В соответствии с Законом Новосибирской области от 15.12.2007 N 166-ОЗ "О прогнозировании, программах и планах социально-экономического развития Новосибирской области", постановлением администрации Новосибирской области от 13.10.2008 N 289-па "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Новосибирской области, их формирования и реализации":
1. Утвердить прилагаемую концепцию долгосрочной целевой программы "Развитие медицинской помощи больным туберкулезом в Новосибирской области на 2012-2016 годы" (далее - Концепция).
2. Министерству здравоохранения Новосибирской области (Кравченко О.В.) в срок до 11.07.2011 на основании Концепции разработать проект долгосрочной целевой программы "Развитие медицинской помощи больным туберкулезом в Новосибирской области на 2012-2016 годы".
3. Контроль за исполнением распоряжения оставляю за собой.
Губернатор Новосибирской области |
В.А. Юрченко |
Концепция
долгосрочной целевой программы
"Развитие медицинской помощи больным туберкулезом в Новосибирской области на 2012-2016 годы"
(утв. распоряжением Правительства Новосибирской области от 8 июля 2011 г. N 308-рп)
I. Цель и задачи Программы, обоснование их соответствия приоритетам социально-экономического развития
Целью концепции долгосрочной целевой программы "Развитие медицинской помощи больным туберкулезом в Новосибирской области на 2012-2016 годы" (далее - Программа) является улучшение эпидемической ситуации по туберкулезу в Новосибирской области, снижение заболеваемости, инвалидности и преждевременной смертности населения от туберкулеза.
Концепцией определяются следующие приоритетные задачи:
Задача 1. Совершенствование организации фтизиатрической службы.
Задача 2. Повышение эффективности мероприятий по внедрению современных методов профилактики, диагностики и лечения туберкулеза.
Задача 3. Укрепление материально-технической базы фтизиатрической службы на основе утвержденных стандартов.
Данные направления являются совокупностью задач, дополняющих те комплексы мер, что уже реализуются на территории Новосибирской области в рамках приоритетного национального проекта "Здоровье", Программы мер по демографическому развитию Новосибирской области на 2008-2025 годы, долгосрочных целевых и ведомственных целевых программ.
II. Система целевых индикаторов, обеспечивающих измеримость результатов достижения целей и решения задач Программы с разбивкой по
временным периодам
Цель и задачи |
Наименование индикаторов |
Единицы измерения |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
Цель. Улучшение эпидемической ситуации по туберкулезу в Новосибирской области, снижение заболеваемости, инвалидности и преждевременной смертности населения от туберкулеза |
смертность от туберкулеза |
на 100,0 тыс. населения |
27,8 |
27,0 |
26,8 |
25,5 |
23,0 |
Задача 1. Совершенствова-ние организации фтизиатрической службы |
заболеваемость туберкулезом |
на 100,0 тыс. населения |
127,5 |
127,0 |
126,5 |
123,0 |
122,0 |
Задача 2. Повышение эффективности мероприятий по внедрению современных методов профилактики, диагностики и лечения туберкулеза |
показатель абациллирования больных туберкулезом, состоявших на учете на конец года |
% |
35,2 |
35,9 |
36,0 |
36,5 |
40,0 |
Задача 3. Укрепление материально- |
клиническое излечение больных туберкулезом органов дыхания |
% |
36,0 |
36,5 |
37,0 |
37,5 |
40,0 |
III. Анализ проблемы
Совершенствование медицинской помощи больным туберкулезом является одной из приоритетных задач здравоохранения.
На протяжении последних лет благодаря совместной деятельности исполнительных органов государственной власти Новосибирской области, органов местного самоуправления в Новосибирской области и учреждений здравоохранения Новосибирской области по совершенствованию профилактики и борьбы с туберкулезом удалось улучшить работу фтизиатрической службы.
В настоящее время на территории Новосибирской области отмечается стабилизация эпидемиологической ситуации по туберкулезу. Однако заболеваемость туберкулезом сохраняется на уровне 130,0-133,0 на 100,0 тыс. населения, что в 1,6 раза превышает средние показатели по Российской Федерации, причем в системе Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Новосибирской области ежегодно выявляются 17,0-20,0% первичных больных, при численности спецконтингента до 1,0% от населения Новосибирской области.
Стабилизация заболеваемости отмечается на фоне роста охвата населения Новосибирской области флюорографическим обследованием с 64,6% в 2008 году до 66,3% в 2010 году. Ежегодно каждый второй житель Новосибирской области старше 15 лет проходит флюорографическое обследование на туберкулез согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 25.12.2001 N 892 "О реализации Федерального закона "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации".
В течение последних лет отмечается рост охвата населения флюорографическим обследованием, с 65,6% в 2009 году до 66,6% в 2010 году. На фоне системного подхода отмечается улучшение структуры впервые выявленных больных: удельный вес лиц с запущенными формами туберкулеза снизился за 3 года с 12,5% до 10,1%. Удельный вес деструктивных форм туберкулеза снизился до 43,0%, форм с бактериовыделением - до 42,0%.
Показатель смертности населения от туберкулеза снизился за 3 года с 29,8 до 29,0 на 100,0 тыс. жителей, однако превышает республиканский в 1,6 раза. В связи с несвоевременным выявлением каждый 5-й больной в области умер в первый год постановки на учет. Выросло число случаев первичного установления диагноза туберкулеза на вскрытии - с 45 до 49 человек.
Постепенно уменьшается число лиц с активными формами туберкулеза, состоящих на учете в противотуберкулезных учреждениях области. Показатель болезненности (распространенности) на 100,0 тыс. жителей в 2010 году достиг 250,5 (259,1 - в 2008 году).
Отмечается тенденция роста числа больных с множественными лекарственно-устойчивыми формами туберкулеза, что характерно и для других субъектов Российской Федерации. В настоящее время число больных с множественными лекарственно-устойчивыми формами туберкулеза в Новосибирской области составляет 22,7% среди впервые выявленных больных и 47,3% от всех больных, выделяющих микобактерии туберкулеза. Данный факт неблагоприятно влияет на эффективность лечения и значительно повышает стоимость лечения, поскольку противотуберкулезные препараты 2 ряда, используемые для лечения этой формы заболевания, дороже препаратов 1 ряда в 10-15 раз.
Значительную проблему представляет рост больных сочетанной патологией ВИЧ-туберкулез. Число таких больных выросло за 2010 год на 65,4% (со 185 до 306 человек). В ближайшие годы эта категория больных будет способствовать увеличению заболеваемости туберкулезом и смертности от туберкулеза, поскольку в области около 11700 ВИЧ-инфицированных и именно у этой категории пациентов на первом месте как причина смерти является туберкулез.
Отстает от современных требований и материально-техническое состояние противотуберкулезных учреждений Новосибирской области.
Так, здание филиала государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области "Новосибирский областной противотуберкулезный диспансер" - Противотуберкулезный диспансер N 6, расположенного по адресу: 630034, г. Новосибирск, ул. Серафимовича 10, в течение последних 5 лет находится в аварийном состоянии.
Не соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам ряд структурных подразделений государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области "Государственная областная Новосибирская клиническая туберкулезная больница".
В соответствии с СанПиН N 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.05.2010 N 58, необходимо увеличение площади на взрослую туберкулезную койку до 8 кв. м. В настоящее время площадь на 1 взрослую койку в государственном бюджетном учреждении здравоохранения Новосибирской области "Государственная областная Новосибирская клиническая туберкулезная больница" составляет, в среднем, 6,9 кв. м. Резервы для увеличения площади в имеющихся помещениях больницы отсутствуют. Для приведения площади палаты к нормативу, предусмотренному вышеуказанными СанПиН N 2.1.3.2630-10, потребуется дальнейшее сокращение фактического числа коек, в связи с чем возникнет дефицит коечного фонда и очередность на госпитализацию.
Единственным выходом из сложившейся ситуации является строительство новой областной туберкулезной больницы и строительство новых корпусов противотуберкулезных учреждений в Искитимском, Маслянинском и Тогучинском районах Новосибирской области.
В течение последних десяти лет закупка медицинского оборудования для противотуберкулезной службы осуществлялась в небольшом объеме, что привело к его моральному старению и износу.
Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2010 N 224н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи больным туберкулезом в Российской Федерации" определены стандарты оснащения противотуберкулезного (фтизиатрического) диспансера (туберкулезной больницы), которым противотуберкулезные учреждения Новосибирской области не соответствуют. В связи с чем актуальной является проблема приведения учреждений к стандартам оснащения медицинским оборудованием.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного приказа следует читать как "1224н"
С учетом вышеизложенного можно выделить следующие основные проблемы, требующие первоочередного решения:
1) неполное соответствие стандартам оснащения материально-технической базы фтизиатрической службы Новосибирской области;
2) дефицит туберкулезных коек, а также несоответствие имеющихся площадей требованиям СанПиН N 2.1.3.2630-10;
3) оснащение медицинским оборудованием противотуберкулезных учреждений Новосибирской области в соответствии с федеральными стандартами оснащения.
IV. Обоснование необходимости решения проблемы в рамках
программно-целевого подхода
Учитывая сложность проблем и необходимость выработки комплексного и системного решения, обеспечивающего снижение уровня заболеваемости, инвалидности и преждевременной смертности населения Новосибирской области от туберкулеза, необходим межведомственный подход, который обеспечит координацию и согласованность действий различных субъектов деятельности в данной сфере.
Наиболее эффективным методом решения существующих проблем, с учетом задач государственной политики, является применение программно-целевого метода.
Применение программно-целевого метода позволяет обеспечить:
1) решение комплексных масштабных задач Программы, которые носят межведомственный характер, путем объединения усилий исполнительных органов государственной власти Новосибирской области во взаимодействии с органами местного самоуправления в Новосибирской области;
2) оперативное применение эффективных механизмов реализации Программы, позволяющих, в том числе, повысить бюджетную ответственность исполнительных органов государственной власти Новосибирской области в части реализации мероприятий Программы;
3) системный подход к формированию комплекса взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий для достижения поставленных целей;
4) длительный горизонт планирования, позволяющий оценить долгосрочные эффекты;
5) контроль эффективности расходования средств областного бюджета Новосибирской области.
Кроме того, использование программно-целевого метода позволит минимизировать потребности в материальных, трудовых и финансовых ресурсах для достижения поставленных целей и сконцентрировать усилия на следующих приоритетных направлениях по снижению уровня заболеваемости, инвалидности и преждевременной смертности населения Новосибирской области от туберкулеза:
совершенствование системы мероприятий, разработка и внедрение современных методов по профилактике, диагностике и лечению больных туберкулезом;
развитие материально-технической базы фтизиатрической службы на основе утвержденных стандартов.
Программа будет способствовать улучшению эпидемической ситуации по туберкулезу в Новосибирской области, снижению основных эпидемических индикаторов по туберкулезу, внедрению в медицинскую практику эффективных методов профилактики, раннего выявления, диагностики, лечения и реабилитации больных туберкулезом, а также сокращению уровня смертности, заболеваемости и инвалидности населения Новосибирской области.
V. Механизм реализации Программы, система управления
Улучшение эпидемической ситуации по туберкулезу в Новосибирской области будет решаться по следующим направлениям:
совершенствование организации фтизиатрической службы;
повышение эффективности мероприятий по внедрению современных методов профилактики, диагностики и лечения туберкулеза;
укрепление материально-технической базы фтизиатрической службы на основе утвержденных стандартов.
Программа финансируется за счет средств областного бюджета Новосибирской области.
Отбор исполнителей программных мероприятий из числа общественных объединений, иных организаций осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Финансирование мероприятий Программы муниципальных лечебно-профилактических учреждений осуществляется путем предоставления из областного бюджета Новосибирской области местным бюджетам иных межбюджетных трансфертов на реализацию мероприятий программы.
Взаимодействие с органами местного самоуправления в Новосибирской области осуществляется на основе соглашений.
Координацию действий участников и управление Программой осуществляет заказчик-координатор Программы - министерство здравоохранения Новосибирской области.
Исполнители Программы при необходимости в установленном порядке готовят и направляют заказчику-координатору Программы предложения по уточнению целевых показателей, мероприятий Программы на очередной финансовый год, затрат по мероприятиям Программы.
Заказчик-координатор Программы при необходимости в установленном порядке готовит проекты нормативных правовых актов Правительства Новосибирской области о внесении изменений в Программу и направляет их на согласование в областные исполнительные органы государственной власти Новосибирской области, функциональные обязанности которых затрагивает Программа. При необходимости вносит в установленном порядке предложения об изменении или продлении срока реализации программных мероприятий.
С целью контроля за реализацией Программы исполнители Программы ежеквартально, до 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, направляют в адрес заказчика-координатора Программы отчет, который содержит:
перечень выполненных мероприятий Программы с указанием объемов и источников финансирования и непосредственных результатов выполнения мероприятий Программы;
анализ причин невыполнения (несвоевременного выполнения) программных мероприятий.
Министерство здравоохранения Новосибирской области представляет отчет в министерство экономического развития Новосибирской области.
Общее управление и контроль за ходом реализации мероприятий Программы осуществляет заказчик-координатор Программы.
Заказчик-координатор Программы осуществляет свои функции во взаимодействии с исполнительными органами государственной власти Новосибирской области, являющимися государственными заказчиками Программы, органами местного самоуправления Новосибирской области.
Систему управления реализацией Программы формирует заказчик-координатор.
При реализации Программы заказчик-координатор выполняет следующие функции:
1) управление реализацией Программы;
2) общую координацию деятельности участников Программы в пределах их компетенции;
3) обеспечение взаимодействия исполнительных органов государственной власти Новосибирской области, участвующих в реализации Программы;
4) нормативно-правовое обеспечение реализации Программы;
5) осуществление деятельности по комплексному информационному сопровождению реализации Программы, в том числе в печатных и электронных средствах массовой информации и на рекламных носителях;
6) осуществление контроля исполнения Программы;
7) мониторинг результатов реализации программных мероприятий.
Заказчик-координатор анализирует, корректирует ход выполнения Программы и вносит предложения по совершенствованию реализации Программы.
Государственные заказчики Программы выполняют следующие функции:
1) осуществляют деятельность по комплексному информационному сопровождению реализации Программы, в том числе в печатных и электронных средствах массовой информации;
2) готовят в установленном порядке предложения об уточнении перечня программных мероприятий на очередной финансовый год, а также механизмов реализации Программы;
3) осуществляют мониторинг результатов реализации программных мероприятий;
4) осуществляют финансирование мероприятий Программы.
Контроль за исполнением Программы включает:
1) ежеквартальную отчетность о реализации мероприятий Программы;
2) контроль за рациональным использованием исполнителями финансовых средств, выделяемых на выполнение мероприятий Программы;
3) контроль за сроками выполнения государственных контрактов (договоров);
4) контроль за качеством реализуемых программных мероприятий;
5) ежегодный мониторинг эффективности реализации Программы в соответствии с критериями эффективности реализации Программы.
Реализация и финансирование Программы осуществляются в соответствии с перечнем программных мероприятий на основании нормативных правовых актов, действующих на территории Новосибирской области, государственных контрактов (договоров), заключаемых государственными заказчиками с поставщиками работ и услуг.
Отчеты об исполнении Программы готовятся в соответствии с действующим законодательством Новосибирской области.
VI. Возможные варианты решения проблем, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблем
Основными проблемами организации оказания медицинской помощи больным туберкулезом в Новосибирской области являются:
1. Экономические: несоответствие материально-технической базы санитарным нормам и табелю оснащения, дефицит фтизиатрических коек, рост потребности в дорогостоящих резервных препаратах, дефицит медицинских кадров.
2. Социальные: низкий уровень санитарной грамотности населения, значительное количество социально-дезадаптированного контингента.
3. Медицинские: рост числа больных сочетанной патологией ВИЧ-туберкулез, рост числа больных с множественной лекарственной устойчивостью.
В настоящее время приоритетным является приведение коечной мощности туберкулезной службы к государственному заказу и соответствие коек требованиям СанПиН N 2.1.3.2630-10. В настоящее время на территории Новосибирской области дефицит коечной мощности составляет не менее 30,0-40,0% от необходимого.
Для решения вышеуказанных проблем предлагается Программа, которая будет способствовать ранней диагностике и своевременному выявлению туберкулеза, что позволит существенно снизить заболеваемость туберкулезом и повысить эффективность лечения больных туберкулезом.
Реализация Концепции предусматривает:
включение приоритетных направлений в Программу социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2015 года;
координацию предусмотренных Концепцией направлений, задач, мероприятий с исполнением Приоритетного национального проекта "Здоровье" на территории Новосибирской области.
Концепция предусматривает использование следующих управленческих механизмов для решения задач и достижения цели:
1) разработка и реализация нормативных правовых актов по формированию эффективной среды для достижения поставленных целей и задач;
2) проектное управление развитием социального комплекса, включая разработку и реализацию мероприятий долгосрочных и ведомственных целевых программ и проектов развития социальной сферы, программ развития в муниципальных образованиях Новосибирской области;
3) единый контроль подготовки и исполнения соглашений, заключаемых при выделении субвенций и субсидий из областного бюджета Новосибирской области муниципальным образованиям Новосибирской области на обеспечение социальных гарантий граждан и финансирование мероприятий Программы;
4) мониторинги важнейших социально-экономических процессов и мониторинговые социологические исследования эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Новосибирской области по реализации мероприятий, направленных на снижение уровня заболеваемости и смертности населения от туберкулеза, и осуществление по их результатам корректирующих оперативных управленческих воздействий.
Основные экономические механизмы реализации Концепции:
бюджетное финансирование на основе государственных и муниципальных заказов проектов и программ, обеспечивающих развитие системы здравоохранения, государственных и муниципальных учреждений фтизиатрического профиля.
Для достижения поставленной цели и реализации задач необходимы разработка и реализация максимально полной системы мероприятий по сформированным в концепции Программы направлениям.
Вместе с тем существует необходимость предусмотреть альтернативные варианты реализации Программы при условии возможного ограничения дополнительных финансовых, кадровых, организационных и методических ресурсов.
Для выработки таких вариантов целесообразно выделить в максимально полной системе направлений и программных мероприятий направления, механизмы и меры:
уже реализуемые в составе других действующих (утвержденных к финансированию) программ, проектов, планов мероприятий; они составят целевым образом структурированную "минимальную" основу Программы;
ключевые - открывающие при их реализации наращивание результатов; они составят основную часть Программы;
приоритетные - в соответствии со стратегическими направлениями социально-экономического развития Новосибирской области; состав, востребованность и интенсивность их реализации будут определяться динамикой преодоления кризиса и изъятием из режима резервирования дополнительных ресурсов.
VII. Оценка объема предполагаемого финансирования и
предложения по его источникам
Программа финансируется за счет средств областного бюджета Новосибирской области.
Общий объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета Новосибирской области составит 3896874,0 тыс. рублей, в том числе областной бюджет по годам:
2012 год - 347 210,1 тыс. рублей;
2013 год - 950 909,8 тыс. рублей;
2014 год - 963 001,4 тыс. рублей;
2015 год - 907 565,0 тыс. рублей;
2016 год - 728 187,7 тыс. рублей.
Средства Программы по исполнителям:
министерство здравоохранения Новосибирской области:
областной бюджет Новосибирской области, всего 758 135,4 тыс. рублей, в том числе:
2012 год - 128 710,1 тыс. рублей;
2013 год - 172 271,2 тыс. рублей;
2014 год - 141 401,4 тыс. рублей;
2015 год - 139 565,0 тыс. рублей;
2016 год - 176 187,7 тыс. рублей;
министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области:
областной бюджет Новосибирской области, всего 3138738,6 тыс. рублей, в том числе:
2012 год - 218 500,0 тыс. рублей;
2013 год - 778 638,6 тыс. рублей;
2014 год - 821 600,0 тыс. рублей;
2015 год - 768 000,0 тыс. рублей;
2016 год - 552 000,0 тыс. рублей.
VIII. Предполагаемый перечень проектов и основных направлений реализации мероприятий, достаточный для решения задач и достижения цели Программы
Основные направления реализации проектов следующие:
1. Проект "Формирование приверженности к лечению у больных туберкулезом, проходящих контролируемое амбулаторное лечение в Новосибирской области".
2. Проект "Лечение лекарственно-устойчивых форм туберкулеза в Новосибирской области".
Реализацию мероприятий Программы предполагается осуществить по следующим направлениям:
1) общие организационно-методические мероприятия;
2) укрепление материально-технической базы;
3) раннее выявление туберкулеза;
4) совершенствование лечебно-диагностического процесса;
5) противоэпидемические мероприятия;
6) инфекционный контроль в противотуберкулезных учреждениях;
7) профилактика туберкулеза;
8) информатизация управления;
9) взаимодействие с Федеральной службой исполнения наказаний России по Новосибирской области и федеральным государственным учреждением здравоохранения "Новосибирский научно-исследовательский институт туберкулеза" Минздравсоцразвития Российской Федерации.
IX. Обоснование эффективности Программы
Общая социально-экономическая эффективность реализации Программы оценивается с использованием системы индикаторов, значения которых по годам реализации Программы приведены в разделе II настоящей Концепции.
В результате реализации Программы в Новосибирской области планируется достижение экономического эффекта, который обусловлен следующими факторами:
улучшением демографической ситуации за счет снижения смертности, заболеваемости и инвалидности населения Новосибирской области от туберкулеза;
снижением частоты госпитализаций и длительности стационарного лечения пациентов, страдающих туберкулезом;
общим оздоровлением населения, повышением уровня и качества жизни.
В результате реализации Программы к концу 2016 года:
снизится смертность от туберкулеза до 23,0 на 100,0 тыс. населения;
снизится заболеваемость туберкулезом до 122,0 на 100,0 тыс. населения;
увеличится показатель абациллирования больных туберкулезом, состоявших на учете на конец года, до 40,0%;
увеличится показатель клинического излечения больных туберкулезом органов дыхания до 40,0%.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В целях улучшения эпидемической ситуации по туберкулезу в Новосибирской области, снижения заболеваемости и преждевременной смертности населения от туберкулеза разработана концепция долгосрочной целевой программы "Развитие медицинской помощи больным туберкулезом в Новосибирской области на 2012-2016 годы".
Основными задачами программы являются дополнение комплексных мер, которые уже осуществляются на территории области в рамках национального проекта "Здоровье", внедрение современных методов профилактики, диагностики и лечения туберкулеза, совершенствование организации фтизиатрической службы и укрепление ее материально-технической базы.
Финансирование программы будет осуществляться за счет средств областного бюджета.
Общий прогнозный объем финансирования предположительно составит 3896874,0 тыс. рублей.
Распоряжение Правительства Новосибирской области от 8 июля 2011 г. N 308-рп "Об утверждении концепции долгосрочной целевой программы "Развитие медицинской помощи больным туберкулезом в Новосибирской области на 2012-2016 годы""
Текст распоряжения опубликован на сайте Губернатора и Правительства Новосибирской области www.adm.nso.ru от 8 июля 2011 г.