2. Правительствам государств - членов Евразийского экономического союза и Евразийской экономической комиссии обеспечить реализацию и финансирование мероприятий, предусмотренных планом, утвержденным настоящим Решением.
См. Регламент взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и организаций при реализации Основных направлений развития механизма "единого окна" в системе регулирования внешнеэкономической деятельности, одобренных Решением Высшего Евразийского экономического совета от 29 мая 2014 г. N 68 "Основные направления развития механизма "единого окна" в системе регулирования внешнеэкономической деятельности", утвержденный постановлением Правительства РФ от 12 мая 2017 г. N 561
3. Евразийской экономической комиссии обеспечить ежегодно разработку и утверждение Советом Евразийской экономической комиссии детализированного плана по выполнению плана мероприятий по реализации Основных направлений развития механизма "единого окна" в системе регулирования внешнеэкономической деятельности.
Члены Высшего Евразийского экономического совета:
От Республики Армения
От Республики Беларусь
От Республики Казахстан
От Российской Федерации
План
мероприятий по реализации Основных направлений развития механизма "единого окна" в системе регулирования внешнеэкономической деятельности
(утв. решением Высшего Евразийского экономического совета от 8 мая 2015 г. N 19)
I. Введение
Настоящий план разработан во исполнение Решения Высшего Евразийского экономического совета от 29 мая 2014 г. N 68 "Об Основных направлениях развития механизма "единого окна" в системе регулирования внешнеэкономической деятельности" и основывается на положениях Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор о Союзе), международных договоров и актов в области внешнеэкономической деятельности, составляющих право Евразийского экономического союза (далее - Союз), а также нормах, правилах и принципах Всемирной торговой организации, международных рекомендациях Организации Объединенных Наций и Всемирной таможенной организации.
Настоящий план является логическим продолжением проводимой в государствах - членах Союза (далее - государства-члены) политики по совершенствованию системы регулирования внешнеэкономической деятельности, внедрению современных информационных технологий, направленных на упрощение процедур международной торговли.
II. Определения
Для целей настоящего плана используются понятия, которые означают следующее:
1) "бизнес-процесс" - набор взаимосвязанных и структурированных действий, направленных на достижение определенного результата в сфере внешнеэкономической деятельности;
2) "взаимное признание документов" - признание и использование в одном государстве-члене необходимых для осуществления внешнеэкономической деятельности электронных документов, формируемых уполномоченными органами (организациями) другого государства-члена;
3) "гармонизация сведений" - сбор, определение, анализ и согласование требований к информации, содержащейся в электронных документах и бумажных копиях электронных документов, используемых в одних и тех же областях применения, с целью повышения сопоставимости таких документов с точки зрения содержания и формата;
4) "государственные процедуры" - деятельность государственных органов государств-членов в соответствии с их компетенцией, связанная с регулированием правоотношений в сфере внешнеэкономической деятельности, при осуществлении государственных функций (административных процедур) и предоставлении государственных услуг заинтересованным лицам;
5) "механизм "единого окна" - механизм взаимодействия между государственными органами, регулирующими внешнеэкономическую деятельность, и участниками внешнеэкономической деятельности, который позволяет участникам внешнеэкономической деятельности однократно представлять документы в стандартизированном виде через единый пропускной канал для последующего использования заинтересованными государственными органами и иными организациями в соответствии с их компетенцией при проведении контроля за осуществлением внешнеэкономической деятельности;
6) "разрешительные документы" - документы, выдаваемые государственными органами и (или) уполномоченными государством организациями (далее - уполномоченные организации), наличие которых необходимо для осуществления внешнеэкономической деятельности и совершения отдельных юридически значимых действий при осуществлении экспортных, импортных и транзитных операций;
7) "стандартизированный вид документов" - документ в электронном виде, оформляемый в соответствии с гармонизированными и унифицированными структурой и форматами, имеющий равную юридическую силу с аналогичным документом на бумажном носителе;
8) "унификация сведений" - определение и согласование набора сведений, содержащихся в электронных документах и бумажных копиях электронных документов, по областям применения на основании стандартов, методик и рекомендаций, применяемых в международной торговле;
9) "экспортные, импортные и транзитные операции" - все виды внешнеэкономических операций, связанных с вывозом товаров с таможенной территории Союза, ввозом товаров на такую территорию и их перевозкой через таможенную территорию Союза;
10) "электронная коммерция" - совокупность технических и организационных форм совершения финансовых и торговых транзакций, осуществляемых с использованием электронных систем.
III. Цель
Целью реализации настоящего плана является формирование организационно-правовых и технических основ для создания условий развития и сближения национальных механизмов "единого окна", а также организации их взаимодействия на наднациональном уровне при построении эффективной системы регулирования внешнеэкономической деятельности на территории Союза.
IV. Задачи
Цель настоящего плана достигается путем решения следующих задач:
содействие развитию национальных механизмов "единого окна";
обеспечение сближения подходов по развитию национальных механизмов "единого окна";
обеспечение взаимного признания, унификации, стандартизации и гармонизации электронных документов, необходимых для осуществления внешнеэкономической деятельности;
организация информационного взаимодействия национальных механизмов "единого окна";
координация действий по реализации Основных направлений развития механизма "единого окна" в системе регулирования внешнеэкономической деятельности (далее - Основные направления).
V. Общее описание эталонной модели национального механизма "единого окна"
Эталонная модель национального механизма "единого окна" (далее - эталонная модель) является инструментом упрощения процедур международной торговли с целью оптимизации государственных процедур, связанных с внешнеэкономической деятельностью, и создания условий для осуществления электронных операций и электронной коммерции. Эталонная модель призвана обеспечить переход на качественно новый уровень развития национальных механизмов "единого окна", создание условий для снижения транзакционных издержек лиц, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность и оказывающих услуги в данной области (далее - заинтересованные лица), и сокращение административных издержек в работе государственных органов государств-членов, регулирующих внешнеэкономическую деятельность (далее - государственные органы).
Эталонная модель представляет собой инновационный трансграничный интеллектуальный механизм, который позволяет заинтересованным лицам получать комплекс услуг для совершения экспортных, импортных и транзитных операций в ходе взаимодействия с государственными органами и (или) уполномоченными организациями государств-членов.
Эталонная модель учитывает положения международных стандартов Всемирной таможенной организации и рекомендаций Организации Объединенных Наций, интегрирует опыт построения современных моделей механизма "единого окна", используя прогрессивные организационно-правовые, технические и технологические решения.
Эталонная модель имеет ряд характерных особенностей.
1. Однократное представление документов и (или) сведений
Заинтересованные лица должны иметь возможность однократно представлять документы и (или) сведения в стандартизированном виде через единый пропускной канал для последующего использования всеми заинтересованными государственными органами, при этом ранее представленные документы и (или) сведения повторно не представляются, за исключением случая, когда такие документы и (или) сведения имеют ограниченный срок действия.
В случае если в представленных документах и (или) сведениях недостаточно информации для принятия решения государственными органами и (или) уполномоченными организациями государств-членов, заинтересованные лица по запросу таких органов и (или) организаций повторно представляют только недостающие сведения.
Необходимые для осуществления внешнеэкономической деятельности документы и (или) сведения, представляемые в виде электронных документов, могут не являться точной копией документа на бумажном носителе.
2. Широкий спектр услуг
Заинтересованным лицам должен быть предоставлен широкий спектр услуг на всех этапах цепи поставки товаров с момента регистрации заинтересованных лиц до выпуска товаров и последующего аудита хозяйственной деятельности.
3. Интеллектуальный механизм
Эталонная модель является инструментом предоставления услуг ее пользователям. Такой механизм универсален, способен в режиме реального времени оказывать комплекс услуг, оперативно обрабатывать и анализировать документы и (или) сведения, представленные заинтересованными лицами, перераспределять их между государственными органами и (или) уполномоченными организациями государств-членов исходя из запрашиваемых услуг, информировать заинтересованных лиц о ходе рассмотрения заявок, оценивать риски, выдавать решения.
Интеллектуальный механизм позволяет заинтересованным лицам получать необходимую информацию о лицах, предоставляющих услуги в сфере внешнеэкономической деятельности, мерах регулирования, производить расчеты и электронную уплату таможенных и иных платежей, формировать отчетность и получать статистические данные.
4. Гибкость и прозрачность предоставляемых услуг
В рамках функционирования национального механизма "единого окна" заинтересованные лица должны иметь возможность создавать "личные кабинеты", иметь комплексное представление о совершаемых экспортных, импортных и транзитных операциях на всех этапах цепи поставки товаров.
Национальный механизм "единого окна" должен позволять заинтересованным лицам с помощью "личного кабинета" получать услуги, предоставляемые в рамках национальных механизмов "единого окна" других государств-членов, с использованием технологических и информационных инноваций.
5. Обеспечение различных уровней информационного взаимодействия пользователей национального механизма "единого окна"
Эталонная модель позволяет обеспечивать информационное взаимодействие между заинтересованными лицами, государственными органами и уполномоченными организациями государств-членов, межведомственное информационное взаимодействие, информационное взаимодействие заинтересованных лиц между собой при совершении экспортных, импортных и транзитных операций, а также информационное взаимодействие национальных механизмов "единого окна".
6. Высокая степень доверия
Эталонная модель должна обеспечивать высокую степень доверия пользователей, способствовать установлению отношений доверия между заинтересованными лицами, государственными органами и уполномоченными организациями государств-членов.
7. Сфера охвата эталонной модели
Эталонная модель охватывает:
1) сферы государственного регулирования: сфера таможенного, валютного, налогового, таможенно-тарифного, нетарифного, технического регулирования, сфера применения санитарных, ветеринарно-санитарных, карантинных фитосанитарных мер, сфера регулирования финансовых услуг (банковских, страховых), транспорта и перевозок, охраны и защиты прав интеллектуальной собственности;
2) виды деятельности: внешнеторговая, деятельность по предоставлению транспортных и логистических услуг, финансовых услуг (банковских, страховых), а также деятельность в сфере таможенного дела;
3) субъекты:
государственные органы государств-членов: в области таможенного дела, налогообложения, таможенно-тарифного и нетарифного регулирования; государственные органы государств-членов, осуществляющие: выдачу разрешительных документов, связанных с внешнеэкономической деятельностью, транспортный контроль, санитарный, ветеринарно-санитарный, карантинный фитосанитарный контроль (надзор), контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов, экспортный, радиационный, валютный и другие виды государственного контроля;
организации, уполномоченные на выдачу разрешительных документов, в том числе торгово-промышленные палаты, органы по сертификации и испытательные лаборатории (центры), осуществляющие работу в области оценки (подтверждения) соответствие требованиям технических регламентов Союза;
заинтересованные лица: юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность; лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела (таможенные представители, таможенные перевозчики, владельцы складов временного хранения, владельцы таможенных складов, владельцы свободных складов, владельцы магазинов беспошлинной торговли); уполномоченные экономические операторы; транспортно-экспедиторские, логистические компании, перевозчики, экспресс-перевозчики; администрации воздушных портов, автомобильных и железнодорожных пунктов пропуска; банки и страховые организации; патентные организации (патентные поверенные), операторы почтовой связи и иные организации.
Детальное описание функций и архитектуры эталонной модели, перечень государственных процедур и услуг, охватываемых эталонной моделью, разрабатываются по результатам проведения оценки и анализа состояния проектов, направленных на разработку и создание национальных механизмов "единого окна" в государствах-членах.
Эталонную модель целесообразно создавать в соответствии со структурой согласно приложению N 1.
VI. Информационное взаимодействие в рамках функционирования национальных механизмов "единого окна"
Информационное взаимодействие в рамках функционирования национальных механизмов "единого окна" государственных органов и уполномоченных организаций государств-членов осуществляется с использованием интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза (далее - интегрированная система) в соответствии с утверждаемыми Евразийской экономической комиссией (далее - Комиссия) регламентами взаимодействия и должно соответствовать нормам права Союза, в частности, положениям статьи 23 Договора о Союзе,
Развитие информационного взаимодействия между национальными механизмами "единого окна" осуществляется путем оптимизации перечня общих процессов в рамках Союза, реализуемых с использованием интегрированной системы.
Разработка структур электронных документов, используемых в рамках функционирования национальных механизмов "единого окна", осуществляется на основе общей модели данных, создаваемой на основе и с учетом международных стандартов.
Информационное взаимодействие в рамках функционирования национальных механизмов "единого окна" базируется на следующих принципах:
возможность использования информации, полученной от заинтересованных лиц через национальный механизм "единого окна" одного государства-члена, заинтересованными государственными органами других государств-членов в соответствии с их компетенцией;
организация обмена электронными документами, содержащими актуальные, унифицированные и гармонизированные сведения, достаточные для совершения экспортных, импортных и транзитных операций;
возможность подключения на равных условиях к информационному взаимодействию в рамках функционирования национальных механизмов "единого окна" новых государств-членов;
возможность организации информационного взаимодействия в рамках функционирования национальных механизмов "единого окна" государств, не являющихся членами Союза, по принципу "экспорт одного государства - импорт в другом государстве".
Описание функциональной модели информационного взаимодействия в рамках функционирования национальных механизмов "единого окна" разрабатывается по результатам проведения мониторинга процессов межведомственного информационного взаимодействия.
Мероприятия по защите информации в рамках функционирования национальных механизмов "единого окна" проводятся в соответствии с планами создания и развития интегрированной системы. Настоящим планом указанные мероприятия не предусмотрены.
Создание и обеспечение функционирования общей инфраструктуры документирования информации в электронном виде и трансграничного пространства доверия осуществляются в рамках работ и в соответствии с планами создания и развития интегрированной системы.
VII. Сроки и этапы реализации плана
Настоящий план разработан на 6-летний период, с 2015 по 2020 год включительно. Ежегодно разрабатываются детализированные планы. Каждый последующий детализированный план учитывает результаты выполнения предыдущего детализированного плана.
В настоящий план и детализированные планы могут вноситься изменения с учетом внутренних и внешних факторов, существенно влияющих на своевременное и качественное выполнение соответствующих мероприятий.
Реализация настоящего плана осуществляется поэтапно в соответствии с сетевым графиком согласно приложению N 2. В целях обеспечения оптимального распределения ресурсов и своевременного исполнения мероприятий настоящего плана мероприятия, отнесенные к различным этапам, могут выполняться параллельно.
Настоящий план реализуется с учетом следующих этапов:
подготовительный этап;
этап разработки;
этап реализации;
этап мониторинга и оценки достигнутых результатов.
На подготовительном этапе определяется организационный механизм выполнения настоящего плана, проводится анализ текущего состояния проектов, направленных на создание национальных механизмов "единого окна", определяются необходимые организационно-правовые, технологические и технические требования по созданию и (или) развитию национальных механизмов "единого окна", а также оцениваются перспективы их сближения.
На данном этапе также осуществляется оценка возможных финансовых затрат на развитие национальных механизмов "единого окна" и обеспечение информационного взаимодействия в рамках их функционирования, которые учитываются при принятии решений.
По итогам проведенного анализа формируются заключения по созданию и (или) развитию национальных механизмов "единого окна", сближению подходов по их развитию.
На этапе разработки на основе заключений, сформированных на подготовительном этапе, готовятся предложения по оптимизации государственных процедур, связанных с внешнеэкономической деятельностью, и бизнес-процессов, унификации состава сведений, включаемых в электронные документы, необходимые для осуществления внешнеэкономической деятельности, а также разрабатываются и принимаются решения и рекомендации по сближению или развитию национальных механизмов "единого окна", совершенствованию положений актов, входящих в право Союза, регулирующих внешнеэкономическую деятельность, и законодательства государств-членов, в том числе утверждается детальное описание функций и архитектуры эталонной модели, перечень государственных процедур и услуг, охватываемых эталонной моделью.
При подготовке указанных решений и рекомендаций учитываются предложения бизнес-сообщества государств-членов.
В рамках данного этапа могут вноситься изменения в принятые документы на основе предложений, сформированных по результатам мониторинга и оценки достигнутых результатов.
На этапе реализации принимаются решения по внедрению или развитию национальных механизмов "единого окна", обеспечению надлежащего информационного взаимодействия посредством интегрированной системы, а также реализуется комплекс организационно-технологических, правовых и технических мероприятий, обеспечивающих осуществление взаимного признания, унификации, стандартизации и гармонизации электронных документов, необходимых для осуществления внешнеэкономической деятельности, и их использование государственными органами и (или) уполномоченными организациями государств-членов.
На данном этапе также проводится популяризация работы по сближению или развитию национальных механизмов "единого окна": работа со средствами массовой информации, организация открытых дискуссий, семинаров, конференций по вопросам реализации Основных направлений и настоящего плана.
На этапе мониторинга и оценки достигнутых результатов постоянно осуществляется анализ достигнутых результатов на основе установленных целевых индикаторов (значений) и показателей, по результатам которого подготавливаются предложения о внесении изменений в настоящий план, корректировке объемов финансирования, изменении целевых индикаторов (значений) и показателей.
VIII. Источники финансирования
Финансовое обеспечение мероприятий осуществляется за счет бюджетов государств-членов и бюджета Союза, а также за счет внебюджетных источников.
IX. Показатели результативности и эффективности исполнения плана
В настоящем плане предусмотрена двухуровневая система показателей результативности и эффективности выполнения мероприятий:
первый уровень - показатели результативности (показатели непосредственного результата);
второй уровень - показатели эффективности (показатели конечного эффекта).
Показателями результативности выполнения мероприятий (ежегодно и в целом по плану нарастающим итогом) являются:
доля выполненных мероприятий (подготовленное и принятое решение, рекомендация Комиссии, проект документа, принятый документ и др.) от общего количества мероприятий, предусмотренных настоящим планом и детализированными планами;
доля мероприятий, выполненных своевременно, от общего количества мероприятий, срок выполнения которых наступил.
По невыполненным и несвоевременно выполненным мероприятиям должно быть представлено обоснование объективных причин их невыполнения или несвоевременного выполнения.
Показателями эффективности выполнения мероприятий, характеризующими положительные последствия развития национальных механизмов "единого окна" для государственных органов и бизнес-сообщества государств-членов, являются:
доля необходимых участнику внешнеэкономической деятельности для перемещения товаров через таможенную границу Союза документов, представляемых в электронном виде;
предельное время прохождения государственных процедур, связанных с внешнеэкономической деятельностью (отдельно по экспортным, импортным и транзитным операциям);
доля участников внешнеэкономической деятельности, оценивающих качество услуг, предоставляемых в рамках функционирования национального механизма "единого окна", как удовлетворительное, от общего количества участников внешнеэкономической деятельности;
доля форм отчетности, представляемых в электронном виде при выполнении государственных процедур, связанных с внешнеэкономической деятельностью;
уменьшение объема административных издержек предпринимателей (трудовых, временных и финансовых затрат на осуществление государственных процедур, связанных с внешнеэкономической деятельностью).
Базовые и ежегодные целевые индикаторы (значения) показателей эффективности выполнения настоящего плана, а также методика их расчета утверждаются Комиссией.
X. Возможные риски при реализации плана
В ходе реализации настоящего плана могут возникнуть риски, связанные с отсутствием единообразного понимания конечной цели и шагов по его реализации, недостаточной координацией между государственными органами, уполномоченными организациями государств-членов и Комиссией, принятием в Комиссии и (или) государствах-членах решений, не учитывающих положения Основных направлений в части приоритета применения электронных документов, недостаточным финансированием, ресурсным обеспечением мероприятий по реализации настоящего плана.
Указанные риски могут быть минимизированы путем своевременного выявления и принятия соответствующих управленческих решений.
XI. Организационный механизм, обеспечивающий реализацию плана
Организационный механизм на наднациональном уровне, обеспечивающий реализацию настоящего плана, основан на структуре органов Союза, предусмотренной Договором о Союзе.
Совет Комиссии принимает решения по стратегическим вопросам реализации настоящего плана, в том числе по системным вопросам, утверждению и финансированию ежегодных детализированных планов.
Коллегия Комиссии принимает решения и рекомендации, предусмотренные настоящим планом.
Коллегией Комиссии создается рабочая группа по реализации настоящего плана под руководством одного из членов Коллегии Комиссии.
Указанная рабочая группа обеспечивает общую координацию и мониторинг исполнения настоящего плана, готовит предложения в виде проектов актов органов Союза, осуществляет разработку проектов ежегодных детализированных планов, рассматривает отчеты об исполнении настоящего плана.
На национальном уровне в государствах-членах создается координирующие (совещательные) органы, уполномоченные на реализацию настоящего плана, в состав которых включаются руководители государственных органов, а также представители бизнес-сообщества. Такие координирующие (совещательные) органы обеспечивают представление государственным органам предложений по созданию и развитию национальных механизмов "единого окна" в рамках реализации настоящего плана.
Уполномоченный государственный орган, ответственный за реализацию Основных направлений, осуществляет организацию деятельности национального координирующего (совещательного) органа.
С целью координации выполнения настоящего плана национальные координирующие (совещательные) органы и рабочая группа осуществляют взаимодействие.
Схема организационного механизма, обеспечивающего реализацию настоящего плана, приведена в приложении N 3.
ХII. Перечень мероприятий
Наименование мероприятия |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. Развитие национальных механизмов "единого окна" | ||||||
1.1. Сравнение терминов, используемых в описании механизма "единого окна" в законодательстве государств-членов и международной практике |
II кв. |
- |
- |
- |
- |
- |
1.2. Согласование подходов государств-членов к моделированию и анализу государственных процедур и бизнес-процессов, связанных с внешнеэкономической деятельностью |
II кв. |
- |
- |
- |
- |
- |
1.3. Разработка методики оценки состояния развития национальных механизмов "единого окна" |
III кв. |
- |
- |
- |
- |
- |
1.4. Проведение анализа состояния развития национальных механизмов "единого окна" в соответствии с разработанной методикой |
IV кв. |
I-II кв. |
- |
- |
- |
- |
1.5. Сбор и обобщение результатов оценки состояния развития национальных механизмов "единого окна". Разработка заключений по каждому государству-члену по оптимизации государственных процедур и бизнес-процессов, связанных с внешнеэкономической деятельностью, а также по развитию национальных механизмов "единого окна" |
IV кв. |
I-II кв. |
- |
- |
- |
- |
1.6. Разработка и утверждение детального описания функций и архитектуры эталонной модели национального механизма "единого окна", перечня государственных процедур и услуг, охватываемых этой эталонной моделью, с учетом наднационального сегмента |
IV кв. |
I-II кв. |
- |
- |
- |
- |
1.7. Разработка, внедрение и оптимизация национальных механизмов "единого окна" |
IV кв. |
I-IV кв. |
I-IV кв. |
I-IV кв. |
I-III кв. |
- |
2. Сближение подходов по развитию национальных механизмов "единого окна" | ||||||
2.1. Определение приоритетных направлений сближения подходов по развитию национальных механизмов "единого окна" |
III-IV кв. |
- |
- |
- |
- |
- |
2.2. Оценка и мониторинг развития национальных механизмов "единого окна", подготовка рекомендаций по внесению необходимых изменений в работу национальных механизмов "единого окна" с учетом пункта 1.5 настоящего перечня |
- |
- |
I кв. |
I кв. |
I кв. |
I кв. |
2.3. Внесение изменений в функционирование национальных механизмов "единого окна" в соответствии с рекомендациями |
- |
- |
I кв. |
I кв. |
I кв. |
I кв. |
3. Взаимное признание электронных документов, необходимых для осуществления внешнеэкономической деятельности | ||||||
3.1. Анализ документов и сведений, необходимых для осуществления внешнеэкономической деятельности, и оценка необходимости внесения изменений в акты, входящие в право Союза, и законодательство государств-членов с целью унификации и гармонизации сведений из документов |
II-IV кв. |
- |
- |
- |
- |
- |
3.2. Унификация и гармонизация сведений из документов, необходимых для осуществления внешнеэкономической деятельности, а также содержащихся в электронных документах, оформляемых на территории Союза, в целях их взаимного признания |
III-IV кв. |
I-IV кв. |
I-IV кв. |
I-IV кв. |
I-IV кв. |
I-II кв. |
3.3. Переход на оформление уполномоченными органами государств-членов и использование электронных документов, необходимых для осуществления внешнеэкономической деятельности |
III-IV кв. |
I-IV кв. |
I-IV кв. |
I-IV кв. |
I-IV кв. |
I-II кв. |
3.4. Использование сведений из документов, необходимых для осуществления внешнеэкономической деятельности на территории Союза, выданных уполномоченными органами государств, не являющихся государствами-членами |
- |
I-IV кв. |
I-IV кв. |
I-IV кв. |
I-IV кв. |
I-II кв. |
3.5. Обеспечение уникальной идентификации субъектов внешнеэкономической деятельности |
III-IV кв. |
I-IV кв. |
I-IV кв. |
- |
- |
- |
4. Организация информационного взаимодействия | ||||||
4.1. Унификация процедур взаимодействия заинтересованных лиц и государственных органов в рамках национальных механизмов "единого окна" |
III-IV кв. |
I-IV кв. |
I-IV кв. |
I-IV кв. |
I-IV кв. |
I-IV кв. |
4.2. Оптимизация процедур межведомственного информационного взаимодействия в рамках национальных механизмов "единого окна" |
III-IV кв. |
I-IV кв. |
I-IV кв. |
I-IV кв. |
I-IV кв. |
I-IV кв. |
4.3. Оптимизация и реализация общих процессов в рамках Союза, задействованных в обеспечении функционирования национальных механизмов "единого окна" |
III-IV кв. |
I-IV кв. |
I-IV кв. |
I-IV кв. |
I-IV кв. |
I-IV кв. |
4.4. Упрощение процедур использования национальных механизмов "единого окна" заинтересованными лицами |
III-IV кв. |
III-IV кв. |
III-IV кв. |
III-IV кв. |
III-IV кв. |
III-IV кв. |
4.5. Формирование и развитие единой системы нормативно-справочной информации Союза, необходимой для обеспечения функционирования национальных механизмов "единого окна" |
III-IV кв. |
I-IV кв. |
I-IV кв. |
I-IV кв. |
I-IV кв. |
I-IV кв. |
5. Формирование понятийного аппарата | ||||||
5.1. Разработка глоссария терминов, используемых при реализации Основных направлений |
III-IV кв. |
- |
- |
- |
- |
- |
5.2. Ведение (актуализация) глоссария терминов, используемых при реализации Основных направлений |
- |
I-IV кв. |
I-IV кв. |
I-IV кв. |
I-IV кв. |
I-II кв. |
6. Организационный механизм, обеспечивающий реализацию настоящего плана (механизм управления) | ||||||
6.1. Разработка и утверждение организационной структуры механизма управления |
III кв. |
- |
- |
- |
- |
- |
6.2. Создание рабочей группы по реализации настоящего плана |
III кв. |
- |
- |
- |
- |
- |
6.3. Определение государствами-членами уполномоченных органов, ответственных за реализацию Основных направлений |
III кв. |
- |
- |
- |
- |
- |
6.4. Создание государствами-членами координирующих (совещательных) органов, уполномоченных на реализацию настоящего плана |
III кв. |
- |
- |
- |
- |
- |
6.5. Совершенствование организационной структуры механизма управления |
- |
IV кв. |
I-IV кв. |
I-IV кв. |
I-IV кв. |
- |
7. Организационные вопросы | ||||||
7.1. Популяризация механизма "единого окна": работа со СМИ, организация открытых дискуссий, семинаров, конференций по реализации Основных направлений и настоящего плана |
II-IV кв. |
I-IV кв. |
I-IV кв. |
I-IV кв. |
I-IV кв. |
I-IV кв. |
7.2. Подготовка и публикация отчетов по проделанной работе по реализации Основных направлений и настоящего плана |
IV кв. |
II, IV кв. |
II, IV кв. |
II, IV кв. |
II, IV кв. |
II, IV кв. |
Приложение N 1
к плану мероприятий по реализации
Основных направлений развития
механизма "единого окна"
в системе регулирования
внешнеэкономической
деятельности
Структура эталонной модели
национального механизма "единого окна"
/- - - - - - - - - - - - - \ /-----------\/ - - - - - - - - - - - - - - \
(В2В) | | Торгово- || G2G
|/--------------------\ |промышлен- | /------------------\ |
| Перевозчики, | | |ные палаты,|| /-|Таможенные органы |
|| таможенные | | банки, | | \------------------/ |
| перевозчики, | | | страховые || |
|| транспортно- | |организации| | /------------------\ |
| экспедиторские и | | | и иные || |-| Налоговые органы |
|| логистические | |организации| | | | |
| компании, | | \-----------/| | \------------------/
|| администрации | | |
| воздушных портов, | | | | | /------------------\
|| автомобильных и | | | Органы, | |
| железнодорожных | /---------------------\ | | осуществляющие |
|| пунктов и другие | | B2G/G2B Эталонная | | | валютный, | |
\--------------------/ |модель национального | |-| транспортный, |
| | механизма "единого | | | радиационный, | |
| | окна" однократное | | |экспортный и иные |
| | | представление | | | виды | |
| | документов и (или) | | | государственного |
| | | сведений; широкий | | | контроля | |
| |спектр услуг на всех | | \------------------/
| | |этапах цепи поставки | | |
|-----------|товаров; электронная |-| /------------------\
| | | оплата платежей; | | | Органы, | |
| | создание "личных | | | осуществляющие |
| | | кабинетов" | | | санитарный, | |
| | пользователей; | |-|ветеринарно-сани- |
| | | высокая степень | | | тарный, | |
| | доверия | | | карантинный |
| | | | | | фитосанитарный | |
| | | | контроль |
|/--------------------\ | | | \------------------/ |
| Импортеры, | | | |
|| экспортеры, | | | | /------------------\ |
| декларанты, | | | | | Органы, |
|| таможенные | | | | | осуществляющие | |
| представители, | \---------------------/ | |таможенно-тарифное|
|| уполномоченные | | | | | и нетарифное | |
| экономические | | | | регулирование, |
||операторы, владельцы| | | \-| осуществляющие | |
| складов временного | /-----------\ | выдачу |
|| хранения и другие | | | | | | разрешительных | |
| | | ЕЭК | | документов, и |
|\--------------------/ | | | | | другие | |
\-----------/ \------------------/
\ - - - - - - - - - - - - -/ \- - - - - - - - - - - - - - /
Примечание. В настоящей структуре используются следующие
обозначения:
"В2В" - информационное взаимодействие заинтересованных лиц между
собой;
"B2G/G2B" - информационное взаимодействие между заинтересованными
лицами, государственными органами и (или) уполномоченными организациями
государств-членов;
"G2G" - межведомственное информационное взаимодействие;
"ЕЭК" - Евразийская экономическая комиссия.
Приложение N 2
к плану мероприятий по реализации
Основных направлений развития
механизма "единого окна"
в системе регулирования
внешнеэкономической
деятельности
Сетевой график
реализации плана мероприятий по реализации Основных направлений развития механизма "единого окна" в системе регулирования внешнеэкономической деятельности
N |
Мероприятие |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
|||||||||||||||||||
I |
II |
III |
IV |
I |
II |
III |
IV |
I |
II |
III |
IV |
I |
II |
III |
IV |
I |
II |
III |
IV |
I |
II |
III |
IV |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
|
1.1 |
Сравнение терминов, используемых в описании механизма "единого окна"в законодательстве государств-членов и международной практике |
|
A |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.2 |
Согласование подходов государств-членов к моделированию и анализу государственных процедур и бизнес-процессов, связанных с внешнеэкономической деятельностью |
|
А |
D |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.3 |
Разработка методики оценки состояния развития национальных механизмов "единого окна" |
|
|
А |
D |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.4 |
Проведение анализа состояния развития национальных механизмов "единого окна"в соответствии с разработанной методикой |
|
|
|
A/D |
A |
A |
D |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.5 |
Сбор и обобщение результатов оценки состояния развития национальных механизмов "единого окна". Разработка заключений по каждому государству-члену по оптимизации государственных процедур и бизнес-процессов, связанных с внешнеэкономической деятельностью, а также по развитию национальных механизмов "единого окна" |
|
|
|
A/D |
A |
A |
D |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.6 |
Разработка и утверждение детального описания функций и архитектуры эталонной модели национального механизма "единого окна", перечня государственных процедур и услуг, охватываемых такой эталонной моделью, с учетом наднационального сегмента |
|
|
|
В |
В |
В |
|
D |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.7 |
Разработка, внедрение и оптимизация национальных механизмов "единого окна" |
|
|
|
В |
В |
В |
В |
B/D |
В/С |
В/С |
В/С |
B/C/D |
В/С |
В/С |
С |
C/D |
C |
С |
С |
D |
|
|
|
|
|
2.1 |
Определение приоритетных направлений сближения подходов по развитию национальных механизмов "единого окна" |
|
|
А |
B/D |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.2 |
Оценка и мониторинг развития национальных механизмов "единого окна", подготовка рекомендаций по внесению необходимых изменений в работу национальных механизмов "единого окна"с учетом пункта 1.5 настоящего графика |
|
|
|
|
|
|
|
|
D |
|
|
|
D |
|
|
|
D |
|
|
|
D |
|
|
|
|
2.3 |
Внесение изменений в функционирование национальных механизмов "единого окна"в соответствии с рекомендациями |
|
|
|
|
|
|
|
|
D |
|
|
|
D |
|
|
|
D |
|
|
|
D |
|
|
|
|
3.1 |
Анализ документов и сведений, необходимых для осуществления внешнеэкономической деятельности, и оценка необходимости внесения изменений в акты, входящие в право Союза, и законодательство государств-членов с целью унификации и гармонизации сведений из документов |
|
А |
А |
A/D |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.2 |
Унификация и гармонизация сведений из документов, необходимых для осуществления внешнеэкономической деятельности, а также содержащихся в электронных документах, оформляемых на территории Союза, в целях их взаимного признания |
|
|
А |
B/D |
В |
В |
В |
B/D |
В |
В |
В/С |
B/C/D |
В/С |
В/С |
В/С |
C/D |
С |
С |
С |
C/D |
С |
С |
|
D |
|
3.3 |
Переход па оформление уполномоченными органами государств-членов и использование электронных документов, необходимых для осуществления внешнеэкономической деятельности |
|
|
В |
B/D |
С |
С |
С |
C/D |
С |
С |
С |
C/D |
С |
С |
С |
C/D |
С |
С |
С |
C/D |
С |
С |
|
D |
|
3.4 |
Использование сведений из документов, необходимых для осуществления внешнеэкономической деятельности на территории Союза, выданных уполномоченными органами государств, не являющихся государствами-членами |
|
|
|
|
B |
В |
В |
C/D |
С |
С |
С |
C/D |
С |
С |
С |
C/D |
С |
С |
С |
C/D |
С |
С |
|
D |
|
3.5 |
Обеспечение уникальной идентификации субъектов внешнеэкономической деятельности |
|
|
В |
B/D |
В |
B |
В/С |
B/C/D |
С |
С |
С |
C/D |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.1 |
Унификация процедур взаимодействия заинтересованных лиц и государственных органов в рамках национальных механизмов "единого окна" |
|
|
А/В |
В/С |
D/B |
B/C |
В/С |
В/С |
D/B |
В/С |
В/С |
В/С |
D/B |
В/С |
В/С |
В/С |
D/B |
В/С |
В/С |
В/С |
D/B |
В/С |
В/С |
В/С |
|
4.2 |
Оптимизация процедур межведомственного взаимодействия в рамках национальных механизмов "единого окна" |
|
|
А/В |
В/С |
D/B |
В/С |
В/С |
В/С |
D/B |
В/С |
В/С |
В/С |
D/B |
В/С |
В/С |
В/С |
D/B |
В/С |
В/С |
В/С |
D/B |
В/С |
В/С |
В/С |
|
4.3 |
Оптимизация и реализация общих процессов в рамках Союза, задействованных в функционировании национальных механизмов "единого окна" |
|
|
А/В |
В/С |
D/B |
В/С |
В/С |
В/С |
D/B |
В/С |
В/С |
В/С |
D/B |
В/С |
В/С |
В/С |
D/B |
В/С |
В/С |
В/С |
D/B |
В/С |
В/С |
В/С |
|
4.4 |
Упрощение процедур использования национальных механизмов "единого окна"хозяйствующими субъектами |
|
|
А |
D |
|
А |
А |
D |
|
А |
А |
D |
|
А |
А |
D |
|
А |
А |
D |
|
А |
А |
D |
|
4.5 |
Формирование и развитие единой системы нормативно-справочной информации Союза, необходимой для функционирования национальных механизмов "единого окна" |
|
|
В |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
|
5.1 |
Разработка глоссария терминов, используемых при реализации Основных направлений |
|
|
В |
B/D |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5.2 |
Ведение (актуализация) глоссария терминов, используемых при реализации Основных направлений |
|
|
|
|
С |
С |
С |
C/D |
В |
В/С |
С |
C/D |
С |
С |
С |
C/D |
В |
В/С |
С |
C/D |
С |
С |
|
D |
|
6.1 |
Разработка и утверждение организационной структуры механизма управления |
|
|
А/В/С |
D |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6.2 |
Создание рабочей группы по реализации плана мероприятий |
|
|
А/В/С |
D |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6.3 |
Определение государствами-членами уполномоченных органов, ответственных за реализацию Основных направлений |
|
|
А/В/С |
D |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6.4 |
Создание государствами-членами координирующих (совещательных) органов (советов, комиссий) по реализации плана мероприятий |
|
|
А/В/С |
D |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6.5 |
Совершенствование организационной структуры механизма управления |
|
|
|
|
|
|
|
D |
В |
В |
В |
D |
В |
В |
В |
D |
В |
В |
В |
D |
|
|
|
|
|
7.1 |
Популяризация механизма "единого окна": работа со СМИ, организация открытых дискуссий, семинаров, конференций по реализации Основных направлений и плана мероприятий |
|
С |
С |
D |
С |
С |
С |
C/D |
С |
С |
С |
C/D |
С |
С |
С |
C/D |
С |
С |
С |
C/D |
С |
С |
С |
C/D |
|
7.2 |
Подготовка и публикация отчетов о проделанной работе по реализации Основных направлений и плана мероприятий |
|
|
|
С |
|
С |
|
С |
|
С |
|
С |
|
С |
|
С |
|
С |
|
С |
|
С |
|
С |
Примечание. В настоящем графике используются следующие обозначения:
"А" - подготовительный этап;
"В" - этап разработки;
"С" - этап реализации;
"D" - этап мониторинга и оценки достигнутых результатов.
Приложение N 3
к плану мероприятий по реализации
Основных направлений развития
механизма "единого окна"
в системе регулирования
внешнеэкономической
деятельности
Схема организационного механизма, обеспечивающего реализацию
плана мероприятий по реализации Основных направлений
развития механизма "единого окна" в системе регулирования
внешнеэкономической деятельности
Совет Евразийской экономической комиссии (стратегический уровень управления проектом) |
/----------------------------------\
| |Национальный координирующий |
|(совещательный) орган, |
/-------------------------------\ |уполномоченный на реализацию |
|Коллегия Евразийской | |плана, под руководством |
|экономической комиссии (общая | |вице-премьера (обеспечение |
|координация и мониторинг | |представления предложений по |
|реализации плана) | |созданию и развитию национальных |
| | |механизмов "единого окна" в рамках|
| | |реализации плана) |
|-------------------------------| |----------------------------------|
|Рабочая группа по реализации | |Уполномоченный государственный |
|плана под руководством члена | |орган, ответственный за |
|Коллегии Евразийской | |координацию реализации Основных |
|экономической комиссии | |направлений развития механизма |
|(подготовка проектов решений и |--|"единого окна" в системе |
|рекомендаций, ежегодных | |регулирования внешнеэкономической |
|детализированных планов, | |деятельности (организация |
|отчетов о выполнении плана) | |деятельности национального |
| | |координирующего (совещательного) |
| | |органа, выполнение плана) |
\-------------------------------/ \----------------------------------/
/--------\/----------\/---------\ /---------\/----------\/-----------\
|Эксперт-||Экспертная|| Эксперт-| |Экспертн-||Экспертная||Экспертная |
| ная || группа 2 || ная | | ая || группа 2 || группа n |
|группа 1|| || группа n| | группа 1|| || |
\--------/\----------/\---------/ \---------/\----------/\-----------/
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решением Высшего Евразийского экономического совета были определены основные направления развития механизма "единого окна" в системе регулирования ВЭД.
Применение такого механизма позволит, в частности, упростить административные процедуры, сократить стоимостные и временные издержки, оптимизировать ресурсы.
В связи с этим на 2015-2020 гг. разработан план мероприятий по реализации названных направлений.
Так, предстоит обеспечить уникальную идентификацию субъектов ВЭД. Предусматриваются унификация и гармонизация сведений из документов, необходимых для осуществления ВЭД, а также содержащихся в электронных документах, оформляемых на территории ЕАЭС, в целях их взаимного признания. Необходимо сформировать и развивать единую систему нормативно-справочной информации Союза для обеспечения функционирования национальных механизмов "единого окна".
Мероприятия финансируются из бюджетов государств-членов ЕАЭС и самого союза, а также за счет внебюджетных источников.
Решение Высшего Евразийского экономического совета от 8 мая 2015 г. N 19 "О плане мероприятий по реализации Основных направлений развития механизма "единого окна" в системе регулирования внешнеэкономической деятельности"
Текст решения опубликован на Правовом портале Евразийского экономического союза (https://docs.eaeunion.org) 12 апреля 2015 г.