В соответствии с Законом Новосибирской области от 15.12.2007 N 166-ОЗ "О прогнозировании, программах и планах социально-экономического развития Новосибирской области", постановлением администрации Новосибирской области от 13.10.2008 N 289-па "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Новосибирской области, их формирования и реализации":
1. Утвердить прилагаемую Концепцию долгосрочной целевой программы "Укрепление и развитие материально-технической базы детских оздоровительных учреждений в Новосибирской области на 2012-2014 годы" (далее - Концепция).
2. Министерству социального развития Новосибирской области (Пыхтин С.И.) до 10.07.2011 на основании Концепции разработать проект долгосрочной целевой программы "Укрепление и развитие материально-технической базы детских оздоровительных учреждений в Новосибирской области на 2012-2014 годы".
3. Контроль за исполнением распоряжения возложить на министра социального развития Новосибирской области Пыхтина С.И.
Губернатор Новосибирской области |
В.А. Юрченко |
Концепция
долгосрочной целевой программы "Укрепление и развитие материально-технической базы детских оздоровительных учреждений в Новосибирской области на 2012-2014 годы"
(далее - Программа)
(утв. распоряжением Правительства Новосибирской области от 7 июля 2011 г. N 286-рп)
I. Цели и задачи Программы, обоснование их соответствия приоритетам социально-экономического развития
Целью Программы является обеспечение безопасных и благоприятных условий отдыха и оздоровления детей в детских оздоровительных учреждениях Новосибирской области.
Задачами Программы являются:
1. Сохранение, модернизация и развитие объектов государственных и муниципальных загородных учреждений отдыха и оздоровления детей, в том числе объектов инфраструктуры детских оздоровительных учреждений (далее - детские оздоровительные учреждения).
2. Оснащение и благоустройство объектов и территории детских оздоровительных учреждений в соответствии с современными требованиями безопасности и комфортности, установленными действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами и Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации.
Цель и задачи Программы соответствуют приоритетам социально-экономического развития Новосибирской области и отвечают основным направлениям политики органов государственной власти Новосибирской области, определенным в Программе социально-экономического развития Новосибирской области на 2011-2015 годы, утвержденной Законом Новосибирской области от 02.12.2010 N 10-ОЗ "Об утверждении Программы социально-экономического развития Новосибирской области на 2011-2015 годы".
II. Система целевых индикаторов, обеспечивающих измеримость результатов достижения цели и решения задач Программы с разбивкой по временным периодам
Цель/задачи, требующие решения для достижения цели |
Целевые индикаторы |
Единица измерения |
Период реализации программы по годам |
Примечания |
||
2012 |
2013 |
2014 |
||||
Цель: Обеспечение безопасных и благоприятных условий отдыха и оздоровления детей в детских оздоровительных учреждениях Новосибирской области |
Количество мест в детских оздоровительных учреждениях, подготовленных к приему детей для отдыха и оздоровления, соответствующих требованиям безопасности и комфортности |
Мест |
9144 |
10144 |
11144 |
Общее количество мест в детских оздоровительных учреждениях всех форм собственности (по состоянию на 01.01.2011) - 14120 |
Задача 1: Сохранение, модернизация и развитие объектов детских оздоровительных учреждений, в том числе объектов инфраструктуры детских оздоровительных учреждений |
Количество детских оздоровительных учреждений, в которых проведены работы по реконструкции, капитальному и текущему ремонту (ежегодно) |
Учреждений |
23 |
23 |
24 |
Общее количество детских оздоровительных учреждений, находящихся в государственной и муниципальной собственности, (по состоянию на 01.01.2011) - 51 |
Доля детских оздоровительных учреждений, имеющих удовлетворительную транспортную доступность (в общем количестве детских оздоровительных учреждений) |
% |
94 |
100 |
100 |
|
|
Задача 2: Оснащение и благоустройство объектов и территории детских оздоровительных учреждений в соответствии с современными требованиями безопасности и комфортности, установленными действующими санитарно- |
Доля детских оздоровительных учреждений, соответствующих требованиям санитарно- (в текущем году от общего количества детских оздоровительных учреждений) |
% |
65 |
85 |
100 |
Для работы детских оздоровительных учреждений необходимо ежегодное выполнение требований органов санитарного надзора |
Доля детских оздоровительных учреждений, соответствующих требованиям противопожарной безопасности (в текущем году от общего количества детских оздоровительных учреждений) |
% |
75 |
85 |
100 |
Для работы детских оздоровительных учреждений необходимо ежегодное выполнение требований органов пожарного надзора |
|
Доля детских оздоровительных учреждений, в которых установлена система видеонаблюдения (нарастающим итогом от общего количества детских оздоровительных учреждений) |
% |
31 |
78 |
100 |
В 2011 году данный показатель составляет 10%. (5 детских оздоровительных учреждений) |
III. Анализ проблемы
Организация отдыха и оздоровления детей является неотъемлемой частью социальной политики Новосибирской области (далее - область).
Современная ситуация требует более глубокого и структурированного подхода к организации отдыха и оздоровления детей, так как претерпел качественные изменения образовательный, культурный и нравственный уровень развития детей; тревожным фактором стало всеобщее ухудшение состояния здоровья современного ребенка; сохраняется высоким количество социально незащищенных категорий детей; социально-экономическое положение многих семей не позволяет самостоятельно организовывать их отдых и оздоровление.
Изменения в федеральном законодательстве определили новые условия организации детского оздоровления. В соответствии с Федеральным законом от 17.12.2009 N 326-ФЗ "О внесении изменений в статьи 5 и 12 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и статьи 26.3 и 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" с 1 января 2010 года полномочия в этой сфере переданы субъектам Российской Федерации, за исключением организации отдыха детей в каникулярное время, которая закреплена за органами местного самоуправления.
Организация отдыха и оздоровления детей в области осуществляется круглогодично. Основным этапом в этой работе является летняя оздоровительная кампания.
В настоящее время на территории области функционирует 79 загородных детских оздоровительных учреждений различных форм собственности, в том числе 51 государственное и муниципальное детское оздоровительное учреждение, которые являются объектами воздействия в рамках действия Программы (далее - ДОУ), круглогодичного действия - 23 ДОУ.
Экологически благоприятные условия территорий, на которых располагаются детские оздоровительные учреждения, соблюдение режима, полноценное питание в соответствии с физиологическими потребностями детей, интересный и содержательный досуг позволяют считать загородные оздоровительные лагеря одной из лучших форм отдыха и оздоровления детей. Выраженный оздоровительный эффект отмечается у 79% отдохнувших детей. Общее количество детей, отдохнувших в загородных детских оздоровительных учреждениях области в 2010 году, составило 57 тыс. человек, что составляет 42% от общего количества детей, охваченных всеми видами отдыха и оздоровления.
Вместе с тем полноценные отдых и оздоровление детей невозможны без качественной подготовки и содержания материально-технической базы детских оздоровительных учреждений.
Изменения, произошедшие с начала 90-х годов в экономике страны и области, непосредственным образом отразились на состоянии системы отдыха и оздоровления детей. В связи с отсутствием в это время средств на реконструкцию и капитальный ремонт ДОУ в настоящее время нуждаются в существенном обновлении. Ежегодно в ДОУ ведется лишь выборочный текущий ремонт, в то время как необходимо строительство новых, соответствующих современным требованиям корпусов, пищеблоков, медицинских пунктов.
Более сорока лет назад построены 25 ДОУ (или 50% от их общего количества). В частности, детский оздоровительный лагерь "Красная горка" построен в 1949 году, детский оздоровительный лагерь "Лазурный берег" в 1946 году.
С 2008 года по 2010 год на укрепление материально-технической базы действующих ДОУ из областного бюджета Новосибирской области в рамках областной целевой программы "Дети Новосибирской области" на 2008-2012 годы, утвержденной постановлением областного Совета депутатов от 20.03.2008 N 49 "Об областной целевой программе "Дети Новосибирской области" на 2008-2012 годы", выделялись средства в размере 12820 тыс. рублей. В 2010 году в указанную программу были внесены изменения, в результате чего в 2011-2012 годах на укрепление материально-технической базы муниципальных учреждений отдыха и оздоровления детей предусмотрено по 15 млн. рублей в год, государственных - 7,4 млн. рублей.
Этих средств недостаточно для приведения ДОУ в состояние, отвечающее требованиям санитарного и противопожарного законодательства. Материально-техническая база ДОУ, особенно построенных в период 1950-1970 годов, нуждается в существенной модернизации и обновлении.
В соответствии с пунктом 1 "б" Перечня поручений Президента Российской Федерации Медведева Д.А. от 24.11.2010 N Пр-3418 в 2011 году министерством социального развития Новосибирской области проведена инвентаризация и паспортизация детских оздоровительных учреждений, расположенных на территории области.
Инвентаризация и паспортизация ДОУ выявила ряд проблем, особенно в лагерях летнего действия:
в 49 ДОУ здания и сооружения нуждаются в реконструкции и капитальном ремонте. В частности, в связи с устаревшей материально-технической базой закрыт и находится на реконструкции муниципальный детский оздоровительно-образовательный лагерь "Заря" (г. Обь), не функционирует с 2007 года МОУ ДОД ДООЦ "Пионерские зори";
три летних ДОУ имеют неудовлетворительную транспортную доступность (требуется ремонт дороги в ДОУ "Орбита" г. Бердска, "Чайка" Барабинского района и к оздоровительно-трудовому лагерю "Хомутина" Маслянинского района, т.к. в период дождей нарушается транспортная доступность к ним);
имеется проблема с наличием благоустроенных санитарно-гигиенических помещений: надворные туалеты и умывальники имеют 43% ДОУ;
24 ДОУ (48%) не имеют организованных мест купания. Невыполнение планов-заданий по оборудованию пляжей, при ограниченном временном периоде благоприятных погодных условий для купания в естественных водоемах (температура воды ниже 20°С) негативно сказывается на оздоровительном эффекте детского отдыха;
22% ДОУ летнего действия не имеют отопления. По погодным условиям такие ДОУ принимают детей 1-2 смены в год, вместо трех смен. Соответственно 2000 мест не используется в течение сезона.
Кроме того, ежегодно все ДОУ перед открытием летнего сезона должны быть приведены в соответствие с современными требованиями противопожарной и санитарно-эпидемиологической безопасности. Количество мероприятий по планам-заданиям Управления Роспотребнадзора по Новосибирской области, выданным летним оздоровительным учреждениям области, составляет в 2011 году - 1212 мероприятий (в 2010 году - 1117).
Одной из важных мер по обеспечению безопасного отдыха и оздоровления детей является установка систем видеонаблюдения на территории ДОУ. Доля ДОУ, оборудованных системой видеонаблюдения, составляет в 2011 году 10% (5 ДОУ).
Материально-техническая база ДОУ требует улучшения как с точки зрения обеспечения безопасности объектов, так и создания адекватных современным требованиям бытовых и санитарно-гигиенических условий, условий для занятий спортом, интересного досуга и развлечений детей.
Таким образом, укрепление и развитие материально-технической базы, обеспечивающей благоприятные и безопасные условия отдыха и оздоровления детей, является необходимой мерой для обеспечения детского отдыха и оздоровления.
IV. Обоснование необходимости решения проблемы в рамках
программно-целевого подхода
Вопросы развития и сохранения системы отдыха и оздоровления детей приобретают в настоящее время особое значение. Анализ показателей, характеризующих состояние материально-технической базы ДОУ, позволяет сделать вывод о проблемах, на которых необходимо сконцентрировать внимание органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Социальная значимость проблем, связанных с обеспечением безопасных и благоприятных условий отдыха и оздоровления детей, обуславливает необходимость выработки и реализации четкой региональной стратегии и координации действий областных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления и руководителей ДОУ, заинтересованных общественных движений и организаций по поддержке детства и созданию благоприятной для семьи и детства среды.
Решение поставленных проблем не ограничивается рамками принятого планового периода, требует пролонгированного поддержания безопасных и комфортных условий отдыха и оздоровления детей, объединения ресурсов областного и местных бюджетов, оптимального распределения средств по выделенным направлениям, координации действий многих участников, что и обусловило применение программно-целевого метода и разработку настоящей Программы.
Организация процесса укрепления и развития материально-технической базы ДОУ в рамках долгосрочной целевой программы будет способствовать повышению эффективности отдыха и оздоровления детей, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций, повышению эффективности функционирования ДОУ области.
Развитие и укрепление материально-технической базы ДОУ в рамках Программы позволит:
повысить эффективность финансовых вложений за счет концентрации ресурсов на наиболее важных, первоочередных объектах;
обеспечить на период реализации Программы четкое планирование мероприятий, направленных на достижение конкретной цели.
V. Механизм реализации Программы, система управления
Концепция разработана во исполнение распоряжения Правительства Новосибирской области от 14.06.2011 N 239-рп "О разработке концепции долгосрочной целевой программы "Укрепление и развитие материально-технической базы детских оздоровительных учреждений в Новосибирской области на 2012-2014 годы".
Государственным заказчиком-координатором (далее - заказчик-координатор) Программы является министерство социального развития Новосибирской области (далее - министерство).
Министерство осуществляет свои функции во взаимодействии с государственными заказчиками (далее - заказчики) и исполнителями Программы.
Заказчиками Программы являются: министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области, департамент физической культуры и спорта Новосибирской области.
Исполнителями мероприятий Программы выступают исполнительные органы государственной власти Новосибирской области, детские оздоровительные учреждения, расположенные на территории Новосибирской области и осуществляющие деятельность в сфере организации и обеспечения отдыха и оздоровления детей.
В рамках Программы будет осуществляться финансирование мероприятий путем предоставления межбюджетных трансфертов местным бюджетам муниципальных районов и городских округов на условиях долевого софинансирования, при наличии в местном бюджете ассигнований на исполнение расходных обязательств муниципального образования по финансовому обеспечению мероприятий Программы.
Межбюджетные трансферты будут направляться с лицевого счета министерства в доход местных бюджетов на основании соглашений с администрациями муниципальных районов и городских округов Новосибирской области по форме, утвержденной министерством. В соглашении будет указан перечень конкретных мероприятий, на которые направляются межбюджетные трансферты.
Муниципальные образования вправе привлекать внебюджетные источники финансирования для реализации программных мероприятий.
Отчет о реализации мероприятий Программы и об объемах финансирования администрации муниципальных районов и городских округов Новосибирской области представляют в министерство ежеквартально и по итогам года.
Форму представления отчета разрабатывает министерство.
В рамках реализации мероприятий Программы планируется взаимодействие с научными, общественными организациями и независимыми экспертами. В частности, с привлечением экспертов планируется выработка решений по вопросам, касающимся возможности и целесообразности использования инновационной продукции, произведенной с применением нанотехнологий и наноматериалов, в детских оздоровительных учреждениях.
Реализация и финансирование Программы будут осуществляться в соответствии с перечнем программных мероприятий на основании нормативных правовых актов, действующих на территории Новосибирской области, заключенных государственных контрактов (договоров).
Министерство по согласованию с заказчиками Программы вносит предложения об изменении или продлении срока реализации программных мероприятий, уточняет значения целевых индикаторов и затраты по программным мероприятиям с учетом выделяемых на реализацию мероприятий Программы финансовых средств.
По результатам исполнения программных мероприятий министерство вправе перераспределять при необходимости финансовые ресурсы, направленные на реализацию Программы, между разделами и мероприятиями Программы в пределах выделенных бюджетных ассигнований.
VI. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы
Укрепление и развитие материально-технической базы детских оздоровительных учреждений может основываться на разных подходах.
1. Традиционный (бюджетный) вариант. Модернизация и наращивание материально-технической базы детских оздоровительных учреждений осуществляются за счет государственных и муниципальных ресурсов: финансовых, имущественных, административных, управленческих, кадровых, информационных и др. Участие иных (негосударственных, немуниципальных) субъектов хозяйственной деятельности (социально ответственный бизнес, социально зрелое малое и среднее предпринимательство, социально ориентированные некоммерческие организации, добровольческие и волонтерские организации, спонсоры, меценаты и др.) и их ресурсов в решении проблемы целевым образом не стимулируется, незначительно по масштабам, осуществляется в инициативном порядке, носит эпизодический характер.
Главными рисками традиционного (бюджетного) варианта выступают ограниченность (недостаточность) бюджетных средств, ненадежность муниципальных бюджетов в качестве источников финансирования, риски несвоевременного и неполного финансирования, продление сроков выполнения и удорожание запланированных работ.
Существенными преимуществами рассматриваемого варианта выступают возможность координации всех работ и действий в соответствии с устанавливаемыми приоритетами, контролируемость исполнения и мониторинг результатов в рамках полномочий государственных структур, возможность оперативной корректировки хода исполнения программы.
2. Использование механизмов государственно-частного партнерства.
Основу мер по укреплению и развитию материально-технической базы детских оздоровительных учреждений составляют государственные и муниципальные ресурсы. Финансовый и имущественный потенциал решения проблемы наращивается за счет привлечения бизнеса на принципах государственно-частного партнерства.
Основные риски связаны с неполнотой федерального и регионального законодательства и нормативной правовой базы, регламентирующих основы государственно-частного партнерства. Возможности широкого использования механизмов государственно-частного партнерства ограничены, однако не исключены.
VII. Оценка объема предполагаемого финансирования и предложения
по его источникам
Финансирование Программы планируется осуществлять за счет средств областного бюджета Новосибирской области, местных бюджетов на условиях долевого софинансирования и внебюджетных источников.
Функции главных распорядителей бюджетных средств Программы будут осуществлять: министерство социального развития Новосибирской области, министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области, департамент физической культуры и спорта Новосибирской области, выступающие заказчиками по соответствующим мероприятиям Программы.
По предварительной оценке объем необходимого финансирования Программы из областного бюджета на 3 года составит - 560 млн. рублей, в том числе 2012 год - 200 млн. рублей, 2013 год - 195 млн. рублей, 2014 год - 165 млн. рублей.
Предполагаемое соотношение расходов на реализацию программных мероприятий будет составлять:
75% - средства областного бюджета;
15% - средства местных бюджетов;
10% - внебюджетные средства ДОУ.
Средства, выделяемые из местных бюджетов и внебюджетные средства, носят прогнозные объемы на условиях софинансирования.
Общий предполагаемый объем финансирования в программный период оценивается в 750 млн. рублей.
VIII. Предполагаемый перечень проектов и основных направлений реализации мероприятий, достаточный для решения задач и достижения цели Программы
Для достижения поставленной цели и выполнения задач предлагается реализация программных мероприятий по следующим направлениям деятельности:
Система задач для достижения цели |
Перечень проектов и основных направлений реализации мероприятий |
1. Сохранение, модернизация и развитие объектов детских оздоровительных учреждений, в том числе объектов инфраструктуры детских оздоровительных учреждений |
1. Реконструкция объектов. 2. Капитальный и текущий ремонт помещений. 3. Взаимодействие с научными организациями по выработке решений по возможности применения и использования инновационной продукции, произведенной с применением нанотехнологий и наноматериалов, в целях создания безопасных условий отдыха и оздоровления детей. 4. Обеспечение транспортной доступности ДОУ |
2. Оснащение и благоустройство объектов и территории детских оздоровительных учреждений в соответствии с современными требованиями безопасности и комфортности, установленными действующими санитарно- |
1. Выполнение мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологической безопасности в соответствии с требованиями и нормами СанПиНа: 1) приобретение оборудования (технологического, медицинского и пр.); 2) установка системы отопления; 3) приобретение мебели и мягкого инвентаря; 4) оборудование спортивных и игровых площадок; 5) организация мест купания; 6) обеспечение доброкачественной питьевой водой (установка фильтров, скважин). 2. Выполнение мероприятий по обеспечению противопожарной безопасности. 3. Установка систем видеонаблюдения в ДОУ |
IX. Обоснование эффективности Программы
Реализация Программы позволит сформировать целенаправленную социальную политику поддержки и укрепления системы отдыха и оздоровления детей, обеспечивающей каждому ребенку благоприятные и безопасные условия полноценного отдыха и оздоровления.
В рамках реализации Программы планируется создать надежную, развитую материально-техническую базу для детского отдыха и оздоровления, соответствующую всем требованиям безопасности и комфортности.
К концу 2014 года реализация направлений Программы позволит:
создать условия для ежегодного оздоровления и отдыха детей в ДОУ (в 2012 году - 9144 места, в 2013 году - 10144 места, в 2014 году - 11144 места);
выполнить реконструкцию, капитальный и текущий ремонт объектов в 49 ДОУ;
улучшить транспортную доступность трех ДОУ;
обеспечить системой видеонаблюдения 100% ДОУ (аналогичный показатель 2011 года - 10%);
привести в соответствие с требованиями противопожарной безопасности 100% ДОУ;
привести в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологической безопасности 100% ДОУ.
Сохранение, укрепление и дальнейшее развитие материально-технической базы детских оздоровительных учреждений - важнейшее условие для:
сохранения и укрепления здоровья детей области;
проведения культурно-образовательного досуга, формирования здорового образа жизни детей области;
профилактики детского асоциального поведения в каникулярное время;
расширения перечня и качества услуг для эффективного оздоровления;
создания более комфортных условий для отдыха детей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В целях обеспечения безопасных и благоприятных условий отдыха и оздоровления детей в детских оздоровительных учреждениях разработана концепция долгосрочной целевой программы "Укрепление и развитие материально-технической базы детских оздоровительных учреждений в Новосибирской области на 2012-2014 годы".
Основными задачами Программы являются сохранение, модернизация и развитие объектов государственных и муниципальных загородных учреждений отдыха и оздоровления детей, в том числе объектов инфраструктуры детских оздоровительных учреждений, а также оснащение и благоустройство объектов и территории детских оздоровительных учреждений в соответствии с современными требованиями безопасности и комфортности.
Финансирование Программы планируется осуществлять за счет средств областного бюджета, местных бюджетов на условиях долевого софинансирования и внебюджетных источников.
Предполагаемый общий объем финансирования оценивается в 750 млн. рублей, из которых 560 млн. рублей являются средствами областного бюджета.
Распоряжение Правительства Новосибирской области от 7 июля 2011 г. N 286-рп "Об утверждении Концепции долгосрочной целевой программы "Укрепление и развитие материально-технической базы детских оздоровительных учреждений в Новосибирской области на 2012-2014 годы""
Текст распоряжения опубликован на сайте Губернатора и Правительства Новосибирской области www.adm.nso.ru от 8 июля 2011 г.