила публичных выступлений и предоставления служебной информации |
|
|
Ориентация на достижение результата |
Активность в достижении поставленных задач, целеустремленность, самостоятельность, высокая самоорганизация, стрессоустойчи-вость, требовательность к себе и результатам работы. Способность сохранять высокую работоспособность в ситуациях высокой нагрузки, временных ограничений |
Гражданский служащий: - всегда соблюдает сроки исполнения поручений и выполняет их в полном объеме и с максимально возможным качеством; - принимая на себя обязательства, выполняет их независимо от возникающих сложностей. При необходимости привлекает (запрашивает) дополнительные ресурсы, для достижения поставленной цели в установленные сроки. - действует самостоятельно в рамках поставленной задачи и имеющихся полномочий. - сохраняет обычную работоспособность, при работе под давлением (в условиях временных ограничений, большого объема работы), сталкиваясь с препятствиями, и в конфликтных ситуациях - мобилизуется - работает в условиях многозадачности, одновременно выполняя пять и более задач; - сталкиваясь с препятствиями, проявляет настойчивость в достижении результата; - доводит начатые дела до конца, соблюдая качество и сроки; - находит новые способы достижения цели, если используемые методы не приводят к желаемому результату |
|
|
Межличностное понимание, стиль общения, соответствующий ситуации |
Внимательное отношения к чувствам и потребностям других людей. Использование разных стилей общения с учетом особенностей собеседника. Контроль своего поведения в конфликтных и стрессовых ситуациях |
Гражданский служащий: - общается в дружелюбной манере, создает позитивную рабочую атмосферу в коллективе; - внимательно слушает собеседника, чтобы понять его точку зрения; - находит общий язык с другими людьми, даже в сложных ситуациях; - использует разные стили общения с учетом индивидуальных особенностей собеседника и ситуации; - не провоцирует и не вступает в личностные конфликты на работе, в случае разногласий занимает конструктивную позицию; - спокойно общается, обсуждая проблемные вопросы; - корректен и выдержан в общении, даже в конфликтных ситуациях; - при возникновении конфликтных ситуаций переводит ситуацию в конструктивное русло |
Все категории и группы должностей гражданской службы. Необязательны для должностей руководителей и заместителей руководителей государственных органов |
Прикладные профессиональные качества |
Сбор и анализ информации |
Выделение ключевых факторов и причинно-следственных связей, структурирование и систематизация информации, сопоставление различных факторов, нахождение системных решений. Определение недостающей информации и умение ее находить |
Гражданский служащий: - выделяет ключевую информацию и суть проблемы; - для решения задач, собирает и учитывает информацию из разных компетентных источников; - при недостатке информации находит дополнительные источники достоверной информации, формулирует точные запросы для ее получения; - рассматривает ситуацию в широком контексте, анализируя всю имеющуюся информацию по теме; - на основе имеющейся информации делает обоснованные выводы; - устанавливает причинно-следственные связи и отношения, видит взаимосвязь отдельных частей; - рассматривая альтернативы, прогнозирует последствия, предлагает лучшие решения задач; - выделяет причины повторяющихся проблем и находит их системные решения |
|
|
Качественная подготовка документов в соответствии с требованиями |
Обеспечение достоверности, точности и качества используемой в документах информации. Тщательная проработка документов, исключение формального подхода |
Гражданский служащий: - своевременно и качественно готовит (редактирует) проекты документов и материалы; - при подготовке (редактировании) проектов документов и материалов опирается на полную, достоверную и точную информацию, нормативную базу (при необходимости судебную практику), проверяет информацию представленную другими; - подготовленные проекты документов хорошо проработаны, структурированы и содержательны; - по подготовленному проекту документа, материалам отвечает на вопросы, аргументирует содержание; - проекты документов, представленные на согласование руководителю, возвращаются на доработку не более двух раз; - соблюдает правила оформления и согласования документов, принятые в государственном органе; - документы не содержат орфографических, стилистических, смысловых ошибок; - подготовленные документы, отвечают формальным требованиям и задачам |
|
|
Ориентация на обеспечение защиты законных интересов граждан |
Стремление обеспечить качественное и своевременное предоставление государственных услуг, решение сложных вопросов по защите законных интересов граждан |
Гражданский служащий: - понимает потребности граждан, внимателен, вникает в суть вопроса; - в случае затруднений, объясняет обратившемуся лицу порядок действий, необходимый для получения услуги/решения вопроса; - информирует граждан об их правах и обязанностях, ведет разъяснительную работу; - своевременно предоставляет государственные услуги/отвечает на обращения; - обеспечивает качественную проработку обращений граждан, не формально подходит к решению проблемных вопросов; - выявляет проблемные зоны (повторяющиеся проблемы), и предлагает решения для совершенствования имеющихся механизмов защиты законных интересов граждан; - предпринимает все возможные законные действия для решения вопроса обратившегося гражданина; - при общении с гражданами корректен и доброжелателен |
|
|
Саморазвитие |
Открытость новым знаниям и опыту. Оценка своих сильных и слабых сторон. Постоянное развитие профессиональных знаний и навыков, профессиональных и личностных качеств |
Гражданский служащий: - адекватно оценивает свои сильные и слабые стороны, недостающие знания и навыки; - использует конструктивную критику для определения зон для своего развития; - ставит себе конкретные цели для саморазвития, в том числе с учетом целей развития госоргана; - занимается саморазвитием (читает специальную литературу, изучает нормативно-правовые акты, посещает семинары, учится у коллег и т.д.) - отслеживает изменения нормативной правовой базы, включая разработку и вступление в силу проектов нормативных правовых актов в области соответствующей профессиональной деятельности; - приобретает знания в смежных областях; - применяет полученные знания и навыки на практике; - по инициативе руководителя или по своей инициативе берет на себя выполнение более сложных задач с целью своего профессионального развития |
|
|
Передача знаний и опыта (наставничество) |
Заинтересованность в профессиональном и личностном развитии сотрудников и коллег, способность и готовность передавать накопленные знания и опыт |
Гражданский служащий: - передает свой опыт и знания коллегам для совершенствования их работы; - реализует различные способы и формы передачи знаний и развития навыков других сотрудников: доклады, разработка методических рекомендаций, проведение мини-семинаров, лекций и др.; - активно участвует в коллективном решении сложных задач; - осуществляет наставничество; - просто и доходчиво объясняет сложные темы; - при необходимости неоднократно разъяснять сложные вопросы менее опытным сотрудникам; - создает атмосферу способствующую обмену знаниями и навыками; - лица, в отношении которых осуществлялось наставничество успешно проходят периода обучения |
|
|
Убедительность коммуникаций |
Ясное и структурированное изложение своих мыслей, умение находить обоснованную аргументацию, отстаивать свою позицию |
Гражданский служащий: - ясно, четко и структурированно излагает информацию; - предоставляет информацию в необходимом для собеседника объеме и форме; - проверяет, насколько верно информация воспринята собеседником; - приводит обоснованные аргументы в поддержку своей позиции; - сталкиваясь с возражениями, аргументированно и грамотно отстаивает свою точку зрения; - уверенно излагает информацию при общении как с коллегами и подчиненными, так и с руководителями; - умеет доносить свои идеи, заинтересовать собеседника, показывая преимущества их реализации; - использует различные способы влияния в зависимости от особенностей собеседника. |
|
|
Работа в команде |
Готовность работать на общий результат, содействовать эффективной работе группы, подразделения, государственного органа |
Гражданский служащий: - включен в работу коллектива, настроен на достижение общей цели; - вносит существенный вклад в работу команды; - своевременно запрашивает мнение коллег и информацию, необходимую для решения совместных задач; - своевременно и в полном объеме предоставляет коллегам информацию, необходимую для решения совместных задач; - при решении совместных задач согласовывает и координирует свою работу с коллегами; - поддерживает доброжелательную атмосферу и позитивные деловые отношения внутри команды, содействует разрешению конфликтов; - при необходимости перераспределения нагрузки и задач между членами команды проявляет понимание и готовность к изменению своих задач и объема работ; - в случае необходимости помогает коллегам в выполнении поставленных перед ними срочных задач |
|
|
Творческий подход, инновационность |
Предложение идей и новых способов решения задач, внедрение современных методов работы, направленных на повышение эффективности работы. Мотивированность на решение сложных вопросов |
Гражданский служащий: - берет на себя (инициирует) решение сложных и нестандартных задач; - проявляет гибкость и изобретательность в поиске решения нестандартных задач; - предлагает нестандартные способы решения задач, если оценивает их как более эффективные, чем принятые способы; - выявляет возможности для совершенствования работы (своей, подразделения, госоргана) - предлагает решения, повышающие качество и эффективность работы (своей, подразделения, госоргана); - имеет реализованные идеи/предложения; - поддерживает и принимает нововведения и транслирует их другим, рассматривает их как возможность собственного развития и развития команды; - активно участвует во внедрении/реализации инноваций. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.