Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 29 октября 2014 г. N 03-02-08/54846
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу об уплате процентов за нарушение срока возврата государственной пошлины и сообщает следующее.
Обжалование актов налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц осуществляется в порядке, установленном главами 19 и 20 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
В соответствии с пунктом 10 статьи 78 Кодекса при выплате процентов за нарушение срока возврата излишне уплаченного налога или сбора процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.
В пункте 2 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.1998 N 13/14 "О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами" разъяснено, что при расчете подлежащих уплате годовых процентов по ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации число дней в году (месяце) принимается равным соответственно 360 и 30 дням.
С учетом сложившейся арбитражной практики при расчете процентов, уплачиваемых в случаях несвоевременного возврата сумм налогов или сборов, число дней в году (месяце) принимается равным соответственно 360 и 30 дням. В Методических рекомендациях по ведению информационного ресурса результатов по зачетам и возвратам, утвержденных приказом ФНС России от 25.12.2008 N ММ-3-1/683@ "О создании информационного ресурса результатов работы по зачетам и возвратам", определено, что сумма процентов рассчитывается исходя из 1/360 ставки рефинансирования за каждый календарный день нарушения срока возврата.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.01.2014 N 11372/13 указано, что исчисление процентов за несвоевременный возврат подлежащего возмещению налога на добавленную стоимость или излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов, равно как и взыскание с налогоплательщика пеней за просрочку уплаты налога, носит компенсационный характер и должно осуществляться по единым правилам. Согласно пункту 3 статьи 75, пункту 10 статьи 78 и пункту 5 статьи 79 Кодекса пени (проценты) начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности (нарушения срока возврата). Таким образом, при расчете суммы процентов должны приниматься во внимание следующие правила: при определении периода просрочки - фактическое количество календарных дней просрочки с учетом дня фактического возврата налога (поступления денежных средств в банк), при определении ставки процентов - ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшая в дни нарушения срока возмещения, деленная на количество дней в соответствующем году (365 или 366 дней).
В настоящее время рассматривается вопрос об изменении методики расчета процентов, подлежащих уплате в случаях несвоевременного возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, с учетом указанной выше позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Заместитель директора Департамента |
Р.А. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рассмотрен вопрос об уплате процентов за нарушение срока возврата госпошлины.
Разъяснено, что продолжительность просрочки определяется как фактическое количество календарных дней, в течение которых возврат был задержан, включая день фактического возврата средств (их поступления в банк).
При определении ставки процентов учитывается ставка рефинансирования ЦБ РФ, действовавшая в дни нарушения срока возмещения, деленная на количество дней в соответствующем году (365 или 366 дней).
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 29 октября 2014 г. N 03-02-08/54846
Текст письма официально опубликован не был