Решение Верховного Суда РФ от 15 апреля 2015 г. N АКПИ15-247
Именем Российской Федерации
Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 21 июля 2015 г. N АПЛ15-271 настоящее решение настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Российской Федерации в составе судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,
при секретаре Сомхиевой С.Ю.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Шахта Чертинская-Коксовая" о признании недействующими подпунктов "б", "в" пункта 8 Правил установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2012 г. N 524, установил:
согласно пункту 8 Правил установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний условиями рассмотрения страховщиком вопроса об установлении страхователю скидки являются:
а) осуществление страхователем финансово-хозяйственной деятельности в течение не менее 3 лет с момента его государственной регистрации до года, в котором рассчитывается скидка;
б) своевременная уплата страхователем текущих страховых взносов;
в) отсутствие задолженности по страховым взносам на дату подачи заявления об установлении скидки.
ООО "Шахта Чертинская-Коксовая" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими подпунктов "б", "в" пункта 8 Правил установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, ссылаясь на то, что в нарушение положений статьи 22 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" Правительство Российской Федерации определило дополнительные условия, с учетом которых страховщик устанавливает размер скидки или надбавки страхователю. Как указывает заявитель, региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации отказало ООО "Шахта Чертинская-Коксовая" в установлении скидки к страховому тарифу на 2012 г., в связи с имеющейся недоимкой.
В суде представитель ООО "Шахта Чертинская-Коксовая" Юрков В.Ю. поддержал заявленные требования.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации (поручение от 10 марта 2015 г. N СП-П12-1444).
Представитель Правительства Российской Федерации Сарвадий М.В. возражала против удовлетворения заявленных требований и пояснила суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта изданы в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав заявителя.
Выслушав объяснения представителей ООО "Шахта Чертинская-Коксовая" Юркова В.Ю., Правительства Российской Федерации Сарвадий М.В., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Закрепляя правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Российской Федерации, Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" предусматривает, что правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам, включая порядок представления сведений о результатах специальной оценки условий труда и проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах, утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 22).
Во исполнение предписаний федерального законодателя Правительство Российской Федерации постановлением от 30 мая 2012 г. N 524 утвердило Правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - Правила).
Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 4 июня 2012 г., N 23, "Российской газете" 6 июня 2012 г.
Правила регулируют вопросы установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В пункте 8 Правил определены условия, наличие которых является основанием для рассмотрения страховщиком вопроса об установлении страхователю скидки.
Одним из основных принципов осуществления обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является обязательность уплаты страхователями страховых взносов (статья 4 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний").
В подпункте 2 пункта 2 статьи 17 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" закреплена обязанность страхователя начислять и перечислять страховщику страховые взносы в установленном порядке и в определенные им сроки.
Страховщиком в соответствии со статьей 3 данного Федерального закона является Фонд социального страхования Российской Федерации, который осуществляет управление средствами государственного социального страхования Российской Федерации, федеральной собственностью.
Устанавливаемая страховщиком скидка так же, как и надбавка к страховому тарифу, является составной частью подлежащего уплате страховщику страхового взноса на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Законодатель рассматривает установление надбавки и скидки к страховому тарифу как право страховщика (статья 18 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"). Однако установление такой надбавки и скидки к страховому тарифу осуществляется не произвольно, а в порядке, который определяет Правительство Российской Федерации.
Для рассмотрения страховщиком вопроса об установлении страхователю скидки необходимо соблюдение страхователем условий о своевременной уплате текущих страховых взносов и отсутствии задолженности по страховым взносам на дату подачи заявления об установлении скидки, что следует из буквального содержания оспариваемых положений нормативного правового акта (подпункты "б" и "в" пункта 8 Правил). Уплата страхователем текущих страховых взносов означает своевременное внесение страхователем взносов в текущем календарном году, то есть в том финансовом году, в котором страхователь обратился с заявлением об установлении скидки к тарифу.
Доводы заявителя о противоречии оспариваемых положений нормативного правового акта статье 22 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" являются несостоятельными, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.
Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 22 данного Федерального закона размер указанной скидки или надбавки рассчитывается по итогам работы страхователя за три года и устанавливается страхователю с учетом состояния охраны труда (включая результаты специальной оценки условий труда, проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров) и расходов на обеспечение по страхованию. Размер установленной скидки или надбавки не может превышать 40 процентов страхового тарифа, установленного страхователю. При наступлении страхового случая со смертельным исходом скидка не устанавливается. Абзац второй пункта 1 статьи 22 названного Федерального закона определяет критерии, которые учитываются при расчете размеров скидок и надбавок, такие как временной период, а также состояние охраны труда и расходы на обеспечение по страхованию, что нашло свое отражение в пунктах 3-6 Правил.
Так, в соответствии с пунктами 3, 5 Правил размер скидки и надбавки рассчитывается страховщиком с учетом состояния охраны труда на основании сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда и сведений о проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах, исходя из следующих основных показателей, определенных по итогам деятельности страхователей за 3 года, предшествующих текущему году:
а) отношение суммы обеспечения по страхованию в связи со всеми произошедшими у страхователя страховыми случаями к начисленной сумме страховых взносов;
б) количество страховых случаев у страхователя на 1 тыс. работающих;
в) количество дней временной нетрудоспособности у страхователя на 1 несчастный случай, признанный страховым, исключая случаи со смертельным исходом.
Согласно пункту 6 Правил скидка или надбавка устанавливается, если указанные в пункте 3 Правил критерии, характеризующие, по сути, состояние охраны труда и расходы на обеспечение по страхованию, меньше (скидка) или больше (надбавка) аналогичных показателей по виду экономической деятельности, к которому отнесен основной вид деятельности страхователя, а пункт 4 Правил воспроизводит запрет на установление скидки при наступлении страхового случая со смертельным исходом, установленный в абзаце втором пункта 1 статьи 22 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:
в удовлетворении заявления Общества с ограниченной ответственностью "Шахта Чертинская-Коксовая" о признании недействующими подпунктов "б", "в" пункта 8 Правил установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2012 г. N 524, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Н.С. Романенков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Оспаривались нормы об установлении страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам.
Речь шла о тарифах на обязательное соцстрахование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.
Положения устанавливают два из трех условий для рассмотрения страховщиком вопроса об установлении страхователю скидки.
Это своевременная уплата страхователем текущих страховых взносов, а также отсутствие у него недоимки по ним на дату подачи заявления на скидку.
Третье условие - ведение финансово-хозяйственной деятельности в течение не менее 3 лет с момента госрегистрации до года, в котором рассчитывается скидка (оно закреплено в законе и не оспаривается).
Как указал заявитель, в этих нормах Правительство РФ установило два допусловия для упомянутой скидки, которые не закреплены в законе.
ВС РФ не согласился с такими доводами и пояснил следующее.
Закон об обязательном соцстраховании от несчастных случаев на производстве закрепляет правовые, экономические и организационные основы такого обязательного соцстрахования.
Одним из основных принципов данного страхования является обязательность уплаты страхователями взносов.
Устанавливаемая страховщиком скидка так же, как и надбавка к тарифу, является составной частью подлежащего уплате страховщику взноса.
Законодатель рассматривает установление надбавки и скидки к тарифу как право страховщика.
Между тем по закону такая надбавка и скидка устанавливаются не произвольно, а в порядке, который определяет Правительство РФ (что и было сделано им в акте, нормы которого оспариваются).
Для рассмотрения страховщиком вопроса об установлении скидки страхователь должен соблюсти условия о своевременной уплате текущих взносов и отсутствии задолженности по ним на дату подачи заявления.
Уплата страхователем текущих взносов означает, что он своевременно вносит их в текущем календарном году, т. е. в том финансовом году, в котором обратился с заявлением об установлении скидки.
Таким образом, нет оснований для вывода о незаконности норм.
Решение Верховного Суда РФ от 15 апреля 2015 г. N АКПИ15-247
Текст решения официально опубликован не был
Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 21 июля 2015 г. N АПЛ15-271 настоящее решение настоящее решение оставлено без изменения