Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 13 апреля 2015 г. N 03-03-06/20808
Вопрос: О документальном подтверждении расходов, произведенных в иностранном государстве, документами, оформленными в электронном виде, в целях налога на прибыль.
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о правомерности подтверждения расходов, произведенных на территории иностранного государства, документами, оформленными в электронном виде, и сообщает следующее.
На основании пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в целях главы 25 Кодекса налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В соответствии с положениями Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.
Согласно пункту 2 статьи 9 Федеральным законом N 402-ФЗ установлен перечень обязательных реквизитов первичного учетного документа, а именно: наименование документа; дата составления документа; наименование экономического субъекта, составившего документ; содержание факта хозяйственной жизни; величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения; наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события; личные подписи указанных лиц.
Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами.
Таким образом, факсимильная, электронная копия, либо иным образом воспроизведение подписи руководителя при поступлении документов, имеющих финансовые последствия, по мнению Минфина России, не являются оправдательными документами для целей учета по налогу на прибыль организаций. Аналогичная позиция отражена в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 20.06.2012 N А12-13422/2011.
Одновременно сообщаем, что мнение, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора |
А.С. Кизимов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В целях налогообложения прибыли учитываются обоснованные и документально подтвержденные расходы. Оформляются в т. ч. первичные учетные документы. Перечень их обязательных реквизитов содержится в Законе о бухучете.
Среди них - наименование, дата составления, данные о должностном лице, оформившем документ.
Документы, в которых отражаются хозяйственные операции с денежными средствами, подписывают руководитель организации и главный бухгалтер (уполномоченные на то лица).
Факсимильная, электронная копия документа либо иное воспроизведение подписи руководителя не является причиной для признания материалов оправдательными.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 13 апреля 2015 г. N 03-03-06/20808
Текст письма опубликован в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 19 - 25 мая 2015 г. N 19, в журнале "Акты и комментарии для бухгалтера", август 2015 г., N 8